Сегодня нам предстоит чтение из Евангелия от Луки. Если Матфей рисует Иисуса как нового Законодателя, то Луке важнее показать Иисуса как целителя и друга бедных. Иисус Луки как будто стоит передо мной и спрашивает: а где твоя любовь к нуждающимся, даже к явным грешникам? Только у Луки мы находим притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31), о блудном сыне (Лк. 15:11-32), о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14). Прочтите самостоятельно эти притчи, они не требуют особых пояснений. Если уж кому-то хочется комментариев, читайте и слушайте владыку Антония Сурожского, и обратите внимание на небольшую книгу «Возвращение блудного сына» Г. Нувена.
Ну а мы обратимся к одной из самых известных притч Иисуса – о милосердном самарянине. Господь здесь не только учит удивительно ясно тому, что такое настоящая любовь к ближнему, но и делает это невероятно красиво.
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Повествование начинается с того, что знаток Закона и его толкований задает Иисусу вопрос – то ли чтобы его проверить (испытать), то ли чтобы выявить его несостоятельность как учителя (искусить). Такие вопросы задавались и другим мудрецам древности. Заповедей много, какие из них самые главные? Где ключ к духовной жизни, где главная цель?
Нам сегодня тоже знакомо это желание: узнать, что же самое важное на пути спасения – это нормальный, хороший вопрос.
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Замечательно, что, если это хитрая уловка, Иисус на нее не поддается. Вместо этого он переадресует вопрос самому законнику, и тот из экзаменатора становится экзаменуемым.
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Мы с вами читали этот текст о любви к Богу, он из Второзакония, 6 главы. Каждый иудей повторял его дважды в день, так что знал наизусть. «Шма, Израэль» был написан на косяках дверей (его клали в мезузы), и в буквальном смысле надевался на руки и лоб на время молитвы (с помощью тфилин).
Но законник не ограничивается этим общепринятым «символом веры», а прибавляет еще слова о любви к ближнему из прекрасной 19 главы книги Левит. В ней сказано, как на практике являть свою любовь к ближнему:
9 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай,
10 и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш.
11 Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.
12 Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.
13 Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.
14 Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь.
15 Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.
16 Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.
17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
Сам этот отрывок достоин такого же пристального внимания, как и разбираемый нами евангельский текст. Наверняка и книжник, и Иисус думали об этих словах – в то время было достаточно процитировать один стих, чтобы слушающий вспомнил все остальное.
28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Иисусу понравился ответ книжника, и Он сразу переводит его из теории в практическую плоскость: так поступай.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
Этот вопрос мог быть продиктован разными причинами. Возможно, книжник не был удовлетворен из-за того, что не услышал ответа Самого Иисуса, и хотел продолжить разговор. Также в тексте книги Левит говорится о ближнем, но не уточняется, кто он. Например, кумраниты исключали из числа ближних не принадлежащих общине, а фарисеи – неученых, и чужеземцев. Меж тем, книжники старались дать всему однозначное толкование, вывести галаху – норму поведения, чтобы, не дай Бог, не погрешить против заповеди.
Но Лука уточняет, что этот человек желал оправдать себя – он не хотел брать на себя слишком много. Разве не бывает у нас мыслей: «Всем не поможешь», «Если каждому уделять внимание, никакого времени не хватит», «Надо и о себе подумать», и пр.?
Что можно ответить на такой вопрос с угадываемым за ним скепсисом? Проповедовать? Вряд ли будут слушать. Дискутировать? Мало кто в результате дискуссий меняет свою точку зрения. Иисус, гениальный педагог, рассказывает притчу, дающую возможность самому сделать необходимые выводы.
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
Дороги в древности были небезопасны, поэтому путешествовали обычно группами. Этот человек почему-то шел в одиночку, и ему не повезло: он попал в засаду, и не только лишился имущества, но и чуть было не умер от нанесенных ран. Выглядел он, должно быть, отвратительно.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Идут два человека, сделавших служение Богу своим основным занятием. Может быть, человек уже умер? Прикосновение к трупу делает ритуально нечистым. Это довольно неприятно – не можешь возглавлять молитву, даже появляться в публичном месте не можешь, чтобы не передать скверну другим. Возможно, и останавливаться в таком месте было небезопасно, и на это требуется время… Причин пройти мимо предостаточно. Всегда есть причины, чтобы пройти мимо.
Проблема в том, что они шли из Храма (в греч. и цсл. тексте видно, что они «спускались», т.е. шли из Иерусалима, где служили Богу). Но богослужение их ничему не научило, никак их не изменило… Они так и остались теоретиками…
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
Самаряне – это враждебный иудеям народ. История отношений с ними в чем-то напоминает историю поляков и русских. Но бывают моменты, когда нужно забыть о враждебности или презрении, и видеть перед собой просто нуждающегося человека.
Отличие самарянина от священника и левита в том, что он «сжалился». Этот глагол имеет один корень с «внутренностями», «сердцем». Невозможно выполнить Закон, оставаясь холодным, отстраненным, не включаясь сердцем в то, что происходит с окружающими.
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
Самарянин не боится испачкаться, порвать свою одежду на перевязки и потратить запас еды, не боится лишиться комфорта и идти пешком.
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Бывает, что люди спонтанно совершают дела милосердия, но не думают о том, что будет дальше с объектами их заботы. Самарянин полностью включается в судьбу незнакомого ему человека, заботится и о том, чтобы он вполне поправился. И ни слова о том, что он рассчитывает на благодарность. Мы даже не знаем, открыл ли он себя раненому!
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Сегодня человечество по-прежнему выстраивает границы – по полу, по нации и месту происхождения, по статусу, по убеждениям, в том числе – политическим. И это поощряется. Все, кто социально чужды, имеют гораздо меньше шансов на помощь, сострадание. Для верующих чуждыми, дальними нередко ощущаются те, кто отвергает Бога и ведет неподобающий образ жизни. Но разве именно они не более других нуждаются в исцелении?
Можно долго теоретически обсуждать, «кто мой ближний», — чтобы кого-то исключить. Иисус предлагает задаться другим вопросом: «Как мне стать ближним и как можно полнее исполнить заповедь о любви». И здесь задача – на умножение возможностей и практику.
Если интересно, вы можете посмотреть записи мыслей с одного из молитвенных чтений этого отрывка.
На фоне многочисленных телевизионных обращений о помощи на операции многим людям , в основном детям не вольно возникают вопросы «А кому именно помочь, а как же другие, а как помочь всем никаких денег не хватит?» и т.д.
Мне пришла несколько иная мысль на действия всех участников событий. Господь учит любви к ближнему через самое малое посильное участие. Я рассматриваю этот вопрос не с точки зрения границ между людьми, а их возможностей. Материально у самарянина их было больше (и деньги и транспорт и товар который можно было использовать для перевязки и средства обработки ран и наверняка навыки оказания первой медицинской помощи). А что же было у служителей Богу? Да ничего материального, зато мы не можем утверждать что духовно они были ограничены. Ведь не зря в тексте слова: «увидев», «подошел», «посмотрел» т. е. равнодушным не остался. А какое средство у священнослужителя- конечно же молитва. Библия не говорит что они делали идя своей дорогой, а что им делать еще, конечно молились. И не по их ли молитве где было их двое и Господь был среди них и Он послал этого саморянина с его возможностями, своевременно, точно, и в срок? А не тем же самым занимаются монахи в монастырях молясь о спасении всех нас? А не те же самым занимаемся мы когда молимся о ком то или когда молятся за нас?
По-этому я делаю вывод что все люди способны проявлять любовь к ближнему «автоматически» , но по-своему, а какими средствами- это распределяет Господь.
И вот на вопросы озвученные в начале, я с уверенностью могу сказать, что средств и способов у всех на всех хватит, главное помнить об этом и использовать. Кому перевод, кому сочувствие, кому внимание, а за кого молитву. Попробую ка и я с Божией помощью. Помоги нам Господь!
Юрий,
конечно, можно и так посмотреть — про то, что священник и левит молились. Но это ли хотел сказать Господь? Не очевидно.
А с последним абзацем согласен.
Притча о добром мусульманине — она под стать притче о старшем брате.
Обе притчи о народах, ушедших от Бога, но возвращающихся к Отцу. В обеих притчах самым неправым оказывается самый верный: священник, левит, старший брат. Но если старшего брата отец просто попрекнул, что ему следовало бы радоваться, что брат вернулся, то из притчи о добром самарянине законнику приходится выбрать, кто из трёх ему ближний. Получается, это суд над священником и левитом. Или это не столь категорично?
Точнее, это притчи о принятии народов, возвращающихся к Отцу.
Ещё вот какой ракурс мне интересен. Мв часто связываем со Христом две главные заповеди: любовь к Богу всем разумением и любовь к ближнему, как к самому себе. Однако это только выводы фарисея о законе. Своим ученикам Христос даёт свои заповеди позже, в ночь тайной вечери.
Мы сейчас закончили на изучении Библии Евангелие от Иоанна и начали разбирать 1-е послание Иоанна. Так хорошо видно, что Иоанн называет заповедями Христа. Это вера него, ввбор пути праведности, а не греха и любовь друг ко другу. Но любовь, не как к себе, а любовь больше жизни, с самопожертвованием, готовностью положить душу за братьев.
Согласен! Я бы вообще сказал, что единственная новая заповедь — да любите друг друга, как Я возлюбил вас.