19:1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
4 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины.
5 Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!
6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нём вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
Иоанн довольно скупо описывает сам момент казни. И действительно, кажется, зачем и нам перечитывать эти строки? Ведь мне уже понятно, что Христос умрет. А если Он умрет на кресте, который был в любом случае мучительной казнью, какая разница, насколько Он страдал? Да и какая разница, что делал Пилат, ведь он не предотвратил казни. Какая разница что Он говорил?
Почему же Иоанн здесь уделяет столько внимания этим последним часам жизни Спасителя? Почему даже дополняет материал синоптиков в рассказе о Пилате? Оправдывать Пилата, так же как и обвинять иудеев — затея недостойная, ведь наши взоры все равно устремлены на Иисуса, Он главный в этой истории. Значит, есть нечто важное, напрямую связанное со Спасителем, Его миссией и жизнью Церкви, что нам важно понять.
История Пилата важна нам, потому что иллюстрирует внутреннее состояние человека, как слабость и страх открывают дорогу великому злу.
Пилат не находит вины, достойной по закону смерти. Меж тем, очевидно, что порядок и закон, культура — это то, что для него важно (что и отличает римлян, носителей великой цивилизации, от этого дикого народа, варваров). Это сознание государственного деятеля. Для него это всего лишь внутриудейский конфликт, а Иисус — причина нарушения общественного порядка, волнения, а значит и ненужного напряжения среди иудеев, и так склонных бунтовать. Но законного повода для смерти Его нет. И раз иудеи слишком Его ненавидят, да еще и его, Пилата, втягивают в свои игры, с этим как-то нужно считаться. Быть может, Пилат боялся: он и так был известен своей жесткостью при подавлении бунтов иудеев, на него шли доносы во дворец, — и несправедливый смертный приговор только подлил бы масла, а того и гляди, еще хуже, спровоцировал бы очередное восстание каких-либо последователей этого Иисуса. Но к самим иудеем все это у него рождает только ненависть. Пилат подвергает Иисуса бичеванию — наказанию мучительному, кровавому, положенному только для рабов. Быть может, это остановит жажду крови иудеев? Ведь теперь в Нем нет «ни вида, ни величия», и те, кто Его видит таким, уже не смогут признать в Нем царя. Пилат говорит: » Я не нахожу в нем вины; посмотрите, это просто человек, такой же как все: слабый и жалкий, его легко унизить, растоптать его достоинство. Разве ваша обида не удовлетворена?» Даже иудейский закон ограничивает месть «глаз за глаз, зуб за зуб» — не больше.
Для воинов же Иисус просто преступник, его осудили, а значит, — за дело. К тому же Он — ненавистный иудей, которых приходится терпеть. И у воинов появляется «законный» повод для вымещения скрытого гнева и презрения. К тому же можно развлечься и поиграть.
И, мне кажется, это первое, что важно в этом отрывке. Иисус умирает за грехи, а именно грех побуждает мстить, желать несоразмерного горя обидчику. И именно грех превращает скрытую обиду, гнев — в жестокость и унижение, давая им законный повод. Он наделяет человека свойством, которое вдруг перечеркивает его человеческое достоинство — теперь можно вымещать на нем свою внутреннюю реальность и скрытые чувства, или использовать его как вещь для их удовлетворения, для игр. Мне кажется, это важно для понимания, что значит, что Христос берет на себя грехи мира, умирает за наши грехи. Ведь, мне кажется, эта внутренняя реальность иудеев и воинов знакома многим.
Слава страданиям Твоим Господи! Это дает нам тему для молитвы о тех, кто страдает от вымещения внутренней реальности некоторых людей, и о самих этих людях. Где мы можем увидеть сегодня подобные примеры?
8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошёл в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
12 С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, – противник кесарю.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Мне кажется, здесь открывается и внутренняя реальность самого Пилата — страх. Он боится, что называемый Сыном Божиим Иисус действительно может быть героем-полубогом из религиозной картины мира римлян и греков. Не навлечет ли Пилат так на себя гнев богов? Страх рождает гнев, который Пилат выражает насмешкой — «Се ваш Царь», «Царя ли вашего распну?» Но очевидно, религия не занимала важного места в душе Пилата, или он привык верить, что политика теперь — новая религия. Римская империя — новая религия. Поэтому и страх оказаться нелояльным кесарю или вызвать новые бунты, которые нельзя было бы обвинить в неподчинении императору, становится определяющим его поведение. Так же и страх иудеев приводит их к тому, что они теряют религиозное самосознание «Нет у нас царя кроме Бога» и могут произнести «Нет у нас царя, кроме кесаря».
Тема для размышления: Были ли в моей жизни случаи, когда страх определял моё поведение вне прямой угрозы жизни?
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я – Царь Иудейский».
22 Пилат отвечал: что я написал, то написал.
23 Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.
24 Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий». Так поступили воины.
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится».
37 Также и в другом месте Писание говорит: «воззрят на Того, Которого пронзили».
Созерцание распятия и смерти Иисуса хочется оставить на Великую Пятницу и службу воспоминания страданий.
Но вот что сейчас привлекло мое внимание. Иоанн, описывая распятие Иисуса, как будто входит в многосоставную реальность: здесь и конкретные исторические факты, важные для подтверждения человечества Иисуса, и переживания очевидца событий, и даже пророческая реальность, которая, мне кажется, даже доминирует. И это говорит мне о важности переживания Распятия как события определяющего, вневременного.
Но это не только пророчества и образы прошлого. Каждый образ связан с мессианским образом из Ветхого Завета или образом, раскрывающим вселенское значение смерти Спасителя. И мы встречаем три главных образа Евангелия от Иоанна: единство, воду и Дух Святой. На кресте Иисус поручает Свою Мать любимому ученику, но не просто чтобы он заботился о Ней. Она теперь и его мать. Теперь Она для него. Иисус и он, Иисус для нее. Это новое особое единство между учениками, в котором Иисус отдает им Себя. К тому же Мария – это образ вместилища Святого Духа. Это образ рождения Церкви, которое произошло там, у креста Иисуса, и обрело свою силу в Пятидесятнице, когда Иисус уже окончательно вознесся, да и ученики находились не во власти ужаса креста и потери, но смогли его понять и осмыслить, понять миссию Христа и сложить воедино всю картину. Но единство Церкви рождается именно у креста Иисуса.
Иисус говорит «жажду», «совершилось». Может быть, Он страдает от обезвоживания, а может, это слова, обращенные к Отцу? Ведь именно к Нему Иисус обращается в рассказе других евангелистов. Чего же жаждет Христос? Иисус говорит: «Свершилось». Его миссия совершена, исполнена, как и Божественное Откровение Закона. «И преклонив главу, испустил дух» .Создав новое единство учеников, Он ему передает Свой Дух — посылает Духа Святого. И через Духа Святого мы теперь можем пребывать в Иисусе, и Он в нас. Дух Святой дает в Марии жизнь Иисусу, Дух Святой дает новую жизнь, объединяя Марию, Иоанна и других учеников в единое Тело Христа – Церковь. Дух Святой являет Таинственное присутствие Иисуса в Церкви. Поэтому и вода (а вода один из главных символов в Евангелии от Иоанна), истекшая из пронзенного бока Иисуса, символизирует жизнь, которая исходит от Бога, символизирует Духа Святого.
Это красивейшее богословие, но как можно было бы объяснить эти три образа «Вот Мать Твоя», «совершилось» и воду в контексте нашей церковной жизни? Может ли быть это некоторыми направляющими, заповедями Иисуса?
38 После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса.
39 Пришёл также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста.
40 Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.
41 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен.
42 Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.
В повествовании о Воскресении есть какая-то необычайная легкость и проста. Иисус воскресает Сам и воскрешает своих учеников. Он теперь Жизнь, и эту жизнь Он хочет передать им. Он воскрешает их душевно. Он называет учеников теперь даже не друзьями, а братьями. Он поручает им принятую от Отца миссию и передает им принятую от Отца жизнь, что и происходит в полноте в даровании Духа Святого.
20:1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба.
2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый.
5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб.
6 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,
7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
8 Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
9 Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых.
10 Итак, ученики опять возвратились к себе.
Иисус воскрешает Петра, который не мог поверить, узнать в схваченном, бессильном, унижаемом Иисусе, Учителя, Которого он знал. Теперь же он делает шаг веры, и обретает веру. Его вера воскрешает и рождает веру и у Иоанна.
11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: «Учитель!»
17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
18 Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
Иисус воскрешает Марию Магдалину, которой горе и ее собственный процесс переживания помешал увидеть Спасителя. Он воскрешает ее нежностью и любовью, возможно Он воскрешает ее от чего-то, что можно назвать потребностью все время «хвататься» за физическое тело Иисуса (ищет мертвое тело, хочет обнять воскресшее), и Он воскрешает её от опыта отверженности и одиночества, посылая ее к братьям — новому Телу Иисуса.
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Иисус воскрешает Фому, который говорит: «я отказываюсь верить, я отказываюсь жить верой, пока сам не испытаю то же что и вы, пока у меня не будет такого опыта встречи».
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Иисус воскрешает учеников: вместо страха, волнения и непонимания как жить дальше, Он дает им мир. Это мир в сердце, который рождается от Его присутствия. Иисус поручает ученикам нести Его миссию: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Они призваны стать единым Телом и нести миссию Иисуса – являть миру любящий и милосердный лик Бога, пребывающего в них. Чтобы через Церковь, те «невидящие» этот лик могли поверить и обрести жизнь вечную.
Темы для размышлений: Где и каким образом я узнаю воскресшего Иисуса? От чего, подобно Петру, Марии Магдалине и Фоме, Иисус воскрешает меня? Где мне еще необходимо это воскрешение, и как оно может произойти? В чем заключается миссия Церкви, и как я могу нести ее в реальности моей жизни?
И обещанный подарок
Предлагаем Вам скачать аудиозапись всего Четвероевангелия. Читает Илья Прудовский.