Православные христиане часто, читая Писание, ищут, что им еще нужно сделать, чтобы быть угодными Богу, корят себя, что что-то они не доделали.
Вот, кажется, и свт. Иоанн Златоуст, проповедуя о богаче и Лазаре, живописует судьбу тех, кто питается с золотых тарелок и спит на постелях из слоновой кости, — а надо бы быть богатым добродетелью и заботиться о бедных. Но очевидно, что Златоуст обращает свое слово именно к богатым!
Сегодняшняя притча может быть не только предостережением, но и утешением. Не обязательно примерять на себя только один образ богача. В притче есть и Лазарь. Если с нами в жизни случилось что-то нехорошее, что трудно переносить (а в падшем мире случается всякое — не с нами, так с нашими близкими), — Бог об этом знает, и Он по справедливости учтет это на последнем Суде.
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Для нашей субботней группы я подготовил следующие вопросы.
1. Мы не видим имени богача, зато знаем о Лазаре («Бог помогает»). Случайно ли это?
2. Что мы знаем об этом богаче? Богат, блистателен, беспечен. Знал ли он о том, что грешит? В чем заключался его грех?
3. Что мы знаем об этом Лазаре? Бедный, больной, брошенный. Псы не давали зажить его ранам и делали его ритуально нечистым. В чем же его добродетель?
4. Как вы относитесь к тому, что сказано здесь о посмертной участи?
5. Положим, мы не богаты, и не устраиваем пиров. Мы не бедны, и, по крайней мере некоторые, не знаем таких болезней. О чем в таком случае может говорить каждому из нас эта притча?
*Интересно, что Альберт Швейцер именно этой притчей объяснял свой отъезд в Африку (богатые, европейцы, должны подумать о бедных, африканцах).