Сегодня мы прочтем еще две главы. В 13-й главе нас ждут поучения о Царстве Божием, в 14-й — чудеса, но уже на фоне смерти, казни Иоанна Крестителя. Мы и раньше читали о вражде ко Спасителю, но была надежда, что Отец и дальше будет хранить Иисуса. Только теперь становится ясно вполне: Евангелие — это не только о радости Царства, но и о Кресте.
И все же не теряйте решимости. Царство зреет. И мы обязательно дочитаем до Воскресения.
13:1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
Явная параллель с Нагорной проповедью, но то — для учеников, это — для народа. Все-таки есть в Евангелии градация, кому что говорить. Наверное, и у нас должно быть?
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
Притча тем и замечательна, что допускает разные прочтения. Что сейчас слышу я?
На что вы обратили внимание?
На какой-то определенный тип почвы, созвучный с вашим состоянием? На какую-то область в своей жизни, о которой напомнила эта притча? Может быть, она напомнила вам о людях, — как сеющих, так и принимающих семя?
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Иисус говорит загадками в том числе и потому, чтобы люди пришли к Нему, осознавая собственную неспособность все понять и разрешить — в том числе с помощью этой рассылки 🙂 Это и есть состояние ученика. Если мне не все понятно в жизни, в Евангелии, то не ради ли этой Встречи?
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
18 Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле:
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Мне кажется, объяснений Иисуса вполне достаточно для первого прочтения и размышления. Но если нет, вот несколько вопросов.
- Когда, в каких ситуациях, через кого вы обретали это семя, слышали и слышите голос Божий?
- Получается ли у вас ощущать новизну, свежесть в Евангельских текстах, в словах проповедей, удивляться им как дару свыше?
- Что может вам мешать в слышании и плодоношении?
- Каких плодов лично от вас ждет Господь на данном этапе жизни?
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Хорошо, что Господь оставляет до жатвы. Мое сердце изменчиво, и других людей тоже. Но трудно порой верить, что и другой человек может измениться. Есть ли те, в чьи изменения вы не верите? Что можно с этим поделать?
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Интересно, некоторые люди знают о христианстве очень много, но так и остаются вне его. Другим достаточно услышать совсем чуть-чуть, и дальше уже идет внутренний процесс роста вместе с Богом.
Чья жизнь для вас является примером такого ветвистого дерева? Какие уроки вы могли бы извлечь из этой жизни?
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
Улыбаюсь, думая, что сейчас чувствую себя только-только в начале пути переквашивания себя, отношений, влияния на мир Евангелием — тогда как раньше ощущал себя чуть ли не самой закваской.
34 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Все-таки безрассудно поступают те, кто без нужды умягчают Евангельскую весть, хотят видеть Бога только милостивым, но не справедливым.
44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
А вы сейчас радуетесь, благодарите, что вы — христиане? Что для вас было основным источником радости на ушедшей неделе?
47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
Книжник — человек, разбирающийся в Законе, заповедях Ветхого Завета, их применении, в Пророках и Писаниях. Без такого понимания и без таких людей осуществление христианства на практике буксует.
В частности, есть риск воспринимать в качестве основ жизни человеческие установления (например, церковный устав поста), и забывать о заповедях Божиих (скажем, о почитании родителей). В отсутствие такого человека люди будут искать мудрости и совета у светских мудрецов, ведущих далеко не всегда в ту же сторону, что и Христос.
Если вы чувствуете призвание к тому, чтобы всерьез посвятить время изучению Слова Божия, стать христианским книжником, не пренебрегайте этим!
53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
58 И не совершил там многих чудес по неверию их.
Только что, в предыдущей главе, мы были свидетелями такого действенного служения! А здесь — не совершил многих чудес, а Марк сказал и жестче — никакого чуда.
И в служении Господа все было сезонами. Почему же хочется, чтобы в моей жизни все было всегда эффективным и результативным, а если не так, то чувствуешь себя чуть ли не прокаженным? Трудно согласиться быть неуспешным — не хватает доверия. Господи, открой мне другой способ смотреть на жизнь перед Тобой и служение Тебе, и благодарю, что Ты и открываешь это.
14:1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6 Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
Говорят, что Бог хранит Своих верных. А здесь Бог не уберег Иоанна Крестителя, Своего верного глашатая. Но, может, мы неправильно это понимаем?
Может быть, Он помог Иоанну сохранить незапятнанной совесть, не заглушить в себе голос правды, остаться верным до конца, — и это самое главное?
А для Самого Иисуса это — расставание с братом, и предзнаменование, чем вскорости закончится и Его служение. И это необходимо пережить.
13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
И снова Иисус не только проповедует, но и практически заботится о людях. У Него нет денег и еды, но все появляется. Иногда, чтобы что-то начать, не нужно ждать полного обеспечения, нужно начинать с чего-то.
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
Как здорово, что Иисус тотчас простирает руку к Петру. Многие сегодня любят повторять, что вера — это хождение по водам. Но забывают добавить, что это не хождение в одиночку. Шагом веры может стать все, что угодно: вступление в брак, рождение ребенка, ипотека, принятие служения, открытие своей уязвимости ближнему, многое другое, для каждого свое… И Иисус будет рядом, если мы просим Его об этом.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.
14 гл. 13ст. «И услышав, удалился в пустынное место…»
Раньше не обращал внимание на эту стыковку: после известия о казни Иоанна Крестителя Иисус уединяется для скорби и молитвы — так я это вижу. Он переживает весть о смерти учителя — Иоанна можно назвать учителем Христа, ведь Христос во многом повторял его проповеди. Учитель умер и теперь я действую один, сам, самостоятельно. В этом и предвестие распятия: если так погиб учитель, променянный на «красное словцо» Ирода, то что ждет Ученика.
Проходит ночь размышления и молитвы и к Иисусу в пустыню приходит народ, как бы давая ответ на внутреннее вопрошание Иисуса о Его служении!
25 — 32 , о хождении по морю (и особенно «но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»)
Это любимое место из Евангелия, которое появилось первым лет 7 назад и до сих пор трогает и утешает. Интересно, что события, в которых этот отрывок реально работает, стали случаться в моей жизни не так давно…
Еще в словах Петра: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» звучит :»Учитель! Я хочу — как Ты…..и к Тебе!»
Это тоже во мне отзывается
14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
Этот отрывок указывает мне о силе общей молитвы. Мне иногда так не хочется идти в храм на службу. Там шумно, я часто отвлекаюсь. И думаю, дай лучше дома помолюсь побольше. А оказывается, что Бог исцеляет всех, пришедших вместе, И не важно ему, насколько качественно помолился каждый.
Спасибо, интересное наблюдение!
Из этих глав , я обратила внимание на чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбками. Эти стихи говорят мне о прообразе Таинства Евхаристии. Как однажды Господь распялся на Кресте , и теперь насыщает многих Своей Плотию и Кровию. И не оскудевает эта пища Небесная. Так и тогда однажды благословил и насытил множества народа.
И еще интересная личность Петра открывается в строчках, где они плыли по морю и Петр пошел по воде. Другие апостолы мало что понимаю,пока, и сидят тихонько. Петр вперед всех рвется к Иисусу, понимает не понимает,не важно) важно идти вперед!) а там видно будет. Удивительная личность. И он же первый и исповедал Иисуса Сыном Божиим.
Спасибо, Кристина!
Если вам интересна личность ап. Петра, очень советую внимательнее перечитывать и его послания, и Евангелие от Марка, которое несет печать его воспоминаний.
У меня по Марку есть специальное пособие, можно приобрести в Москве или С.-Пб.
Совсем непонятен образ сокровища, жемчужины, ради которой герой продаёт всё имение. И из вчерашнего отрывка: «возьмите иго моё…» Меня смущает слово «иго». А есть ли варианты перевода? Спасибо.
А что именно непонятно? Жемчуг — самое дорогое в древнем мире, дороже золота и драгоценных камней.
Притчи о жемчужине и сокровище в поле дополняют друг друга. В одном случае человек сознательно ищет, во втором — случайно обнаруживает.
Одни целенаправленно ищут Божьего Откровения во всех религиях по многу лет, и найдя Христа, радуются, и готовы отдать за него все.
Другие случайно Его встречают, но также радуются.
===========
Иго (или ярмо) надевают на животных, чтобы они не несли тяжелый груз на себе, а могли его катить в повозке.
Иго может облегчать жизнь, но когда оно непомерно, оно ее ухудшает.
Среди иудеев было принято говорить об иге:
а) тяжкого рабства в Египте, от которого освободил Бог,
б) об иге закона, который они добровольно приняли на себя взамен (Иерем. 5:5) — закон облегчал перенесение трудностей жизни, но в каком-то смысле и связывал человека, не давая ему поступать как другие народы, по-язычески,
в) об иге беззаконий, которые гнетут совесть.
Закон со всеми устными толкованиями ко времени Иисуса стал действительно тяжелым и сложноисполнимым (например, законы о чистой и нечистой пище, труде в субботу расширили неимоверно, а в диаспоре нужно быть героем, чтобы это все исполнить). «Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на шеи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян. 15:10) — восклицает Петр, когда некоторые желают христиан из язычников принудить к исполнению всего закона.
Иисус приходит, чтобы иго закона со всеми заповедями заменить на верность Самому Иисусу, когда закон становится записан в сердце человека, и Дух Святой утешает и укрепляет на исполнение его (Иерем. 31:31 и дал.).
Андрей Черняк вспоминал свой разговор с о. Александром Менем: «Как же трудно жить по заповедям блаженства!» — обратился к нему о. Александр. «Да, очень трудно!» — в тон ему ответил недавно крестившийся и не имевший опыта Андрей. «Я более того скажу, Андрей Иосифович», — улыбнулся о. Александр. — «Нет ничего более простого и радостного, чем жить по заповедям блаженства!»
13:1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
Иисус любил природу, он любовался окружающей его красотой, любовался как обычный человек, которому не чужды обычные человеческие радости. Возможно Он отдыхал, о чем то размышлял в недолгой тишине.
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
Часто замечаю в себе поверхностное понимания Слова….но как хочется глубины, глубины прочтения и исполнения. Как этого достичь? Молитвой?
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Как то пытался повлиять на родителей в обращении их ко Христу, к Церкви…но попытки были безуспешными и все это осталось бесплодным. Оставил как есть и что делать дальше не знаю. Пытаюсь молиться, но не всегда получается, бывает находит уныние и думаешь что все это бесполезно и пусть живут как считают нужным.
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Благодарю Отче за отца Александра Меня, зато что, будучи еще школьником, заочно с ним познакомился. Человек, который удивительно много в себя вмещавший, стал примером глубокого и искреннего познания Слова Божия, зажегшего в моем сердце огонь веры и стремления ко Христу, вдохновивший примером всей своей жизни.
Спасибо, Владимир, мысли о природе очень созвучны.
Если вы ставите вопросы, значит, вы уже на пути. Не дерзну давать советов.
Только вот уныния не должно быть. Если вы любите своих родителей, то Бог их любит не меньше. И, по моей семье могу сказать, очень удивительно может все повернуться, совершенно не так, как мы могли себе представить.
Присоединяюсь к вашей молитве благодарности за о. Александра.