Дорогие друзья! Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия. Делитесь вашими мыслями, вопросами.
Меня поразила стремительность событий.
Три года. Всё сказано и всё сделано.
Что было в моей жизни 3 года назад? Что изменилось?
— Почти ничего. А время идёт…
(из размышлений нашей читательницы)
3:1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Проповедь Иоанна имеет 2 акцента: покаяние и Царство.
Как бы вы определили свой опыт Царства? Это немаловажный вопрос, попробуйте не читать пока вперед, а попытаться ответить на него, может быть, даже записать что-то.
Для одного это — состояние свободы от греха, когда сердце не осуждает. Для другого — мирные отношения с прежними врагами, и даже любовь, сочувствие к ним. Для третьего — возможность понимать друг друга с близкими без слов. Для четвертого — молитва, состоящая в основном из радостной хвалы и ходатайства за мир. Для пятого — это смелость и отвага в отстаивании правды, справедливые отношения в государстве, обществе, Церкви. Для шестого — это вдохновение творчества — во всех сферах жизни. Для седьмого — это опытное ощущение, что Бог рядом (Богоприсутствие), что Он отвечает (Богообщение), что Он прикасается к нам и изнутри меняет нас (Боговселение). Все это — жизнь в Духе Святом.
И каждый из нас догадывается, что мешает ему в этом пребывать. Это и нужно исповедовать, и с этим расставаться. Собственно, это и есть покаяние.
Правда, у покаяния есть второе важное значение. Это не просто оставить прошлое, но еще обратиться к Богу (см. подр.). От грехов, от себя — навстречу Ему.
3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.
5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему
6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Когда Иоанн это произносил, многие трепетали. Таким виделось пришествие Мессии Его Предтече — как Хозяина, рубящего негодные деревья и сожигающего солому в огне негасимом.
Но Христос оказался не столь однозначно суровым. У Матфея же мы находим совсем другое описание Иисуса — как заботливого и нежного помощника словами пророка Исайи: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы». (Мф.12:18-21). Иисус не угасит и маленького огонька веры, будет нежен с хрупкими, преломленными обстоятельствами душами (Иероним). Это — другая сторона той же Личности, о Которой говорит Предтеча.
Каким видится Иисус лично вам?
13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Продолжая мысль предыдущих двух глав: Христос постепенно входит в осознание Своего предназначения. Сначала — Имя, потом — родословие, затем — тайна рождения. Молитвы, размышления над Писанием, беседы, оставшиеся для нас сокрытыми, — и, наконец, прямое свидетельство пророка и Самого Бога. Все это — в течение приблизительно тридцати лет.
А Его родным потребовалось пережить Страсти и воскресение, — прежде, чем они поверили.
Быстро в Царстве Божьем ничего не созревает, почему же иногда нам так хочется поторопить Бога?
А еще как-то радостно от этих слов, когда видишь, как Отец любит Сына.
Немедленно после Крещения Иисус подвергается испытанию.
4:1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Это совершенно точно, опыт. Бывало, на душе тоскливо, ничто не веселит, — но прозвучит это Слово, и вдруг все меняется.
И все же всегда есть это искушение — по остаточному принципу относиться к молитве, Писанию, заполнять себя чем-то другим. Сейчас Пост помогает выныривать из суеты, а что будет, когда он кончится?
5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Златоуст связывает это с искушением ложью в целом: сатана предлагает, к примеру, богатство, — но путем хищения. Современные комментаторы считают, что речь идет о необдуманном испытании Бога — включится Он, или нет. Есть люди, которые пускаются в заведомые авантюры с мыслью: Бог поможет. А когда все идет не так, как им хотелось бы, начинают роптать…
8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Если у вас были случаи, когда вы отвергли сомнительные способы достижения целей, — порадуйтесь: в этом вы близки ко Христу.
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
Христос просто поселился — но для них уже свет! Просто присутствие праведника может все изменить.
17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Христос не придумывает нового благовестия, а идет по стопам Предтечи.
Это относится тем более к передаче и учения от учителя к ученику, это и есть принцип живого Предания. Если есть что добавить — добавь, но не изменяй что-то просто потому, что ты — не твой учитель.
18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
Христос предлагает им ни много ни мало, а быть «ловцами человеков». Да, ради этого стоит оставить все.
А какую цель преследуют те собрания, встречи, которые я посещаю (богослужебные, по изучению Писания, и пр.), вернее, с какой целью я там?
Где-то в ленте промелькнуло: «Студенты семинарии учатся ради любви к тем людям, которых им еще предстоит узнать». Но, быть может, моя цель сейчас скромнее, она про себя — научиться слышать слова Иисуса, научиться молиться, научиться доверять и надеяться… И это уже много.
Но вопрос, вижу ли я такую цель, соответствует ли она Божьему замыслу обо мне, и осознанно я работаю ли на то, чтобы приблизиться к ней?
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
Христос не просто проповедует. Он погружается в беду и боль этих людей, и он их исцеляет — всякую болезнь и всякую немощь. Наверное, так можно распознать истинно духовного человека, — он не только говорит, но и помогает другим, засучив рукава.
***
Сегодня мы читали о необходимости покаяния, об искушениях, о важности следования за Христом. Что из этого в вас наиболее откликнулось?
Ваши вопросы
Вопрос Ирины. У меня есть страх исповедовать свою веру. Я боюсь свою веру показать перед свекровью, перед коллегами по работе, перед посторонними людьми боюсь перекреститься. Как этот страх преодолевается? Что делать? Есть и страхи общения с людьми, как преодолевать свое одиночество? Какие слова из Писания могут быть в укрепление?
Ирина, спасибо за ваши вопросы. Удобнее начать ответ со второго, потому что пока мы не преодолели базовый страх перед людьми, куда нам думать о свидетельстве? Вы спрашиваете, какие места из Писания могут быть нам в укрепление. На самом деле, это все места, на которые ваше сердце отвечает: «Спасибо, Господи, что это уже так». Есть особые места, которые давались в укрепление верующим. Например, это начало книги Иисуса Навина, 43-й главы Исайи, целые главы посланий Павла.
Но, по моему опыту, здесь не обойтись только чтением Слова. Нужно пространство, где можно будет реализовывать это новое отношение доверия к себе, к людям, к жизни, к Богу. У Жана Ванье есть замечательная книга с говорящим названием: «Община — место прощения и праздника«. Очень важно почувствовать любовь окружающих именно в братской обстановке, убедиться в том, что меня принимают таким, какой я есть, не требуя соответствия ожиданиям «старших», а доверяя тому, как Бог во мне трудится. Здесь постепенно можно расслабиться, перестать смотреть на себя и обратить внимание на других, даря им свою любовь и поддержку.
Время с Богом и друг с другом — это как бы два полюса, необходимые для исцеления наших страхов. Если это осуществится, то придет и понимание, как и о чем свидетельствовать.
И еще вопрос. Когда мы читали о Тайной вечере, упоминался новый Завет. В чем состоит завет с Богом в Новом Завете?
Спасибо за этот вопрос, это один из самых важных вопросов во всей нашей переписке! Кстати, и вчера, когда мы вспоминали Авраама и Давида, мы также могли бы задаться вопросом, а чем Новый Завет принципиально отличается от Завета с ними.
История отношений Бога с людьми знает несколько заветов: с Адамом, с Ноем, с Авраамом, с народом через Моисея, с Давидом, Новый Завет во Христе. Каждый завет знаменует новый этап отношений человека с Богом, в каждом — свои требования и обетования.
Мы часто говорим, что живем Новым Заветом, но на деле не дотягиваем даже до завета с Ноем.
Пробежать заветы «поскору» означало бы профанировать этот важнейший вопрос. Сейчас я вам могу дать только намек. Бог говорит через пророка Иеремию: «Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». (Иер.31:33,34). Этот завет связан с:
а) прощением грехов,
б) внутренними изменениями (когда заповеди становятся не внешним ограничителем поведения, а желанием сердца и сутью жизни),
в) опытным знанием Господа, доступным каждому.
Но как это соотносится с другими заветами, разве этого там не было, и что же было там? И, главное, как жить этим? Фактически, этому и посвящено наше чтение и изучение Св. Писания — и сейчас, и в процессе основной учебы в Колледже «Наследие».
Об опыте Царства сложно говорить. Наверно, у меня его и не было толком.
Царство — прежде всего жизнь с Ним, близко к Нему, а это — радость. Может быть, кроме радости еще то, что я недавно почувствовала, стараясь вчитываться в Писание: ощущение внезапно распахнувшегося пространства, как бывает в горах, когда под ногами и над головой — бездна, а вокруг такая ширь, что дух захватывает…
Согласна, когда ДУХ ЗАХВАТЫВАЕТ — это «Царство внутрь нас есть».
Сейчас для меня Христос — Тот, Кто протягивает руку, когда я тону и надеяться не на кого.
Искушения в пустыне. Для нас искушение — то, что глубоко задевает, мучает, вызывает внутреннюю борьбу. А для Христа, чуждого греху?
Сатана пытается заставить Христа обратиться на Себя Самого: «ТЫ Сын Божий, ТВОЙ дар чудотворения, ТВОЯ власть и слава». Но Христос обращен к Отцу: «Ему служить и поклоняться, Его словом жить».
+ Да, вот это у меня отзывается.
Благодарю за Ваш труд, очень понятно и заставляет задуматьсяи пересмотреть свое отношение к жизни, понятные пояснения.Спаси Господи
что есть в моём опыте Царства? лишь то, что оно бывает близко, когда внимание от своего Я (и забот только о своём и себе) перемещается к жизни в устремленности к Богу; в опыте очищения сердца и благого всегдаприсутствия Господа; в пути поиска и исполнения Его правды и замысла обо мне, о моих ближних, о жизни всех и всего в целом…
в трёх искушениях меня удивляет неспешность Иисуса оттолкнуть от себя искусителя. Вроде бы Он мог сразу сказать эти последние слова: «отойди от меня», но Он как будто медлит… и лишь на «поклонись мне» уже без тени сомнений обрывает, да и так, что сатана сразу отходит…
о чем это говорит мне? не «бежать» в будущее? для каждого вопроса находить ответ из конкретного «настоящего»? не боятся отвечать на сложные вопросы? не знаю…
Как я бы мог определить, свой опыт Царства?
Для меня это молитвенные чтения Св. писания в колледже , когда я вспоминаю о Боге, вспоминаю о людях , с которыми уже давно не общался и есть возможность пообщаться, или попадаю в те места где проходило мое детство и юность, а ещё очень запомнилось таинство венчания где не было ни одного родственника , но зато были люди которых Бог нам послал, наши друзья и было очень радостно вместе ощущать присутствие Царства. Как бы я определил присутствие Царства в своей жизни? Это наполненность Божьим присутствием, полнотой общения с Ним. Можно сказать Царство Божие уже начинается здесь в этой жизни, но для меня оно пока ещё не полно, и меня очень вдохновляют слова Павла в опредилении Царства Гал.20 «и уже живу не я, но живёт во мне Христос», к такой жизни нужно стремиться.
У Бога нет изменения и даже тени перемен. Мы же меняемся и , соответственно своему состоянию, видим Бога разным, и есть два крайних состояния, когда нужна особенно Его помощь — это уныние и чрезмерное упование на Бога. При унынии мне нужен Бог, который милует, трости надломленной не сломает. При противоположном состоянии забывчивости и нерадения мне нужно напоминание о Боге, срубающем и сжигающем бесплодное дерево. Но это один и тот же Господь и оба свидетельства о Нем — Исайи и Иоанна — истинны.
С одной стороны Христос говорит, что Царство внутри вас. С другой — Предтеча говорит, что для того ,чтобы мы вошли в это приблизившегося Царство нам надо внутри нас все поменять. Казалось бы противоречие. Но если поймём, что надо выкинуть всю внешнюю шелуху, которая забивает в нас самое ценное внутреннее содержимое, то это мнимое противоречие разрешится. Для меня Царство Божие это истинное счастье, которое ищется внутри и исходит изнутри. Мы же все ищем счастье снаружи, где его нет, и оно ускользает всегда, когда кажется, что вот-вот и поймаем, но как всегда тщетно.
Меня как-то зацепили слова «Иисус постепенно входит в осознание Своего предназначения». Действительно, очень интересно и сокрыто от нас, когда и как Он понял, кто Он есть и какова Его миссия. Удивил ли его глас с небес: «Се есть Сын Мой возлюбленный»?
Лена, здравствуй!
Мне кажется, что уже эпизод в Храме многое открывает об отношениях Иисуса и Отца. Мне видится, что глас с небес в Крещении был точно значимым, а вот удивительным ли для Самого Иисуса — не знаю.
Добрый день! Спасибо за Ваше служение, все не успеваю написать Вам! Простите!
1. Для меня Царство мыслится через состояний Любви, уровень которой описан у Апостола Павла. Это такая Любовь, от которой зло саморазрушается. Не потому что Любовь этого хочет, просто зло не может быть там, где есть такая Любовь. Для меня стало в последнее время понятно очень (не только на уровне ума, но на уровне сердца и ощущений), высказывание отца Евгений Соколова о том, что Бог никого не наказывает, что ад — это такое место, где человеку в его состоянии (в его уровне любви) лучше для него же быть, потому что он самоуничтожится попав в состояние Любви (Царства), которое его сердце не может вместить.
2. Меня поражает как в Евангелие с одной стороны так кратко и просто, но в то же время так емко, в описании искушений Христа отражены все вопросы, с которыми каждый человек сталкивается в своей жизни каждый день, и все человечество.
Я не могу написать лучше, чем Достоевский М.Ф. в «Великом инквизиторе» — «Ибо в этих трех вопросах как бы совокуплена в одно целое и предсказана вся дальнейшая история человеческая и явлены три образа, в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия человеческой природы на всей земле. Тогда это не могло быть еще так видно, ибо будущее было неведомо, но теперь, когда прошло пятнадцать веков, мы видим, что всё в этих трех вопросах до того угадано и предсказано и до того оправдалось, что прибавить к ним или убавить от них ничего нельзя более.»
Может кому-то будет интересно прочитать книгу Мацейна Антанаса «Великий инквизитор» — попытка философской интерпретации «Легенды о Великом инквизиторе» Достоевского. Я прочитала с большим удовольствием, и думаю еще раз прочитать https://predanie.ru/maceyna-antanas/book/84485-velikiy-inkvizitor/ .
Еще раз огромное Вам спасибо. Храни Вас Бог!
Спасибо, Людмила!
Владимир, благодарю за рассылку!
Сегодня мне особенно отозвались комментарии к первым двум стихам 3-й главы. Я смогла мысленно определить и записать, что для меня является Царство Небесное. И это было откровение себе самой. Это огромный пласт работы.
А также важное замечание в комментариях, что работа должна идти по направлению к Богу, от греха к Богу, иначе не будет плодов покаяния. На этом моменте вспоминаются слова дорогого Ильи Яковлевича (не дословно, а по смыслу): не думай о себе, не копайся в своих грехах, смотри на Бога, иди на встречу к Нему.
Спасибо!
Добрый день, Владимир! Спасибо за душеполезные рассылки!
У меня небольшое наблюдение на собственном примере, которым я хотел с вами поделиться. До моего воцерковления 10лет назад я, как мирской человек, не воспринимал духовную литературу, Святых Отцов и Библию. Душа не восприимчива была к такой литературе. Сейчас все наоборот. И я заметил, что когда пытаюсь поделиться этим с невоцерковленным человеком, он просто не восприимчив и глух к духовным ценностям и к пониманию Бога. В связи с чем, вопрос: как помочь человеку придти к Господу, уверовать и стать на самый важный путь — путь спасения души? Или это подвластно только Богу?
Добрый день, Евгений!
Конечно, в первую очередь, вы можете молиться, и свидетельствовать о любви Божией своим добрым отношением.
Но также вы можете и сами что-то рассказывать в жанре свидетельства, и приглашать туда, где проходят такие беседы, давать книги — например, беседы владыки Антония Сурожского, или «Сын Человеческий» о. Александра Меня, или идти окольным путем, например, через тексты нашего современника Евгения Водолазкина, фильмы с обсуждением.