Мы с вами уже читали изложение сегодняшних событий у Марка (гл.11-12), поэтому сейчас не будем повторяться, а обратим внимание на детали.
21:1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,
2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;
3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
4 Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:
5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:
7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;
9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!
Все это шествие напоминало торжество при освобождении Иерусалима от язычников при Симоне Маккавее: пальмовые ветви, славословия (1 Макк. 13:51)… Народ ожидал, что Иисус сокрушит власть Рима и установит Свою власть.
Но, как говорит Матфей, так исполнялось пророчество Захарии (Зах. 9:9), которое особенно подчеркивает кроткий характер Мессии: Он едет на осле, не на боевом коне. Иисус выбирает победить зло и несправедливость не внешней силой, а изнутри, Своей жертвой, Своим примером.
10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?
11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.
12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
13 и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?» — так пророчествовал последний пророк Ветхого Завета Малахия (Мал. 3:1). Об Ангеле мы уже знаем, это Предтеча. Теперь — посещение и очищение Храма. Более того, Иисус еще и исцеляет — а это тоже дело Мессии.
15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали
16 и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?
И вот уже народ понял, кто перед ним, восклицают даже дети: «Осанна Сыну Давидову!» Но те, кто должны были первыми Его узнать, не просто не узнают Его, но и негодуют на Него. Запрещать всегда легче, чем пытаться доверять и видеть лучшее.
17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
Расстояние там — минут двадцать пешком, видно Храм, слышно пение левитов при вечернем и утреннем жертвоприношении.
18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мы видели уже, что проклятие смоковницы — это пророческое действие. Так будет с Храмом, с народом Израиля.
Но только ли к прошлому относится это? В Средневековье учили, что в Писании сокрыто несколько смыслов: буквальный, прообразовательный, моральный, пророческий. В соответствии с этим представлением, народ Иудейский — это прообраз Церкви, а смоковница в моральном смысле — это душа каждого человека, которая может иметь лишь вид праведности, но не иметь плодов.
Согласитесь, так текст читается совершенно иначе?
23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
26 а если сказать: от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
Постоянно в истории веры возникает этот вопрос авторитета — его задают пророкам, начиная с Моисея, его задают Иисусу, на него постоянно приходится отвечать Павлу.
Сегодня некоторые уже наши современники, даже не пройдя нормальной катехизации, требуют отчета во мнениях у профессоров богословия.
А еще важно, что стоит за этими вопросами. Ведь так часто люди задают вопросы вовсе не для того, чтобы узнать истину.
Но даже и после того, как стало понятно, что собеседники не склонны к поиску истины, Иисус не оставляет попыток до них достучаться:
28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
Многие священники и епископы, претерпевая гонения после октябрьского переворота большевиков, не дерзали жаловаться, считая, что все это — суд Божий за то, во что превратилась Российская Церковь к концу ХIХ века.
А как вы оцениваете сегодняшнее время? Может ли это относиться и к нам?
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
22:1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
Бог — зовет. Бог — ждет. Бог — обращается еще и еще. Богу мы никогда не безразличны.
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их].
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.
У Луки имеется близкая по значению притча, но изложенная несколько иначе, более коротко (Лк. 14:16-24). И основной ее смысл толкователи видят в том, что званые, народ иудейский, оказывается недостойным призвания, и тогда в Царство входят другие народы.
Но Матфей добавляет важный акцент. Ведь и среди этих вновь призванных людей может найтись человек беспечный, захотевший попасть в Царство Божие на своих условиях, не желающий менять жизни, как того требует Слово Божие — или потерявший чистоту, даруемую в Крещении.
Не выйдет, это обязательно обнаружится.
Хуже всего, что в ответ на дружеское обращение этот человек молчит. Ему нечего сказать? Уже упущено время что-то менять? Он совсем не друг Жениху, и это понимает? Может быть, если бы он заговорил и попросил, ему бы разрешили остаться? Почему с ним поступают столь сурово?…
Что вам говорит эта притча?
15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20 И говорит им: чье это изображение и надпись?
21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
Иисуса хотят поймать в ловушку, предлагая одинаково неприемлемые ответы. При положительном ответе Его бы обвинили в национальном предательстве (повелел платить налоги язычникам!), при отрицательном — сдали бы властям как бунтовщика. Его ответ снимает это противоречие. И христиане первых веков были известны, с одной стороны, как образцовые граждане, с другой — как люди, всерьез преданные заповедям Своего Бога.
23 В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему;
25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
27 после же всех умерла и жена;
28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
33 И, слыша, народ дивился учению Его.
Безусловно, плотское понимание воскресения, как рай мусульман, нужно отвергнуть. Но как там будет — тайна. Известно лишь одно: это не призрачное существование, а самая настоящая жизнь.
34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Кажется, что это так просто: всего две заповеди. Но давайте сегодня попробуем прожить день, во всем руководствуясь ими.
Интересно, что у нас получится?
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Это одно из важнейших свидетельств того, что Иисус — больше, чем просто земной царь, помазанник Божий. Это значит, что у нас есть нечто большее, чем назидательный образ, оставленный на страницах Евангелия. Но кто Он для меня сейчас? Вот вопрос вопросов.
31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
Радуюсь тому, что Спаситель ответил саддукеям. Зачастую веры в воскресение, убежденности, не хватает, смерть слишком очевидна, И хотя вопрошающие спрашивают о другом, сам факт прямого ответа уже даёт надежду. Возможно, это одно из немногих мест, где речь идёт о всеобщем воскресении именно словами Спасителя.
Однако, сам ответ, его смысл мне не понятен: читала такое толкование этого трудного для меня места: » у Бога живы те, кто живёт для Него». Были и есть люди, живущие для Бога, таких примеров много, подвижники, праведники. Безусловно и то, что для Бога ничего не исчезает, хотя мы не знаем, каким образом это происходит. Но никто не воскрес из патриархов, ни Авраам, ни другие. Как можно понять эти слова применительно к вопросу воскресения?
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.
Мне кажется, здесь можно с двух сторон посмотреть на эту притчу. С одной стороны можно предположить что этот человек случайно попадает
на пир , по типу все пошли и я пошел, но уже на самом пиру ему приходится делать выбор. Может ему мешает страх ? С другой стороны он целенаправленно туда направлялся, чтобы самоутвердиться, использовать возможность для реализации своих амбиций(карьерный рост, власть), но оказывается на пиру (в царстве) , это только мешает, он разочаровывается и как итог отказ от жизни с Богом. Господи помоги мне избавиться от страха и предать себя в твои руки.
Иисус — Сын Божий, но кто Он для меня сейчас?
Я задумалась над этим вопросом.
Иисус для меня друг, любящий друг. Для себя я чувствую, что это самый подходящий ответ сейчас. Но может такой ответ слишком универсальный и все так ощущают?