От описания жизни Церкви в целом мы переходим к описанию того, как начинает сбываться сказанное Иисусом: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин.14:12)
Был один из ничем не примечательных будничных дней.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
Несмотря на все происшедшее с ними, несмотря на полученный дар Духа, апостолы продолжают ходить в Иерусалимский Храм в часы, когда приносились жертвы и читались общие молитвы. Они не порывают с традиционным благочестием, не противопоставляют себя другим иудеям, и не считают, что получив Духа, они уже не нуждаются в дисциплине духовной жизни.
Идут вдвоем. Что это, случайность, или вошедшее в привычку правило, установленное Учителем и Господом: ходить по двое (Мк. 6:7), потому что для верного свидетельства нужно не менее двоих (2 Кор. 13:1, Втор. 19:15)?
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;
10 и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.
Хромой человек напоминает внимательным читателям Евангелия расслабленного, которого принесли к Иисусу друзья, и которого Тот исцелил (Лк. 5:18-26). В рассказах много параллелей: и общая болезнь, и то, что исцеленный начинает славить Бога, и то, что видевшие исполняются трепета и изумления.
Правда, в случае евангельского расслабленного подчеркивается вера его друзей, а здесь о вере не упоминается (пока). Может быть, веру друзей здесь заменяет вера самих апостолов?
Сам человек поначалу выглядит несимпатично и «бездуховно». Единственное, что он ожидает от апостолов, — это денег. Но посмотрите, как он преображается, когда получает исцеление! И для людей, далеких от Церкви, все может измениться, если их жизни коснется Свет.
Так апостолы продолжают делать то, что делал Господь, находясь среди людей – благовествуют нищим, исцеляют сокрушенных сердцем и телом… (ср. Лк. 4:18).
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
Многие современные верующие уверены, что для чуда обязательно нужен святой, подвижник, аскет, – и это точно не они. Слова Петра свидетельствуют о том, что дело не в этом.
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
17 Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению;
18 Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил.
Петр переводит внимание слушателей с себя – на Бога и Сына Его, Иисуса Христа. Он даже усиливает обвинение иудеям по сравнению с проповедью на Пятидесятницу.
Вы – предали, вы — убили… Кажется, что есть виновные иудеи, а есть Петр, выступающий как обвинитель. Но одно слово заставляет переоценить речь Петра – «вы отреклись». Петр не может исключать из этого перечня и самого себя…
Но, продолжает Петр, как бы вы ни заблуждались, как бы ужасно не поступили в прошлом, — зло не может одержать победы, и все это лишь служило Промыслу. Христос воскрес. Он продолжает Свое дело – через веру тех, кто призывает Его Имя (впервые в истории «имя Иисуса» становится столь же значимо, как и имя Яхве).
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения [восстановления] всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
Покаяние в грехах и обращение к Богу принесет вам такую же свежесть в жизнь, как освежает ветер, стоит ему подуть в душный, знойный день (так примерно можно понимать «отраду»).
А после того, как вы переживете обновление жизни, и будет восстановлено все испорченное грехом, придет Сам Господь Иисус Христос.
Но предупреждаем: если вы не послушаете нас, по слову самого Моисея, вас ждет истребление (увы, это трагически исполнилось в 70 г., когда римляне разрушили Иерусалим, но здесь речь идет и об общей участи в новой жизни народа Божия).
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
В словах Петра можно услышать двойное послание:
1) иудеи продолжают быть в завете с Богом, и в связи с этим имеют право на первенство в благословении,
2) завет с Авраамом находит свое исполнение в Иисусе – Мессии, и для вхождения в него недостаточно лишь обрезания, необходимо покаяние и обращение.
Трагедия истории в том, что иудеи в большинстве своем не услышали второго, тогда как христиане склонны игнорировать первое.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали [их] под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
Мы склонны осуждать саддукеев. Но ведь сами они, с их точки зрения: а) заботятся об общественном спокойствии, запрещая проповедь тем, кто не имеет «официального» рукоположения б) выступают против ереси. Разве могут они не среагировать? Так некоторые «ревнители» рассуждают и сегодня. Но это человеческая логика.
Если взглянуть глубже, снова сбывается сказанное Господом: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.15:20).
Примечательна цифра уверовавших, которую приводит Лука – пять тысяч (вероятно, включая три тысячи уверовавших на Пятидесятницу). По некоторым оценкам, всех фарисеев было около 6000 (а фарисеи – самое многочисленное религиозное движение того времени). Христиане становятся второй по численности религиозной группой внутри иудаизма!
И последняя деталь. Лука говорит, что к народу говорили двое. А что делал второй, когда один проповедовал? Несомненно, молился.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
Вероятно, таким представительным составом апостолов собирались привести в смущение, вопрос задан так, будто нужно оправдываться. Но апостолы, напротив, не теряют присутствия Духа:
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,
12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
Апостолы не только повторяют сказанное, но и приводят стих Пс. 117:22, которое в буквальном смысле считался относящимся к Давиду, но в пророческом – к Мессии. Впервые этот стих применил к себе Сам Иисус (Лк. 20:17). Но не слишком ли категорично звучит вывод, который делает из него Петр? А если он прав, чего это от меня требует?
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть [сего];
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
Этот принцип: «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» очень важен в дискуссии о том, как понимать повиновение христианина властям. Кстати, этот принцип идет еще из Ветхого Завета (Исх. 2:15-21).
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Замечательна молитва апостолов – молитва живая, спонтанная.
- Они начинают не с просьб, а с хвалы Богу за творение мира, с прославления Его могущества. Очень важно осознать, перед Кем мы стоим – для Него нет ничего невозможного, и у Него – не у начальств и властей – настоящая власть в этом мире.
- Они опираются на псалом Давида, чтобы осмыслить происшедшее, ищут в Слове укрепление, используют Слово как основу для дальнейшей молитвы: Господи, Ты сказал, Ты предопределил, и потому…
- Самое интересное – это их просьба. Естественно было бы попросить – утиши гонения, истреби врагов Церкви, верни мир и спокойствие. Но апостолы молятся лишь о собственном укреплении, чтобы смело говорить Слово, — и уверены в том, что Бог будет им содействовать знамениями.
Их молитва была услышана, о чем свидетельствует землетрясение (ср. Пс. 103:32). А сами они исполнились Духа. Сегодня многие хотели бы получить Духа – но весь вопрос, зачем. Первым христианам Дух дается для дерзновенного свидетельства.
Вы можете поразмышлять над следующими вопросами:
Достаточно ли я внимателен к простым вещам в моей церковной жизни – например, к регулярности в утренней молитве?
Кого бы я выбрал/ выбрала в спутники, чтобы свидетельствовать о Господе?
Что сегодня мешает мне призывать имя Иисусово для исцелений и, шире, изменений в жизни?
Есть ли люди, за которых я чувствую побуждение молиться?
Как я веду себя, когда собеседники поднимают вопросы веры? Легко или трудно мне говорить о самом важном? Почему?
Трудно принять мысль, что свидетельство о свете Христовом может обернуться страданиями и гонениями. Кто в моем окружении это переживает, и как я могу его/ее/их поддержать?
Могу ли я использовать молитву апостолов в качестве образца для собственных молитв? С кем хорошо было бы молиться и свидетельствовать?
Найдите в проповеди Петра все эпитеты, которые относятся ко Господу, подумайте, как они описывают грани Его личности и служения.
И — вам еще подарок, еще один проникновенный текст о. Матфея Бедняка — о роли Духа Святого в духовной борьбе христиан — по ссылке