Сегодня нам предстоит чтение о многих чудесах, среди которых выделяются два: насыщение пяти тысяч и Преображение. Одно из них – максимально публично, второе – напротив, явлено лишь троим из учеников. Глубина Откровения нарастает по мере того, как собеседников Иисуса становится все меньше: народ – двенадцать учеников – трое из них – Отец. И мы вместе с Господом можем совершить это восхождение от народных ожиданий к словам и славе Отца и Сына. Господи, помоги и нам оказаться достойными Откровения, которое Ты доверил только Своим ближайшим ученикам!
А начинается наше чтение с умножения чудес, только теперь их будет совершать не Иисус, а его ученики.
1 Созвав же двенадцать, [Иисус] дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
2 и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.
Как вы помните, Иисус говорил о том, что Царство должно расти и расширяться. И вот Он передает власть и силу Своим ученикам, чтобы не только в Его Присутствии, но и через них можно было ощутить приближение Царства. Отсюда видно призвание христиан, учеников Господа – освобождать от власти зла и исцелять, быть свидетелями Иисуса и Царства Божия. Ни политики, ни идеологии им не поручено — только своей жизнью и делами указывать на Него.
3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь [в] [путь].
5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Заповеди Иисуса благовествующим сформулированы применительно к сельской проповеди среди соплеменников. Но принципы, стоящие за ними, актуальны всегда: 1) брать только самое необходимое и не заботиться о материальной стороне дела, 2) не искать лучшей доли (где приняли, там приняли), 3) не задерживаться и ничем не пользоваться у тех, кто не принимает Евангелия. Ученики, как показывает Лука, занимались только тем, что повелел им Иисус, ничего не прибавляя к этому. И посмотрите, какой отклик это вызвало!
7 Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал [Иисус], и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
Проповедь и явление силы Божией пробуждают вопросы, кем же является Иисус. Появляется желание видеть Его, причем как у власть имеющих (Ирода), так и у простого народа. Но внутренние побудительные причины могут быть разными. Желание Ирода не имеет ничего общего с ожиданием Царства Божия и вообще звучит несколько зловеще. В конце концов он встретится с Иисусом перед казнью, но не сможет удовлетворить свое любопытство и отомстит издевательствами (Лк. 23:8-11). Пока он лишь интересуется, возможно, ожидая, что Иисус сам придет к нему. Религиозные деятели ведь часто ищут поддержки властей… Но Иисус не идет. Народ, меж тем, идет к Иисусу, и оказывается свидетелем чуда.
12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
15 И сделали так, и рассадили всех.
16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
Это чудо напоминает случай из жизни пророка Елисея: «Пришел некто из Ваал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток — двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется». Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню». (4Цар.4:42-44) Только масштаб чуда Иисуса совершенно иной – в пятьдесят раз больше! У первых читателей Евангелия это чудо также вызывало ассоциацию с Евхаристией – упоминается молитва благословения-благодарения, разделение и раздача чудесного хлеба, которого хватило каждому.
Но что поняли из этого люди? Поняли ли они, что это было чудо, и Кто сотворил его? Согласно евангелисту Иоанну, Господь не испытывал на этот счет иллюзий. Спустя некоторое время он скажет: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6:26)… Они готовы были провозгласить Его царем (Ин. 6:15), — но как это далеко от подлинного призвания Самого Иисуса! Для учеников же чудо умножения хлебов становится очередным свидетельством того, Кто такой Иисус на самом деле, и позволяет Петру исповедать Иисуса Мессией.
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же [говорят], что один из древних пророков воскрес.
20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
Петр здесь поднимается до того, чтобы назвать, провозгласить Иисуса Помазанником Божиим, Мессией, Христом. И ведь это – также чудо: увидеть в народном учителе, пусть и чудотворце, Того, кто выше любого пророка, Того, кто является особым избранником Божиим, Того, от кого зависит исцеление, исправление и спасение всего мира.
21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Нам кажется, что избранничество – это награда, привилегия. Но настоящее избранничество Божие требует служения и жертвы. В этой жизни даже избранных Божиих ждут не только чудеса, но и крест. Необходимо принять то и другое. И это касается не одного Иисуса, это касается всех.
23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Крест – это образ смерти. Для одного это будет смерть старым привычкам, для другого – отношениям, отрывающим от Бога, для третьего – это смерть своего эгоцентризма, покорение себя Богу. Что для вас – такой крест? В греческом тексте Луки есть важная особенность, упущенная при переводе. Господь говорит, что крест нужно брать «ежедневно, всякий день». Решение служить Богу, чего бы то ни стоило, необходимо возобновлять ежедневно.
24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
Эти слова – пугают ли они, вызывают недоумение, или вы с доверием и молитвой относитесь к этому? Христианство без креста – это серьезное искушение во все времена. Не в том дело, что нужно специально искать страданий – нигде Христос этому не учит. Но если ты живешь так, как говорит Его слово, ты действительно тратишь жизнь, отдаешь ее. А жить иначе, недвусмысленно говорит Иисус, — значит вредить себе. И в этом есть и предупреждение, и надежда:
26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Читая дальше, можно подумать, что в словах о Царствии Божием Иисус имеет ввиду только Преображение. И тогда горько за тех учеников, кого Иисус с собой не берет, и горько за себя – ведь мы Преображение тоже не видим, а только слышим описание события со слов очевидцев. Но не будем забывать, у Луки Царство повсюду: это присутствие Духа Святого, это новые отношения между людьми, это исцеление и спасение. Этому были свидетелями все ученики, и это по-прежнему открыто и доступно нам.
И все же Преображение – действительно особенное событие, великое чудо, доверенное троим из двенадцати. Предлагаю вам прочесть текст с небольшими размышлениями над иконой преп. Феофана Грека.
28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.
29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.
На горе Фавор Иисус являет ученикам Свою подлинную, божественную природу, являет Свою славу. Свет, как видно на иконе, как открылось иконописцам, не падает на Иисуса сверху, а исходит от Него Самого. Золотистые лучи как копьем бьют ученикам в глаза, заставляя зажмуриться. Но интересно: чем ближе к Иисусу, тем божественное сияние становится гуще, темнее, переходит во мрак, — напоминая о том, что мы знаем о Боге ничтожно мало, и чем ближе приближаемся, начинаем познавать Его не со слов других, а в своем опыте, тем более таинственным и непостижимым Он является.
30 И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия;
31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
Иисусу является Моисей, через которого народ получил самый большой дар — Завет и Закон, и Илия, пророк-чудотворец, ставший легендой. Однако говорят они не о славе Мессии в общепринятом смысле. Они говорят о трудном — о том, что Иисуса ждут страдания и Крест. В каком-то смысле это чудо — для Самого Иисуса, чтобы укрепить Его перед грядущими трудностями. И лик Его скорбен.
32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним.
33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил.
Петр потерял счет времени (на иконе это выражено тем, что даны как бы три момента — восхождения, схождения, и, в несколько раз превосходящее их по масштабу Преображение). Он как бы во сне, и говорит он, не зная, что говорит. Ну какие кущи, шалаши на вершине горы, их же просто снесет ветром? А другие — прикрылись рукой, одеждой от явленной им славы. Но и это еще не все. Им предстоит, подобно Моисею, войти в облако Божественного Присутствия.
34 Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако.
35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.
Конечно, то, что Иисус — это Мессия — уже великое прозрение. Но здесь мы становимся свидетелями большего — непосредственного общения Отца и Сына, отношений любви. Сам Отец является, чтобы утешить, поддержать, общаться с Сыном — Ликом к Лику. До сих пор только Иоанн Креститель был допущен в тайну близости Отца и Сына. Теперь это доверено и ближайшим ученикам.
36 Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.
Просто побудем перед иконой Преображения.
Когда вы вдоволь насытитесь образом, попробуйте ответить на один-единственный вопрос. Если бы у вас была возможность сейчас просить Бога о чуде, о чем бы вы попросили?
В деталях насыщения 5000 есть завидное единство синоптиков и Иоанна. Все детали и числа символичны, и в первом насыщении 5000 они связаны с Иудеей, а во втором насыщении 4000 — с эллинами и со всем миром.
Пытаюсь задаваться вопросом, что за две рыбы могут быть в иудейском насыщении, несколько рыб — во всеобщем насыщении, и множество рыбы, пойманной Петром, среди которых 153 крупных? Обычно в эсхатологической литературе бывают двое свидетелей. Связывает ли кто-либо в литературе те 2 рыбки с трапезой в последней главе Иоанна?
Интересно, как ты понимаешь эти цифры, я не понимаю:) для меня, скорее, символично 5 тыс, т е.в 50 раз сильнее чудо, чем Елисея, и в 100 — Илии.
Ох, Володя, с моим нездоровым перфекционизмом трудно писать неготовые выводы. Не то чтобы я понимаю, но давно пытаюсь разобраться. Нумерология в те времена была царицей наук. Я начал разбирать эсхатологическую нумерологию по Откровению. Серьёзный подход к этому я находил только у архимандрита Ианнуария Ивлиева. Но скудость моих познаний источников не даёт мне понять, к какой школе, что называется, принадлежат его толкования, откуда он черпает подходы.
То, что я вижу в Евангелиях, — результат изначальных упражнений с Откровением. Это плод моего воображения, но он мне кажется логичным плодом. По крайней мере, воображению я старался не давать воли.
Большие круглые числа обычно символизируют воинство. Идёт это от воинского построения и подчинённости. Есть начальники над десятком, есть сотники. Дальше идут тысячи, тьмы. Это уже серьёзное воинство, а соответственно, народ. Таким образом, тысяча говорит о народе, могущем держать оружие.
Соответственно, в иудейском насыщении 5 тысяч — это народ Пятикнижья, воинство Торы, народ Божий. И недаром Иисус рассаживает мужчин как тьму прямоугольником по сто в ряд и по пятьдесят в колонну. В противовес этому, второе насыщение, на неиудейской территории, говорит о 4-х тысячах как о народах, приходящих с четырёх сторон света. Это языческие народы.
5000 и 4000 — это, что называется, входные данные, сырьё, с которым работает Иисус, чтобы получить необходимый ему результат. Миссия же Иисуса — это те, кого он собирает под своё крыло, давая пищу. 12 коробов — это собранные из рассеяния колена Израиля, об этой части своей миссии Иисус говорит постоянно. Однако другая часть его миссии — это привлечение к себе многих народов. 7 корзин — это полное число спасённых из всех народов. Причём корзины и короба — это разные слова. Это тоже национальная тара, одна иудейская (короба), другая эллинская (корзины).
Когда ученики сетуют, что они не взяли с собой хлеба, Иисус говорит им, что дело вообще не в еде, то есть совсем, вовсе и абсолютно, и обращает их внимание именно на эти числа. После чего ученики в который раз ясно понимают, что перед ними Христос.
Остальные числа в обоих рассказах тоже не случайны и национализированы, но количество хлебов и рыбы интерпретируется уже не столь однозначно. К тому же, вполне очевидно, что в Евангелии от Иоанна подходить к толкованию насыщения 5000 (он не рассказывает о 4000, у него другие задачи) и насыщения ближайших учеников в последней главе уже по воскресении Иисуса, нужно однородным образом.
Вот отсюда и родился мой вопрос, нет ли где в литературе совместного толкования 6 и 21 глав Евангелия от Иоанна.
Интересно, красиво.
Может быть, когда-нибудь мы узнаем, что имел ввиду автор. Пока — догадки. Но спасибо и за них!