В.С. Стрелов
Матвею Берхину,
своим интересом поощряющему к размышлениям
Часто мне приходилось сталкиваться с теми, кто утверждал, что православное истолкование Священного Писания — это толкование «по Отцам», даже не стоит самостоятельно пытаться понять библейский текст, не доросли. Но также мне довелось общаться с людьми, которые на полном серьезе верили, что им уже не нужно Писание, потому что их ведет Святой Дух!
Я согласен с тем, что знать, как истолковывали текст великие учителя прошлого, очень важно. Не менее важно и искать просвещения от Духа Святого. Но нельзя абсолютизировать только один принцип! Я хочу познакомить вас с четырьмя основами здравой экзегезы, и полагаю, что вычленение только одного из них — это все равно, что из четырех равных ножек стола оставить только одну и считать, что все в порядке. Стол стоять не будет!
О каких же четырех основах идет речь? Они представлены на диаграмме: Писание, Предание, разум и Дух. Все эти элементы равноценны, нельзя сказать, что один важнее или первичнее другого. Поясню каждый из этих пунктов.
Писание. Человек, считающий, что Священное Писание — это основа здравой экзегезы, регулярно читает и сам размышляет над словами Священного Писания. Не над пересказом, не над проповедями, в которых эти слова используются, — но над самим библейским текстом. Он воспринимает текст в его целостности, и неясные тексты в первую очередь пытается прояснить в свете других текстов Библии, только после прибегая к внебиблейским источникам. Он сделал Писание основой для своей жизни, осознавая, что именно в Священном Писании содержится Откровение Божие.
Предание. Человек, живущий соборным Преданием Церкви, принимает догматическое учение Церкви, и живет в Церкви, церковной жизнью, участвуя в общей молитве, таинствах, общении с другими верующими, опытом постигая аскетическое наследие и храня церковное единство. Он впитывает проповеди и литургические тексты, житийные повествования, иконописные образцы. Он старается уловить дух святых людей и их подход к пониманию, и общается с собратьями, вместе обсуждает и исследует Писания, — иными словами, осваивает опыт других верующих, интерпретирующих Откровение применительно к своим условиям и в меру своего понимания и просвещения от Бога.
Разум. Человек, сделавший своей опорой разум, использует средства и достижения гуманитарных наук (в т.ч. современной библеистики) для лучшего понимания буквального смысла и историко-культурного контекста Библии, в понимании духовных вопросов опирается в том числе на здравый смысл.
Дух. Человек, старающийся жить в Духе Святом, сознательно обращается к Богу в молитве за просвещением, веруя, что Бог не просто открыл Свою волю предыдущим поколениям, и нужно просто повторить их опыт, — но что и сегодня Бог говорит и творит новое: вдохновляет, вразумляет, открывает Свою волю, ведет по жизни, ставит новые задачи.
Как ни удивительно, но каждая из этих основ, сама по себе прекрасная, в отрыве от остальных может привести к очень неприятным последствиям. Итак, 1 основа из 4.
Изучение Библии и только Библии, без критического восприятия, без молитвенного вдохновения, без опыта Церкви — ведет к фундаментализму.
Погружение в Предание, когда лишь на словах признается важность Писания, а на практике оно подменяется второисточниками, когда разуму не доверяют, а искания живого Голоса Божия опасаются, — ведет к начетничеству, жизни в прошлом.
Доверие только разуму, который возомнил себя самым главным, и позволяет себе судить в том числе Писание, — ведет к агностицизму, торжеству отрицательной библейской критики.
Искание Духа, духовных переживаний, с пренебрежением к Писанию, общецерковному опыту, голосу рассудка, — может привести к духовным подменам, в.т.ч. принятию душевного за духовное.
Но и сочетания только двух основ будут не лучше… (2 из 4).
Писание, которое признается авторитетным, но читается исключительно разумом, рискует стать морализаторством.
Писание, которое толкуется в свете Предания, но при этом отрицается необходимость духовного поиска и критического осмысления, нередко приводит к духовной самоуверенности, полагающей, что «у нас все ключи истины».
Предание, на которое накладывается определенный духовный опыт, но при этом отсутствует библейская основа и критическое восприятие, рискует выродиться в общерелигиозный или даже полуязыческий мистицизм.
Духовные поиски, связанные с разумом, но не считающие для себя важными библейскую и церковную основу, могут психологизировать религию, сведя на нет богообщение, или породить полуоккультную систему (как это описано в «Мерзейшей мощи» Льюиса).
Отсутствие даже одной составляющей способно повредить адекватному пониманию Писаний (присутствуют 3 основы из 4).
В отсутствии Писания как первоисточника понимание сути библейского Откровения может стать крайне расплывчатым.
Отсутствие критического, рационального восприятия способствует сохранению мифов и предрассудков.
Пренебрежение Преданием делает веру субъективной, приходится заново торить путь, и это чревато ошибками, промедлением, срывами.
Отрицание необходимости живой связи с Духом делает веру сухой и безжизненной.
Что заставляет людей пренебрегать этими основами?
Кто-то так поступает просто по неведению. Например, он никогда сам не вкушал добрых плодов от чтения Писания, или ему никто не объяснил, что Дух Святой может говорить и сегодня.
Кто-то действует из собственной гордости, считая, что ему не нужен опыт других, Предание, он сам способен все понять с помощью просвещенного разума или духовных откровений.
Люди могут быть движимы страхом — сбиться с пути, принять не того духа, потерять веру от ученых занятий.
А в некоторых ситуациях виной всему просто человеческая глупость и нежелание серьезно учиться и трудиться над духовными вопросами и пониманием.
Эти основы становятся особенно важны, если человек становится на путь учительства, проповеди. Но достаточно ли их для того, чтобы наше толкование Писаний было подлинно христианским?
Христианская экзегеза Писаний видит своей целью большее познание Бога через Иисуса Христа, и единение с Ним. Это и есть спасение. Четыре основы задают структуру, но, чтобы достичь верного результата, нужно хорошо видеть цель. Если Бог, явившийся во Христе, не в центре внимания читателя, если не к Нему устремлено сердце, экзегеза может быть красивой, интересной, научной, — но не спасительной.
Недостаток в основах экзегезы может и не помешать спасению, если у человека есть неистребимая любовь ко Господу, — Господь это восполнит. Мы спасаемся не знанием и пониманием, а любовью (ср. 1 Кор. 8:1).
И все же давайте помнить об этих четырех основах и применять их, если мы хотим, чтобы наша экзегеза была здравой и целостной: верной в своих основах, соборной, разумной и духовной.
Как проверить себя?
Священное Писание
Любите ли вы читать Слово Божие?
Делаете ли это регулярно? Есть ли у вас какой-то план для чтения?
Случалось ли вам отказываться от чего-то или принимать на себя что-то, потому что так сказано в Св. Писании – т.е. руководствуетесь ли вы Библией в жизни?
Используете ли вы Св. Писание для молитвы?
Есть ли у вас общее представление о каждом разделе / каждой книге Библии, а также о постепенном развитии Откровения Библии?
Какую роль в вашем чтении занимают тексты Ветхого Завета? Есть ли книги в Библии, которые вы никогда не изучали?
Когда вам попадается непонятное место или слово, пробуете ли вы понять смысл самостоятельно, используя саму Библию (другие переводы, параллельные места, поиск, более широкий контекст), — или сразу ищете комментарии?
Знаете ли вы ключевые тексты Библии наизусть? Смогли бы вы определить, откуда та или иная цитата?
Если возникнет неясная ситуация, вы будете искать ответов в Библии?
Как вы считаете, устарела ли в чем-то Библия? Есть ли книги, которые для вас значат больше, чем она? Может ли существовать Откровение где-то, помимо Библии?
Как вы полагаете, достаточно ли для понимания Библии самой Библии, или необходимо что-то еще? Можно ли понять что-то в Библии, предварительно это не прожив? Как же тогда понимать ее? Что вам помогает в ее понимании?
Предание Церкви
Живете ли вы церковной жизнью, участвуя в общей молитве, таинствах, общении с другими верующими, опытом постигая аскетическое наследие и храня церковное единство?
Следуете ли вы в своем понимании Писаний тому, что Церковь зафиксировала в Символе веры и догматах на Вселенских соборах?
Знакомы ли вы с жизнью и трудами тех, кого называют Отцами Церкви, с их толкованиями Св. Писания, аскетическими и догматическими сочинениями? Кто из них вам особенно близок? Молитесь ли вы им о собственном просвещении? Насколько их наставления, опыт духовной жизни актуальны для вас, следуете ли вы этому?
Читаете ли вы первоисточники, или довольствуетесь тем, что предлагают в пересказе и цитатах современные учителя и полемисты, интернет?
Как вы отличаете Предание Церкви с большой буквы от «негодных и бабьих басен»?
Есть ли какой-то смысл заново и самостоятельно исследовать Св. Писание, если нам оставлено святоотеческое наследие, опыт, исчисляемый веками?
Как вы полагаете, могли ли сами Отцы Церкви высказывать частные мнения и даже ошибаться? Как это распознать? Весь ли их опыт применим к вашей жизни, современной действительности, или есть то, что не применимо; где можно прочертить границу?
Есть ли у вас связь с «живым Преданием» — с людьми, в которых зримо действовал и действует Господь, и кто говорит не только из книг, но и из пережитого духовного опыта?
Есть ли у вас опыт того, как особенно раскрывается Св. Писание, когда для его изучения собираются единомысленные люди?
Разум
Считаете ли вы возможным и полезным самостоятельное размышление над Св. Писанием?
В вопросах происхождения мира, жизни и человечества, в вопросах библейской истории вам достаточно толкований, освященных традицией, или вы стараетесь согласовать свою картину мира с современными научными представлениями?
Как вы думаете, чем опасны предрассудки и некритично принятые мнения толкователей прошлого? Зачем христианину изучать диалог веры и науки?
Знакомы ли вы с теорией жанров в Библии, как вы к ней относитесь?
Стараетесь ли вы выяснить буквальный (исторический) смысл отрывка до того, как рассматривать небуквальные смыслы и применение текста к жизни? Чем чревато пренебрежение буквальным смыслом Писания?
Как вы считаете, оправдано ли для изучения Св. Писания использование подходов, выработанных в современной библеистике, в том числе и неправославной, в светском литературоведении, — или вам кажется это излишним и даже чем-то опасным для веры?
С вашей точки зрения, выводы современных библеистов более или менее обоснованы, чем экзегеза отцов Церкви? Какими критериями истины вы руководствуетесь?
Как вы полагаете, влияет ли наличие или отсутствие веры у исследователя, его предыдущий опыт на результаты в научном исследовании Библии?
Должен ли верующий исследователь Св. Писания стремиться к назиданию слушателей, или достаточно того, что он занимается поиском «истины факта»?
Есть ли вопросы, связанные с Писанием, которые вы не стали бы исследовать с помощью современных научных методологий, почему?
Не бывало ли так, что вы противопоставляли собственное мнение общепринятым толкованиям? Чем вы руководствовались?
Дух
По-вашему, может ли Бог и сегодня давать понимание Своего Слова простым верующим, таким, как вы?
Молитесь ли вы всерьез перед чтением Св. Писания о просвещении, о том, чтобы Бог помог вам понять Свое Слово?
Бывало ли в вашей жизни, что строки Священного Писания как будто оживали и были обращены лично к вам, будто бы Сам Бог обращался к вам?
Прибегаете ли вы к ходатайству к Богу о силе Духа Святого в трудных ситуациях?
Хвалите ли Бога по велению сердца, в свободе, так, как подсказывает Дух? Можете ли славословить Его в присутствии других?
Доверяете ли вы мыслям, которые приходят во время молитвы, или в принципе не обращаете на них никакого внимания? Если доверяете, то стараетесь ли проверить? Есть ли у вас критерии, по которым вы различаете свои внутренние состояния и внушения от Бога? Верите ли вы, что могут быть мысли не только от Бога, но и от Его противника? Как их распознать?
Случалось ли вам поступать не по человеческому рассуждению, а так, как было указано свыше?
Можете ли вы сказать, что опытно понимаете, что такое богообщение и боговселение?
Познание Бога и единство с Ним как цель чтения
Как Св. Писание помогает вам лучше узнать Бога, явившегося во Христе Иисусе, и больше полюбить Его?
Случалось ли вам открывать Св. Писание только потому, потому что «так принято», потому что «это входит в учебную программу», потому что «это интересное проведение времени», и такие знания «полезны для дискуссий»?
Не бывает ли у вас так, что на первое место выходит собственная реакция (мне нравится, меня удивляет, у меня идея!…), или мораль («надо делать так-то»), и этим все и ограничивается?
Является ли Писание для вас средством познания Бога, в каком смысле?
Как в процессе чтения, изучения Св. Писания менялось и меняется ваше восприятие Бога, Христа?
Стремитесь ли вы находить в Писании Бога и Его любовь даже в тех текстах, где о Нем напрямую не говорится?
Способны ли вы во время чтения Писания на время забыть о себе, своих проблемах, и так прислушаться к Слову Божию, чтобы довериться и позволить Ему формировать ваш внутренний мир?
Получается ли от чтения текста Писания переходить к не формальной, а личной молитве, выводит ли вас чтение о Нем к разговору на Ты?
Можете ли вы сказать, что знаете радость созерцания Бога посредством Св. Писания?
В чем проявляется ваша любовь к Богу?
Как вы сами менялись и меняетесь в результате соприкосновения со словом Божиим?