Сергей Сарвадий, студент 3 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 26 мая 2022 года
Сегодня я попробую что-то рассказать о переводах проповедей отца Матфея Бедняка. У меня работа совсем не академическая. Это скорее попытка немного поделиться своими впечатлениями от той работы, над которой мне посчастливилось, я бы сказал, потрудиться.
Вы видите название моей работы. “Матфей Бедняк — Быть учеником Слова”. Наверное, многие могут заметить, что в этом названии есть аллюзия на одну из лекций Ильи Яковлевича. У него есть беседа со студентами “Быть учеником Христа”. Работая с текстами Матфея Бедняка, Я подумал, что эту вещь очень интересно подчеркнуть в свете темы нашей конференции. Я немножко вернусь к докладам вторника. Мой доклад скорее в догонку к тому, что было сказано. Когда я слушал эти доклады, мне показалось интересным… Может быть, мы так ярко на этом не акцентировали внимание, но мне показалось, что у нас прозвучало очень много взаимно противоречащих тезисов. Владимир Владимирович Сорокин говорил, что Тора, Писание само учит своего читателя. И в тоже время был тезис отца Евгения Прохорова, который сказал, что Библия в каком-то смысле беззащитна перед толкователем. В какой-то мере оба эти тезисы верны. Действительно, уже в тексте Декалога есть пояснения и комментарии к заповедям. И в тоже время мы знаем, что Писание ни в коем случае не не насилует ни своего читателя, ни самого библейского автора, который это всё записывал. Одновременно с этим Алексей Борисович вспоминал, каков был критерий выпуска работ на кафедре СФИ, когда там преподавал Гриц: произошла ли встреча со Словом, или есть ли в работе что-то новое? Одновременно Сергей Дмитриевич Каринский заметил, что такая бинарная логика — была встреча или не было встречи — лишает нас свободы. Ведь наши отношения с Богом гораздо сложнее. Вот такие противоречивые идеи, над которыми можно размышлять.
Есть такое ощущение, что логика тут не поможет. Может быть, надо честно признаться, что есть этот совершенно непредсказуемый, непонятный фактор, связанный с тем, как читатель и Писание взаимодействуют. Говоря о Писании, я имею в виду Господа. Наверное, у нас нет внятного описания, что это такое и как это происходит. Этот параметр невозможно измерить. У нас был доклад о том, как можно создавать учебную среду, и много говорилось о том, что нужны измеримые показатели: посещаемость лекций, количество просмотров… А взаимодействие Писания и читателя — или в контексте конференции, ученика и Писания — не получается описать. Мы можем говорить о нем только в форме антиномий, парадоксов, противоречий… Мне кажется, это очень важный фактор, потому что на самом деле он просто переворачивает все отношения между учителем, учеником и преподаваемой темой. Потому что эти отношения с Писанием характерны, как для учителя, так и для ученика. Фактически, учитель и ученик в этом случае вместе садятся на одну школьную скамью. Наверно, это очень-очень важно.
И при этом мы можем видеть, что этот фактор действует. Да, мы не можем его описать. Когда я попытался немного рассказать о том, что я нашёл, выставляя периодически в блоге лекции Грица, я сказал, что этот фактор есть. Это чувствуется. Взаимодействие его и Писания происходит. То же самое я видел, когда работал с переводами Матфея Бедняка. Я это созвучие вижу, поэтому мой доклад скорее будет попыткой поделиться тем, что мне понравилось, что я там нашёл.
Кратко расскажу о Матфее Бедняке. Это коптский монах. Он родился в 1909 году, умер в 2006, т. е. это фактически наш современник. В миру его звали — Юсуф Искандер. Он был очень успешным предпринимателем, владел сетью аптек. О себе он сам пишет: “У меня было две аптеки, два дома и два автомобиля”. А в 1948 году его жизнь круто меняется. С чем это было связано, я немного скажу. Он уходит в монастырь Самуила Исповедника. Там некоторое время живёт, а потом уходит в Скитскую пустыню. Это где-то 80 км от Каира и 90 км Фаюмского оазиса. Может быть, кто-то знает о фаюмских портретах — это всё оттуда. Там вместе с еще несколькими монахами он живет в пещерах, которые они сами выкопали. Такая попытка войти в жизнь древних отцов, в жизнь основателей монашества. Там он живёт 9 лет. Патриарх призывает их заниматься обустройством уже совершенно разрушенного монастыря преподобного Макария Великого, и тогда они возвращаются из пустыни. При этом он постоянно что-то пишет, и что-то за ним записывают. Он приобретает известность, как выдающийся богослов, просветитель, реформатор монастырской жизни. Коптская Церковь в очень плачевном состоянии пребывала в начале XX века. У них даже были такие случаи. Они почти совершенно утратили даже знание богослужебного языка. Он пишет в своих воспоминаниях, что доходило до такого, что священник мог читать Евхаристический канон по бумажке, совершенно не понимаю, что это такое, а потом выяснялось, что это какая-то древняя-древняя долговая расписка. То есть, положение было катастрофическое. Он и ещё несколько деятелей стояли у истоков духовного возрождения Коптской церкви. Сегодня коптские монахи известны благодаря тому, что это люди чрезвычайно образованные. Они очень много ездят, они открыты к совершенно различному духовному опыту, очень много общаются и много-много переводят и пишут.
Ещё я бы отметил такой момент. Кроме того, что отец Матфей был кандидатом на Патриарший престол Коптской Церкви, он некоторое время руководил мирянским движением “Дом посвящения”. Он сам очень большой аскет, и он предлагал людям жить аскетично, но без принятия монашеских обетов. Это очень интересно. Он заботился о духовном просвещении мирян, об образовательной работе. Мне это даже напомнило то, что сделал католический кардинал Урс фон Бальтазар, который в разгар Второй Мировой войны создает для общины студентов-мирян просветительские курсы. Короче, мирянами нужно заниматься. Важно, что Матфей Бедняк это понимал. На мой взгляд, это очень хороший показатель.
Сейчас монастырь Макария Великого выглядит так. Он очень древний. Примерно в VIII–IX веке его обнесли стеной, чтобы его не разграбляли местные племена. То есть, ему больше 1000 лет. Вот эти несколько куполов — это самая старая часть монастыря. Дальше за ними монашеские кельи. А вот эту колокольню Матфей Бедняк сам спроектировал. Кажется, она ему приснилась. Братия хотела, чтобы у них была колокольня, как во всех “нормальных” монастырях. Ему эта идея не нравилась, но он согласился и предложил такую колокольню построить. Первый ярус — это как раз колокольня. Средний, длинный ярус — это цистерна для воды. Чтобы была не только музыка, но и для хозяйства польза. А на третьем ярусе расположен маяк со светящимся крестом, который в тёмную ночь в пустыне очень далеко виден. Всё это стоило многих трудов. Как он пишет, на момент его прихода туда, монастырь никаких связей с внешним миром не имел. В монастыре был лишь один блокнот и одна ручка, которые он сразу забрал себе, чтобы работать с Писанием.
Что касается его трудов, его духовного наследия. Самая первая книга, которая принесла ему известность, это книга “Жизнь православной молитвы” (Orthodox Prayer Life). Это антология молитвенного опыта, в которую вошли выдержки из древних отцов и, как ни странно, из трудов наших соотечественников, например, из Феофана Затворника. И плюс ко всему, это ещё и некоторый итог молитвенно опыта самого отца Матфея. Такова широта его интересов. С русскими отцами в жизни отца Матфея связано одно очень интересное происшествие. Когда он как раз пошёл в пустыню, чтобы жить там уединенной жизнью, он встретился с человеком, который занимался переводом выдержек из русских духовных подвижников на английский язык. Ему отдали манускрипт этой книги. Когда он был в пустыне, его сопровождали отрывки из русского, условно говоря, Добротолюбия вместе с трудами преподобного Макария и Исаака Сирина и с Священным Писанием… Исаак, Макарий, русские отцы и Священное Писание — это то, чем он питался.
Про отца Матфея у нас в стране мало, кто знает. Ни одной его книги до сих пор на русский не было переведено. Тут я перехожу к этой оранжевой книжечке — “Общение любви” (Communion of Love), потому что именно с неё в Колледже начался интерес к Матфею. Два года назад наши студентки Ольга Терпугова и Марина Коледа перевели первую главу из этой книги, “Как читать Библию”, а потом дело завертелось, и в этом году Ольга Терпугова и я закончили перевод этой книги. Нашей работой заинтересовалось издательство “Никея”, и, если Бог даст, скоро на русском языке наконец-то выйдет первая книга отца Матфея. Вообще его наследие сегодня составляет больше сотни книг, больше 300 статей и проповедей, 16 томов толкований на Новый Завет, а ещё труды по жизни апостола Павла. К сожалению, это всё только на арабском. Может быть, нам надо учить арабский? Недавно мне попалась в руки ещё одна книга — “Слова для нашей жизни” (Words for Our Lives). Это собрание его духовных наставлений. Она тоже касается вопросов о чтении Писания. Если в первой книге “Общение любви” статья была написана в назидательном, дидактическом ключе, то здесь он приводит много примеров из своей жизни. Глава называется “Как Библия изменила мою жизнь” и, по сути, это часть его автобиографии.
Я хотел привести несколько выдержек из неё, чтобы показать, каковы были его отношения со Священным Писанием. Всё складывалось очень интересно. Он пишет:
Я стал монахом в августе 1948 года. Что выдернуло меня из мира, так это Библия. Мир всегда пытался разлучить меня с ней. Я хотел спокойно сесть и прочитать её – прочитать внимательно, с глубоким пониманием… Но моя работа занимала всё моё время с 7:00 утра и до 11:00 вечера. Я продолжал говорить себе: “Ну что же… Может быть, в следующем году или через год…” Но годы проходили один за другим. Дни моей жизни стремительно утекали. В конце концов я сказал себе: “Я больше так не могу! Мир побеждает меня, и я не могу этого больше терпеть! Я должен в полноте узнать Христа и Его Слово!”
Как он становиться монахом — это тоже очень интересная история. Когда он пришел к епископу за благословением, он сказал: “Я дал Богу 6 месяцев, чтобы Он сделал меня монахом! Иначе я уйду сам!” Когда епископ это услышал, он поменялся в лице и сказал: “Чадо, у тебя есть вера. Дерзай!” Всё это я говорю опять-таки на фоне того состояния, в котором пребывала Коптская Церковь. Кстати, сам отец Матфей вышел из так называемого Движения воскресных школ. То есть, у коптов для мирян были некотороые образовательные проекты, из которых в конце концов Матфей Бедняк и вышел.
Когда он стал монахом, он наконец смог погрузиться в Писание. Он рассказывает, что на сегодня его Библия, с которой он всю жизнь прошёл, просто исчеркана пометками. Он подчеркивал всё, что по его мнению относилось к нему.
Дальше он пишет:
Я искренне радовался до тех пор, пока не столкнулся с проблемой, которая глубоко огорчила меня — даже до слёз. Библия оказалась действительно толстой книгой! Новый Завет огромен, а Ветхий завет ещё больше. Я долго плакал, чувствуя, что моей жизни будет недостаточно, чтобы всю её охватить. Я сказал Господу: “Взгляни на меня, Господи, я хочу попросить у Тебя одно из двух: либо продли годы моей жизни, либо открой очи разумеется моего.
Потом он рассказывает, что монастырская диета была очень скудной. Если у них была пачка макарон, они добавляли побольше воды, чтобы хватило на всех. И после это иронично замечает:
Господь был очень милостив ко мне. С 48-го года просто столько лет, а я до сих пор ещё жив. Но кроме долготы дней, Господь дал мне духовное разумение.
Господь дал ему дар понимания Писания. И он пишет, что Библия стала для него действительно возвращением домой. Такая интересная формулировка. Он читает Писание и говорит об этом так:
Библия открыла мне, что я не посторонний, а член семьи в Царстве Божием. Я сказал себе: “Я очень хочу узнать мою семью получше!” Сколько радости принесли мне эти долгие ночи, когда я наслаждался Писанием, вчитывался в каждое событие и обретал в нём своё место. Вот жизнь Авраама, его исход, его путешествия. Вот Иаков, его служба у Лавана, его непрестанные труды из года в год — и я трудился вместе с ним на протяжении всего пути его. Я даже не могу выразить — только Христос может — как важен этот, призыв, обращенный к нам: в полноте прожить эту библейскую жизнь.
Я уже сказал, что не очень корректно говорить о встрече: произошла она или не произошла. Мы не можем так чётко об этом сказать. Но действие Бога в жизни отца Матфея, взаимодействие Матфея Бедняка и Священного Писания происходит настолько ярко.
Возлюбленные мои! Ещё раз скажу вам, что я обрёл совершенную радость в Слове Божием, но эта радость не была плодом разума. Поймите меня правильно, ведь я не библеист, не переводчик и не толкователь. Радость моя вызвана тем, что Слово для меня стало любящим родителем, проводником, наставником и надёжным врачом. Воистину, Слово глубоко проникло в меня и как острый меч отсекло из моей жизни все раковые опухоли. Слово живо и действенно! Если примите его, примете благодать на благодать. Но если без него хотите жить, навсегда останетесь незрячими.
Он возвращается к словам псалмопевца:
Так велика сила Слова Божия в жизни христианина! Оно светильник ноге моей и свет стезе моей. Никогда в своей жизни я не находил лучшего помощника и наставника, чем Библия!
Этими выдержками я хотел проиллюстрировать, насколько удивительно может быть для человека взаимодействии со Словом через тексты Священного Писания. На этом я закончу свой доклад.