Валентина Кирилюк, студентка 2 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 26 мая 2022 года
В этом году ректором колледжа мне была предложена тема: исследовать как Иисус Христос выступает учителем в беседе с Никодимом, Самарянкой, в беседе о Хлебе Жизни. Тема мне понравилась, и я решила попробовать сделать эту работу.
Работая над темой, я попыталась выделить ключевые понятия, которые употребляет Христос в Своей речи. Это такие слова, как Дух, Мессия, Царство Небесное, духовная жажда, вода, хлеб, рождение свыше. Находила параллельные места в Ветхом и Новом завете. Пыталась установить взаимосвязь.
Интересно было изучать, как Господь ведет диалог с собеседником. Пыталась ответить на следующие вопросы:
- Какие характерные особенности ведения диалога у Иисуса Христа?
- Как Он отвечает на вопросы собеседника?
- Всегда ли отвечает прямо?
- Всегда ли Он разъясняет Свои высказывания?
- С какой целью Он иногда не дает пояснения?
- Всегда ли Он дожидается вопроса собеседника?
Заметила взаимосвязь между отрывками.
При подготовке темы к конференции прочитала много литературы. Это прежде всего святоотеческие толкования на Евангелие по сайту Экзегет, толкования святителя Луки Воино-Ясенецкого, патриарха Кирилла (Гундяева), епископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), епископа Кассиана (Безобразова), священника Константина Пархоменко, священника Александра Меня, праведного Иоанна Кронштадтского и другие. Мною были использованы материалы лекции по курсу «Корпус Иоанна» и «Молитвенные чтения» по Иоанну.
По моему мнению, эти три отрывка содержат основные понятия нашей веры. Через них можно видеть основное, что должно присутствовать в нашей духовной жизни. Это и прежде всего крещение и хождение пред Богом в духе и истине и Евхаристия. Здесь заключено целое Евангелие. Тайна спасения мира через воплощение Бога, искупление рода человеческого через крест, сущность суда.
Эти отрывки заставляют задуматься о многом. Понимаешь, что Господь находится не там, где-то далеко, а здесь в нашей повседневной жизни. Он рядом, только надо, чтобы наше сердце стремилось к Нему. Также, как Господь повернул в Сихарь, чтобы встретиться с грешной женщиной и привести ее к Себе, Иисус ждет встречи с нами, чтобы мы отозвались на Его зов, открыли свое сердце. И тогда Господь даст живую воду – благодать Святого Духа. Ведь жажду богообщения может удовлетворить только Сам Христос. Лично я не достигла еще такой высоты. У нас, особенно у женщин, слишком много суеты, но, если мы будем внимательно читать Евангелие, то увидим, что Господь Сам приходит к женщинам. Он встречает их у колодца, где они черпают воду, в их домах, на кухне, в огороде, когда сидят рядом с больными, заботятся о стариках, Мария встретила Господа, когда желала подготовить тело Его к погребению. Бог знает где мы и как нам нелегко. И, если мы откроем свои глаза и души, мы увидим Его даже в самых обычных местах и в самых простых вещах. Нет места в мире, где бы Он не жил. Нет Его только там, где зло. Жертва Богу не будет угодна, если не будет обращен дух к Нему и истина. Эти отрывки учат нас твердой вере, любви, служению Богу. Я в своей жизни поняла, что угодно Богу то служение, которое нам дает Сам Бог. Очень часто в своей жизни я теряла служение, которое желала сама. Весть Христова обращена к каждому из нас в свой час. Мне порой это не легко, но нужно напрямую общаться с Богом, и Господь ответит. У меня есть стремление служить Богу, но нужно учиться прислушиваться в воле Божьей. Уметь пройти все испытания, посланные Богом, чтобы стать ближе к Господу, обрести личную связь с Богом.
Мною был подготовлен развернутый комментарий на эти отрывки, с которым можно будет ознакомиться. Сейчас я перейду к выводам.
Выводы:
1. Господь совсем не всегда дожидается вопроса прежде, чем начать отвечать собеседнику. Он берет инициативу в Свои руки и Сам делает заявление, удивляющее собеседника своей неожиданностью и парадоксальностью. То же мы видим в беседе Иисуса с Никодимом. Никодиму трудно начать беседу с Господом, и он говорит комплименты, готовясь задать вопрос, но Иисус берет инициативу в Свои руки и говорит о пути, ведущем в Царство Божье, то есть, что прежде ему необходимо «родиться свыше». Разговор с Самарянкой Иисус начинает с просьбы: Дай Мне пить. Эта просьба становится поводом к разговору, который идет по нарастающей, переходя от одной темы к другой, все более важной и завершается тем, что Иисус объявляет женщине, что Он – Тот самый Мессия, Которого ожидали все жители Израиля, включая самарян.
2. Если вопрос задан, совсем не всегда Иисус отвечает на него прямо: часто вопрос собеседника служит лишь отправной точкой для слов Иисуса, не вытекающих из вопроса и не дающих на него ответ. Народ, обличаемый Христом, спросил Его: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?»(Ин.6:28) Христос даёт неожиданный и у многих не укладывающийся в сознании ответ: веровать. На недоумение Никодима «как может человек родиться, будучи стар» Иисус отвечает, что угождение плотским страстям и похотям исправляются рождением духовным. Также и на недоумение Самарянки: как Господь, будучи Иудеем просит у нее пить, Иисус говорит о Себе и о воде живой.
3. Нередко Он отвечает вопросом на вопрос, заставляя собеседника перевести мысли на совсем иной предмет, чем тот, который интересовал его. Никодим продолжает не понимать «как это может быть?» и его обличает в своем ответе Господь: «Ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Ведь в Ветхом Завете говорилось о обновления человека, о даровании ему от Бога сердца плотяного вместо каменного.
4. Свои высказывания Иисус совсем не всегда разъясняет, заставляя собеседника додумывать, что Он имел в виду. Не сразу Господь говорит ученикам о пище, которая у Него есть и о которой они не знают. Никаких точных разъяснений о том, почему и каким образом Он — хлеб, Иисус не даёт. Он просто даёт возможность людям как-то попытаться понять самим. Он не боится, что Его не поймут – хотя никто просто не мог Его понять. Не Иосифов ли это сын? (Лк. 4:16–22). Иисус не отвечает на этот вопрос, однако Он дает им ключ, при помощи которого они могут разгадать Его загадку: они будут «научены Богом».
5. Иногда одно слово в рассуждениях собеседника оказывается достаточным для того, чтобы, отталкиваясь от него, Иисус начал говорить совсем о другом. Никодим недоумевает, как человек может родиться вновь, а Господь говорит ему о рождении от воды и Духа. Иудеи спрашивают Иисуса: «Равви! когда Ты сюда пришел». (Ин.6:25). Понимая настроение толпы, Иисус наставляет думать «не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» Ин.4:26 -27) Книжники и фарисеи, не понимая Господа с насмешкой говорили: «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сошел с небес?» (Ин. 6, 42). Господь объясняет им, что они ропщут потому, что они не в числе тех, которых Бог Отец привлекает к Себе.
6. Некоторые ключевые понятия в речи Иисуса возникают многократно. Связь между водой и Духом Божиим — один из ключевых моментов, которое раскрывается в Евангелии от Иоанна, в особенности в беседе Иисуса с Никодимом. Образ воды позволяет Евангелисту изложить многие ключевые темы учения Иисуса. Это прежде всего вера в Иисуса как Мессию, Агнца Божия, Слово Божие, Бога и Спасителя, затем водное крещение, без которого спасение невозможно и благодаря которому уверовавший получает благодать Утешителя. Эти три опорных столпа — вера, крещение и благодать Святого Духа — становятся богословским и литургическим основанием новой религии, установленной Иисусом. Недостаточно только верить в Иисуса как Богочеловека, надо слиться с Ним воедино и пребывать в Нем, дабы и Он пребывал в нас. А для такого единения Иисус установил Таинство принятия Тела и Крови Его.
7. Собеседник начинает задавать естественные в такой ситуации наводящие вопросы, но Иисус продолжает говорить загадками, не столько отвечая на вопросы, сколько развивая собственную, изначально заявленную мысль. Самарянка недоумевала: «тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» (4:11), а Иисус продолжает Свою мысль, что не будет жаждать, кто будет пить воду, которую Он даст. Слова Иисуса о воде живой, которую Он может дать, и о том, что пьющий эту воду не будет жаждать вовек, так же непонятны для самарянки, как для Никодима была непонятна идея рождения от воды и Духа. Ученики не понимают, почему Иисус сыт, «разве кто принес Ему есть?» (Ин.4:33) Никто, даже Апостолы, не могли тогда понять тайны воплощения Бога, тайны Богочеловечества Иисуса. Вот почему Иисус сказал в беседе о хлебе, что хлеб, сошедший с небес, есть тело Его, которое Он отдает за жизнь мира, то есть за предоставление людям возможности уверовать в Него и через это достигнуть Вечной Жизни.
8. Вся речь Иисуса построена на принципе употребления земных понятий в значении духовных реальностей: Царствие означает не земное царство, но небесное; жизнь — не обычная, земная, но вечная; рождение — не из утробы матери, а свыше. Точно так же и «дух» — не обычный ветер, но Святой Дух, который рождает свыше тех, кого Сам пожелает. То, что Сын Человеческий будет вознесен на крест и есть то небесное, чего нельзя постигнуть земной мыслью. Иудеи говорят Ему о хлебе, а Он им —о Том, Кто «сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33) — о Духе Святом. Бог говорит, что путь ко спасению — в Нем Самом, а не в том, что Ему под силу. Это похоже на встречу Иисуса с самарянкой, которая, услышав о воде, которая утоляет жажду так, что вовек не будешь жаждать, просит давать ей «этой воды, чтобы … не приходить сюда черпать». (Ин.4:15). Спаситель объясняет самарянке, что каждый, кто слушает Его и делает то, чему Он учит, получит вечную жизнь в Царстве Небесном. Господь ведет Саморянку к покаянию. Это и есть вода живая. И в обоих случаях Господь говорит о том, что Сам Он является хлебом в одном случае и водой — в другом.
9. Иисус как бы ведет за собой собеседника, поднимая его все выше и выше и научая за простыми земными явлениями и предметами видеть духовные реальности. Помогает укрепиться в вере Никодиму, поднимая его все выше и выше, как бы по ступенькам, начиная с рождения свыше и продолжая о вере в Сына человеческого и завершая повествованием о Своей искупительной жертве. Еще интереснее в беседе с Самарянкой. Сначала говорит о живой воде, затем приводит ее к выводу, что Он пророк и далее говорит с ней о высших понятиях – поклонении в Духе и истине, что приводит женщину к мысли о Мессии и наконец раскрывается перед ней как Мессия. Никодим, ожидавший Мессию как воинственного Царя, который будет царствовать вечно, не мог, конечно, поверить, что этот Царь будет вознесен на крест. Так же и в беседе с книжниками и фарисеями о хлебе жизни враги Христовы стали громко говорить между собой и спорить: «как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин. 6:52)
10. Ни на один из вопросов самарянки Иисус не отвечает так, как она могла бы ожидать. Самарянка удивляется, как Он, будучи Иудей просит у нее пить, а Господь говорит о даре Божьем и о Том, Кто просит у нее пить. Она продолжает недоумевать, а Иисус продолжает Свою речь о воде живой. Она наконец просит этой воды, а Иисус просит ее позвать мужа. Она спрашивает, где то место, на котором правильно поклоняться Богу, а Господь говорит о поклонении в Духе и истине. И наконец, когда она говорит о Мессии, Иисус признается ей, что это Он.
11. Слово Иисуса просто закладывается в сердце, сеется, как семя. В своё время оно принесёт плоды. В случае с Никодимом и самарянкой мы видим, что оба они в ходе диалога с Иисусом задают наивные вопросы, демонстрирующие полное непонимание того, о чем Он говорит. По мере разговора у них происходит постепенное просветление сознания. Господь ведет постепенно Самарянку к покаянию. В итоге оба они становятся последователями Иисуса: самарянка по окончании разговора, а Никодим — в конце Евангелия. Он радовался, что брошенное Им семя уже начало давать свой плод. Поэтому Он отказался утолить Свой голод и ответил ученикам, что истинная пища для Него — исполнение дела по спасению людей, возложенного на Него Богом Отцом.
12. Господь по-разному говорит с народом и фарисеями. Говоря с фарисеями, Он ссылается на Писание. Возроптали иудеи. «не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сошел с небес?» (Ин. 6, 42) Отвечая на этот ропот, Иисус ссылается на пророчества, чего никогда не делал, когда поучал несведущий в Писании народ. Здесь Иисус впервые в Евангелии от Иоанна цитирует Ветхий Завет, приводя близко к тексту слова из книги пророка Исаии: «И все сыновья твои будут научены Господом»(Ис. 54:13). В беседе с Никодимом Иисус, также поясняя свое восхождение на крест ссылается на книгу Чисел (Чис. 21:9), говоря, что Его восхождение на крест будет подобно медному змею в пустыне.