Сегодня читали 42 Псалом.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня, 2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? 3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. 4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой! 5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Невероятно динамичный псалом — как все меняется буквально с каждым словом! Очень интересный в своей диалогичности — автор беседует и с Богом, и с самим собой, и как будто происходит возвышение души. Невероятно личностный псалом — никакой молитвы заодно с кем-то, только «я и Ты, мой Бог».
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
Мы ищем человеческих путей справиться с трудностями, строим схемы, обвиняем других. Автор псалма начинает с себя, и сразу ставит себя перед Богом — «Господи, суди меня». Далее, он обозначает их как народ немилостивый, и даже говорит о конкретном человеке — хитром, несправедливом. Но он не концентрируется на врагах, не желает им зла, центр его молитвы — не в них. Он просто просит избавить от них — как бы извлечь из их среды. Он понимает, что спасение — от Бога.
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
И его главная проблема теперь — это потеря ощущения Божия Присутствия. Бог — могучий, надежный, проблема — в том, что сейчас Его как бы нет. Сетуя, он печалится, жизнь, радость померкла (основано на евр.тексте). Мы это тоже знаем и по ситуациям с реальными людьми, и по некоторым своим внутренним состояниям…
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
И потому, из-за помраченности, он просит «света и истины». А ведь именно так будут звать Иисуса — вот Кого мы на самом деле ищем!.. (и, представьте, Раши и Сфорно тоже видят здесь намек на Мессию через Пс. 131:17!)
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
Вернемся к автору: будучи человеком своего времени, он хочет идти на Сион, в храм, к жертвеннику Божию. Удивительно, современный человек связывает жертвоприношения с насилием и жестокостью, а для автора принести жертву — в радость. Есть о чем задуматься в вопросе жертвоприношения. И Сам Бог будет его радостью. Хоть этот псалом и продолжает предыдущий сынов Кореевых, по смыслу он может быть приписан самому Давиду, играющему на гуслях для Бога.
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Последний стих — утверждение надежды: потерпи, ты еще обязательно будешь славить Господа.