Сегодня нам предстоит непростое чтение. Целая глава — возвещение горя, и еще одна — грядущих катаклизмов. Как всегда, пишите комментарии.
23:1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте,
Фарисеи занимались нравственным воспитанием народа, обсуждая, как лучше исполнить ту или иную заповедь, а книжники переписывали священные книги и толковали их. Они в буквальном смысле сидели на седалище Моисеевом — так называлось каменное сидение в синагоге, с которого произносились поучения для народа. В Хоразине (Галилея) вы даже можете посидеть на копии такого седалища (оригинал в музее).
Не странно ли, что в прошлых главах (и далее по тексту) Иисус сурово обличает фарисеев, а здесь предлагает соблюдать и делать, что они скажут? Как же он к ним на самом деле относится?
ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Христос строит Свою Церковь. И ее служители должны отличаться от служителей Ветхого Завета. Если ты считаешь себя учеником Христовым, не допускай разделения между тем, как ты учишь, и как действуешь сам. Не ищи почета, и не выделяйся внешне. Будь братом, а не жди, что тебя будут звать отцом и учителем, будь служащим, а не начальствующим. Мы знаем такие замечательные примеры служения в лицах владыки Антония Сурожского, Павла Сербского… Вы читали историю о владыке Василии Родзянко из Современного патерика М.Кучерской?
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Если человек учит только о том, как надо жить и думать, занимается идеологией, но не благовествует о Христе — он затворяет Царство для других.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Какие по-настоящему страшные строки. Почему их не читают также, как анафемы в неделю Торжества Православия?
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
Вся эта тема с клятвами вырастает, по-видимому, из того, что люди не могли доверять друг другу. Мы читали, что Сам Иисус говорит вообще не клясться, жить так, чтобы нашему слову можно было верить.
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
То, что фарисеи давали десятину, поддерживали храмовое служение, Христос поощряет. В этом у них есть чему поучиться! Но что значит, что они оставили суд, милость и веру (ср. Мих. 6:8)?
Суд — это синоним справедливости. Когда член народа Божия никак не реагирует на беззаконие, или даже участвует в несправедливых обвинениях кого-либо (даже просто передает сплетни), — это и есть оставить суд.
Милость — это милосердие, дружеское расположение. Поступать по милости — значит отложить враждебность, быть готовым оправдать и извинить. Увы, иногда чем религиознее человек, тем строже и безжалостнее он к другим, особенно в религиозных спорах. Фарисеи были терпимее!
Веру можно понять как верность Богу, хождение перед Богом, согласование с Ним всего, послушание Ему. Верой был славен Авраам, живший еще до Синайского закона. К сожалению, часто именно это живое отношение к Богу подменяется набором правил, обрядов и идеологией, выдаваемыми за веру.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Мы уже читали похожее место о том, что не внешние вещи оскверняют, а то, что гнездится в сердце человека.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Иисус наносит здесь беспрецедентное оскорбление. Дело в том, что труп, по Талмуду, — это «отец отцов нечистоты», то, что оскверняет самым сильным образом. Получается, что контакт с такими людьми (исполненными лицемерия и беззакония) может даже осквернить?!
29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.
Это пророческое «горе», всему этому только еще надлежит совершиться, и Христос так их предупреждает.
В целом эта глава кажется наполненной праведным гневом. И когда Евангелие извращается в наши дни, это тоже вызывает гнев. Но П.Брейгель в своей картине «Притча о слепых» показывает другую сторону — таких людей можно только пожалеть, они идут в погибель.
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
Мы читали дальнейшее повествование у Марка, укажем лишь на особенности текста по Матфею.
24:1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2 Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 все же это — начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
Вот один из моментов, в котором повествование Матфея существенно дополняет Марка: «охладеет любовь».
Задумался над этим словом, а как у меня.
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, —
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: «вот, [Он] в пустыне», — не выходите; «вот, [Он] в потаенных комнатах», — не верьте;
27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;
37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого;
40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, —
50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
Тремя различными способами (потоп, кража, возвращение хозяина) Иисус предупреждает о том, что момент истины в нашей жизни настанет неожиданно, внезапно.
Если бы Христос пришел сегодня, мы бы радовались, или скорбели, стыдились?
Ваши вопросы и мысли
Татьяна пишет: «Бог не есть Бог мертвых, но живых»… Радуюсь тому, что Спаситель ответил саддукеям. Зачастую веры в Воскресение не хватает. Однако сам ответ, его смысл мне не понятен. Читала такое толкование: «У Бога живы те, кто живёт для Него». Были и есть люди, живущие для Бога, таких примеров много, подвижники, праведники. Безусловно и то, что для Бога ничего не исчезает, хотя мы не знаем, каким образом это происходит. Но никто не воскрес из патриархов, ни Авраам, ни другие. Как можно понять эти слова применительно к вопросу воскресения?
Спасибо, Татьяна. Чтобы решить вопрос о будущем, в средние века богословами была предложена теория частного и всеобщего Суда. Согласно ей, человек, покидая этот мир, попадает к Богу, Который либо сразу принимает его к Себе как праведника («верующий в Сына Божия на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь» (Ин. 5:24)), либо, совершив частный суд, оставляет в предвкушении Воскресения и всеобщего Суда. Тем, что святые сразу попадают к Богу, объясняются и возможности их явления, начиная от Моисея и Илии (Преображение), случаи помощи. Однако непонятно, как это может быть до Воскресения, да и идея двойного суда в Писании не присутствует явным образом.
С другой стороны, есть христиане, которые считают, что человек засыпает и спит до всеобщего Воскресения и Суда, что как будто лучше согласуется с 1 Фесс. 4:13-18, но не согласуется с ветхозаветной идеей шеола, куда попадали все до пришествия Спасителя, опытом церковной молитвы, опытом людей, побывавших в состоянии клинической смерти.
Оба эти объяснения гадательны, оба пытаются решить вопрос, чем же занят человек до Всеобщего Воскресения, которого еще не было, и решают его лишь отчасти удовлетворительно.
Как мне кажется, ХХ век с появлением теории относительности пространства-времени позволяет вообще иначе взглянуть на этот вопрос. К.Льюис в одной из своих книг предлагает помнить, что Бог не ограничен временем, Он — вне временной системы координат. Представьте, что история этого мира — это фильм, а Бог — примерно как человек, который может посмотреть эпизоды фильма как ему угодно, а не так, как время идет внутри самого фильма. И у Бога может одновременно быть (простите мой неуклюжий язык) и этот мир, и Воскресение. Если вы смотрели «Интерстеллар», вы можете чуть лучше представить эту идею. Но и это — лишь гадание.
С точки же зрения здравого учения нам важно помнить несколько вещей:
1. Частности будущего нам не вполне открыты, и даже Бога мы не вполне знаем. И это нормально: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. (1Кор.13:12)
2. Уже сейчас нам открыто главное: Иисус точно воскрес и явился многим, и продолжает являться.
3. Главное, к чему нас призывает слово Божие относительно будущего, укладывается в одно слово: «Бодрствуйте!» Не оставляйте надежды.
«Се, оставляется вам дом ваш пуст.» Эти слова всегда вызывают ужас.
Сегодня они прозвучали так: когда Господь отступает, когда уходит благодать — то, что раньше было легко и радостно, становится тяжелым, бессмысленным и пустым. Работа, отношения — что угодно.