Библейско-богословская школа Иверского Валдайского монастыря, 2019 г.
1 Псалом Давида.
Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? 2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. 3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. 5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: 6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; 9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! 11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. 12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
Второй псалом вызывает гораздо больше вопросов, чем первый.
Если первый псалом — это поучение о путях жизни, то что представляет собой второй псалом?
Почему он так важен, что стоит сразу после первого псалма? Есть ли между ними связь?
Темой этого псалма является восстание против Бога и Его помазанника. О каком восстании идет речь?
Как образ Бога в этом псалме (гневного, насмехающегося) соотносится с тем, что мы уже знаем о Боге как справедливом и милосердном, идущем на смерть ради спасения людей?
Это так называемый «царский псалом». Может быть, основой его послужило воцарение самого Давида и реакция филистимлян (2 Цар. 5:17). Вероятно, этот псалом читался, когда цари из династии Давида помазывались на царство или устраивали празднования в честь годовщины воцарения.
Передача власти нередко использовалась бунтовщиками и врагами трона для изменения политической ситуации (смены династии, выхода из подчинения), поэтому для самого царя такой текст служил ободрением, укреплением, некоторой гарантией, что его законные права будут соблюдены, — особенно в свете того, что рядом существовали гораздо более крупные империи, которые не раз пытались сделать царство Давида своим вассалом. Для верных ему людей этот псалом был источником радости и надежды на мирное правление. Для его вассалов и врагов — напоминанием об их обязанностях, а также средством устрашения.
Почему этот псалом занимает такое важное место? Если первый псалом учит постоянно поучаться в законе Господа, то второй — подчиняться Господу и Его помазаннику, признавать Его власть. Для верующего иудея власть Давида и его потомков была священной — но не из-за обожествления царя, как в Египте, а из-за того, что именно с династией Давида были связаны надежды на пришествие Мессии (см. 2 Цар. 7, т.наз. «завет с Давидом»). Раскрытие такой надежды в молитве о царе можно увидеть в Пс. 71, где воцарение идеального царя связано с миром, справедливостью, покорением всех народов, заботой о страдающих, изобилием даров жизни. Впрочем, довольно быстро стало понятно, что обычные цари плохо отвечают этому призванию, и псалом стал читаться как псалом о грядущем Мессии. Поэтому первый псалом — о путях жизни в настоящем, а второй устремлен в будущее, он — о надежде всего Ветхого Завета.
ст.1-3. Начало псалма передает удивление автора. Зачем замышлять то, что не осуществится? Мы видим перекличку с первым псалмом, перед нами — совет нечестивых. Мы уже знаем, что эти люди не устоят. Но против чего они выступают? Узы и оковы — это не только политическое подчинение. То, что здесь переведено как «узы», близко по смыслу понятию «иго», «ярмо». Такими словами иудеи обозначали следование закону. Т.е. эти люди хотят отвергнуть не только власть царя, но и учение Бога о праведной жизни, хотят жить по-своему.
ст. 4. Бог изображается в этом псалме как Тот, Кто живет превыше всех — на небесах. Возникает вопрос, почему говорится о Божьем смехе, разве Бог не должен с большим уважением относиться к человеку? Для Бога, действительно, все козни людей — смешны, это просто детский лепет. Их попытки построить жизнь по-своему, без Него — обречены на неудачу. И ничто так не лишает врагов силы, как смех — значит, их просто не воспринимают всерьез.
ст. 5-9. Впрочем, одним смехом дело не заканчивается: атмосфера сгущается, и враги вострепещут от гнева Божия. Бог произносит Свое слово, и царь дополняет это откровение тем, что сказано лично ему. Бог на Сионе, месте, выбранном для поклонения Себе, помазует царя.
Подобные тексты существовали в Месопотамии и Египте. Боги и там обращаются к своим избранникам, подтверждая их права, власть. Но если фараоны прямо считались потомками богов, обожествлялись, то в Шумере цари усыновлялись богом, и в нашем псалме описывается именно усыновление. Известно также, что правители Египта и Месопотамии в буквальном смысле при восшествии на престол символически сокрушали глиняные горшки, на которых были написаны имена других народов.
ст. 10-12а. Заметим, устрашающие слова сказаны не к робким душой, не к тем, кто хрупок или ранен. Эти слова — к людям, которые считают себя единственной властью: цари, судьи земли. О, как и в наше время не хватает, чтобы сильные земли трепетали перед Богом и Его судом!
ст. 12б. А заканчивается псалом неожиданно — блаженством. И, если первый псалом видит блаженство в том, чтобы жить по закону Господа, то второй идет дальше: здесь блаженство связывается уже не только с размышлением и правильным поведением, но с тем, на что и на Кого человек возлагает свою надежду. Невозможно надеяться — и оставаться замкнутым в себе. Настоящая надежда ведет к молитве, к живому общению. Здесь верность не просто учению, но личности, Богу Живому и Помазаннику Его. С ними надежда есть всегда.
Как этот псалом читался первыми христианами?
Апостолы увидели в этом псалме пророчество, которое исполнилось во Христе. Это Иисус — Сын Божий — и по рождению, и по тому, что Отец провозглашает Его Сыном в Крещении. Это Он, единственный из потомков Давида, настолько связан с Отцом, что правомерно сказать: кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца (Ин. 5:23). Это Он предлагает такие «узы», «иго», которые будут благословением для всех, кто последует Его учению (Мф. 11:28-30). Это против Иисуса выступят цари и судьи земли — Ирод, Понтий Пилат, храмовое священство (Деян. 4:25-28). Это Сын в Своем воскресении называется Господом всех (Деян. 2:36), Он — Тот, кому надлежит царствовать над всем Творением (1 Кор. 15:25). И о нем авторы послания к Евреям и Откровения говорят как о держащем жезл и поражающем народы в день гнева (Евр. 1:8, Откр. 12:5, 19:15).
Как мы можем читать этот псалом?
Подобно первым христианам, мы можем радоваться, что пришествие Христа состоялось, и Он утвержден как Господь всей земли. Сегодня, когда окружающая действительность заставляет сомневаться в том, что Бог действует в этом мире, этот псалом побуждает не терять надежды, верить во всемогущество Бога и помазанного им Иисуса Христа. Никакие политические и экономические силы земного мира, никакие силы, разрушительно действующие даже внутри Церкви, — никакие силы греха не могут отменить этой истины.
Такая вера не может оставаться бездейственной — она дает силы для того, чтобы поступать в этом мире по правде Божией, не страшась противников — это им следовало бы бояться и страшиться.
Мы не Бог, и не должны демонстрировать презрение к обидчикам — их это может только разозлить и спровоцировать, да и нигде мы не видим, чтобы так поступали ученики Христовы. Предупреждать же власть имущих об ответственности и напоминать о том, Кто главный в этом мире, христиане всегда видели своей задачей. И все же к тем, кто пытается узурпировать свободу и отвернуть Божьи пути жизни, нам стоило бы иногда относиться с меньшей серьезностью; в очах Божьих их попытки достойны лишь насмешки и презрения.
Важнее, что надеющихся на Бога обязательно ждет блаженство. Но продолжаем ли мы надеяться?