Сегодня нас ждет Преображение и поучение о том, каким нужно быть, чтобы войти в этот новый, преображенный мир. Пишите свои отзывы.
17:1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
Вся сцена Преображения заключается словом: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный. Его слушайте». То Христос призывал открыть уши и слушать Его, теперь — Сам Отец. Но ученики в ответ на Голос — падают от страха. И Иисус мягко, но уверенно обращается к ученикам: «Встаньте, не бойтесь».
Ученики только что пережили Богоявление. Есть от чего упасть в обморок. Но страх мешает жизни. Иисус, и тогда, и сейчас, постоянно исцеляет всех, кто хочет быть Его учеником, от страхов. Он постоянно вселяет твердость и мужество. «Только будь тверд и мужествен».
8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все;
12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
Как быстро все меняется в жизни. Только что были на горе Преображения, когда, казалось бы, торжество Божие явлено в силе, — и вот разговор о страданиях, и более того: впереди их ждет бесноватый отрок.
Так бывает и в нашей жизни, нужно быть к этому готовым.
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
Христос так говорит не потому, что не любит окружающих. Он их как раз очень любит, до смерти. А этими словами Он хочет подстегнуть нас по-настоящему посмотреть на себя. Он не хочет нас видеть неверными и развращенными.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
В предыдущих главах речь шла о вере исцеляемых. Теперь — о вере самих учеников. Причем даже не о вере в Бога, а о том, что нужно верить в то, что ты делаешь. Невозможно что-то изменить, если ты сам не веришь в успех дела.
Но не только вера нужна. Иисус говорит о молитве и посте. Для меня это — напоминание о том, чтобы не терять ревности, проверять свои мотивы поста. Пока пост показывает мне лишь свою слабость. Что же, слава Богу, значит, раньше была ложная самоуспокоенность. Продолжай трудиться надо мной, Господи, потерпи на мне.
22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
И снова мы читаем предсказание о Страстях. Но что слышат ученики? Судя по всему, весть о Воскресении скрыта от них. Они слышат только о разлуке с Учителем. Иисус говорит им наперед, Он так заботится о них. Пройдет совсем немного времени, и это слово окажется очень им нужным.
24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
Дидрахма — это подать на Храм, две дидрахмы составляют статир. Петр, вероятно, поторопился с ответом, не спросив Господа. Но, хотя Сам Иисус больше Храма, Он все делает так, чтобы не поставить Петра в неловкое положение, и не соблазнить сборщиков налога, не побудить их сомневаться в вере Самого Иисуса.
Может быть, здесь есть и тот смысл, что чудесно обретенный статир будет напоминать Петру: Иисус все знает и не оставит общину учеников без попечения.
18:1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
Обычно людей интересует: что значит «стать как дети»? Иисус говорит о том, что нельзя стать большим, стремясь к этому. У детей в древнем мире не было прав, они не могли претендовать ни на какую власть. Дети более открыты и доверчивы, чем взрослые. Они умеют радоваться простым вещам, и полны удивления. Стать простым, открытым, ни на что не претендующим, но при этом доверяющим Отцу, радоваться и удивляться каждому дню — вот путь, который предлагает Иисус Своим ученикам.
И одновременно Он обещает: кто примет такого умалившегося ученика, тот примет Его (хотя это можно понять и в буквальном смысле).
6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
7 Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
Да, в шестом стихе есть предупреждение. Тот, кто вовлекает в грех других, рискует вообще не воскреснуть (море — это образ бездны, откуда не возвращаются). Соблазнить можно и ложной проповедью (когда черное называют белым), и особенно — недолжным поведением, не соответствующим христианину.
Но я вдруг понял, что Иисус не осуждает такого человека, — Он его жалеет (горе!), потому что такому человеку очень плохо, а помочь — нельзя, он сам себе плохо делает…
Тем не менее, мы должны беречься:
8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Мысль Его заключается в том, что ни физически, ни духовно «малые» не только не должны быть соблазняемы, но даже не следует и относиться к ним высокомерно и с презрением (Библия Лопухина).
11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?
13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.
14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
Иисус говорит уже не только об учениках, стремящихся к праведности, но даже и о грешниках, об иноверцах и язычниках. Он ставит в пример Себя: раз Он Сам пришел для спасения людей, каждого человека, имеем ли мы право относиться к людям иначе, желать или радоваться чьей-то погибели?
К сожалению, до сих пор можно встретить эдакий «православный триумфализм» : мы спасемся, все остальные погибнут. Как это далеко от духа Христова!
«Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир… Ты говоришь, что он злодей, и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: – если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви? Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой «всех жалко», — пишет преп. Силуан.
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
В контексте вышесказанного даже если тебя обижают, не торопись рвать отношения. Не выноси конфликт на публику, сначала поговори лично. Потом попытайся убедить с помощью авторитетных людей. Потом уже скажи братьям и сестрам — может быть, найдется, кого послушает? Больше об обличении по-христиански можно прочесть здесь.
18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Это о власти прощения, и в более узком смысле — об исповеди.
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
А это о совместной молитве. Действительно, совместная молитва может многое изменить.
21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?
22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Давайте помолимся о всех, кто имеет в сердце обиду на другого. А если это касается нас, попробуем избавиться от непрощения. Это будет лучшим делом, постом, угодным Господу.
Ваши вопросы и мнения
Светлана, размышляя о путях Иоанна Предтечи и Самого Иисуса, пишет: В одном интервью Андрей Кончаловский сказал, что тьму можно пытаться разогнать, размахивая руками и борясь с ней, а можно нести свет, и тьма отступает сама. «Мягкий» путь для меня такой, то есть — со светом, свечой, солнцем…. Иногда удаётся помнить и спрашивать себя: я руками машу сейчас, или пытаюсь зажечь/внести свет? 🙂
Спасибо, Светлана!
Глава 18:19-20. Господь заботится об учениках и все делает, чтобы они не растерялись, не отчаялись, чтобы их вера не угасла. И, мне кажется, нужно быть как дитя, чтобы Ему верить и делать точно так, как Он говорит, что бы ни происходило. Господь щедро обещает, что все, что вы, дети, попросите у Меня вместе, как братья и сестры, Я дам. Ничего не пожалею.
Спасибо большое Вам за ваш труд,желаю Вам скорого выздоровления.Я еще в самом начале познания Библии с толкованием,читаю не первый раз,но каждый раз как первый.Умозаключений своих пока выражать не могу,но у меня есть пожелание, что бы такие чтения не прерывались.Очень многие живут в сельской местности и им даже до Церкви не всегда есть возможность добраться.А так есть возможность соприкоснуться с единомышленниками.Спасибо и простите,если что не так.
Спасибо, Елена!
«Тот, кто вовлекает в грех других, рискует вообще не воскреснуть (море — это образ бездны, откуда не возвращаются).» Что Вы имеете ввиду, что рискует не воскреснуть? Ведь все воскреснут, только для разной Вечной жизни.
Екатерина, такое мнение о море было распространено среди слушателей Иисуса, это ближневосточные представления.
Спасибо за ссылку на статью про обличения!