9:1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город.
2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
7 И он встал, [взял постель свою] и пошел в дом свой.
8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Мы снова читаем о расслабленном. Его болезнь, как видится из текста — от грехов. Когда согрешишь, бывает стыдно, и кажется, что приходить к Господу бесполезно, Он не услышит.
Но Бог жаждет нашего исцеления больше нас самих. Зная нашу слабость, Христос говорит: «Дерзай — не бойся, ободрись, смелее!» Он, видя плачевное состояние, готов простить и даже вернуть потерянную цельность.
9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Трудно не осуждать тех, кто скопил огромные состояния за счет других — например, тех, кого разоблачают как коррупционеров. Трудно не осуждать жестоких и бессердечных.
Но Иисус показывает, что таких людей не тронет наша ненависть и презрение. А вот на любовь, милость они могут откликнуться.
Но почему я только о «них»? Ведь и меня кто-то может ненавидеть. И я тоже не изменюсь от этого, а вот любовь может меня изменить…
14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
Две недели поста прошло. Почему я пощусь, приближает ли это меня к цели?
16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Вино, по Иоанну Богослову, это образ Духа Святого. Чтобы принять Дух, нужно подготовиться к этому. Но чем можно подготовиться, тем, что ничего не ешь и не пьешь? Так только растратишь жизненные силы. Должно быть что-то созидающее, и это для учеников — сама жизнь с Иисусом, слушание Его Слов, учеба от Него.
Одна девушка, подорвавшая себе работу кишечника неумеренным постом, спросила: «Как мне поститься?» Ей было сказано: «Перестань думать о еде. Читай по главе Евангелия утром, а вечером думай, за что можешь благодарить Бога».
Пост с Евангелием впервые стал для нее радостным временем, временем обновления.
18 Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.
19 И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.
20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,
21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
Снова это «Дерзай! Вера твоя спасла тебя!» Получается, основное препятствие Богу действовать — это не грехи, а именно неверие, необращение к Нему.
23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
25 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.
26 И разнесся слух о сем по всей земле той.
И снова Иисус откликается на, казалось бы, безнадежную и даже безумную просьбу, — потому что отец девочки верит.
27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
Сколько еще нужно доказывать, что Бог отвечает на молитву веры? Если и есть «секрет» просительной молитвы, то он — в этой главе.
32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.
37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;
38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
Эта молитва по-прежнему актуальна. Делателей можно понимать в узком смысле (апостолы, миссионеры) и в широком (все христиане, делающие что-то по любви к людям и ради Бога — ср. Мф. 5:16).
Как было бы прекрасно, если бы в каждом приходе были:
1) кружок по чтению Писания, открытый для всех (такой «предбанник» для знакомства с верующими и Евангелием),
2) полноценная длительная катехизация (чтобы верить и жить в Церкви осознанно),
3) детско-подростковый клуб (чтобы не терять молодежь),
4) встречи для неженатых и семейных пар (чтобы учиться отношениям и поддерживать друг друга),
5) группа социального служения (чтобы служить там, где не хватает любви),
6) группа молитвы по соглашению (чтобы тем, кому трудно, могли здесь изливать свое сердце и претворить переживания в молитву),
7) группы самопомощи (для тех, кто возвращается к здоровому образу жизни).
Как было бы здорово, если бы верующие люди не стеснялись жить по вере и свидетельствовать о ней там, где они поставлены, если бы и на приходе они могли предложить свои профессиональные навыки в помощь другим!
Правда, делателям нужно серьезно учиться, готовиться, чтобы все делать качественно и не профанировать весть Христову. Но было бы желание!
Молитва имела своим результатом то, что Иисус поставил Своих учеников на служение. И вся 10 глава — это наставление служителям Евангелия.
10:1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
Иисус избирает двенадцать. В одиночку невозможно что-то изменить в этом мире, даже если ты — Богочеловек. Нужно передать эстафету. И нельзя оставить всего одного — есть опасность того, что служение прервется. Поэтому — двенадцать, такие разные, каждый со своими дарами и недостатками. Но если они будут вместе, недостатки нивелируются, а сила умножится.
5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Пока ученики не готовы проповедовать тем, кто не верит в Единого Бога или враждебно настроен к ним. Возрождение должно начаться с народа Божия.
И всем, что они получили, они должны свободно делиться. Служение Евангелию — это не средство заработка.
9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
Вы трудитесь не за деньги, но можете рассчитывать на пищу, кров, одежду и оплату проезда, — говорит своим служителям Иисус.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
Выше мы обсуждали силу просительной молитвы. Сейчас речь идет о благословении. Мы призваны к тому, чтобы благословлять.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Идея в том, чтобы показать: наша проповедь не из корыстных побуждений, но вы несете ответственность за то, как распорядитесь полученным Словом.
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Мудрость и простота. Мудрость в том, чтобы не вверять себя негодным людям. Простота в том, чтобы говорить о Боге открыто и искренне, делясь пережитым опытом, и не пытаясь поразить искусством речи.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
Христос неоднократно предупреждает о гонениях на тех, кто живет по Его Слову. Но также обещает и то, что Бог не оставит. Дух Отца — можно ли это понимать так, как будто Сам Отец будет говорить через вас, как через одного из древних пророков?
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
Христос действительно восшел к Отцу (см. послание к Евреям, 9-10 гл.) как Сын Человеческий из пророчества Даниила, 7 главы.
24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Не бояться никого, кроме Бога. В этом столько свободы!
29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего;
30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
И еще утешает и ободряет.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку — домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Мне кажется, сегодня мы склонны недооценивать силу этих слов про разделение относительно Христа. В культуре постмодернизма позволяется иметь любое мнение, лишь бы не навязывать его другим. Христос не призывает что-то навязывать, но четко обозначать свою позицию — даже если это совершенно невыгодно — требует. И снова освобождает от страхов — что только так и возможно сберечь свою душу.
Но что означает в нашей ситуации: отречься от Иисуса? И как совместить слова о разделении с родителями с 5 заповедью?
40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Я вспоминаю греческий монастырь на горе Вознесения в Иерусалиме, где нам, паломникам, которых они видели впервые, были рады как родным, предложили холодной воды и мармелада, повели к святыням, подарили пачку иконок для России. А какая же им награда? Я видел одно: они живут в радости.
***
Мы читали о множестве исцелений и о призвании учеников. Что для вас оказалось самым запоминающимся в этих главах?
И … ответы на ваши размышления в блоге
Пишет Татьяна: «Просите, и дано будет вам…» Для меня это одно из самых трудных мест. Ведь Иисус говорит это, зная, что не все человеческие прошения исполняются. Случается, даже самые отчаянные и горькие молитвы остаются без ответа. По-видимому, это общая заповедь о молитве?
Татьяна, спасибо за ваши мысли! Слышится, что есть некая боль от того, что не все прошения исполнились… Особенно грустно, когда молитвы точно о благе, и это всецело в руке Божией — о здоровье наших близких, к примеру. Да что говорить, если молитва Самого Иисуса в Гефсимании осталась без положительного ответа… Вопросы остаются. Все что мы можем в этом случае, — и это предать Богу.
Но в других случаях (которые, по-видимому, и имеет ввиду Иисус), причина неотвеченных молитв внутри нас самих.
Знаете, у меня был такой опыт. Мы в течение как раз Великого поста собирались группой («если двое из вас согласятся» — Мф. 18:19) и молились о конкретных вещах, записывали это — раз в неделю. А на следующей неделе подводили итоги: изменилось ли что, чтобы поблагодарить или продолжить молитву. Я про себя могу сказать, что увидел:1. Чаще всего мои молитвы были, скорее, мечтами («как было бы хорошо, если»), а не серьезными намерениями. Ведь я никак не прикладывал сил к их осуществлению, просто даже забывал о своих просьбах. И, даже молясь о нуждах страдающих ближних, я замечал, что за всю неделю не позвонил, не поддержал, тем более, не приехал к ним… (ср. Лк. 11:8).2. Иногда я сам боялся обстоятельств и сомневался в том, что молитва может осуществиться, и не предпринимал никаких шагов (ср. Мф. 17:20).
3. Некоторые смутные интуиции мне было даже неудобно озвучить в группе, и так выявлялось, что не все желания прекрасны, с ними нужно работать, а от чего-то просто отказаться (ср. Иак. 4:3).
4. Был и опыт нескольких лет, когда, казалось бы, моя молитва не осуществляется. Только сейчас, постфактум, я могу сказать, что пытался навязать Богу свою волю, вместо того, чтобы искать Его (ср. Мф. 6:10, Лк. 22:42).
Наряду с этим постоянно бывают моменты, когда видишь, как Господь действует.
Самое простое здесь — когда делаешь что-то, и просишь Его благословения, и все получается. Важно просить как без надрыва, с уверенностью, попросил — и доверился, подождал, «прислушался к жизни» — ответы приходят.
Но иногда даже просьбу не успел сформулировать, просто переживаешь, — а уже приходит ответ (опаздываешь, и вдруг тебя подвозит незнакомый человек).Иногда ответ приходит, но с задержкой, просто так лучше (ищешь книгу для выступления, не находишь, и выступаешь лучше, чем мог бы, закопавшись в цитатах, — а книга, оказывается, лежала перед носом).Иногда ты не помолился, сам все решил, а Он исправляет и наставляет (не захотел вносить в общую кассу пожертвований деньги и огорчил людей, а деньги приходят через час, и приходят точно в нужном количестве, и еще на следующий день строки Писания, случайно выбранные братом для чтений, Мф. 17:27, явно указывают на то, что это от Него).
Главный принцип – продолжать верить, не стесняться, не бояться, не унывать, а с настойчивостью и уверенностью приступать к Богу с молитвой о том, что для нас важно.
У нас в блоге есть обзор книги, где это проверяется эмпирически.
Молюсь, чтобы Господь указал мне служение в Церкви. Хочется услышать простое и ясное указание, как Матфею… Но с другой стороны, не гордость ли это?
Быть присутствием Бога там, где ты есть, — в семье, на работе, в приходе, хосписе, Коллежде, — это уже служение.
Бог дает нам свободу в том, где мы можем послужить.
Я думаю, точнее задать вопрос о том, какими особыми дарами тебя одарил Господь. Зная это, легче выбирать, куда приложить силы.
И, скажем, у нас будет выездной семинар на вторые майские, как было бы здорово попробовать найти себя в команде, которая будет его готовить, потому что один я не справлюсь.
А чем именно и как я могу поделиться с другими? Чтобы это не было «метанием бисера» и при этом чтобы действительно отдавать полученное. Если я не хочу и не ищу возможности поделиться радостной вестью о Христе с другими так чтобы и их жизнь стала полной, действительно ли Он центр моей жизни?
Думаю, мы для того и читаем и перечитываем Писание, чтобы это желание в нас возгрелось.
Вряд ли самокритика здесь поможет, а вот когда ты найдешь что-то, от чего твое сердце загорается, тогда и будет из чего свидетельствовать.
И потом, Жанна, не наговаривай на себя! 🙂
Спасибо, Володя! Буду стараться )
Особых даров нет… По поводу семинара подойду к тебе.
Сердечное спасибо за сегодняшние вопросы, отозвались они очень! Помогут, надеюсь, глубже принести завтра Господу покаяние.
Я пощусь этим Великим Постом чтобы не забывать о молитве. Пищевые ограничения, которые я на себя взяла, не велики, но все же помогают вспомнить о необходимости молитвы и чтения Слова каждый раз, когда я отказываюсь от мяса или от сладостей. Мои центральные молитвы в эти дни — безвинно страдающих в России и в Беларуси, о политических заключенных. И о торжестве правды и восстановлении справедливости.