В прошлый раз мы разбирали структуру 69 псалма. Как мы уже говорили, поиск структурных связей — это особый метод работы с текстом. Он никогда не дает нам готовых ответов, но при этом помогает ставить вопросы. В некоторых текстах структура прописана очень ясно. Повторы одних и тех же слов задают рамки и помогают сразу видеть ключевой стих, вокруг которого разворачивается текст. Но бывает и так, что повторяются не сами слова, а темы, с которыми они связаны. В словах могут появляться разные смысловые оттенки. О каких-то вещах автор только намекает. А о чем-то он умалчивает, потому что в его эпоху это было очевидно. Всё это вносит в текст дополнительную динамику.
Сегодня попробуем в подобном ключе разобрать псалом 83.
Снова начнём с поиска повторяющихся слов и мотивов. Сразу бросаются в глаза стихи 6 и 8. В 6 стихе говорится о силе: человек, которого сила в Тебе. И в 8 стихе эта тема тоже звучит.
В этих же стихах говорится о путях. В 6 стихе в сердце стези направлены к Тебе. Т.е. мысли, слова, поступки — все пути его устремлены к Богу. И в 8 стихе говорится, что человек является пред Богом на Сионе, то есть приходит по этому пути к цели. Можно заметить, что здесь автор не просто повторяет одни и те же слова, а развивает тему, показывает, что этот путь и усилия человека не остаются напрасными.
В 5 стихе мы можем увидеть тему хвалы. Непрестанно будут восхвалять Тебя. В 9 стихе звучит просьба о молитве. Услышь молитву мою! Безусловно, между хвалой и молитвой есть связь. Глядя на эту картину, можем предположить, что у псалма есть концентрическая структура. Скорее всего, 7 стих окажется центральным.
В 3 и 11 стихах возникает образ дворов и жилищ Господа. Истомилась душа моя, желая во дворы Господни. Желаю лучше быть у порога в доме Божием… Вокруг 7 стиха снова прорисовываются рамки.
Можно поразмышлять, есть ли связь между стихами 4 и 10. Сразу вспоминается знаменитый вопрос: отчего люди не летают как птицы? Когда-то мы разбирали этот псалом на группе, и одна участница заметила, что есть что-то общее между птицей, которая рвётся в небо, и человеком, который любит Бога, любит Его заповеди и Его откровение. Когда человек желает близкого общения с Богом, то в его душе рождаются такие порывы.
К этому желанию бывает примешана скорбь. Например, в 11 стихе проскальзывают слова о шатрах нечестия. Что это за шатры нечестия? Может быть, автор размышляет о ситуации своего личного выбора или о мире, в котором он живёт. Или царь, помазанник размышляет о происходящем во дворце, и из этого рождается молитва: Господи, услышь меня! Приникни! Будь рядом! Хочу быть с Тобой, рвусь к Тебе, как птица! Или это слова храмового стража —сыны Кореевы — который каждый день находится рядом со святыней, но желает большего.
В 7 стихе говорится: проходя долиною плача. Если предположить, что это центральный стих, то можно задуматься: как в нём преломляется вопрос о возможности пребывания с Богом? Автор знает, что жизнь порой похожа на выжженную пустыню, но у него есть упование на Бога, надежда, уверенность в Его поддержке. Бог активно присутствует в нашей жизни, и автор свидетельствует об этом. Самые тяжёлые ситуации с присутствием Бога становятся совершенно другими. Человек, который желает встречи с Богом, открывает в этой пустыне источники.
Мы можем даже шагнуть дальше, посмотрев на 7 стих и увидев здесь образ дождя. Дождь в Библии — это знак благословения от Бога, а у пророков это мессианский образ.
Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву (Втор. 32:2)
Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю (Пс. 71:6)
Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю (Ос. 6:3).
Это проявление Его заботы. Если Бог пребывает со Своим народом, а народ соблюдает Его заповеди, то и дождь приходит вовремя, и земля даёт урожай.
Образ дождя выводит нас на интересную мысль. Говоря о ласточках, автор сокрушается о том, что между человеком и Богом есть преграда. Он хотел бы быть как птичка, чтобы на земле находиться максимально близко к Богу, но совместное пребывание человека и Бога невозможно. Мессианский же образ указывает на то, что однажды сама преграда будет устранена. Она рухнет с приходом Христа!
Центральный стих выводит нас к окончанию псалма. Из концентрической структуры большого первого блока мы вдруг выныриваем в 12 стих. Автор псалма фактически говорит, что без Бога ничего невозможно. Это ОН солнце и щит. Это ОН даёт благодать и славу. Это ОН поддерживает ходящих в непорочности. Всё, о чём говорится в первом блоке, возможно только с Богом. Только Бог может устранить преграду, превратить в сад эту долину плача и пустыню, где нет никаких источников (см. Ис. 35). Автор псалма рассчитывает только на Бога.
Тема упования и надежды перекликаются с блаженствами, которые яркими звёздочками рассыпаны в тексте — стихи 4, 5 и 12. Можно даже сказать, что они задают псалму дополнительную структуру, которая накладывается на привычную концентрическую. Мы словно читаем заметки об очень долгом и непростом путешествии. Сначала речь идёт о том, что ждёт в конце пути: Блаженны живущие в доме Твоем! Те, кто дошёл до конца, счастливы, и их жизнь переполняется хвалой и прославлением Бога. Затем говорится о тех, кто ещё в пути. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Они проходят через множество опасностей, но их труд не напрасен. Мы уже говорили об этом: что-то будет происходить, и сами они тоже будут меняться, но они обязательно дойдут. А в конце псалма звучит ободрение тому, кто ещё только собирается отправиться в это путешествие. Зная от других примерный маршрут, он может увидеть, что его собственных сил явно недостаточно для этого. Блажен человек, уповающий на Тебя! Автор говорит, что и такой человек тоже блажен. Главное отправиться.
Как тут не вспомнить слова Христа: Я — свет миру. Тот, кто следует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Я есть путь и истина, и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 8:12, 14:6).
Разбирая структуру этого псалма, я могу для себя поставить следующие вопросы:
- Какое моё самое сокровенное желание? Чего я хочу от Бога?
- С чего началось моё путешествие к Богу? На что я рассчитывал?
- Через что я прохожу прямо сейчас? Я хвалю Бога? Или прохожу через пустыню? Восхожу от силы в силу, чему-то учусь и меняюсь? Или я ещё только намечаю маршрут?
- В чем для меня исполняется обещание блаженства?