7:1. После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.
2. Приближался праздник Иудейский — поставление кущей.
3. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
4. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
5. Ибо и братья Его не веровали в Него.
6. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.
7. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.
8. Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.
9. Сие сказав им, остался в Галилее.
Первое, что бросается в глаза, — это осознание Иисусом Cвоей миссии, ее важности: Он не просто ходит и учит — Он все подчиняет ей. Зная, что Он все равно будет распят, и через это совершится великое дело спасения людей, Иисус понимает, что час еще не пришел, что сейчас у Него другие задачи. Опять слышатся темы выбора и условий его созревания, осознанности пути.
Господи, в моих делах и моей духовной жизни порой так не хватает приоритетов, осознанности, зрелости, соответствия времени. Так часто я становлюсь «жертвой обстоятельств», реагирую рефлекторно и неосознанно. Господи, помоги мне строить свою жизнь в соответствии с видением жизни Твоего ученика — осознанно, целенаправленно, уверенно.
10. Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.
11. Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?
12. И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.
13. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.
14. Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.
15. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
16. Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня;
17. кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
18. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
19. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?
20. Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?
21. Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.
22. Моисей дал вам обрезание — хотя оно не от Моисея, но от отцов, — и в субботу вы обрезываете человека.
23. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
24. Не судите по наружности, но судите судом праведным.
25. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?
26. Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?
27. Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.
28. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
29. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.
30. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.
Истинного пророка нужно слушать, но как распознать его? Иудеи предполагали, что он должен делать те же чудеса, что и Моисей. Иисус же настаивает, что в Нем должна быть видна весть Бога, так же как ее видно через Закон, Пророков и Писания, через историю и опыт действия Бога на земле. Именно ощущение родства вести Иисуса с вестью Бога, уверенность в том, что Бог продолжает действовать в Иисусе, открывает двери веры. Но для этого нужно сделать выбор, осмелиться поверить и занять позицию — это выбор, плод внутренней работы.
Иисус заранее старается обезвредить попытки старейшин манипулировать авторитетом Писания. Вспоминая о главной формальной причине противостояния старейшин – нарушении субботы, Иисус поднимает главный вопрос: видно ли за толкованиями и интерпретациями самого Автора Закона, Бога. Признать, что предложенная весть от Бога – непросто. Это суд, требующий не просто принять, но и исполнить то, к чему эта весть побуждает.
Иисус показывает, что, опираясь на Закон, старейшины его же и нарушают. Весть закона — не убей, а они допускают убийство ради высшей цели, как допускают и обрезание, нарушая покой субботы. Получается, что Иисус обвиняет старейшин в том, в чем они обвиняли Его – нарушении Закона.
Странно, что Иисус, разговаривая с народом, как бы ведет диспут со старейшинами. Быть может, это указание на то, как легко авторитетные люди завоевывают наше внимание, снижают критичность и самостоятельность выбора. Это указание на их подсознательное значение для нас, на то, что авторитет может быть использован во зло, манипулятивно. И в то же время я нуждаюсь в авторитетах, в тех, кого могу считать более опытным, образцом и примером, чью логику могу брать для внутреннего убеждения, за кем могу идти следом. Мне нужны священники, богословы, епископы, учителя. Господи прошу тебя о тех, кто имеет власть – физическую или духовную, чтобы они были чутки к Твоему голосу и голосу правды, преодолевали соблазны использовать ее во зло ради достижения высокой цели.
Господи, даруй нам видеть только один авторитет – Тебя, и сознательно подходить ко всем другим авторитетам. Господи, помоги быть сознательным и следить за корнями движений моего и сердца и ума, моих ценностей и убеждений, всегда искать и сравнивать с уже открытым в Твоей вести, быть послушным ей.
Темы для размышлений: Что определяет мой выбор? Каким образом я наделяю людей или убеждения авторитетом для себя? Как я пользуюсь своим авторитетом? Не использую ли я авторитет, «железные аргументы», Писание, чтобы навязать кому-либо свое видение, манипулировать?
31. Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?
32. Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей — схватить Его.
33. Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня;
34. будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти.
35. При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов?
36. Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти?
37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43. Итак произошла о Нем распря в народе.
44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
Ритуал праздника Кущей включал в себя возлияние воды из Силоамской купальни на основание жертвенника. При этом читался отрывок Писания о том, что из храма потекут реки воды живой, приносящей жизнь всей земле. Вода – символ мудрости от Бога, символ Торы. Иисус, провозглашая, что Он от Бога пришел и к Нему возвратится, замещает Собой празднование Кущей. Это из Него и верующих в него потекут потоки воды живой, дождь, обновляющий лицо земли, т.е. Дух Святой. Дух Святой рождает радость, мир, долготерпение, великодушие, принятие и благодарность. Пока вокруг только споры и разногласия, но верующим в Него Иисус обещает утолить жажду воды живой, как некогда самарянке. На все интеллектуальные споры Иисус предлагает единственный ответ: «Приди ко мне и пей», и посмотри, утоляется ли твоя жажда. Это остается главным признаком присутствия Бога и правильности выбора. Иисус помогает тем, кому сложно сделать выбор — сделать шаг веры, шаг от нерешительности к жизни. И этот шаг открывает и в нас источник жизни.
Господи, в моей жизни бывает много сомнений, споров, бурь, неправильных выборов и страданий, я часто не нахожу покоя. Благодарю Тебя, что за всем этим в глубине моего сердца я знаю: когда я читаю Твое Слово и размышляю о Твоем замысле о мире, когда в молитве говорю Тебе о страданиях и сомнениях, когда прихожу и открываюсь Тебе, — я чувствую, как утоляется моя жажда.
45. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48. Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49. Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51. судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52. На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
53. И разошлись все по домам.
Старейшины отрицают даже саму возможность выбора, они уже все решили – их уши закрыты, они не хотят даже послушать, агрессивно относятся к любой возможности достучаться. Их сердце на надежном замке, для прикосновения Бога нет даже возможности. Обвиняя простых людей в невежестве, они сами поступают как большие невежды.
Как часто в страхе, своеволии, гневе я закрываю свое сердце и уши. Я просто не хочу услышать другого, даже допустить, что он может быть прав, ведь тогда мне придется меняться, испытывать последствия. Я всего лишь хочу защититься, защитить свое. Но как часто при этом я могу потерять гораздо большее, не расслышать голос Бога, приходящего спасти меня от своих губительных заблуждений. Господи, помоги мне научиться сохранять и защищать свой внутренний мир, не закрываясь от иного, перестать чувствовать в нем угрозу. Господи помоги мне понять, что я не просто сумма своих убеждений и привычных шаблонов, что Ты всегда призываешь нас двигаться, меняться.
8:1. Иисус же пошел на гору Елеонскую.
2. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.
3. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4. сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5. а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6. Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11. Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Как удивительно! Как будто иллюстрируя предыдущие размышления, вдруг на практике открывается жизненный пример: Господь видит человека и принимает его, при этом просто выводя понятия греха и Закона, споры и противостояние с иудеями в совершенно другую плоскость. И это становится источником жизни, исцеляет человека.
Тема для размышлений: когда в моей жизни бывали случаи, что нелегкий выбор вдруг выводил меня из тупика, наполнял жизнью и энергией? Что открывается мне через этот опыт?
12. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
13. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.
14. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
15. Вы судите по плоти; Я не сужу никого.
16. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
17. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
18. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.
19. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
20. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.
Иисус не один. Его весть не просто похожа на весть Отца, она и есть весть Отца. Это весть Отца, явленная в хрупком человеке. Христос — Свет миру, потому что Он являет Отца.
Как часто я отказываю человеку в праве быть образом и подобием Божиим, отражать Бога, вижу в нем только падшего искаженного человека. Для меня, как и для иудеев, сложно распознать свидетельство Отца. Ах, если бы в каждом проявлении в человеке красоты, любви, доброты, таланта я видел свидетельство о Боге и благости этого мира! Господи, помоги мне не судить только по плоти, но вдохновляться свидетельством о Тебе в этом мире.
21. Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти.
22. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»?
23. Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
25. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
26. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
27. Не поняли, что Он говорил им об Отце.
28. Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
30. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
31. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32. и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
И снова напоминание о том, что в распознании голоса Бога и состоит путь жизни, ученичества, путь возвращения к Отцу. Путь уподобления Христу и приобщения к Его Божественному бытию, распространения Царства Бога. Откровение Отца миру тесно связано со страданиями Сына, его смертью и вознесением. Путь Знамений для не слышащих гласа Бога закрыт, а Путь Славы открывается через путь Страданий. При этом пребывание в Иисусе, не отменяя самого пути ученичества, каким-то образом делает свободным, наполняет светом. В приобщении Христу открывается что-то, что без Него остается для человека недоступным.
Господи, не только путь страданий, но и путь ученичества, простого доверия и исполнения Твоего Слова страшит меня, страшит потерей. Что пугает меня? Как я ощущаю несвободу? Где я предпочитаю несвободу пути ученика? Господи, помоги мне побороть страх и сопротивление, помоги открыть в пребывании в тебе, в следовании путем ученика эту новую, непостижимую из опыта прошлого реальность свободы.
37. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
38. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
Господи, Ты говоришь о духовной свободе, а я чувствую себя пленником обстоятельств, времени, своих способностей и физиологии, того, как сложилась моя жизнь. Даже грех я выбираю как раб, а не как свободный. Авраам поверил Богу, Ты предлагаешь путь сыновства для освобождения и предлагаешь освободить нас.
У евангелиста Иоанна много говорится о Слове. Сам Иисус — Слово Отца. И Он говорит Слово Божье. Слово Иисуса. Именно оно освобождает. Оно очищает сердце.
Темы для размышлений: от чего я хотел бы освободиться? Как я могу освобождаться через Слово?
44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
45. А как Я истину говорю, то не верите Мне.
46. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
47. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
«Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». Как важно принять, что во мне есть что-то от Бога, и, опираясь на это, я могу распознавать Его слова. Признать, что во мне есть хорошее, это Бог рождает во мне.
48. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
49. Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
50. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.
51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.
53. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
54. Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
55. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
56. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?
58. Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
59. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
Господи! Споры, конфликты, агрессия пугают меня. Так часто я чувствую себя слабым и неспособным победить, отказываюсь от Твоей внутренней силы. Но в этой главе Ты, кроткий и милосердный певец Божьей любви, вдруг предстаешь сильным и уверенным Оппонентом. В Тебе нет агрессии и желания победить, но Ты даешь мне пример внутренней силы и уверенности, способности не свернуть перед лицом агрессии.
И еще одно поле остается неизменным – поле моего сердца, там все еще много агрессии и выпадов со стороны греха, внутренних травм, стереотипов и дисфункциональных моделей поведения, дьявольских посевов. Очень часто они тихо и незаметно царствуют во мне. И тогда я призван скромно и бесстрашно, истиной, а не агрессией восстать против них, признать, что отец их диавол, высказать свою уверенность в том, что путь Христа, путь сыновства для меня — свет.
Спасибо