Этот псалом – пожалуй, один из самых знаменитых в Библии. Иудеи и западные христиане используют его в качестве гимна и на похоронах, православные христиане — перед Причастием.
В псалме говорится том, что Бог заботится, защищает и наполняет жизнь тех, кто доверился Ему. Это исповедание веры в то, каков Бог, песнь надежды и доверия.
1 Псалом Давида. Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: 2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, 3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6 Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.
В псалме присутствуют три образа: Бог как пастух овечьего стада (1-3), Бог как провожатый в пути (3-4), и Бог как гостеприимный хозяин (5). Но можно увидеть здесь и один и тот же образ Пастуха, заботящегося об овцах на разных этапах пути.
Метафору пастуха применяли к себе ближневосточные владыки, она присутствует как описание Бога как царя и в других текстах Ветхого Завета (см.напр., Ис. 40:10-11). Возможно, она была близка псалмопевцу в силу того, что сам Давид был пастухом.
Попробуйте сначала увидеть, какой образ Бога вырисовывается из этого псалма, сравните это с тем, каков ваш образ Бога. А затем задайтесь вопросом, каков образ псалмопевца, чему он может нас научить.
Несколько пояснений по тексту.
1 Я ни в чем не буду нуждаться — многие комментаторы видели здесь аллюзию на опыт Израиля в пустыне, когда Бог заботился и об одежде, и о пище, и об отдыхе для подкрепления сил.
2 Бог покоит и водит — бережно относится, успокаивает, оставляет на одном и том же месте; а потом — ведет, побуждает к пути.
Злачные пажити означают, что пища будет самой лучшей: это зеленая сочная трава, которая бывает по весне.
Тихие воды — спокойное течение, можно пить, не боясь, что тебя унесет. В этих водах можно омыться, и вода здесь будет чистой, не мутной, и приятной для тела, а не ледяной, как в горной реке.
3 Подкрепляет душу — возвращает жизнь (см. Пс. 18:8).
Направляет на стези — т. е. руководит по жизни.
Стези правды — в буквальном смысле прямые, самые короткие пути, но также и пути, ведущие к праведности.
Ради имени Своего — Бог заключил завет с народом и клялся Своим Именем соблюдать его.
4 Долина смертной тени — долина опасности. Путешествие по пустыне — это чередование подъемов и спусков. На дне долин есть места, куда не падает свет солнца, и спуск может обернуться падением, встречей с дикими и опасными зверями. Некоторые связывают это с тем, как Давид оказался заперт в пустыне Зиф и чуть не был убит Саулом, а другие — с универсальным опытом близости смерти.
Ты со мною — Бог неоднократно укреплял героев Библии этими словами: Я буду с тобой, с вами (Быт. 28:15, Исх. 3:12, Ис. 7:14 — Мф. 28:20).
Жезл — символ власти, может быть орудием защиты и наказания.
Посох — деревянная трость, на которую опираются в трудном путешествии. Иудейские комментаторы видят под жезлом страдания, которые Господь посылает праведнику, чтобы направить его на пути правды, тогда как в православной традиции жезл – образ защиты.
5 Трапеза ввиду врагов — найден текст, в котором один из подданных фараона просит, чтобы тот вручил ему подарки на глазах врагов, с тем чтобы они поняли: проситель под защитой самого фараона. Возможно, трапеза, устроенная ввиду врагов — это также способ показать врагам защиту со стороны Самого Бога, а помазание елеем — знак избранности Им (как это и было в случае с Давидом). Но можно и не видеть здесь специфически царской символики: почетного гостя умащали благовонными маслами, а чаша — образ пира, который предлагается гостеприимным хозяином.
С другой стороны, если здесь продолжается метафора пастуха и стада, то это жизненная реальность: рядом с овцами всегда будут хищники, но пастух будет охранять их и заботиться — кормить, лечить (помазание елеем может означать и способ, которым лечили голову поранившегося животного).
Исайя будет использовать образ трапезы как образ Царства Божия, побеждающего смерть (Ис. 25:6-8).
6 Благость и милость — о благости Бога говорится в Пс. 4:7-8: она лучше пищи и вина, насыщает веселием, и связана с тем, что Бог являет Себя верующему. Милость — это любовь, щедрость, снисхождение, которые Бог постоянно являет тем, кто состоит с Ним в Завете.
Дом Господень — в буквальном смысле Храм, но в целом — место Божьего Присутствия.
Замечания по переводу.
3-4 Перевод LXX и слав. имеют здесь прошедшее время: «у тихой воды воспитал меня, душу мою обратил» (Юнгеров) — и отцы видели здесь прообраз обращения и крещения, а в пятом стихе – помазания миром Духа.
5 «Умастил елеем голову мою, и чаша твоя, напоевающая меня, как она сильна!» (Юнгеров) — Здесь виделся прообраз помазания миром и Евхаристии, что отобразилось в богослужебном использовании псалма. По толкованиям отцов, сильна — т. е. подает силы пьющим от нее.
Попробуем собрать все вместе.
В какого Бога верит автор псалма?
Доволен ли автор своей жизнью? Как он принимает изменения в ней? Чего он ждет от Бога? Чего вы ждете от Бога?
Что Бог делает для псалмопевца? Что Бог может сделать для нас: чем Он может насытить и напоить, от чего омыть, от чего и кого защитить, и чем исполнить?
Что для вас было или может быть «долиной смертной тени»? Получается ли преодолевать ее, что в этом помогает?
Предлагает ли автор Богу нечто взамен Его милостей? Что можете предложить Ему вы?
Как вам кажется, можно ли здесь усмотреть намек на надежду в будущей жизни?
Как образ пастуха используется в новозаветном повествовании (см. Ин. 10, 21:16, Лк. 15:3-7, Откр. 7:17)?
Как этот псалом соотносится с темой священства, пастырства (см.напр., 1 Петр. 5:1-7)?
Случайно ли, что этот псалом идет после самого трагического 21 Псалма? Что меняется в восприятии, если читать их вместе?