Иллюстрация вверху: Геррит ван Хонтхорст «Царь Давид, играющий на арфе», 1622 г.
Поиск структурных связей — это особый метод работы с текстом. Он никогда не дает нам готовых ответов, но при этом помогает ставить вопросы. Поэтому он оставляет огромное поле свободы для читателя, несмотря на кажущийся механистический подход. Этот метод учит внимательно читать текст, сопоставлять различные его части и отдельные слова, и задавать вопросы. Что значит эта фраза? Почему она повторяется? Какие образы за этим стоят? С чем это связано? Для чего это нужно автору? Через такие размышления всегда можно найти что-то интересное. А ещё этот метод позволяет глубже понять, как устроена библейская поэзия. Попробуем в таком ключе разобрать Псалом 69.
Как обычно, первый стих — это надписание. Непонятно, что означают слова в воспоминание. Воспоминание о чем? Может быть, станет понятно после того, как прочтем всё остальное. А пока начинаем с самого простого — с поиска повторяющихся слов, фраз и образов.
Мы можем сразу увидеть параллели между 2 и 6 стихами. В начале псалма: Поспеши избавить! На помощь! И те же слова в последнем стихе: Поспеши! Ты помощь и Избавитель! Весь псалом оказывается вписанным в эту рамку.
Если посмотрим на стихи 4 и 5, то увидим, что каждый из них заканчивается прямой речью. Сначала это слова злорадства со стороны врагов Давида. Они говорят: Хорошо! Хорошо! Для них всё хорошо складывается. А затем звучат слова тех, кто славит Бога: Велик Бог! Враги противопоставляются радующимся о Боге, а злоба противопоставляется прославлению.
Этот контраст усиливается в стихах 3–5. Видно, что они строятся в форме прошения — Да будет так-то тем людям, которые… Трижды в этих прошениях говорится о врагах — Да постыдятся и посрамятся… Да будут обращены назад и преданы посмеянию… И один раз говорится о праведниках — Да возрадуются и возвеселятся.
Мы видим, что псалом состоит из двух концентрических колец. внешнее кольцо — это рамка из слов Поспеши! Внутреннее кольцо строится на противопоставлении нечестивых и праведников, и это вносит дополнительную симметрию в текст — псалом при этом словно разделяется на две половинки. Граница проходит между 4 и 5 стихами.
Интересно, что происходит в этот момент в душе Давида? Мы видим, что здесь даже меняются местоимения. В первой половине псалма речь идёт только о Давиде и о том, что его преследуют. Ищущие души МОЕЙ, желающие МНЕ зла… А затем происходит какой-то удивительный внутренний сдвиг, и во второй части появляется «Ты». Ищущие ТЕБЯ, возрадуются о ТЕБЕ, любящие спасение ТВОЕ… В этом псалме много боли. Он начинается с очень яркой и эмоциональной просьбы, и заканчивается тоже просьбой. Боже поспеши! Не замедли! Тем удивительнее выглядит этот внутренний сдвиг. Давид выходит из размышлений о самом себе. Он вспоминает не только о Боге, но и о том, что мир состоит не из одних лишь врагов. Вокруг есть люди, которые всем сердцем ищут Бога, как и сам Давид. Это возвращает нас к 1 стиху, где так и говорится: псалом написан в воспоминание.
Можно поразмышлять: а с чем ещё связано надписание псалма? О чем это воспоминание? В стихах 5–6 виден ещё один яркий контраст. Велик Бог, а я беден и нищ. Некоторые обстоятельства человеку невозможно изменить, и бывает сложно признать своё бессилие. В таком случае остаётся только довериться Богу, просить Его. Он велик. Он может сделать то, чего мы сами не можем. Если я пытаюсь поставить себя перед Богом, то этот контраст всегда всплывает. Он велик, а я ничего не могу. Он свят и чист, а я человек с нечистыми устами (Ис. 6:5). Но важно смотреть на Него. Тогда Его величие раскрывается ещё и как Его любовь к нам и готовность протянуть нам руку, несмотря на то, какие мы есть.
А может быть, воспоминание связано с самой возможностью славить Бога. Любящие спасение Твоё говорят непрестанно… Давид вспоминает, что прославлять Бога можно в любой ситуации. Когда жизнь идёт под откос, легко ли обращаться к Богу с хвалой и благодарением? Хорошо, если рядом есть люди, которые радуются о Боге и веселятся о Нем. Глядя на них, можно вспомнить об этом.
Разбирая структуру этого псалма, я могу для себя поставить следующие вопросы:
- Куда я смотрю во время молитвы? Внутрь себя? Или на Господа?
- Есть ли в моих молитвах место для Его прославления?
- За что я могу благодарить Бога прямо сейчас?
- Есть ли рядом со мной люди, которые славят и благодарят Бога? Если я их не вижу, то почему?