Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия, и сегодня нам предстоит 25 глава, где объединены поучения о Суде, и 26, собственно, уже о начале Страстей.
Три притчи 25-ой главы говорят о Суде, но у каждой из них — свой акцент.
Первая, о мудрых и неразумных девах, подразумевает, что к приходу Жениха нужно подготовиться, что-то запасти.
Вторая, о талантах, напротив, предполагает, что нужно мудро потратить, использовать то, что было дано.
И третья, о Суде, говорит о том, какой критерий на суде будет основным.
Но часто обращают внимание только на третью притчу, игнорируя первые две. Не будем так поступать!
25:1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Интересно, что девы ждут жениха и даже идут ему навстречу. Отсюда обычно делают вывод, что жениха они знают — похоже, это о христианах (но также возможно, что это об иудеях, которые ждали пришествия Мессии, вообще Израиль часто в текстах выступает как невеста Бога). В любом случае это — о людях Писания.
И можно задаться первым вопросом: куда, к кому я держу путь — и в целом, и, скажем, сегодня.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
Оказывается, важно не только пойти навстречу, но и пойти подготовленными. Нужно так пожить, чтобы было, с чем встречать Господа. Второй вопрос: есть ли что-то, с чем я Его встречу?
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Странно, что мудрые девы не готовы делиться. Некоторые отсюда думают, что это масло невозможно одолжить другому, даже если очень хочется. Это очень важно: мы не можем войти в Царство Божие за счет других — скажем, за счет замечательного духовника, общины. Спрос здесь — личный.
Третий вопрос: не надеюсь ли я слишком на других, помню ли о своей ответственности, не упускаю ли возможностей?
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
В одном раннехристианском документе («Послание апостолов») ученики даже спрашивают, не откроют ли мудрые девы дверь неразумным. И Господь будто отвечает: «Кто оказался за дверью, остается за дверью»…
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Итак, надо бодрствовать, запасаться маслом. Но что это за масло? Добрые дела? Но их глупо считать. Благодать Духа Святого? Может быть, но Дух — это дар от Бога, от нас — только удержать. Плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23)? Вероятнее всего.
Если бы у нас было больше времени, было бы очень полезно поразмышлять, что каждое из этих свойств означает именно в христианском контексте. Ведь явно, что речь идет не просто о чувстве любви, но о конкретных делах, расположении сердца, готовности чем-то жертвовать. Речь идет не о всякой радости, но о радости праведной жизни пред Богом, радости, которую не испортят никакие обстоятельства. Речь идет не просто о мире, а именно о стремлении к миру и готовности трудиться над ним, преодолевая вражду. Ну и так далее.
Может быть, поразмышлять над этими плодами Духа, и поставить себе один из них целью на вторую половину поста?
14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Вторая притча связана с тем, что человеку что-то дается. Талант серебра — это 26/35 кг., невероятно много! Интересно, чувствую ли я, помню ли я о том, сколько мне дано?!
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
Тот, кто меньше всего получил, почему-то этим не воспользовался. Уж не потому ли, что он смотрел на того, у кого в пять раз больше, и сравнивая себя с ним, считал, что и пробовать не стоит?
Закопать в землю талант можно по-разному. Можно понимать это как сказанное о возможностях человека, как 1) в материальном смысле, так и 2) в смысле способностей личности. Постоянно гнаться за богатством или построить бизнес так, чтобы частью прибыли служить Богу и ближним? Зарывать свои таланты, кляня враждебные обстоятельства жизни, или искать, как бы их применить, благодаря Бога? Можно понимать талант как 3) Евангельское слово. Получив слово спасения, нести его дальше, или решить, что я спасусь — и слава Богу, а другим пусть другие благовествуют? Но, 4) быть может, изначально притча была направлена и против законников, которые, получив Откровение, понастроили такую систему запретов вокруг него, что сделали веру практически бесплодной?
Точка зрения, которая лично мне кажется наиболее убедительной, заключается в том, что эта притча рассказана именно для служителей Евангелия. Это они получили невероятно много — знать тайны Царства Божия, знать Самого Иисуса — и как они этим воспользовались?
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
Проблема третьего раба, из его слов, в том, что он не доверяет господину. «Убоявшись»… Если представлять Бога суровым, можно испугаться и так ничего никогда не сделать. Но ведь Богу не все равно, Он первым заинтересован, и Он наполняет силой и мужеством.
То, о чем раб не говорит, но что видит его господин, — так это то, что часто отсутствие плодов связано просто я нежеланием трудиться (раб ленивый)… Ну а лукавство в том, чтобы свалить свою безответственность на господина (кстати, вовсе не обязательно жестокого, это лишь слова раба!)
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
И это работает уже в этой жизни. Если отказываешься от служения, дар может быть отнят. Смотришь: неужели я это делал, это говорил? И талант действительно отдается другим.
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
«Тьма внешняя» на языке иудейства — это мир, лежащий за пределами Земли Обетованной, мир непросвещенный Богом, мир язычников. Существовать там как-то можно, но вот наслаждаться полнотой жизни — вряд ли (см. «Расторжение брака» К.Льюиса).
И, наконец, мы подходим к третьей притче, об овцах и козлах.
Она начинается с описания сцены Суда. Интересно, вы ждете или боитесь этого момента?
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы;
Обратили ли вы внимание на выражение «все народы»? Так у Матфея обычно изображаются в первую очередь язычники, хотя иногда включается и Израиль. Есть толкование, что эта притча о том, как будет происходить суд в первую очередь над язычниками. Верующие не исключаются, просто от них требуется больше (что мы уже прочли выше)!
и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Фактически, основное, о чем спросит Господь каждого — как на практике ты любил своего ближнего, как помнил о нем и проявлял милость и заботу по отношению к нему, особенно если ему плохо.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Ад, муки не предназначались для людей. Они — только для Сатаны и его ангелов. Но — можно выбрать путь туда. Достаточно просто пренебречь своим собратом, человеком.
Мы прочли три притчи о Суде. Какая из них оказывается для вас более значимой сегодня? Что все три говорят вам?
26:1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Есть какая-то жестокая ирония в том, что трагедия совершается на праздник, когда все остальные будут радоваться спасению от смерти. Иисус все знает даже до того, как это решат первосвященники. Но это не обреченность. Иисус Сам выбирает идти по этому пути.
3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
Откуда такой цинизм — думать о человеке как о разменной пешке, и беспокоиться только о реакции народа? Всякий раз, когда, думая о пользе дела, забываешь о Боге, другие люди низводятся до состояния предметов, не личностей. Получается, польза, эффективность не может быть конечной целью.
6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Эта женщина хорошо знала Писание. Миро, драгоценное благовоние, — одна из ключевых характеристик Царя-Жениха из Песни Песней (см. 1:2,12). Под этим Женихом уже в то время понимали не просто человека, но именно Мессию.
Она Его узнала и воздала подобающую честь.
Но, как всегда, у Писания много смыслов, и тот, кто скажет, что эта женщина так выразила и свою благодарность, и свою преданность, и свое сочувствие (сердцем она чувствовала гораздо больше, чем понимали ученики), — не ошибется.
Мы не знаем, была ли это Мария Магдалина, или Мария, сестра Лазаря, или безымянная женщина. Так ли это важно? На ее месте могли бы оказаться советские бабушки, во время суровых гонений тратившие последнее на храм и украшение Плащаницы…
14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников;
16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.
Многие пытались разгадать «тайну Иуды». Но есть ли в нем тайна? Как не уникальны те, кто служат Господу, так не уникальны и те, кто готов предать. Люди, которые не прочь извлечь сиюминутную выгоду за счет ближнего, встречаются и сейчас.
17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
Матфею не важно указать на то, как найти нужного человека и все приготовить (об этом мы рассуждали у Марка). Зато он очередной раз подчеркивает, что Иисус заранее знает Свою судьбу.
20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал.
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
Хлеб — Тело Господа, но и Церковь — Его Тело. Причащаясь, чувствую ли я большую близость с другими верующими?
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Слава Тебе, Господи, за Жертву Твою во оставление грехов наших.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.
30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
Это знамение, но знамение специфическое, примерно как сказано Моисею: по исходе из Египта вы совершите служение на этой горе. Иисус открывает будущее, чтобы оставалась надежда.
33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
Мы сами сами себя не знаем.
36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
В этой молитве есть динамика. В первый раз Иисус просит и спрашивает. Во второй — соглашается. Я не знаю, что это значит. Но, возможно, это значит что-то для тех, кто находится в тяжелой ситуации.
45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
Странно, что, даже зная о предательстве, Иисус называет Иуду другом. Что это? Постоянство Самого Христа в отношении к нам, как сказано: «если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13)?
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?
55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
56 Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
Я думаю о том, как трудно переносить одиночество, брошенность друзьями. В советские годы находились смельчаки, которые не бросали своих друзей, когда тем грозило обвинение во вредительстве. Но это было уже через двадцать веков, и Евангелие они знали. Трудно тут это мерить на себя — кто знает, как сам бы поступил.
57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.
Впрочем, Петр как раз не бросает.
59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,
60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
62 И, встав, первосвященник сказал Ему: [что же] ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
Я как-то считал на службе Страстных Евангелий, что претерпел Иисус. А то, что получилось, изложено в статье «Страстная пятница. Распятие»
69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
Ваши вопросы и мысли
Людмила спрашивает: Сегодня в Евангелии прочитала, что на вопрос Спасителя ученикам за кого Его почитают, ап. Петр ответил:» Ты Христос»! А что мы должны отвечать сейчас? Спасибо.
Вот ответ, к которому хотелось бы стремиться (от преп. Порфирия Кавсокаливита, из книги «Цветослов советов»): «Христос – это все».
– Итак, жизнь без Христа – это не жизнь. Нет ее, она окончена. Если не видишь Христа во всех своих действиях и помыслах – ты чужд Христа.
Как ты это понял?
Я помню одну песенку:
«Со Христом везде,
Страха же нет нигде».
Вам ее не приходилось слышать? А? Это детская песенка, как она мне запомнилась.
Так мы действительно и должны смотреть на Христа. Он – наш друг, Он – наш брат, Он – самое лучшее и прекрасное из того, что есть. Он – это все. Как друг Он обращается к нам и говорит: «Вы же Мои друзья. Неужели вы этого не понимаете? Мы – братья и сестры. Я же не… У Меня в руках нет ключей от бездн адских, Я вас не запугиваю, но Я вас люблю. И хочу, чтобы вы вместе со Мной радовались жизни». Понимаете?
Вот что такое Христос. И здесь нет места угрюмости, унынию, замкнутости на самом себе, когда человек погружен и терзается всевозможными помыслами, страдая от ран, полученных им на его жизненном пути.
Христос – это новая жизнь. Христос – это все.
Он – радость, Он – жизнь, Он – свет, свет истинный (Ср.: Ин. 1:9), который делает так, что человек радуется, стремится ввысь, видит все, видит всех, болеет за всех, хочет, чтобы все были вместе с ним, и все – рядом со Христом.
Когда мы находим какую-либо вещь или сокровище, то не желаем нигде говорить об этом. Но христианин, когда обретет Христа, когда познает Его, когда Христос войдет в его душу и он ощутит Его, желает говорить и кричать об этом повсюду. Он желает говорить о Христе, о том, что такое Христос. Возлюбите Христа и ничто не предпочтите Его любви. Христос – это все, это источник жизни, предел желаний, это – все. Во Христе есть все, все самое прекрасное.
Далеко отстоят от Христа скорби, уныние, нервозность, переживания, воспоминания о жизненных травмах, бранях и страданиях. Все это бывает в нашей жизни. Мы торопимся туда, бежим сюда, но все напрасно, и мы нигде не можем остановиться. Но где мы обретем Христа, пусть это будет даже пещера, там мы остаемся и боимся уйти, чтобы не потерять Его. Читайте, и вы все узнаете. Подвижники, которые познали Христа, не желали оставлять своих пещер, не желали идти в мир на дело проповеди, они хотели остаться там, где ощутили соприсутствующего им Христа.
Христос – это все.
Христос – это источник жизни, радости. Это – все. А как тебе кажется, Никос?
– То, что Вы сказали, Геронда, – золотые слова, и это реальность. Как Вы говорите, так и есть на самом деле.
– Да, – продолжал Старец. – Когда мы говорим, что мы христиане, что мы – Христовы, тогда мы слышим призыв к этой жизни. Ты понял? Вот как это бывает… И в час испытания, как только мы увидим Христа, тут же отбрасываем свои намерения и хотим быть со Христом. Но Христос – наш друг, Он – наш брат, и Он говорит: «Вы – Мои друзья. Я не желаю, чтобы вы смотрели на Меня иначе, Я не желаю, чтобы вы смотрели на Меня так: что Я – Бог, что Я – Бог-Слово, что Я – ипостась Святой Троицы. Я хочу, чтобы вы смотрели на Меня как на своего, как на вашего друга, заключили Меня в свои объятия, ощутили Меня в своей душе – вашего Друга. Меня – источника жизни, как это есть на самом деле».
И все это – истина. Сейчас, как мы сказали, есть сатана, ад, смерть. Все это есть, есть на самом деле. Это другая область: зло, тьма и то, что принадлежит тьме.
Человек Христов должен возлюбить Христа, и когда он возлюбит Христа, он освобождается от диавола, от ада и смерти. Ты спросишь меня: «А ты достиг этого?» Нет, я не достиг, я об этом прошу, этого хочу. И когда бываю один, и вообще везде стараюсь так жить. Я не живу, но… пытаюсь. То есть, как тебе сказать, как объяснить? Я не ушел в эту область… но я там был один раз, я видел ее, но теперь меня там нет, однако я ее помню, тоскую по ней и хочу вернуться. Вот и сейчас, и завтра, послезавтра, – в каждое мгновенье это желание ко мне возвращается, и я очень хочу, жажду туда отправиться. Но я – не там. Не могу вам этого объяснить. Ну, вы наконец поняли?
– Да, поняли, Геронда.
Я подумала, что масло, которое взяли девы это надежда, что Жених однажды выйдет, ожидание Его. Пока же Его нет, они делают то, что могут, идут навстречу, живут по заповедям, которые даны Им, руководствуются Словом Божиим. А если за моими действиями, добрыми делами нет этой надежды/желания встречи, подготовки к ней, то и не готова буду.
В другой главе меня поразили слова Иисуса «душа моя скорбит смертельно». Ужасная боль и одиночество в них.
О масле-очень понравилось, спасибо))
Очень понравилось, спасибо. И, если не было этой подготовки, то, когда не останется времени, «взять взаймы» будет невозможно, можно просто не успеть.
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе;…
Таланты даются по силе. Что за сила? Видимо — сила принять и понести эти таланты.
Но тогда и таланты можно понимать шире, чем просто способности, физические и душевные дарования… Это могут быть обстоятельства нашей жизни, люди и отношения, может быть боль, страдания. Если отказываемся от них, может быть отнята и та сила, которую имели.. и возможность Богу поработать над нами.
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Как просто и прямо. И удивительно. Для Него, Невидимого и Непостижимого, можно сделать что-то конкретное и материальное, что Ему будет нужно и приятно. В этом — большая радость!
«То, что я написал раньше в Марке, пока не получило никакого продолжения, поэтому, видимо, нет и новых мыслей.»
А что можно сделать для Ильи Яковлевича — нефункционального, но говорящего о любви? Может, собраться как-нибудь всем вместе перед камерой в трансляции и просто сказать, что мы его любим? Ничего больше пока не пришло в голову…
Хороший вопрос. завтра перед молитвеными чтениями можно об этом поговорить
Напишу свои мысли. Как-то раньше пыталась бороться и противостоять совершению греха назвав его у себя в голове за пару секунд до того,как согрешу. Или хотя бы уже после того,но сразу,чтобы осознать, что я делаю. И чем дольше оттягиваешь покаяние в соделанном, тем сложнее и сложнее обратиться ко Христу за прощением.
Читая сегодняшний текст заметила на примере Иуды и Петра,что Христос,как бы обращает их внимание на совершаемое имя деяние, для того,чтобы человек сам смог осознать,остановиться и покаяться. Уже во время ареста Христос говорит Иуде:»друг,для ЧЕГО ты пришел?».По моим ощущениям, будто бы Христос даже сейчас готов простить Иуду,если он остановится и раскается в том,что делает. То же и с Петром. Петух кричит, Петр внезапно осознает, как бы просыпается и понимает, ЧТО он делает. Далее уже дело за человеком,понимая,осознавая свой грех, исповедуем и раскаемся в нем перед Господом или…?
Для меня актуально очень про учеников, которые не могли удержаться от сна, хотя Иисус просил их об этом. Бодрствовать, причем часто и в буквальном смысле бодрствовать для молитвы — трудно. Мне трудно. Каюсь.