15:1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
В фарисейских кругах было установлено, что, если в запальчивости или даже по злобе человек клялся, что он посвятит свое имущество Богу, он не мог уже это имущество использовать для поддержки родителей.
На первый взгляд кажется, что в Церкви нет таких вопиющих случаев.
Но давайте посмотрим, что сделали с прямой и очевидной заповедью: постоянно поучаться в Слове Божием, размышляя над ним (Втор. 6:1-9, 2 Тим. 3:16). Сегодня многие скажут, что читать Писание без толкователей нельзя, думать самостоятельно над ним нельзя, можно впасть в прелесть, только по отцам! Но по факту получается, что человеку просто закрывают возможность вступить в собственный диалог с Богом через Слово Божие…
Или посмотрите на Причастие. Господь ясно сказал, что необходимо участвовать в Евхаристии (1 Кор. 11:25). Но устав подготовки к Причастию такой, что семейному человеку его далеко не всегда удается выполнить. И в некоторых храмах мы видим, что причащаются только младенцы…
Боже упаси только начать за это осуждать Церковь. Христос говорит это не для того, чтобы воспитать внутренних диссидентов, — но с одной единственной целью: чтобы все в жизни мы поверяли Словом Божиим и возвращались к нему как к источнику воды живой.
7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
Иисус говорит о том, что на иврите звучит как «Лашон ха-ра» — злой язык, злая речь. Это о сплетнях, осуждении, критике в отсутствии человека. Собственно, это один из аспектов заповеди «не лжесвидетельствуй» и «Не ходи переносчиком в народе твоем».
Склонны ли вы к критике других людей?
Часто ли благодарите, хвалите (по делу)?
Сдерживаете ли негатив? Щадите ли чувства ваших ближних и особенно близких?
12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Моя жена, перечитывая то, что пишу я, иногда замечает: «А вот это скользкий момент, могут и «вменить». Но что поделать, если то, что говорит Иисус, бросает вызов религиозной самоуспокоенности? Франсуа Мориак как-то заметил, что люди плохо знают, чему учил Иисус. Если бы они лучше это знали, многие не захотели бы называться христианами.
15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
Чем было занято мое сердце в течение дня? Увы, было и то, что здесь перечислено. Что же делать? Делать вид, что сам справлюсь, или вообще что это не про меня, случайно мысль прибежала? Увы, про меня. Но есть надежда. Если исповедовать это Господу и просить Его помощи, становится просторнее.
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Мне эта женщина нравится трижды.
1. Она очень любит.
2. Она просит не за себя и просит с большой верой, преодолевая отрицательный ответ.
3. На себя (отношение к себе) она вообще не смотрит, не это для нее важно.
Хоть бы в чем-то ей подражать!
29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.
30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;
31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.
32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
35 Тогда велел народу возлечь на землю.
36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.
39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.
Христос всегда дает то, в чем человек нуждается в данный момент. Больному — исцеление, голодному — хлеб, потерявшимся в жизни — Слово.
16:1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно;
3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.
Снова тот же вопрос, что и в 12 главе. Может быть, Матфей специально вторично повествует об этом вопросе, чтобы мы не упустили?
А что вы понимаете под «знамениями времен» для сегодняшнего дня?
5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
7 Они же помышляли в себе и говорили: [это значит], что хлебов мы не взяли.
8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали?
10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
Беречься — сильный глагол. В дни опресноков иудеи должны очистить весь дом от любого признака квасного. Ни крошки не должно было остаться.
Что сегодня означает беречься, полностью очиститься от учения фарисейского и саддукейского? Может быть, это и не вполне понятно, но, кажется, если держаться Евангелия Иисуса Христа, в него углубляться, вопрос становится излишен.
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
Петру, а в его лице — всей Церкви дается эта власть. Это место обыкновенно понимается в смысле права духовных лиц отпускать людям или удерживать за ними грехи.
Но в Лопухинской Библии есть интересное толкование. Его [Петра] мысль, что Иисус есть Сын Бога Живого, была ключом, которым Петр допускал в Христово Царство. Приводя других к той же вере, он мог также открывать им Царство в противоположность книжникам и фарисеям, которые запирали его перед глазами желавших войти в него (Мф. 23:13).
Получается, и мы обладаем этой властью, если по-настоящему рассказываем о спасении?
И, конечно, здесь великое обетование о том, что врата ада не одолеют Церковь.
20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
Даже Петру была невыносима мысль о страданиях.
А так часто принято осуждать тех, кто, не выдержав страданий, разочаровывается в Церкви. Все-таки сначала нужен опыт жизни в Духе Святом и общение с Воскресшим, чтобы мысль о страданиях могла быть принятой.
24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
Мы читали сегодня о спорах с фарисеями относительно главного и второстепенного, относительно подлинной нечистоты, видели веру сирофиникиянки, снова стали свидетелями чуда умножения хлебов, слышали предупреждения о том, чтобы не идти путем фарисеев и саддукеев, и, наконец, стали свидетелями Откровения о том, Кто такой Иисус. Но завершение этих двух глав и трудное, и обнадеживающее. Что больше отзывается у вас?
Ваши вопросы и мнения
Людмила пишет: «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их«. Этот отрывок указывает мне на силу общей молитвы. Мне иногда так не хочется идти в храм на службу. Там шумно, я часто отвлекаюсь. И думаю, дай лучше дома помолюсь побольше. А оказывается, что Бог исцеляет всех, пришедших вместе. И не важно Ему, насколько качественно помолился каждый.
Спасибо, Людмила! Вы правы в том, что молитва нескольких простых и немощных людей, но собравшихся вместе, может быть столь же угодна Богу и действенна, как и молитва величайшего праведника — особенно если между ними есть любовь друг ко другу.
Вопрос Валерия. Подскажите, что можно почитать. Непонятно, когда Иисус Христос понял, что Он Бог, ведь Он сразу родился Богом. Ведь в Нем соединены нераздельно две природы. Но почему-то в комментариях было сказано, что в течении 30 лет Ему это открывалось. Спасибо.
Спасибо за вопрос, он очень непростой. Есть книга о.И.Мейендорфа, «Иисус Христос в восточном православном богословии», М., ПСТБИ, 2000. Книга очень сложная, но, кажется, единственная среди православных, подробно разбирающая вопросы христологии. Есть еще католическая, К.Шенборна, Бог послал Сына Своего, М., 2003 — там этот вопрос обсуждается на с. 167-196, но придется еще пробираться через схоластические или философские термины.
Все же к Мейендорфу. Этого вопроса о. Иоанн касается на с. 96-97 (может, и еще где, но читал давно, может, сейчас чего-то и не нашел).
Что означает, что Иисус «преуспевал в премудрости и возрасте» (Лк. 2:52)? Было мнение, которое приписывалось Леонтию Византийскому, что Он познавал то, чего не знал прежде. Но что сюда входило, о. Иоанн не поясняет.
А большинство византийских писателей, по Мейендорфу, все же считали неведение Христа педагогическим (знал, но не говорил ради блага слушателей). Мне такие толкования кажется натянутыми. Трудно представить, что Иисус специально говорит неправду («О дне и часе второго пришествия даже Сын не знает, только Отец»), молится только ради примера ученикам, не имея нужды в молитве, задает вопросы, на которые уже знает ответ («Где вы его положили?» — о Лазаре). Все это пахнет скрытым монофизитством, умалением человечности во Христе.
На мой взгляд, представление о том, что Иисус постепенно осознает свое предназначение, вполне соответствует:
а) учению о кенозисе (смирении, умалении, отказе от некоторых свойств) Божества в воплощении,
б) представлению о том, что Иисус воспринял полноту человеческой природы, которой свойственно постепенно осознавать себя, ведь мы именно растем, осознавая свои дары, свое предназначение.
Мне кажется разумной идея современного католического богослова К.Ранера о том, что внутреннее ощущение божественности и мессианства жило во Христе всегда, но по мере взросления это переходило из области ощущения в область понимания и знания.
Но, положа руку на сердце, я признаюсь, что это все-таки, скорее, мое частное мнение, чем учение Церкви. Мы не знаем и вряд ли узнаем, насколько Иисус отказался от всеведения, воплотившись. В Церкви дискуссии о незнании чего-либо Христом неизменно упирались в то, что нельзя умалить Второе Лицо в Троице. Дальше обсуждения были невозможны. Да и вообще так вопрос не ставился до тех пор, пока психология не открыла феномены детства, самосознания, становления личности.
Если вам кажется эта мысль неверной или сомнительной, не принимайте ее.
Чего точно, на мой взгляд, стоит избегать, так это мнения некоторых библеистов, что Иисус относительно некоторых вещей заблуждался, например, относительно близости Парусии (Второго Пришествия). Поскольку происходило взаимообщение свойств, Божественная природа должна была влиять на человеческую, а не оставлять в заблуждении. Скорее, это мы можем неправильно понять слова Евангелия об этом.
Простите, я не специалист по догматическому богословию, и если кто-то из специалистов меня прочтет и захочет уточнить, я ему только спасибо скажу.
Храни Господь!
Не всегда понятно, что значит «возьми крест свой»? Крест как свою судьбу, участь? Или крест как следствие моих грехов?
Можем ли мы определить это с точностью? Мне думается, в самом точном смысле это — то, что человек не может изменить, но от чего может отказаться: больные родители, трудный супруг, служение, которое отнимает много сил, а взамен — одни шишки.
Иногда говорят об этом как о том, что нас самих мучает, и мы можем либо роптать по этому поводу, либо, действительно, принять и нести, в страданиях своих приближаясь к постижению тайны Креста Господня, — например, собственную болезнь.
«Это место обыкновенно понимается в смысле права духовных лиц отпускать людям или удерживать за ними грехи (с сайта Экзегет). Получается, и мы обладаем этой властью, если по-настоящему рассказываем о спасении?»
Мне кажется, тут очень скользко…
Ключевые слова: «право» духовных лиц и «по-настоящему рассказывать» о спасении
Речь не об исповеди, а о том, что действительно, когда мы делимся своим опытом, мы можем открыть Царство для другого. А если мы говорим ложь о Боге, мы закрываем Царство. Мне это толкование кажется адекватным, поскольку из контекста нигде не видно, что речь об отпущении грехов, зато видно, что это о верном исповедании.
Спасибо вам, за ваши толкования и пояснения! Храни вас Бог, за ваш труд.
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
Какой объемный, насыщенный стих. И про то как надо себя вести в пост, как расставить акценты,что важное и что не очень. И про наши слова, которые могут ранит,обидеть человека, даже если мы и сказали это в шутку или у нас это вышло на эмоциях и переживаниях. Задумался о том что часто спорю с отцом, у нас разное мировоззрение, и в этом споре просто сваливаюсь в раздражение, начинаю злиться, осуждать. Как уберечь себя от ненужного, бессмысленного спора?
Владимир,
как я понимаю, Ваш отец уже довольно пожилой человек, и вполне возможно, он разделяет какие-то установки старого поколения относительно политики, и пр.
Мне кажется, важно увидеть, что мировоззрение не спасает в принципе, и даже если он будет прекрасно обо всем судить, но не узнает Христа, этого будет недостаточно.
И наоборот, иногда именно приход к вере все меняет.
Если он не навязывает вам и другим родным своих взглядов, можно ли уходить от подобных разговоров, чтобы сохранялась теплота общения? Если навязывает, можно ли договориться, что такие-то темы вы не готовы обсуждать, чтобы не ссориться, и потом к этому установлению апеллировать?