После Ветхого Завета мы переносимся в Новый. Ближайшие пять отрывков будут посвящены рождению Господа и Его подготовке к проповеди.
Мы начинаем с удивительного пролога Евангелия от Иоанна. Этот текст — как музыка Баха, такой же величественный и еще более неисчерпаемый заложенными смыслами.
Хотя бы один раз его хорошо бы прочесть стоя, или на коленях, вслух, а может, и прочесть его на разных языках, как то бывает в храме, — как хотите, главное, чтобы услышать.
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
Эти строки, читаемые на Пасху, говорят о времени до воплощения. Более того, автор четвертого Евангелия использует то же «в начале», что стоит в начале книги Бытия, т.е. это разговор о том, что было до начала творения.
В начале всего существует Слово. В философии стоицизма Словом-Логосом называли всемирный закон, Провидение, зарождающую и творческую силу, и у некоторых читателей евангелия сразу возникали такие ассоциации. Но для самого автора четвертого Евангелия Логос — это Хохма (евр.), Премудрость, о которой говорится в книге Притч, 8 главе:
22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. (Притч. 8:22-23)
Логос, Слово-Премудрость не просто «у» Бога, Оно — «к» Богу (так в греч.), между Словом и Богом — как бы влечение любви. Слово само является божественным, Оно — изначально, как и Бог.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
Третий стих заключает в себе всю картину творения. Все оказывается сотворено Словом. В мире нет другого начала, кроме Божественного.
24 Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
25 Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26 когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27 Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28 когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29 когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30 тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими. (Притч. 8:25-31)
Премудрость, Логос – это не бездушный Закон. Слово – это радость, и как скажет Иоанн,
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Каков Он, Бог, Творец Вселенной, создатель людей? Может быть, Он содержит в себе и свет, и тьму, и созидание, и разрушение, и жизнь, и смерть?
Евангелист прямо утверждает: Бог — источник только жизни, источник только света. Других источников просто нет. Приближаясь в Нему, приближаешься к источнику своего бытия.
Сам Бог-слово, Его жизнь, Его Присутствие просвещают человечество. Тьма пыталась поглотить этот Свет, но не смогла. Откуда тьма, противящаяся Свету, Иоанн не объясняет. Смотреть нужно не на нее, а на Него.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.
Логос-Свет не появился в этом мире внезапно. Его явление готовилось, и особым посланцем стал Иоанн Креститель. Предтечу многие принимали за самого Мессию, но это ошибка. Он — лишь свидетель о Свете. Служение Иоанна Крестителя некоторые продолжают и сегодня.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
Лучше перевести: Был Свет Истинный, приходящий в мир. Он просвещает всякого человека (пер. еп. Касс.). Все доброе, все светлое, что у нас есть, — от Него. Но Ему оказалось этого мало. Он Сам вошел в нашу человеческую историю.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
О таком чуде, явлении Бога в мире, невозможно говорить спокойно, можно только восклицать!
Но когда Бог-Слово пришел в этот мир, люди разделились. Одни, кто должен был узнать Его, Его не приняли. Другие приняли — и получили сами удивительный дар: быть чадами Божьими.
Бог-Слово, Сын Божий спускается, становится плотью, человеком, чтобы те, кто уверуют в Него, обрели достоинство чад Божиих, и вошли в новые отношения с Богом. Как мы, верующие, смотрим на себя? Друг на друга? Верим ли мы в то, что теперь возможно принципиально другое общение с Богом, чем было в Ветхом Завете, знаем ли мы это опытно?
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Первый дар человечеству заключался в Законе Моисея, который внешне ограждал человечество от разложения и готовил к пришествию Мессии.
Вторая благодать — это дар Духа, Духа Истины, который дается всякому верующему в Иисуса Христа. Этот Дух уже внутренне руководит верующими, исцеляет и преображает их, делая все более похожими на Сына Божия.
Увы, некоторые не знают ни второй благодати Духа, ни даже первой — Закона… А ведь и для них — этот дар благодати на благодать! Но главный дар заключался даже не в этом, а в том, что
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Люди всегда ищут, на кого быть похожими. Они ищут присутствия тех, рядом с кем ощущается полнота жизни.
Все мечты великих пророков Ветхого Завета заключались в том, чтобы увидеть Бога, побыть с Ним вместе. Одни представляли Его грозным. Другие – любящим. Одни – неумолимым. Другие — прощающим. Хотя бы краем почувствовать Его Присутствие! Этого было бы достаточно.
В Новом Завете эти мечты осуществились, причем превзошли всякое ожидание. Бога можно было не только видеть, но и говорить с Ним, прикасаться к Нему, молиться с Ним, спать рядом и путешествовать вместе! Оказалось, что в Нем есть все, вся полнота жизни, — кроме греха. Единственный Сын Отца, Бог-Слово, до того всегда пребывавший в самой сердцевине бытия Божия, явил людям, Каков на самом деле Бог.
Вся история Иисуса из Назарета — это рассказ о том, Каков тот Бог, в Которого верят и Которому служат христиане.
Это одно из моих любимых мест в Писании. Ваше толкование мне понравилось лаконичностью и чутким подбором ветхозаветных текстов, которые усиливают восприятие духовной реальности. Веруем ли мы? Ищем ли ? Жаждем? Посте прочтения Ваших статей эти вопросы во мне обостряются. Спасибо !
Читая этот текст у меня возникают образы космических масштабов, грандиозности и величия Бога и «всего что начало быть», Премудрости Божией. Я воспринимаю эмоционально-чувственно, разумом натыкаясь на неспособность проникнуть глубже хотя бы в текст. Конечно, Ваши комментарии Владимир объясняют и помогают понять.
Ещё меня поразила мысль о даре Духа Истины. Много раз в жизни наблюдала проявления этого дара у верующих во Христа, но ни разу мне не пришло в голову что это Его дар нам.
Спасибо, Вера, что делитесь!
И сегодня я под впечатлением прочитанного! Спасибо, Владимир, за толкование, за параллели благодаря которым Писание действительно становится музыкой Баха. Для меня наконец-то стали ясными и понятными слова Символа Веры «Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;…..Имже вся быша..». А еще подумалось, что вот ищут люди Бога, а Он вот Он, Сам пришел и стучится, а мы часто не слышим….
ст.1-3
Трудно понять связь Слова и Бога, в связи с чем «между ними как бы влечение любви»? В начале было и Слово и Бог? Если «Слово было Бог» тогда зачем вообще упоминать о Слове? Здесь много огромного и непостижимого и я к сожалению опять вынужден «не проникнуться» в эти стихи. Не понятно кто(что) же такое Слово и зачем отделять его от Бога? Есть ли какое- нибудь не богословское пояснение?
«Верим ли мы в то, что теперь возможно принципиально другое общение с Богом, чем было в Ветхом Завете, знаем ли мы это опытно?» На мой взгляд любое общение с Богом это уже дар. В Ветхом Завете люди знали конкретно Волю Божию, хотя за не выполнение жестко расплачивались. Сейчас мы зачастую не слышим Бога, а если и слышим, то сомневаемся Он ли это или кто-то другой. Мы много думаем, анализируем а в итоге поступаем по-своему. А результат тот-же — мы отходим от Бога. Конечно Господь дал нам великую возможность каяться , изменяться(«отматывать пленку назад») и уповать на Него. Но всегда ли мы используем это для сближения с Ним? Я думаю что нет, потому что не верим? а убеждаем себя в общении с Ним, мы зачастую не знаем какой должен быть этот язык общения. В большинстве случаев это монолог. Как превратить это в диалог? Не это ли принципиально новое общение?
Юрий, Иоанн под Словом обозначает Христа — до воплощения.
Вначале существует Отец и Сын. Сын тянется к Отцу, они вместе. Сын и Отец — едины, это Бог. — так можно было бы переформулировать сказанное.
Мне кажется, ваш вопрос в конце важнее ответов. Если им начать жить, что-то будет меняться.
«Повторюсь: прошу ваших молитв — и отзывов.
Пишите, что вам близко, а что показалось недостаточно ясным, или даже спорным. Тексты и авторы становятся лучше и растут благодаря внимательным читателям».
Молюсь, а улучшать Вас не дерзну 🙂 тем более на таком тексте про который и рассуждать то страшновато. Но Вы дальше вопросы задаёте, поэтому добавлю немного из опыта.
«Как мы, верующие, смотрим на себя? Друг на друга? Верим ли мы в то, что теперь возможно принципиально другое общение с Богом, чем было в Ветхом Завете, знаем ли мы это опытно?»
Трудно сравнивать с Ветхим Заветом — все-таки мы уже живём в другой реальности и в полной мере представить как было до пришествия Спасителя наверное невозможно. Но в какой-то мере к этому наверное можно приблизиться прожив притчу о блудном сыне. Когда по фарисейски смотришь на Бога и на ближнего глазами старшего сына из притчи. Когда ревнуешь Бога к ближнему — почему Он такого грешника, поправшего Его любовь, принимает, а ты со своей «праведностью» остаёшься не у дел. Но вот закрывают храмы и вобщем-то есть не маленький шанс умереть без покаяния и Причастия. И тут шелуха мнимой праведности быстро облетает. Думаешь о том, в каком виде предстанешь сейчас перед Богом, и понимаешь, что ни на что рассчитывать не можешь. В полной мере осознаешь «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». И в этот момент почувствуешь, что Отец ждёт, превосходящая все ожидания милость Отца и превосходящая всякое разумение любовь Отца обнимает, наполняет сердце, душу – все существо. Возможность покаяться, перемениться, вернуться к Богу и стать чадом Божиим — быть в Его любви, а не во гневе — это немыслимый подарок Божий, за который и заплачено дорогой ценой — страданием Сына Божиего.
Он явил нам Бога, но не только какой Он, но и Его любовь. Он Сам и есть эта Любовь. И открыл путь к Нему. И даровал не только заповедь, но и возможность нам любить Его, послав Духа Святаго, «Которым взываем: Авва, Отче». И иногда видеть как эта любовь к Богу и к Его слову светится в другом человеке.
Спасибо, Ирина, за ваши слова!