Мы продолжаем публиковать переводы отдельных глав из книги отца Матфея Бедняка (Матта Эль-Мескин) «Общение любви». Сегодня мы познакомимся с его размышлениями о посте (глава 8). Текст на русском языке публикуется впервые. Перевод подготовила студентка Библейского колледжа «Наследие» Ольга Терпугова.
Все проповеди отца Матфея и главы из его книги «Общение любви» , переведённые нашими студентами, доступны в блоге Колледжа (здесь).
Пост и подражание Христу
Церковь подражает Христу [1]. Всё, что сделал Христос, делает и Церковь; Он становится ее жизнью. Призыв Христа, обращенный к Матфею — Следуй за мной — означал: Возьми Мою жизнь себе. Церковь усвоила этот призыв как свой собственный образ действия.
В жизни и делах Христа пост — это Его первый ответ на помазание и исполнение Святым Духом. Пост стал первой битвой, в которой Христос поразил Своего противника, князя мира сего. В Своем сорокадневном опыте полного поста Христос заложил для нас основу защиты от врага с его соблазнами и пустыми иллюзиями. Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29). Ибо, когда человек входит пост с молитвой, сатана отступает от плоти.
Будучи Сыном Божиим, Христос не нуждался в посте, как не нуждался Он и в открытом противостоянии с сатаной, в Крещении или исполнении Святым Духом. Но всё это Он исполнил ради нас, чтобы Его жизнь и дела стали нашими. Если, как мы знаем, Христос принял Крещение, чтобы Он явлен был Израилю (Ин. 1:31), то исполнение Святым Духом означало быть искушаемым от диавола. Это было для того, чтобы Он мог явиться перед духами тьмы и открыто вступить в битву с диаволом от имени человеческого рода. Пост должен был возвысить плоть до состояния войны с духами зла, — теми силами, которые господствуют над нашей слабой частью, плотью.
Читатель, возможно, заметил, что Крещение, исполнение Святым Духом и пост в жизни Христа — это неделимая цепь действий, которые увенчались совершенной победой над сатаной, и стали подготовкой к его полному уничтожению на Кресте.
И тогда чрезвычайно важно принять от Христа и в глубине сердца пережить силу каждого из этих трех действий, чтобы и в нас они действовали так, как действовали в Нём, и чтобы сама Его жизнь стала нашей. Окончательная цель Крещения, исполнения Духом Святым и поста — в том, чтобы Сам Христос обитал в нас: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20).
В Крещении наша связь с ветхим Адамом разрывается, чтобы усыновить нас Богу во Христе. С исполнением Святым Духом разрывается наша связь с диаволом и греховной жизнью, чтобы мы получили Духа жизни во Христе. А в посте разрывается связь между инстинктами и сатаной, чтобы дать плоти победить с помощью жизни по Духу, во Христе.
Эти три действия нельзя отделить друг от друга. Крещение дарует исполнение Духом, а исполнение Духом дарует — путём поста — плоти победу, чтобы поступать по Духу (Гал. 5:25). Этими тремя мы живём во Христе, а Христос живёт в нас.
Эти три действия разнесены во времени, но это не ослабляет их связи и не отделяет одно от другого. Крещение в детстве, исполнение Духом при наступлении умственной и психической зрелости и пост, которым завершаются эти три действия, духовным зрением видятся нераздельно. Несмотря на то, что по человеческой необходимости они отстоят друг от друга во времени, духовно они составляют одно действие. Они происходят от Христа, Который есть Одно Действие, Одно Слово. Всеми тремя действиями Христос лично пребывает в нас и дает нам Свою полноту, образ и жизнь, чтобы мы жили Им как Одним Действием и Одним Словом, а не самими собой в искаженном и изувеченном образе. Важно понять, что пост — это действие Божественной жизни, которое мы получаем от Христа в дополнение к Крещению и исполнению Духом. С самого начала Церковь вбирала в своё тело дела жизни Христовой, чтобы они стали животворящими делами для всех её членов. Если Церковь в своём жизненном укладе подражает Христу, то это потому, что Бог даровал ей благодать и власть обладать Самим Христом как собственной жизнью. Церковь, единая со Христом, живо и действенно изображает жизнь Христа. Евангелие называет её невестой Христовой, соединившейся со своим Женихом. Однако, провозглашая, что Церковь едина со Христом, Евангелие утверждает, что Христос Сам по себе остаётся Женихом, независимо от того, насколько Он отдает Себя. Христос не становится Церковью, и Церковь не становится Христом. Поэтому мы, как члены Тела Христова, непрестанно должны искать Христа, чтобы стать похожими на Него, быть невестой без порока, обручённой чистой невестой в постоянном состоянии обручения, подобно Деве, зачавшей и родившей Логос. Девство здесь означает хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1:27). Осквернение — это нечестивый союз между сатаной и похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской (1 Ин. 2:16). Эта сеть была разорвана Христом во время Его поста на Горе Искушения. Он оставил нам эти порванные узы в наследство, чтобы постом претворять в жизнь исполнение Святым Духом и Таинство Крещения.
В этом смысле пост — это один из основных этапов, которые прошёл Христос. Игнорируя пост, мы не можем утверждать, что достигли полноты возраста Христова, и что Христос в полной мере живёт в нас. Если Крещение является одним этапом, а Распятие — другим, то пост — это чрезвычайно важная ступень между Крещением и Распятием. Исполнение Святым Духом, которое Христос завершил в Крещении, возвысило плоть до уровня абсолютного поста, то есть полного лишения пищи и питья, c совершенным уединением и молитвой. Таким образом, он поднял плоть на стадию Креста.
Без поста на Горе Искушения нам невозможно достойно нести крест и выдержать диавольское искушение, испытания мира и иго зла. Мы не сможем перенести крестные бедствия, если не получим укрепления на пост от исполнения Святым Духом.
Подражание Церкви делу Христа — это необходимый для нас жизненный путь, на котором мы можем найти спасение, силу, безопасность и победу. Христос крестился не ради Себя, и не ради Себя Он был распят, и, следовательно, не ради Себя Он постился сорок дней. Дела Христа, сами по себе являющие Его всемогущество, стали источниками нашего спасения и жизни. Их сила, однако, не передаётся нам, если мы не воплощаем её в деле. Крещеные облекаются во Христа, исполненные Святым Духом живут Его жизнью, а постящиеся одерживают со Христом победу над князем мира сего.
Эти деяния Христа, как и Его жизнь, освобождают нас и влияют на нас в огромной степени, по слову Самого Христа: Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). Но как Сын освободит нас от мира, дьявола и нашего эго, если не будет обитать в нас и не дарует нам Свою жизнь, Свои дела и Свою победу? Он не устает повторять: Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15:4). По сути, это взаимное действие. Мы творим Его дела и живём по Его примеру, а Он наделяет нас силой Своих дел, Своей жизни и Своего примера. Снова и снова Он призывает нас: Научитесь от Меня (Мф. 11:29), объясняя, что Он для нас образец жизни и дел, как наш Предтеча (Евр. 6:20), как Первенец (1 Кор. 15:23), чтобы во всем мы были подобны Ему (1 Ин. 3:2). Он стал подобен нам, чтобы мы стали подобны Ему.
Завершив труд нашего спасения, Христос стоит с бледным ликом и ранами на руках, ногах и в боку, спрашивая: Вы верите в Меня? Вы верите в Мои дела? Вы принимаете Меня как Жениха? Он не ждет, когда мы скажем «Да», как нерешительная невеста — Он приглашает нас к полному общению с Ним и в страданиях, и в славе. Таким образом, нам следует подтвердить общение с Ним в вере — общением в Его делах. Только дела свидетельствуют об истинности нашей веры. И всё же Он, как истинный Жених, не оставил нас самих изобретать себе дела, но проложил курс наших дел и жизни: Я есмь путь (Ин. 14:6); Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме… (Ин. 8:12). Следование за Ним — это не столько интеллектуальное учение, сколько взирание на Него, подражание Его делам и общение с Ним в любви и страдании.
Заметим, что все заповеди Христа относительно дел — будь то добровольная бедность, аскетика, отречение от родных, отказ от собственности или несение креста — вращаются вокруг личности Христа и имеют Его своей целью: ради Меня (Мф. 16:25); следуй за Мною (Мк. 8:34) ради имени Моего (Мф. 19:29); быть Моим учеником (Лк. 14:26); идти за Мною (Лк. 9:23), бодрствуйте со Мною (Мф. 26:38).
Все дела, которые любил Христос, Он разделяет с нами, — вернее, мы разделяем их с Ним в любви, жертвенности, подвиге. Именно от Него происходят все наши дела: наша аскеза от Его аскезы, наш пост от Его поста, наша любовь от Его любви. Наконец, это общение реально. Мы ежедневно его возобновляем, подражая Ему в уме и действиях, углубляясь в сознание Его присутствия, позволяя Ему действовать в нас. Но как жених оставляет невесте свободу, непосредственность и живость в общении, так и Он действует по отношению к нам.
Все дела, которые мы творим во имя Христа, ради Него и подражая Ему — будь то пост, бдение, терпение, перенесение страданий или гонений, служение, жертвенная любовь или распятие — это проявление желания подражать Христу и соединиться с Ним — Следуй за Мною. Это проявление общения с Ним в духе, сердце и воле.
Этими делами выражается явное принесение всей души Христу в самоотверженной любви и абсолютном ученичестве, как это было у Иоанна, его брата Иакова и остальных учеников. Они принесли жизнь и отдали душу Христу в тот же миг, когда увидели и услышали Его. Они оставили домá и работу, став Его последователями: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Лк. 18:28), верными сподвижниками в делах, пути и страданиях Христа: Но вы пребыли со Мною в напастях Моих (Лк. 22:28).
Возможно, что и обыденные задачи, — зарабатывание на жизнь или воспитание детей, — можно дополнять делами поста, бдения, молитвы, служения, самопожертвования, являющими тайную любовь. Это видно на примере многих, кто следовал за Христом без огласки, как Никодим, Иосиф Аримафейский, Марфа, Мария, Лазарь и другие, чья любовь ко Христу была не меньше любви к Нему апостолов. И всё же те, кто ценит Христа превыше всего, всё оставляют и следуют за Ним, являя духовными подвигами любовь к Нему: Мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 10:28). Слово последовали здесь означает переход от мирских дел к духовным: Христос достаточно велик, чтобы наполнить всю нашу жизнь и удовлетворить все нужды, став нашим единственным делом, единственной надеждой и единственным интересом.
Это апостольское, православное учение Церковь претворяет в рвение и жар подвига, который есть мера того, насколько человек ценит Христа. Свет Христов виден по усердию и искренности человека в духовном делании. И этот свет, в свою очередь, свидетельствует об Отце: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16).
Апостолы унаследовали всю жизнь Христа, они были очевидцами и участниками Его дел и трудов. Они унаследовали длительные посты, совершаемые Христом, сказавшим: …сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29). Они унаследовали всенощные молитвы — Бодрствуйте и молитесь (Мк. 14:38). Они унаследовали борение в молитве, с простиранием ниц и кровавым потом: И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю… Он… сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь… (Лк. 22:44–46). Они унаследовали выдержку и терпение среди оскорблений от начальников и предательства друзей: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15:20). Они унаследовали служение на торжищах среди больных, грешников и бедных. Они унаследовали от Христа самый драгоценный и изысканный дар — борение, страдания и Распятие: Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься (Мк. 10:39); Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса (Деян. 21:13). Все эти дела они совершили не отдельно от Христа, а в единстве с Ним. Христос верой вселился в их сердца, когда они приняли Святого Духа, и они, по обетованию Христа, сотворили всё, что Он сотворил, даже чудотворения и смерть.
Церковь унаследовала этот живой апостольский опыт: она унаследовала Христа, действующего в Апостолах. Дела в Православной Церкви важны и даже необходимы потому, что это Сам Христос действует в нас, как и в Апостолах, совершая для нашего спасения те же самые дела, что и тогда совершал. Церковь верит в то, что сказал апостол Павел: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13), и поэтому — все делайте в славу Божию (1 Кор. 10:31). Дела должны совершаться только через Христа и в Его присутствии; только Его дела ведут к славе Божией: Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:11).
Итак, вера Православной Церкви в дела есть не что иное, как вера в совершенную жизнь во Христе. К этому совершенству направлены все действия Христа, вся Его миссия и сострадание ко всему человечеству. Дела — это не отдельные действия, совершаемые человеческой волей для ослабления «эго». Дела, по мысли Церкви, важны потому, что они должны исходить из воли Христа и твориться Его силой: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13). И завершиться они должны к славе Бога Отца. Другими словами, дела должны явить Его и засвидетельствовать о Нем: …чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16).
Отныне понимание веры и дел в Православной Церкви неотделимо от живой личности Христа, который является для человека Источником и веры, и дел. Конечная цель как веры, так и дел — это прославление Бога Отца — а это дело может совершить только Христос: Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2:11).
Только совершенное подражание Христу в словах, поступках и поведении — это закон, безошибочно гарантирующий, что дела совершаются через Христа и к славе Отца. Нам должно всегда призывать Дух Христов в молитве, чтобы дела были очищены от нечистоты своенравия и человеческих помыслов, от лести, лицемерия, искажений, предубеждений, самолюбия, из-за которых дела становятся бессильными, бесплодными и мёртвыми.
Освятите пост
Идя узким путем, нужно понимать, что на плечах у нас крест, — только тогда мы сможем продолжать идти, невзирая на все трудности. Чтобы стяжать постоянство, нужно, чтобы приносимые нами жертвы приносились в любви.
Когда идешь по узкому пути, тебя ждут две опасности: можно впасть либо в грех отчаяния, либо в противоположную крайность, в превозношение от подвигов и добродетелей. Только избегая этих двух опасностей, угрожающих нам на узком пути, можно достичь истинной любви. Это возможно только путем преодоления себя. Чтобы не впасть в отчаяние, не будем жалеть себя, а чтобы не впасть в ложный героизм, который святые называют тщеславием, не будем себя хвалить.
Вникнув в сущность Божественной любви, которая является образцом всякой любви, мы обнаружим, что ее можно достичь только самоотречением, вплоть до самоотвержения и даже самоуничтожения.[2] Это мы узнаем у Христа, распятого на Кресте и из всей Его земной жизни. Чтобы совершенствоваться в любви, нужно себя возненавидеть[3] до такой степени, чтобы не заботиться о себе или о вещах этого мира, которые мы считали ценными.
Пост — это испытание, в котором личность противостоит самости. Это упражнение, в котором всем существом нужно отвергнуть самость и противостать ей. Поэтому пост можно рассматривать как дело любви высшего порядка. Это физическая составляющая взятия своего креста и неотъемлемая его часть.
Жизнь Святого Духа обновляется в нас, если мы, как овца на заклание, последуем за Ним в пустыню поста, чтобы пережить хотя бы частичное уничтожение своей самости. Тайна этого обновления жизни Духа в нас — в том, насколько мы преуспеваем в стяжании этой любви, предложенной на заклание. Если мы хотим нести крест до конца, — это первое испытание.
Усилие поста ощущается в первую очередь телом, той физической областью, где обитает самость, где она раскрывает свою природу и желания. Поэтому, когда мы постимся, истощая тело, мы косвенным образом подчиняем самость[4]. Если, подчиняя себе тело, мы покоряем самость, то, по сути, мы приближаемся к её разрушению, по крайней мере частичному.
Итак, постом мы исполняем слово Господа: кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее (Лк. 9:24). Тем не менее, я бы вернулся к слову «частично». Ведь мы должны стремиться не к частичному, а к полному уничтожению самости, а это может произойти только целенаправленным усилием воли. Другими словами, если с помощью какого-либо упражнения — например, поста — нам удаётся частично преодолеть самость, то удовлетворение от этого достижения нужно дополнить решимостью к полному уничтожению самости. Это достигается сознательным и добровольным принятием самой смерти, без страха и опасений. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя (2 Кор.1: 9).
Когда наш отец Авраам предложил в жертву своего сына Исаака, руками он сделал это только отчасти, но волей — полностью. Когда Авраам доказал свою готовность принести в жертву своего единственного сына Исаака, Бог не позволил ему заколоть его. Физическое жертвоприношение было совершено лишь частично, но Бог счёл, что жертва действительно была принесена. Вот почему Бог заменил Исаака овном — символом Христа, который должен был искупить те души, чья самость действиями была уничтожена частично, но в намерениях — полностью.
Когда Авраам приносил в жертву своего сына Исаака, он, по Божественному Промыслу, заменил его овном. Это символ разрушения тела для искупления души. Точно так же в испытании постом или в любом деле самоотречения, в котором есть жертва и искупление, мы призваны не жалеть себя и добровольно отдать себя и своё тело в совершенную жертву. Другими словами, мы должны в любой момент быть готовы к смертному приговору, держась за него как за основу для жизни.
И всё же Бог следит за тем, чтобы разрушение не проникло в душу. Бог искупает душу: Жив Господь, избавивший душу мою… (см. 2 Царств. 4:9). Христос, да будет благословенно Его имя, искупил наши души, поэтому нам не нужно бояться самоуничтожения и искать овна, чтобы предложить его вместо себя. Это означало бы, что наша жертва несовершенна, а намерения слабы и непостоянны. Когда намерение доходит до полного самоотречения, и мы согласны на самоуничтожение, мы видим кроткого Агнца, пригвождённого к древу, в подобающее время принесённого в жертву нашим милосердным Отцом, дабы всякий, любящий Его и верующий в Него, не погиб.
Таким образом, если мы жертвуем чем-то вместо самих себя, такая жертва отвергается. Если мы будем оглядываться в поисках овна, которого можно принести в жертву вместо себя, мы утратим обетование, данное Исааку, и лишимся даже Самого Христа. Ибо тот, кто не может пожертвовать жизнью полностью, кого пугает перспектива самопожертвования и смерти, — теряет решимость и отвергает смерть. Он старается уклониться и пожертвовать чем-то внешним, например понести служение или отдать деньги, или использует другие уловки, чтобы не жертвовать собой. Таким образом, он теряет свою часть во Христе-Искупителе, потому что Христос искупает от смерти тех, кто принял смерть.
Следовательно, уничтожение самости не должно сопровождаться саможалением и слабостью веры. Оно не должен быть неполным, и не нужно пытаться вместо него отдать деньги или что-то мирское, или даже весь мир, потому что душа дороже всего. Нет ничего, что можно было бы предложить в обмен на душу, кроме Христа, да будет благословенно Его имя. Только Он может быть Жертвой. В Своем снисхождении и смирении и созидательной любви Он оценил душу человека наравне со Своей.
Повторим, что Христос, да будет благословенно Его имя, не может стать выкупом за человеческую душу, если сам человек не принесёт свою душу на алтарь любви, умерев для мира, в полноте намерения принеся совершенную жертву, отказавшись от себя навсегда, своей рукой занеся нож со всей решимостью принять смерть.
Если в испытании, в битве с самостью, в посте человек не достиг такого же самоотречения, как у Авраама, поднявшего нож, чтобы заколоть своего единственного сына Исаака, или как у Бога, оставившего Своего возлюбленного Сына пригвожденным ко Кресту — он не становится равноценным выкупу (Христу), который был уготован Богом в обмен на души, отвергшиеся себя. Такая битва — не битва, и пост — не тот пост, который сокрушает самость. Скорее они похожи на ублажение души и укрепление ее сил.
Господь постился совершенно. Во плоти и с её помощью Он довершил то, что уже исполнил до воплощения; Он уничижил Себя Самого (Флп. 2:7). Это самоуничижение проявилось во многом, но удивительнее всего был пост, ибо в посте Он, по сути, мистически принес в жертву Своё тело. Сорокадневный пост, который Он предпринял и в завершение которого Он испытал крайний голод и жажду, стал свидетельством Его решительного намерения принести высшую жертву.
В сущности, Господь принёс Своё тело в жертву до Креста. Когда Он предложил Своё тело ученикам на Тайной Вечере, Оно было уже распято добровольно, ещё до Распятия руками беззаконных. Оно было принесено в жертву в намерении прежде, чем его предали на смерть начальники народа. Он лишь сказал: сие есть тело Мое, которое за вас предается… сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (см. Лк. 22:19–20) исходя из Своего внутреннего состояния, в котором решение уже было принято. Жертва и пролитие Крови были совершены по Его собственной воле и намерению, о чем свидетельствует Его пост. Нелегко было бы для Господа, когда Он сидел среди учеников, ел и пил с ними, сказать: сие есть тело Мое, которое за вас предается… сия есть Кровь Моя, которая за вас проливается, если бы жертва уже не была принесена, пусть и мистическим образом, в посте.
Господь распял Себя за мир до того, как мир распял Его. Он принёс в жертву за мир Своё тело, Самого Себя сразу после Крещения, когда Дух возвёл Его в пустыню. Он с радостью повиновался и пошёл на испытание постом. В этом добровольный характер Креста.
Таким образом, Господь учредил и совершил Таинство Евхаристии до Распятия, а не после Воскресения, чтобы показать, что жертва и приношение были с Его стороны добровольны.
Мистическое Тело, которое было предложено на Тайной вечере в виде хлеба и вина, — это один из глубочайших примеров того, как невидимое становится видимым, а будущее актуализируется в настоящем. Пророчества в Ветхом Завете были неполны, они давали людям лишь мысленный образ событий сокрытого будущего. Но пророчество Христа в Новом Завете — это благая весть о будущем, которое осуществляется уже сейчас, физическое восприятие невидимого и неосязаемого. Вот каково значение Возьмите и ешьте… Пейте из нее… это тело Мое… это Моя кровь (см. Мф. 26:26–28). Это было сказано за день до Распятия, но Он видел, что грядущие события полностью соответствовали Его воле. Он видел стоящий Крест и на нём убиваемое Тело и проливаемую Кровь; Он видел, как Сам соглашается со всем этим. И поэтому Он взял хлеб, и исполнил его таинством сокрушённого Тела, и взял вино, и исполнил его таинством изливаемой Крови, и напитал ими Своих учеников. Они ели из Его рук тайну Его воли и пили тайну Его любви, тайну Его страданий, тайну спасения. Значит, когда мы участвуем в Таинстве Тела и Крови в Евхаристии, мы соучаствуем не только в Кресте, но и в мистическом излиянии жизни и в борьбе тела с суровым постом, лишениями, нуждой и болью. Если, свидетельствуя об истине, мы каждодневно сталкиваемся лицом к лицу со страданиями, то мы принимаем участие в других, находившихся в таком же состоянии (Евр. 10:33). Мы не изнемогаем, ибо приобщение Плоти и Крови означает приобщение всей жизни Христа, исполненной невзгодами, постами и страданиями.
Когда Господь Иисус предложил в Четверг Своё Тело, уже принесённое в жертву волеизъявлением, ещё до Распятия в Пятницу, Он черпал силу из реальности Своей собственной жизни. Даже сам Крест был лишь выражением существующей реальности, ибо Христос распял Себя за мир до того, как мир распял Его. Казалось бы, Распятие было последним деянием Господа, но на деле Распятием была вся Его жизнь, начиная с испытания постом, когда в течение сорока дней Он приносил в жертву Своё тело через голод, а Свою кровь — через жажду.
Моисей тоже постился сорок дней, но для него это было подготовкой к принятию Заповедей и Закона, писаного слова Божиего. Илия постился сорок дней, чтобы удостоиться встречи с Богом. Пост Моисея и Илии был во благо им и человечеству. Но Господь Иисус постился не для того, чтобы получить, но для того, чтобы добровольно отдать Себя и на Кресте явить эту жертву. Что касается нас, мы постимся не для того, чтобы принимать или отдавать — мы приняли Христа, и в Нем уже получили всё, ещё до того, как начали поститься. В Нём мы получаем всё ещё до рождения. Любая наша жертва, вплоть до смерти, бессильна избавить нас даже от единственного греха. Наш пост также нельзя назвать искупительным: разве, жертвуя своими телами и кровью через голод и жажду, мы можем искупить самую малую душу в человечестве или хотя бы самих себя? Почему не можем? Потому что грех, который находится внутри нас, делает искупление невозможным и жертву бессильной.
Что же такое наш пост?
Мы постимся и приносим свои тела в жертву; внешне это выглядит как изнурение, но по сути — это добровольное принятие смерти, чтобы подготовиться к таинственному единению в Плоти и Крови Христа. Именно в жертве Христовой мы становимся чистой жертвой, способной ходатайствовать и искупить.
Пост, будучи неполной жертвой за грех, должен быть завершён причащением Пречистых Тела и Крови, чтобы стать совершенной жертвой, имеющей силу молитвы и заступничества. Каждому Святому Причастию должен предшествовать пост, а каждый пост должен завершаться Святым Причастием. Когда мы причащаемся таким образом, нам надлежит ходатайствовать, потому что наши приношения и жертвы стали совершенными. Молитесь, чтобы Он сделал нас достойными принятия и причащения благословенного Таинства. Молитесь о нас и обо всем народе христианском[5].
В Великий пост мы готовимся к Тайной вечере. Мы готовимся к соединению двух похожих вещей. Как могут те, кто не жертвует собой, быть достойными Того, кто пожертвовал Своей жизнью? Если мы вкушаем от принесённого в жертву Тела и не жертвуем собой, как мы можем утверждать, что соединение происходит? Тайная Вечеря в Четверг, которая является добровольным принятием жизни в самопожертвовании, — это всего лишь подготовка к открытому принятию страданий, вплоть до смерти.
Когда мы вкушаем от Тела и Крови, мы таинственным образом готовимся к возвещению смерти Господа и к исповеданию Его воскресения. Каждое свидетельство о Смерти и Воскресении Господа несёт в себе готовность к мученичеству. И каждое мученичество несёт с собой воскресение.
Перевод: Ольга Терпугова
[1] Статья «Пост и подражание Христу» впервые была опубликована на арабском языке в «St. Mark Review» в марте 1977 г. и была переведена на английский в монастыре св. Макария в феврале 1981 г. Вторая часть этой главы, «Освяти пост», была опубликована в 1965 году.
[2] Уничтожение самости достигается отсечением своей воли. Мера, в которой мы принимаем смерть, и есть мера того, насколько уничтожено своеволие.
[3] Ненависть к себе — это внутренняя попытка освободить личность из плена самости, чтобы она могла соединиться с другим в любви, будь то Бог или человек.
[4] Укрощение самости достигается, когда вы начинаете заниматься чем-то неприятным или нежеланным. Её подчинение — это следствие поста, но не его основная движущая сила, которой является любовь.
[5] Из последования Коптской литургии