Братья и сестры! Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия, чтобы закончить все четыре Евангелия к Пасхе.
Евангелие от Матфея очень отличается от Марка. Здесь не обойтись без комментариев. И все же цель по-прежнему — услышать, что этот текст говорит нам, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем.
Если вам хочется чего-то большего, присоединяйтесь в комментариях.
1:1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Сын — это не только физический потомок, но и наследник качеств личности. Все, что было замечательного в Аврааме как отце всех верующих, в Давиде как самом великом царе, вбирает в себя личность Иисуса.
Если вы хотите лучше узнать Его, — читайте их истории, читайте их с нами (в конце поста мы поговорим об этом подробнее).
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Любой комментатор будет рассуждать, что мы знаем о тех или иных царях, почему в родословии появились женщины, и довольно сомнительного поведения, что означает символика чисел, как согласовать родословие по Матфею и по Луке…
Но интересно, что это значило для Самого Иисуса в детстве — узнать, что его род — царский, но сейчас они бедняки, что среди его «дедушек» есть и великие праведники, и просто чудовища… Как все это влияло на мысли, самоощущение — с детства, и до Креста?
Что вы знаете о своей семейной истории, о истории своего народа, как это на вас влияет, в особенности в духовном плане? Кто повлиял на ваших духовных наставников, что вы могли бы воспринять от них?
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
Иешуа — «Ягве спасает». Иисус сызмальства растет с осознанием Своего предназначения, само имя является постоянным напоминанием об этом. Возможно, Он не сразу оказывается посвящен в тайну Своего рождения, но когда Он узнает ее, это еще больше укрепляет Его в решимости осуществить то, что определено Отцом.
Отсюда в нашей Церкви — особое почитание Имени Иисуса. Это не просто набор звуков. За Именем стоит Личность. Обращаясь к Иисусу в молитве, верите ли вы при этом, что Он действительно силен спасти вас от греха?
Размышляли ли вы также над тем, что означает ваше имя? Передали ли вы своим детям смысл их имен?
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Эмману-эль, с нами — Бог. С Рождением Иисуса меняется духовная реальность. Бог действительно теперь находится посреди людей, Его можно будет видеть, с Ним можно будет говорить лицом к лицу, задавать вопросы, спорить, делить с ним трапезу и путешествия! Удивительное снисхождение к человечеству.
Но, с одной стороны, «с нами Бог», а с другой — земной младенец, сын своих папы и мамы (неважно, что отец — не по крови, важно, что он принял Его как своего родного сына).
Все-таки у Иисуса замечательные мама и папа. Мама — настолько чиста, что удостоилась стать обителью Божества, папа — настолько искренен и прост, что, как праотцы, удостаивается откровений от Ангела… С их слов Иисус учится первым молитвам, вместе с ними впервые размышляет над Заповедями, от них Он ощущает любовь и учится любить в ответ. Они защищали Его и заботились о Нем. Иисус не стал бы Тем, Кого мы знаем, если бы Его родители были другими.
Если у вас есть дети, заботитесь ли вы об их духовном взрослении так, как заботились Иосиф и Мария? Благодарите ли тех, кто трудился над вашим духовным рождением?
2:1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Значительную часть своего времени эти люди отдают рискованному и очень наивному, на первый взгляд, делу — поискам легендарного Царя Иудейского.
В чем-то мы становимся похожи на них, когда выделяем время на то, чтобы особым образом искать Присутствия Божия — окружающие видят в нас «чудиков», родные не всегда понимают.
Но иначе — лучше ли? Когда мы погружаемся в бурление повседневности, мы запросто можем пройти мимо мест и времен, где можно встретить Бога.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Ирод, конечно, лицемерит. Ему не нужен никакой Царь Иудейский, и уж тем более никому, кроме себя, он поклоняться не намерен. Что удивительным образом сближает его с некоторыми библеистами и проповедниками, которые используют Евангелие только для собственной славы.
А вот мне зачем нужен Иисус, Писание, Церковь? И что значит в действительности поклониться Ему — мне сегодня, в контексте моей жизни — на работе, с семьей, с друзьями, в приходе, в Колледже, в обычной жизни обычного человека?
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Волхвы — это олицетворение мудрости и почтения к Богу. Казалось бы, то, что они проделали такой путь, уже довольно. Но они еще приносят Иисусу подарки. Что в качестве подарков можете предложить Ему вы?
13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Удивительный человек все-таки Иосиф. Он готов принять младенца как своего сына. Ради сына он готов бросить клиентов, налаженный быт, и уйти в другую страну. О младенце заботится Бог, но ничего бы не получилось, если бы не Иосиф. Это удивительная история о любви, заботе и защите.
И вообще о том, зачем нужны родители.
Звезда открыла мудрецам, что родился долгожданный Царь. Они не сомневаясь идут в дальний и опасный путь — куда она ведет, не смущаются даже тем, что нашли Царя в пещере для скота.
А я…если вдруг Господь открывает мне нечто важное, но что так трудно или неудобно исполнить, я смущаюсь, сомневаюсь, не доверяю, не иду за Ним…
Узнав о беременности Марии ещё до свадьбы и отпуская ее, Иосиф как бы возлагает это бремя на Бога , тем самым отдает инициативу в руки Господа, наверно он молился, призывая Бога действовать, дать ему возможность указать правильный исход в этой ситуации, и Он через ангела открывает Иосифу имя Сына божьего и призывает быть мужественным. Хотя мне раньше казалось , что Иосиф колеблется , отпуская Марию в ее то положении, и Бог вмешивается уже , чтобы спасти ситуацию. Этот эпизод мне говорит о том, что связь с Богом не должна прерываться, а для этого у нас есть молитва и возможность слышать Его слово.
А вот мне зачем нужен Иисус, Писание, Церковь?
Очень важный вопрос, я никогда его себе не задавал, но мне кажется что такие вопросы необходимо периодически задавать себе, чтобы понимать в какой системе координат я нахожусь в данный момент своей жизни. Я стал над этим размышлять. Можно ответить, —
что для спасения, для осознания своего пути, для того ,чтобы стать частью его тела , и это могу быть правильные ответы. Но что я сам для этого делаю? Действительно ли я испытываю такую острую нужду в Боге? Но понять это можно лишь задав вопрос Ему самому. Господь мой Иисус Христос, а я тебе зачем нужен?
Я немного хотел бы скорректировать свой вопрос. Господи а ,что я могу для тебя сделать ?
Почему родословие в Евангелиях ведутся не по крови, потому что принято по мужской линии вести родословие? Для меня логичнее было бы вести родословие по крови. Разве родители и прародители Пречистой менее заслуживают внимания? В чем тайный смысл хотят подчеркнуть евангелисты, ведя родословие не по крови?
Слово Божие, Премудрость Божия воплотилась, личность Второй Ипостаси Бога — Сын Божий. Он не вбирал ничего ни от Авраама, ни от Давида. Он знал для чего Он пришёл в этот мир, и для Него ничего не было нового и сокровенного. Никто не влиял на Его формирование, как личности.
Наталья,
спорить с вами я не буду, люди, гораздо умнее меня, на подобные вопросы говорили: не знаю.
Здравствуйте, Владимир.
Вопрос по 18 ст.: … по обручении, … прежде нежели сочетались они…
Что значит обручение и сочетание?
Добрый день!
Обручение — это помолвка, официальное обещание друг другу.
Сочетание — уже фактический брак, после которого начинается совместная жизнь.
Хочу поделиться. Когда размышляла о том, что значит для меня в моей жизни — поклониться, прочувствовала состояние личной ответственности за свои дела. Что скажет Отец, узнав что я сейчас делаю? Как отразятся мои действия на представлении об Отце? Согласуются ли они с тем, что несёт в мир мой Отец? Захотелось поступать так, чтобы в этом быть с Отцом — единым.
Хорошие плоды!
Производит впечатление, что родословие Иисуса было известно на 28 поколений (а на самом деле и больше). Неужели это было обычным делом для иудеев? А я… Дальше прабабушек-прадедушек ничего не знаю…
У меня так же.
В случае Иисуса было просто знать дальних предков (цари все же), и существовали родословные списки, сгоревшие вместе с Храмом в 70 г.
Но до сих пор, конечно, иудеи стараются знать своих предков гораздо лучше, чем остальные народы.