Библейско-богословская школа Иверского Валдайского монастыря, 2019 г.
Что больше всего вас удивляет в природе? Видите ли вы свидетельства того, что наш мир был сотворен?
Если бы вас попросили рассказать о том, как чтение Священного Писания влияет на вас, о чем бы вы говорили?
Чем для вас было бы естественно закончить молитву, которая началась как хвала Богу?
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. 3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. 4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. 5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу, 6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще: 7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. 9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. 10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; 11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; 12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня 14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. 15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Это один из самых красивых псалмов Псалтири. Помню, как был удивлен, когда мой друг-физик, вроде бы не склонный к особой чувствительности, поднявшись на одну из северных гор и увидев высокое небо и солнце над головой, начал цитировать этот псалом наизусть!
Что же составляет особую красоту этого псалма? Может быть, это начало с описанием природы, полное образов и метафор? Середина, где учение Господа воспевается так, как мы редко воспеваем даже тех, кто нам близок и дорог? Или же особо доверительная интонация в конце, где прошения к Богу дышат простотой и искренностью? Возможно, особое впечатление достигается благодаря искусному соединению всех трех частей в единое целое, и постепенному восхождению к новым вершинам, которое предлагает совершить нам автор.
Первые семь стихов говорят об откровении Бога в природе.
Начинается эта часть с того, что о Боге возвещают небеса и твердь. Твердь — это не земля, как может показаться, а, скорее, атмосфера (см. Быт. 1) — то, что удерживает воды в небесах. Сами небеса — это космос, с его звездами, луной, солнцем. И днем, и ночью небеса говорят о Боге. Если вам случалось днем лететь на самолете, покидая место, затянутое хмурыми облаками, вы наверняка переживали восторг, оказываясь в чистом, сияющем небе. Но и ночью, если оказаться вдали от цивилизации и всмотреться в глубокое небо, усыпанное звездами, — почувствуешь благоговение.
Четвертый стих составляет определенную трудность. Дело не в том, что природа говорит на всех языках мира. Напротив, она не говорит ни на одном из человеческих языков (так лучше перевести смысл этого стиха), — и тем не менее ее весть разносится повсюду, до пределов вселенной. Богословы называют это естественным Откровением (см. Рим. 1).
Далее речь идет о солнце. Некоторые исследователи считают, что это самая древняя часть псалма, возможно, даже переработанный гимн из языческого прошлого, посвященный богу-солнцу. Если и так, авторы хорошо потрудились над «демифологизацией», — ведь солнце здесь явно показано как творение, о «жилище» которого позаботился Бог. И все же если солнце настолько могуче, что проникает везде (от него не спрячешься), все согревает или даже обжигающе палит — то насколько же могуч Бог, и можно ли укрыться от Бога?!..
Если бы на этом все оборвалось, картина получилась бы незаконченной. Бог несомненно величествен. Его слава видна в творении («слава» в евр. — от того же корня, что тяжесть, весомость). Даже его творения, как, например, солнце, прекрасны, и одновременно ужасны своим величием. Но каков Бог по отношению к человеку? Дружествен, или враждебен? Он хочет, чтобы Ему рабски служили, или Он видит в человеке нечто большее, чем просто раба? Есть ли у Него замысел относительно пути человеческой жизни? Естественное богословие знает о Боге, но не знает Бога. Это отражается в том, что первые семь стихов псалма для обозначения Бога используют Эль (общее имя для богов на востоке, связано с понятием силы, можно было бы перевести как Всесильный), и только дальше появляется личное имя Яхве, которое увы, оказалось утрачено при переводе. Не зная Бога лично, естественное богословие не может ответить на вопрос о том, каков же Бог в общении с человеком.
К счастью, Сам Бог открывает Себя человеку — через Свое Слово, Закон. Но, прежде, чем говорить об этом, рассмотрим три ошибочных взгляда на Закон.
Некоторые считают, что Закон — это что-то внешнее по отношению к жизни, специальные правила, придуманные Богом. Жизнь будто бы требует одного, а Бог — совсем другого. Это не библейский взгляд. Для иудея закон, или, лучше сказать, Учение, Тора, — это не просто внешний закон, а сам закон жизни. Письменная Тора отражает в словах и идеях то, что заложено как внутренний закон в самом Творении. Ты можешь не слушаться Закона Божия, — не Бог тебя будет за это наказывать; ты просто сам выбираешь себе последствия, и они не заставят себя ждать, твой путь жизни будет неуспешен (см. 1 Пс.).
Вторая ошибочная линия мысли — считать, что Закон слишком тяжел, слишком подробен, и тот, кто будет жить по нему, будет страдать от этой тяжести. Ветхозаветные люди вовсе не так смотрели на закон! Они радовались ему, считали великой ценностью, были счастливы, когда им удавалось исполнить заповедь. Самый длинный псалом в Библии, 118, посвящен как раз прославлению Закона!
Третья ошибка — считать, что с пришествием Христа Закон упраздняется. Но как может упраздниться то, что отражает сами правила жизни? Да, то, что касалось ритуальной части, связанной с жертвами, упразднено жертвой Христа. Но то, что касается самой жизни с Богом, друг с другом, не просто не отменено; требования к жизни во Христе становятся даже выше (см. Нагорную проповедь, Мф. 5 гл.). Для человека, живущего в Новом Завете, Закон становится лишь актуальнее: он перестает быть чисто внешним, и становится внутренним, написанным на скрижалях сердца (Иер. 31). Чтобы его исполнить, необходимо жить во Христе, в Его Духе.
Посмотрим же, как псалмопевец хвалит Бога за то, что ему открыто до воплощения Христа. Он использует разные слова, чтобы описать откровение Божие. Начинается все с наиболее общих терминов, и переходит к более конкретным.
ст. 8. Сначала псалмопевец говорит о Законе (Тора, учение). В Закон входит все — и представления о том, как жить, и о том, в Кого верить, как Ему служить, и сама история отношений. Учение Господа совершенно, т. е. полно, не нуждается в дополнениях или исправлениях (употребляется то же слово, что и в отношении жертвенных животных, которые должны быть без недостатка). Чтобы быть с Богом, ничего другого не нужно. Обращение к Закону буквально «возвращает душу», восстанавливает жизнь. Следующее слово этого стиха, эдут, можно перевести и как откровение, и как свидетельство (например, скрижали были свидетельством завета между Яхве и людьми, ковчег назывался ковчегом свидетельства). Вот такое свидетельство Господа, завет с Ним, и жизнь по этому Завету, действительно, простецов делает мудрыми.
ст. 9. Повеления (пиккудим) и заповеди (мицвот) — это очень близкие по смыслу понятия, означающие то, что нужно обязательно делать, или что делать запрещено. По сравнению с Законом это — более практический уровень. И повеления, и заповеди ведут к одному — к радости. Человек, живущий праведно, радуется, зная, что Бог за него, и у него есть надежда. Оттого-то у него и веселится сердце, и сияют глаза (в отличие от людей, которые лишены надежды, и их взор потух).
ст. 10 В этом стихе появляется слово страх (иреа). Страх является ключом для соблюдения заповедей (Притч. 1:7, Пс. 110:10). Но некоторые исследователи предлагали заменить его на слово (имра), как более подходящее по контексту (параллелизм). Слова Божьи — это ответы на молитву, пророческие возвещения (Пс. 118:38), они действительно чисты и пребывают вовек. А Божественный суд (мишпат) — это Его решения в ситуациях, когда к Его суду прибегают люди. И слова, и суды — это то, что в богословии называют еще частным откровением, т. е. то, что дается конкретному человеку в конкретное время. Разумеется, все обещания и решения Божьи чисты и справедливы.
ст. 11-12. Все учения и откровения, повеления и заповеди, слова и суды Божьи желанны, вожделенны для праведника, они приносят наслаждение (сладки) и дороже золота. Это одновременно и метафоры, и истинная правда — кто открывал для себя истинность пути Божия и тем более получал конкретный ответ от Господа, тот с этим согласится. Если жить по Слову Божию, будешь в безопасности, и даже получишь награду от Господа за послушание.
Но Псалмопевец хорошо знает себя. Хоть ему и дано Откровение, он остается всего лишь человеком, у которого есть наклонность и к добру, и ко злу. Что победит? Автор псалма просит о том, чтобы Господь очистил его от всего, что ему неведомо, но что отделяет от Бога — все тайные для него самого погрешности. И также он молит о том, чтобы Господь удержал от того, в чем он может согрешить сознательно, если искушение станет слишком сильным. Только в случае Божьей помощи он сможет сохранить себя непорочным и чистым.
Размышления об откровении Бога в природе и в Его Учении, о самом себе подвели псалмопевца к тому, чтобы напрямую обращаться ко Господу. Наконец он — в Божьем Присутствии. И здесь он может просить только одного — чтобы быть угодным Господу, в словах, делах.
А заканчивается все славословием надежды, ведь Яхве предстает Скалой, на которой надежно, и избавителем, Искупителем.
Можно ли доверять тексту, если он открывается столь архаичной картиной мира? Как же читать подобные тексты (в т.ч. Бытие)?
Как вы думаете, если откровение о Боге в природе столь очевидно, почему многие не слышат и не принимают его?
Чем откровение в природе отличается от откровения в Слове, в чем они дополняют друг друга?
Какие шесть наименований используются для описания Божественного Откровения, что они означают?
Что из описанного в псалме соответствует вашему опыту? Если бы вы хотели прославить Бога, о чем говорили бы вы?
Видите ли вы здесь намек на Христа? Попробуйте прочесть этот псалом в свете следующих мест Писания: Евр. 1:2, 2 Тим. 3:15, Иов 19:25-27.