Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия, присоединяйтесь в комментариях!
Также было бы интересно узнать, как у вас проходит пост. В чем он для вас, на чем вы делаете акцент? Какие идеи, мысли для вас были полезны, служили вдохновением? Что меняется, что вы замечаете? Чем вы можете поделиться другими?
19:1 Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною.
2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.
Иисус продолжает исцелять, а Матфей это подчеркивает — как будто, чтобы мы не сомневались в Нем и шли со своими скорбями.
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Удивительно, как Иисус мог отвечать даже оппонентам, раскрывая красоту Божьего замысла.
Здесь — все богословие брака. Бог творит мужчину и женщину друг для друга, и Он же их сочетает воедино, чтобы они стали не двумя, а одной плотью. А как Он это делает, как мы становимся «одной плотью»? Это процесс всей жизни. Удивительно, что в счастливых семьях люди начинают даже внешне походить друг на друга.
Что же этому способствует? В Москве и Санкт-Петербурге есть содружество семейных пар «Кана», которое помогает семьям заново обрести романтику в отношениях, а подчас и спасти брак. Принципы, которыми там живут и учат, кажутся мне очень верными. Вот они, три кита брака:
1. общение супругов в паре,
2. совместная молитва,
3. взаимное прощение.
И, конечно, если мы вместе проходим через трудности (от того, что оба не выспались или приехали отдыхать, а там плохая погода, — до более серьезных вещей, таких как болезнь, потеря работы, потеря близких), — если мы проходим это вместе, такое тоже может нас сблизить.
Наконец, вспоминается мысль И.Я. Грица, несколько провокационная, чтобы задумались. Он говорит, что венчаться надо тогда, когда пара готова вместе служить Богу. Это значит, что люди уже живут не поодиночке, и не так, что моя семья — только для нас (это эгоизм вдвоем). Люди в таком браке осознают: «мы существуем не только для себя» — как и Церковь существует не для себя, а для свидетельства и преображения мира.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
Я знаком с молодыми парами, в которых супруги обвиняют друг друга чуть ли не в психиатрии. И знаю взрослых людей, чьи родители развелись, когда им было всего 3-5 лет, а последствия ощущаются до сих пор.
Слова Иисуса — это не осуждение, а предупреждение: не доводи до этого, будешь страдать ты, вторая половина, и труднее всего будет самым беззащитным — детям.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Преподобный Сергий Радонежский, святители Тихон Задонский, Феофан Затворник, о. Иоанн Кронштадтский, отцы первых веков и последнего времени — митрополит Антоний Сурожский, отец Виктор Мамонтов, ныне живущие, не обязательно монашествующие, но посвятившие себя Богу — в том числе — и сестры… Просто вспоминаешь о них, и становится тепло на душе. Они выбрали духовное «скопчество», ради Бога.
А что семейные, ниже ли они по статусу?
Мне кажется, прав был тот комментатор, кто первым отнес слова псалма «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане» (91:13), с одной стороны, к семейным людям, которые о многих заботятся и имеют добрые плоды в отношениях с другими людьми, а с другой — к несемейным, которые поражают своей духовной величиной.
У Бога всем найдется место.
* Труднее тем, для кого одиночество — не выбор, а необходимость, и они мучаются в одиночестве. Феномену вынужденного одиночества не больше века, мы только начинаем осмыслять это. Если это про вас, посмотрите книгу Б.Грошеля о том, как с этим жить («Мужество быть целомудренным«), или купите книгу О.Красниковой «Одиночество».
13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.
14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.
15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.
Вчера звучала тема «малых сих», сегодня конкретнее — детей. А в мире феномен детства открыли только в ХХ веке. Господи, Ты многое говорил и делал «на вырост» для нас, слава премудрости Твоей.
16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Практически всегда Иисус предлагает в чем-то пойти на жертву, если человек хочет по-настоящему Ему последовать. Пожертвовать удовольствием, имением, общением, репутацией, самостоятельностью, уверенностью в завтрашнем дне — чем-то всегда. Посвятить, передать Ему ситуацию, довериться. Но удивительно: когда этот выбор делаешь, приходит свобода. И Господь дает что-то, как правило, неожиданное.
А трудно, когда не можешь решиться.
Есть ли что-то, от чего вы чувствуете побуждение отказаться ради Бога?
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?
28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
До сих пор вспоминаю, как один знакомый протестант рассказывал о том, как на пути следования сына к месту службы в Сибири на каждой станции его встречали и благословляли неведомые ему до этого верующие — просто отец передал просьбу о поддержке сына. Как другой безымянный пастор, подвозивший нашу туристскую группу на Кавказе, свидетельствовал о том, что может приехать практически в любой город, и его встретят братья-верующие, доверят ключи от квартиры…
Я тоже встречался с таким отношением, работая в Синодальном отделе по делам молодежи. Но, к сожалению, такое отношение у нас — скорее, исключение, чем правило. И все же и у нас так возможно — если начинать хотя бы друг ко другу так относиться. Вот, в Волгограде и Адыгее точно ждут москвичей из колледжа, и даже в Страсбурге :)))
1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
Апостолам предстоит столкнуться с тем, что они не останутся единственными носителями Откровения Божия. Будет Павел. Будут другие.
Иногда Господь дает в чем-то быть первым, в каком-то служении. Но насколько я готов принять и благословить, что другие потом будут делать то же, и, может быть, более успешно? Что ко мне будут относиться как к человеку прошлого в этом вопросе? Или, скажем, к Богу приходит человек, до этого сделавший карьеру или заработавший приличное состояние. Будет ли мне мешать это в общении с ним, не будет ли тайной зависти, отравляющей отношения?
Похоже, что то, на чем «сыпятся» эти «первозванные» — так это отсутствие благодарности за самый факт возможности участвовать в Божьем деле. Благодарение действительно меняет все.
17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:
18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.
Живешь себе, постишься, стараешься духовные подвиги совершать (шучу). Кажется, все хорошо, и собой можно быть довольным. А тут оказывается — что это все не о том. Очень пронзительное предвестие Страстной седмицы…
20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим.
24 Услышав [сие, прочие] десять [учеников] вознегодовали на двух братьев.
25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28 так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Если у нас есть проблемы с желанием первенства, мы не одиноки, и у апостолов было также. В каком-то смысле утешает. Но это также значит, что Богу еще есть очень и очень над чем в нас трудиться, и надо быть к этому готовым.
Кстати, семья является прекрасной возможностью научиться этой правильной иерархии и служению.
29 И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.
30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
31 Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.
Сегодняшнее чтение начиналось с исцелений. Оно и заканчивается милосердием Божиим.
Гл 20:25-28. Это так здорово и интересно, что Бог пришел не как начальник, но как слуга. Казалось бы все уже дал, и мир создал и жизнь дал и ещё пришел служить, дать до конца. Я задумалась, а что значит служить. Служить другим это не значит исполнять любые их желания и позволять делать с собой все что угодно. Иисус так не делал. Он исцелял всех кто верил, учил, направлял людей, говорил правду. Получается, служение это делать для других то, что им на пользу, во исцеление, а не просто угождать. Служить может означать сказать что-то не очень приятное. Молитва за других это такое делание тоже.
Также, в этих стихах я слышу важное о том, что в Церкви не может быть как где-то в другом месте. Там властвуют, но это не для нас, у нас — иначе, и т.п. Мы христиане не можем жить и делать «как все живут/делают». Иногда мне хочется так вот оправдаться, но это противоречит тому как учит Христос.
В стихах 29-34, что это была за слепота? Может быть, духовная. У меня тоже духовная слепота и немощь, но ищу ли я именно в этом исцеления, как эти слепые? Хочется такой же решимости просить «чтобы открылись глаза», ещё не зная что увижу.
Интересно ты думаешь про служение, спасибо.
Добрый день!
Душеполезного поста и с наступающим праздником Благовещения!
Молитвенно-покаянную сосредоточенность удержать можно только в уединении.
Наша жизнь – это наши мысли, чувства и желания. Сочетаясь между собой, они порождают намерения, а те – поступки.
Важно уметь хранить контроль над этими тремя составляющими, чтобы мысли не рассеивались, желания не возбуждали «желательную» часть души, а чувства находились в плоскости молитвенного настроя и покаянной памяти. Это очень сложно. Для этого необходимо убрать из поля зрения и слуха все то, что будет отвлекать ум от внутренней сосредоточенности. Необходимо лишить себя любых форм развлечения и праздности.
Наш ум – это жернова, которые работают без перерыва. Поэтому, если мы не будем подсыпать туда пшеницы, бесы обязательно будут подсыпать плевелы. Давайте уму пищу для размышления. Для этого нужно читать что-либо питающее ум благими чувствами и размышлять над прочитанным. Если это перейдет в навык, то это будет дорого стоить.
Евгений, спасибо за ваши мысли. У вас так получается?
Добрый день, Владимир!
У меня редко так получается, но я стремлюсь к этому каждый день! Падаю, поднимаюсь, каюсь, опять падаю, поднимаюсь, каюсь… и так до перехода в жизнь вечную!
В рассылке был вопрос о том как проходит пост.
Решила скинуть ссылку на небольшое видео о посте, для меня там были новые полезные мысли.
(ссылка удалена)
Мне помогло увидеть те аспекты, с которыми у меня пост не складывается. Может кому-то ещё будет в помощь.
Зарема, здравствуйте!
Лектор мне известен как ревностный, но одновременно довольно категоричный человек. С некоторыми его суждениями, или лучше сказать, осуждениями, трудно согласиться.
Не имея возможности отсмотреть все видео, не готов размещать ссылку на него. И даже не буду (и прошу вас) не упоминать, кто это, чтобы не сеять рознь.
Но очень хочется все-таки не потерять ваше доброе намерение. Вы могли бы перечислить, что именно было полезно? Так читатели приобщатся к тому, что вы для себя вынесли.
Человек состоит из тела, души и духа и пост соответственно должен быть на всех этих уровнях. Для тела — это ограничения в еде. Для души — отказ от развлекающих, отвлекающих, соблазняющих вещей (телевизора как фона, бесполезного времяпровождения в интернете и т.д.) и доброделание, причем такое, чтобы человек сам искал где можно помочь, а не ждал пока кто-то об этой помощи попросит.
Для духа — это чтение Евангелия, участие в Таинствах, частое посещение Богослужений, молитва.
Лектор высказал мнение, что обилие лишней информации, с которой не справляется душа влияет на дух и на молитву. И мне ограничение интернета пока что помогает в домашней молитве (появились силы на нее) и очень помогает наша рассылка.
Ещё мне полезной, кажется, мысль о том, что надо про себя четко проговаривать, что это я делаю для Бога, в чем-то себе отказываю, чем-то стараюсь помочь. Эту мысль я недавно слышала и у Даниила Сысоева (он тоже бывал категоричен, если что уберите это упоминание) и в словах Матери Терезы. В этом есть смысл, потому что мы часто забываем, теряем точное направление нашего движения.
Конечно, мы все это должны делать и вне поста, но если не получается, то начнем хотя бы с поста.
Спасибо, Зарема,
да, перестать отвлекаться — это действительно актуально, я тоже с переменным успехом пытаюсь, вижу, что просто ограничить не получается, нужно заменить чем-то конструктивным.
У нас один из участников тоже писал об этом 🙂
Приветствую дорогих братьев и сестер во Христе! Пост у меня проходит далеко не идеально. Вот и чтении отстаю 🙁 И отвлекаюсь. И не получается полностью воздерживаться от сладостей. Но все-таки идея поста как пособия для постоянной молитвы сохраняется. Рассылка очень помогает. Спасибо, Володя!
Спасибо, Лена, за отзыв! У меня тоже началось все строго, а потом хочется расслабиться, хорошо, когда мы друг другу напоминаем:)