Еще один псалом, разобранный В.С. Стреловым в рамках Библейско-богословской школы Иверского Валдайского монастыря 2019
1 Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. 2 Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; 3 пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием,
4 ибо слово Господне право и все дела Его верны. 5 Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.
6 Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: 7 Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. 8 Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, 9 ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось.
10 Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов. 11 Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его – в род и род. 12 Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе.
13 С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; 14 с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: 15 Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.
16 Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. 17 Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею. 18 Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, 19 что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.
20 Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша; 21 о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали. 22 Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя.
Этот псалом, вероятно, был частью праздничной службы в Храме. Какой именно – с точностью сказать нельзя. Возможно, это было связано с новолетием, празднованием Нового года, когда так естественно вспомнить прошлое и обновить отношения с Богом, а некоторые толкователи связывали это с избавлением Езекии от ассирийцев (4 Цар. 18-19).
Подбадривая друг друга, исполнители псалма призывают славословить Господа (1-3). Они хвалят его за верность, за справедливость и милость (4-5). Они вспоминают Его чудные дела – творение мира (6-9), избрание Израиля (10-12), заботу о всяком человеке (13-15). Человеческие надежды на силу тщетны, и только надежда на милость Господа не остается без ответа (16-19). От хвалы – к твердой надежде (20-22) – так развивается этот псалом.
Как нам воспринимать первые три стиха? Можно ли радоваться по указке? Мне видится, что это, скорее, напоминание о том, какой должна быть жизнь праведника. Она устремлена к Богу. Здесь есть место веселью, музыке и творчеству (новая песнь). Интересно, что из этого у вас получается? И как вы видите здесь связь с праведностью (ст.1)?
Что нам мешает так жить? Псалмопевец об этом не говорит, но прямо противоположное – это отвести взгляд от Бога и смотреть на себя. Смотреть на себя взглядом судии, судить других, сравнивать себя с другими. В таком случае будет от чего прийти в уныние, ведь каждый из нас в чем-то несовершенен.
Господь же верен, его слова не расходятся с делами, продолжает псалмопевец в 4-5 стихах. Каждый из нас в своей жизни получал обетования, а если нет, то нужно скорее перечитать Библию – там обетований невероятно много. Так вот, Богом эти обетования действительно исполняются. Мы можем не вполне войти в них, но Бог делает все со своей стороны. Хотя иногда это происходит не сразу, должно подойти время для этого, мы должны измениться, чтобы быть готовыми принять дела Божии.
Вторая важная характеристика Бога — Он любит правду и суд. Он не просто справедлив, Он любит, когда в мире становится больше правды, и Он творит суд.
Но, оказывается, для совершенства недостаточно быть только справедливым. Третья отличительная черта Бога в том, что даже для последнего грешника есть надежда – ведь Господь еще и милостив, и Его милостью полнится земля.
Попробуйте пожить с этим, поискать в своей жизни, своем опыте примеры Божией верности, справедливости и милости.
Далее псалмопевец начинает размышлять об устройстве мира. И в древности, и сейчас существовали разные представления о происхождении мира[1]. Есть те, кто полагает, что мир вечен и появился сам по себе (материализм, атеизм); те, кто считает мир эманацией, продолжением Божества (пантеизм); кто рассматривает мир как результат действий многих богов (политеизм), и, наконец, те, кто видит мир сотворенным единым Богом (монотеизм).
Единобожие, которое исповедует автор, оказывается невероятно возвышенным. Бог творит мир – но не руками, не посредством рабов и слуг, а словом и духом (некоторые усматривали здесь тайну Троицы). Дважды автор подчеркивает это: Богу достаточно сказать лишь слово, повелеть… Впрочем, если быть точнее, словом и духом Бог здесь творит небесное воинство. Так в древности называли ангелов, или божеств неба – луны и звезд. Но автор псалма не акцентирует внимание на них, о них говорится просто как о небесных светилах. Также и обуздание стихий, хаоса рисуется не в виде битвы с морским чудовищем, а просто как устроение границы вод, в греч. переводе – как собирание их в бурдюк. Удивительное дело! Описывая творение мира, автор на самом деле демифологизирует ближневосточные космогонии, и это именно тот мир, в котором уже нет нужды бояться ни стихий, ни других божеств – никого, кроме самого Бога. Да и в отношении Самого Бога тоже произошла серьезная эволюция по сравнению с представлениями язычников. По контексту трепет — не животный ужас, а благоговение перед великими делами Божьими.
Следующие стихи посвящены роли Бога в судьбе народов и в особенности избранного народа. Иудеи были маленьким народом, вечно притесняемым империями. Их государство находилось как раз на пути великих армий, и часто терпело и от одних, и от других. Но парадокс истории в том, что больше нет ни Египта, ни Персии или Вавилона, даже Рим пал – а иудеи за двадцать веков рассеяния не потеряли свою идентичность, не растворились среди окружающих народов (хотя те того и сильно желали), и даже возродили государство. Безусловно, невозможно здесь не видеть руку Божию. Бог избрал этот народ, заключил с ним завет, и в истории отчетливо видна эта рука Божья – и судящая, и милующая.
Но нам, христианам из язычников, нет нужды завидовать иудеям или доказывать свое превосходство. С нами тоже был заключен Завет, и свидетелем его является Сам Господь Иисус Христос. Бог точно также заботится о христианах, как Он заботится об иудеях, точно также и судит, и милует.
Бог и судит, и милует Свой народ. В чем же тогда блаженство? Может быть, в том, что у Господа есть особые планы на тех, кого Он избирает? Хотя они ничем не лучше других (а может, и хуже), им доверено особым образом участвовать в реализации Его замысла о всем человечестве. Они – наследие Божие, что предполагает и особенную близость, и особенную ответственность. Можем ли мы как христиане сказать, что знаем эту особенную близость Божию? И как реализуется наша ответственность в исполнении Божьего замысла о мире?
Следующие стихи еще более расширяют эту картину вмешательства Бога в человеческую историю. Оказывается, Он вникает в жизнь всех людей, каждого, вне зависимости от религиозной принадлежности, Ему никто не чужой – ведь Он создал сердца всех их. Из слов псалма может сложиться впечатление, что Господь только безучастно смотрит – но это неверно. В библейском словоупотреблении сам факт того, что Господь на кого-то посмотрел, является великим благословением и счастьем (см. Пс. 4, Числ. 6:23-26), это означает, что Господь принимает деятельное участие в их судьбе, избавляя их (Исх. 2:24-25).
Но кто может рассчитывать на помощь Божию? Традиционное религиозное сознание незамедлительно подскажет нам ответ: тот, кто принадлежит к избранному народу. А вот и неверно! И среди избранных людей есть те, кто рассчитывают не на Бога, а на силу этого мира: многочисленных соратников, личную силу, знания, харизму, внешние средства (в тексте – кони, но ничто не препятствует нам видеть здесь и танки с ракетами, и компрометирующую противников информацию, и т.п.). Так вот, эти все средства – недостаточны. Многие цари иудеев были именно такими, расчетливыми, крепко стоящими на земле и мало помышляющими о небе, – и царство было отнято у них. Многие из церковных руководителей действуют так – и их попытки укрепить Церковь внешними средствами оборачиваются тем, что Церковь перестает сиять в этом мире. Напротив, Бог заботится о тех, кто боится Его и возлагает на Него свою надежду. Разумеется, эти люди молятся истинному Богу, — но, как мы видим, здесь дело не столько в религиозной принадлежности, тем более, не в принадлежности той или иной юрисдикции, — сколько в направленности сердца.
Автор (или авторы) псалма ощущают себя истинными сынами Завета и именно так подходят к Богу: «Он – помощь наша и защита наша». И Он же является веселием их сердца, тем, кого они знают по Имени (т.е. молятся). И потому они просят Бога о милости, милосердной любви, покрывающей их, — ведь только в Боге – подлинная надежда для всех нас.
Как могло выглядеть прославление Бога, о котором говорится в Псалме? Послушайте исполнение 95 Псалма, который как раз представляет собой пример чистого прославления, в современной интерпретации Ш.Карлебаха.
Попробуйте соотнести настроение псалма с тем, что в данный момент испытываете вы. Может ли он в чем-то помочь вам изменить свое настроение, взгляд на мир, возможно, даже практику вашей молитвы?
Как вы смотрите на действие Бога в творении, истории, личной судьбе?
Если вы давно не хвалили Бога и не свидетельствовали Ему, что только Он – ваша надежда, почему бы этого не сделать?
[1] Обзор ближневосточных представлений о происхождении мира можно посмотреть, например, в учебнике прот. А.Меня «Исагогика». Безусловно, Библейское Откровение появилось не на пустом месте. Некоторые представления были восприняты и от других народов, с какими-то велась полемика. Религиозные влияния в Псалтири – отдельная большая тема, довольно интересно освященная у H.J.Kraus. Theology of the Psalms.