Друзья, в течение всего Великого поста мы с вами читали по 2 главы из Евангелия (за исключением Воскресений). Вместе мы прочитали первые три Евангелия — от Марка, от Матфея и от Луки — и почти дочитали Евангелие от Иоанна. Уже ясно, что к Пасхе мы не успеем закончить, но это не важно. Я думаю, что с первыми стихами 15-ой главы очень хорошо входить в Светлую Субботу.
1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
Я предлагаю вам послушать небольшое воспоминание о молитвенном чтении по Ин. 15:1-11.
Я немножко заикаюсь, торможу, — простите. Мне кажется, несмотря на это, то, что там мы наговорили, имеет важное значение.
Расшифровка записи
Первый вопрос, который здесь возникает, когда читаешь: почему Христос так странно говорит? «Пребудьте во Мне». Не со Мною, а во Мне. Это как? Потом это повторяется словами «пребудьте в любви Моей». Похоже, это один из самых важных вопросов, касающихся этого отрывка. Что это значит «пребывать в Нём»? Есть и другие вопросы. Христос говорит о том, что «вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». А это что значит? Как это «очищены через слово»? Наконец, Он говорит здесь о том, что критерий вашей жизни это плоды. Но свои плоды достаточно сложно отследить. Есть ли какие-то другие критерии? Почему Христос именно об этом говорит?
Попробуем вдуматься в самый первый вопрос. Что же это значит «Пребудьте во Мне, и Я в вас»? У апостола Павла «пребывать в Нём» это пребывать в теле Христовом, а тело Христово это Церковь, это община. То есть получается, что… Тогда понятно, почему это есть пребывание в любви. Потому что это не только по отношению к Богу, но это ещё по отношению друг ко другу, в общине. Как-то к отцу Александру Меню пришёл человек, который сказал: «Как хорошо быть рядом с Вами, отец Александр!» Отец Александр его поправил: «Почему со мной? Со всеми нами!» Уже потом, когда этот человек вошёл по-настоящему в общину, как-то включился в такую жизнь, то он понял, что имел в виду отец Александр, хотя это было сопряжено с трудностями, со сложностями. Теперь в свете этого многое сразу становится понятно.
Апостол Павел действительно употребляет образ тела, а Христос – образ виноградной лозы и ветвей. Какой образ лучше? В теле есть кто-то главный, есть второстепенный. А на виноградной лозе есть сама эта виноградная лоза, которая даёт соки, а ветви все одинаково значимы, и есть собственно плоды, ради которых эта лоза и существует. И Христос на самом деле себя умаляет таким образом, когда Он говорит о Себе именно как об этой лозе.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
Что имеется в виду? Если оказаться весной в местах, где произрастает виноград, то там будут стоять только лозы. Ветвей вообще не будет. Лоза это что-то мощное. Мощный ствол, надёжный… А потом весной появляются ветви. Если ветвей слишком много, если на одной ветке появляются ещё дополнительные какие-то веточки, то виноград просто не может хорошо вызреть, и поэтому нужно отрезать лишние, ненужные ответвления. И здесь говорится о том, что Бог очищает всякую ветвь, приносящую плод.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
Что это значит «очищены через слово»? Был такой советский психолог Платонов, который изучал влияние слова на человека. Он обнаружил, что если пациент врачу безгранично доверяет – почти на уровне, когда он может воспринимать любое слово как гипнотическое воздействие – то врач может ему сказать: «Ваша операция, роды будут безболезненны. Ваши роды безболезненны». Тогда женщина идёт на роды, и действительно она не чувствует боли. Получается, что если это применить действительно к словам Христа, то Христос говорит: «Если действительно вы вот так доверяете Моим словам, безоговорочно, то тогда они будут в вас работать». Скажем, если мы в обычном смысле обиделись, то нам нужно проделать достаточно комплексную психологическую работу, для того чтобы изжить в себе эту обиду, простить обидчика. Но если мы верим словам Христа о том, что мы можем быть кроткими, что мы можем прощать обиды, то это всё работает гораздо быстрее.
Теперь к вопросу о плодах. Действительно, если мы сами в себе смотрим, какие у нас плоды, то мы можем ошибиться. Может быть, это задача как раз других людей, которые тоже живут во Христе, свидетельствовать: «В твоей жизни есть такой плод. Твой труд не тщетен!»
7 Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас прибудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Получается, что первое, с чего начинать нужно, это действительно обращать внимание на Самого Христа. Тогда мы можем услышать Его слово. Часто же получается, что мы начинаем не с Него, а начинаем с самих себя. И тогда, если мы начинаем с самих себя и даже достигаем успеха, радости этой совершенной мы не почувствуем. А если мы действительно исполняем волю Божию, то она отзывается в нас вот такой действительно радостью совершенной.
Тут может возникнуть ещё один момент. Речь идёт пока о тех людях, которые находятся как ветви на лозе. Но у каждого из нас есть рядом люди, которые ещё не вошли в общение со Христом. Они могут ощущаться для нас как тяжесть: если неверующий человек, живущий вопреки заповедям, это может быть тяжко. Но получается, что мы-то получаем эту поддержку, эти соки лозы. Поэтому в каком-то смысле, может быть, и от нас зависит, чтобы делиться этим. С другой стороны, если попытаться всё только на себе замкнуть, тоже наверное ничего хорошего не получится. И поэтому в пределе задача с этими людьми, которые не на лозе, это попробовать сделать так, чтобы они смогли к этой лозе привиться.
А ещё Христос здесь обещает удивительную вещь в 10-ом стихе:
10 Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
По большому счёту Он говорит, что если вы живете вот так, то вы входите в жизнь Самой Троицы, в такую любовь.