Николай Скворцов, выпускник Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 23 мая 2023 года
1. Место 21 главы в Евангелии от Иоанна
Существует предположение, что последняя 21 глава была добавлена к Евангелию от Иоанна позднее, чем был написан основной текст. Предшествующая ей глава 20 повествует о свидетельствах воскресения Христа, начиная с его явления Марии Магдалине и заканчивая признанием Христа Фомой, удостоверившимся в наличии у него ран распятия. А затем следует вывод, который логично мог бы закончить книгу:
«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:30‑31).
Всё, аминь, захлопываем книжку либо скатываем свитки и кладём на полку! Однако после этого вдруг начинается описание ещё одного свидетельства встречи учеников с воскресшим Иисусом и ещё одно похожее окончание, составившие 21 главу. Как будто Иоанн что-то вспомнил и вписал.
В целом, всё Евангелие от Иоанна имеет неожиданные смены тем, переставленные по хронологии рассказы, повторяющиеся фрагменты, которые до некоторых пор не имели удовлетворительных объяснений. Поэтому в библеистике предлагались версии о том, что Евангелие составлено некоей школой последователей, иоанновой общиной, редакторами, которые собрали текст, по какой-то причине потерявший изначальную последовательность, притом весьма неуклюже. В том числе, в уже составленное Евангелие мог быть вставлен рассказ о ловле рыбы, который, например, не был известен ранее, при составлении основного текста.
Кто-то считает 21 главу позднейшей вставкой другого автора, написанной с определёнными целями. Кто-то традиционно относит её к руке апостола. Но даже те, кто полагает, что авторство апостола Иоанна достоверно по отношению к Евангелию в целом, включая последнюю главу, часто склонны считать 21 главу неким дополнением. И в тех, и в других случаях целью такого дополнения считается нелишнее свидетельство о воскресении Христа, либо необходимость реабилитации в Евангелии отрекшегося апостола Петра, который как-никак был руководителем первой церкви в Иерусалиме, либо коррекция сложившихся представлений о самом апостоле Иоанне, либо всё вместе.
Но существуют аргументы и в пользу того, что 21 глава никогда не была и да не могла быть отделённой от Евангелия. В частности, можно рассмотреть контекст окончания 20 главы, включив в него повествование о Фоме, и сравнить его с похожим по тематике и по выражениям текстом из 12 главы.
«Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12:37‑41).
«Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:28‑30).
Из приведённых фрагментов видно следующее. В 12 главе евангелист констатирует, что, несмотря на множество знамений, иудеи не поверили Иисусу, и рассуждает о том, что они не видят глазами, как и предрекал Исаия, говоря о грядущем Христе. А затем в 20 главе, после свидетельств воскресения Христа, автор противопоставляет этому народу учеников Христа, которые видели знамения и поверили! Получается, это связанные тексты, составленные по одному шаблону с одними и теми же и связанными ключевыми словами. Оба отступления являются выводами предшествующих рассказов. Соответственно, если первое из них является окончанием эпизода, то и второе вовсе не обязано быть эпилогом всей книги. Цель этого противопоставления – наставление, чтобы христиане, не видевшие знамений Христа, но слушающие или читающие о некоторых из них, верили, что Иисус является Христом, и имели жизнь.
Высказываются и другие параллели, которые подвергают сомнению предположение, что последние стихи 20 главы являются эпилогом всего Евангелия. Отступление с выводами на основании изложенных свидетельств, помимо присутствующих в 12 и 20 главах, евангелист делает в Ин.19:35‑37, также заводя диалог с читателем. Другие отступления менее очевидно показывают сходство с выводом в 20 главе, но демонстрируют тот же принцип выводов из рассказов, используемый автором. В Ин.2:22‑23 он говорит о понимании учениками произошедшего только по воскресении Христа. В Ин.3:13‑21 и Ин.3:31‑36 автор, возможно, излагает свои богословские рассуждения. Подобным же выводом могут являться и последние строки Евангелия в стихах Ин.21:24‑25.
После обнаружения в Евангелии многоуровневых кольцевых структур, состоящих из концентрически связанных эпизодов, вторящих друг другу по тематике и ключевым словам, появилось новое структурное обоснование неожиданным вставкам новых тем и возвратам к прежним рассказам. В таких структурах начало и конец связаны друг с другом, причём конечный эпизод может быть развитием, развязкой или противопоставлением для первого, второй для предпоследнего и далее так же, а центральный фрагмент, скорее всего, является ключевым для раскрытия таких связей. В Евангелии от Иоанна присутствует кольцевой параллелизм, связывающий в одну структуру на уровне эпизодов весь текст Евангелия от начала до его конца, исключая пролог. Многоуровневость же описанной структуры предполагает, что присутствуют также и кольцевые структуры меньшего размера, образующие пять частей Евангелия и включающие по несколько эпизодов из глобальной структуры. Условно обозначим эти части Евангелия: 1:19‑4:3 (часть I), 4:4‑6:15 (часть II), 6:16‑6:21 (короткая центральная часть III), 6:22‑12:11 (часть IV), 12:12‑21:25 (часть V). Каждая часть, исключая центральную, состоит из 5 эпизодов. Каждый эпизод, в свою очередь, является кольцевой структурой меньшего размера. И так далее до уровня отдельных предложений или утверждений.
Среди прочего, приведённые выше цитаты о невидящем глазами иудейском народе в 12 главе и о видящих и принимающих Христа учениках в конце 20 главы являются параллелизмом внутри структуры последней V части Евангелия. Несмотря на удалённость их через целые главы, эта связь вовсе не случайна, а ключом к раскрытию противопоставления уверовавших учеников иудеям является центральный рассказ этой части, повествующий о суде и жертве Иисуса на кресте.
В результате исследования кольцевых параллелизмов в Евангелии от Иоанна был сделан и другой важный вывод о том, что в случае отсутствия 21 главы как глобальная структура, так и структура последней V части Евангелия были бы попросту незавершёнными. Более того, фрагмент 20 главы и вся 21 глава составляют локальную структуру последнего эпизода. А это может свидетельствовать о неотъемлемости 21 главы в структуре Евангелия от Иоанна и принадлежности её к изначальному тексту с весьма продуманной структурой.
Итак, мы исходим из предположения, что 21 глава является частью изначального текста Евангелия от Иоанна и что она является неотъемлемой частью и окончанием определённых кольцевых параллелизмов Евангелия. Поэтому для разбора этой главы решительно недостаточно было бы просто прокомментировать стихи этой главы. Чтобы понять ту смысловую нагрузку, которую вкладывает автор в эти стихи, как минимум, необходимо рассматривать их в связи с релевантными рассказами в кольцевых структурах. Это и является основной целью настоящего исследования.
Необходимо взглянуть на 21 главу и вкладываемую в неё весть, исходя из связей её тематики и ключевых слов с другими рассказами Евангелия. Раздел 2 рассматривает главу 21 как часть глобальной структуры и её параллелизм с 1 главой, где ученики начинают следовать за Иисусом. В разделе 3 показана ключевая роль центрального эпизода глобальной структуры в середине 6 главы, где Иисус переходит море, для раскрытия темы следования Петра за Иисусом в 21 главе. В разделах 4 и 5 соответственно рассмотрены связи 21 главы с V частью Евангелия, начинающейся в 12 главе со сретения Иисуса народом при входе в Иерусалим и прихода эллинов, ищущих Иисуса, и разрешение этих связей с участием центрального эпизода V части, повествующего о суде и страстях Иисуса. Раздел 6 посвящён параллелям 21 главы с окончанием ΙΙ части Евангелия в начале 6 главы, где Иисус насыщает народ хлебом и рыбой. В разделе 7 мы дополнительно рассматриваем тесную и важную связь последних эпизодов Евангелия с началом книги Бытия. Эти параллели также демонстрируют опосредованную связь с кольцевыми структурами произведения, хотя и являются внешними для Евангелия.
2. «Иди за мной»: параллелизм 1 и 21 глав
В первом эпизоде Евангелия от Иоанна, начиная со стиха 1:19 сразу после пролога, Иоанна Крестителя спрашивают о том, кто он такой. В ответ он свидетельствует о Христе, а о себе говорит, что он только глашатай, кричащий: «Разровняйте дорогу в пустыне Господу!» Затем Иоанн Креститель свидетельствует об Агнце своим ученикам, и двое из них идут за Иисусом. Тот зовёт их к себе, и они проводят с ним день. Эти двое свидетелей уверены, что нашли Христа, и начинают следовать за ним. Затем один из них, Андрей, зовет брата Симона, и Иисус называет его Кифой или Петром (скалой). Придя в Галилею, Иисус прямо говорит Филиппу: «Иди за мной». Имена Андрей и Филипп греческие, и евангелист в течение всей книги будет использовать это для подчёркивания событий, которые относятся не только к иудеям, но и к язычникам, что будет видно в дальнейшем не раз.
Филипп в свою очередь зовет Нафанаила. Нафанаил, как и Пётр, удостаивается переименования. Иисус, называет его настоящим Израилем, в котором нет ни капли Иакова (лукавства), и говорит, что видел его под смоковницей. Это отсылка к ветхозаветному рассказу о борьбе Иакова с Богом, после которой Бог называет его Израилем. По всей видимости, Нафанаил отдыхал под деревом, и там произошло его преображение. Не с Господом ли он боролся под смоковницей? Нафанаил со всей серьёзностью воспринимает слова Иисуса и исповедует, что он Сын Божий и Царь Израиля. Иисус же добавляет ему в ответ, что отныне ученики будут видеть небо отверстым и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому. И это следующая отсылка к книге Бытия к истории Иакова, названного Израилем и теперь увидевшего во сне лестницу, соединяющую небо и землю, восходящих и нисходящих по ней ангелов и на лестнице Господа, Бога Авраама и Бога Исаака. Так евангелист передаёт весть о богоявлении во Христе, соединяя Сына человеческого и Бога воедино. Дальше повествование перемещается в Кану.
Общность 1 и 21 глав Евангелия от Иоанна касается, в первую очередь, учеников Иисуса. Параллельные структуры затрагивают и 20 главу. Так, история о Фоме, увидевшем Иисуса воскресшим и признавшем в нём своего Господа и Бога, отражает рассказ о Нафанаиле в 1 главе, признавшем Иисуса Сыном Божьим и Царём Израиля, потому что тот сказал, что видел его под смоковницей. В 21 главе, как и в 1 главе, свидетелями Христа удостоены стать семеро учеников (число полноты). Среди них двое неназванных учеников (число, говорящее о верном свидетельстве), Симон Петр и Нафанаил из Каны, которому обещано в 1 главе, что отныне ученики будут видеть небо отверстым и лестницу Иакова, соединяющую небо и землю. Помимо упомянутых в 1 главе здесь перечислены Фома и сыновья Зеведея. Зато не упомянуты присутствовавшие в 1 главе Андрей и Филипп, ученики с греческими именами. Это может намекать на то, что теперь, после воскресения Христа, нет разных народов, но ученики принадлежат народу Божьему. Иисус зовет учеников к обеду, как в 1 главе позвал к себе двух учеников Иоанна Крестителя, которые затем последовали за ним. Во время обеда Иисуса, в отличие от Иоанна Крестителя в 1 главе, никто не спрашивает, кто он такой. Ученикам и без того понятно, что это Господь. К Симону, которого Иисус в 1 главе назвал Петром, после отречения он снова обращается по прежнему имени. Однако Христос реабилитирует его: предрекает, какой смертью тот прославит Бога, а затем, как раньше Филиппу, говорит: «Иди за мной». После этих слов Петр оборачивается и заботится, почему пошедшему было за ними Иоанну он не говорит того же. Но Господь, предупреждая сомнения, возражает, какое Петру дело, если бы он пожелал, чтобы Иоанн оставался до его прихода. Это предречение пришествия Христа, намек на восхождение и возвращение Иисуса. Ведь позже ученики Христа воспринимают эти слова Иисуса именно в контексте его грядущего пришествия. В том числе, это исполнение предречённого Нафанаилу, ученики становятся свидетелями того, что Христос по воскресении соединяет небо и землю.
Итак, общепризнанной повторяемой темой в 1 и 21 главах является следование учеников за Иисусом, об этом говорят общие ключевые слова и прямые фразы Иисуса, обращённые к ученикам в обоих эпизодах. Как они последовали за Господом, крестившимся у Иоанна, так продолжают следовать за воскресшим Иисусом. Однако подробнее, в чём состоит это следование, необходимо разобрать в следующем разделе, применив к обоим эпизодам весть, изложенную в центре глобальной кольцевой структуры, являющуюся для них смысловым ключом. Помимо этого, к теме богоявления во Христе, раскрываемой как в 1, так и в 21 главах, придётся вернуться позже, в разделе 7.
3. «И бросился в море»: ключ в центральном рассказе 6 главы
Центральный эпизод глобальной кольцевой структуры (являющийся условно III частью в структуре Евангелия) приходится на середину 6 главы, где Иисус покидает окрестности Тивериады и переходит через Галилейское море. Этот рассказ обрамляется с одной стороны эпизодом о насыщении народа хлебом и рыбой с намёком на приближение пасхи (это конец II части), а с другой стороны рассуждениями о хлебе жизни, истинном хлебе с небес (и это начало IV части). Таким образом, вся 6 глава отсылает нас к истории исхода евреев из Египта, где также сначала описана пасхальная трапеза, народ насыщается по домам, затем выходит из Египта и переходит через море, а затем в пустыне питается манной, хлебом с небес.
Но мы пока сосредотачиваемся только на центральном эпизоде перехода через море как ключе Евангелия. Это означает, что всё Евангелие сосредоточено на необходимости собственного нового исхода и перехода через море из рабства греха к новой жизни. Этот ключ раскрывает смысл каждого эпизода Евангелия. Каждый отдельный эпизод – это история чьего-то исхода и перехода через море в новую жизнь. Это касается и крещения при Иордане, и переименования Петра и Нафанаила, и претворения воды в вино, и очищения храма, и истории Никодима, и далее, и далее.
Не является исключением и последний эпизод в 21 главе. Он весь о собственном исходе учеников Иисуса. Явление Христа ученикам свидетельствует о том, что Иисус прошёл до конца своё море, своё крещение смертью и воскресением, и это позволяет ученикам пройти тот же путь. Здесь Пётр, ранее трижды отрекшийся от Иисуса и после его распятия не считающий себя достойным следовать за воскресшим Христом, возвращается к своей прежней жизни. Однако, услышав, что Господь здесь, он препоясывает себя и без раздумья бросается в море, желая только скорее быть рядом с Господом. Это его крещение, его переход через море к новой жизни, принятие и возвращение ко Христу.
После трапезы устами Иисуса уже полностью раскрывается смысл этого эпизода. Иисус реабилитирует Петра троекратным вопрошанием о любви и поручением пасти его овец, а затем говорит, что Петру предстоит, как и самому Иисусу, пройти своё крещение до конца. Вот, только что Пётр сам препоясался (обернул себя верхней одеждой) и бросился в море ко Христу. Но настанет время, когда другой обернёт ему верёвкой руки и поведёт на смерть. То, что Пётр бросается в море, символизирует его крещение смертью. Крещение везде символизирует смерть и воскресение в новую жизнь, будь то крещение евреев в Красном море, или призыв к Никодиму оставить достигнутое и родиться заново, последовав за Иисусом, или смерть и воскресение самого Христа, или служение учеников Христу с готовностью отдать свою жизнь за него. Таким образом, следование за Христом учеников состоит в собственном крещении смертью, в воскресении и преображении к новой жизни, какой путь прошёл и сам Христос, Первенец из умерших и воскресших.
Нужно заметить, что последовательность рассказа относительно 6 главы тут обратная. Сначала Иисус обеспечивает людей пищей, которую они не могут добыть сами, как когда-то Бог давал манну с небес, затем Пётр бросается в море и переходит на берег к Господу, а затем следует трапеза с Иисусом. Это бывает в кольцевых структурах, хотя, вроде бы, 21 глава не связана с 6 главой началом и концом какой-либо структуры. Тем не менее, рассказ в 21 главе чётко связан с центральной 6 главой Евангелия и через неё раскрывает тему следования за Христом, заданную в 1 главе.
4. «И вытащил на землю сеть»: параллелизм 12 и 21 глав
Последняя V часть книги начинается в 12 главе со сретения Иисуса как царя при входе в Иерусалим. Это происходит, потому что свидетели возвращения к жизни Лазаря, а их было немало, распространили славу об этом событии в народе. После этого эллины, восходящие к храму на праздник, ищут возможности увидеть Иисуса. «Восходить» можно считать более точным переводом, чем «приходить», этот смысл того же слова применим в большинстве контекстов в Библии. Язычники по рождению, но верующие в Бога, они не просто пришли в Иерусалим, но восходят для поклонения на храмовую гору, и это немалая часть самого поклонения и праздничного обряда. Возможно, они просят встречи с Иисусом, потому что он учит народ в одном из притворов внутреннего двора храма, а они не могут увидеть его, неиудеям вход во внутренний двор воспрещён. Эллинам приходится обратиться к Филиппу и Андрею, ученикам с греческими именами, а уже они спрашивают Иисуса.
Однако Иисус не заботится о встрече с эллинами теперь же, несмотря на их заинтересованность. Он говорит, что пришло время прославиться Сыну человеческому. Это не та слава в народе, которую он получил при входе в город. Иисусу предстоит отдать жизнь и воскреснуть, чтобы принести несоизмеримо больше плода. Здесь же он говорит об учениках: где он, там и слуга его, – что станет особенно актуально после воскресения Христа. Иисус ищет славы Отца, а Отец являет себя для них голосом с неба. Важными для исследования являются слова Иисуса и ответ иудеев на них:
«И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт» (Ин. 12:32-33). Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?» (Ин. 12:32‑34)
Может подразумеваться, например, обещанное Давиду: «Семя его пребудет вечно» (Пс. 88:37). И по мнению иудеев, раз Иисус говорит о вознесении, то он Христом не является. В ответ на это Иисус говорит о свете, который светит ещё недолгое время для этого мира, чтобы являть путь, и о том, что он действует и говорит от имени Бога Отца и таким образом являет его людям:
«И видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин. 12:45).
Однако они-то как раз его больше и не видят. Получается, он не пошёл к эллинам во внешний двор, но и скрылся от иудеев, которые слушали его во внутреннем дворе. Это конец служения Иисуса в этом мире. Дальше он сосредотачивается только на ближайших учениках и затем будет казнён на кресте.
Это было начало V части, а 21 глава является её окончанием, а значит, должна быть развитием и раскрытием того, что было в 12 главе. Необходимо заметить сходства в тексте, хотя темы, вроде бы, сильно разнятся. В начале 21 главы Иисус явился ученикам, в отличие от того, что он скрывается от народа в 12 главе. Предложение в 12 главе, о том, что Иисус всех привлечёт к себе, имеет параллелизм в 21 главе, на первый взгляд, малозаметный. Иисус приглашает друзей к готовому обеду, но просит принести рыбки из той, которую только что поймали ученики. И Пётр исполняет его просьбу:
«Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами» (Ин. 21:11).
В 12 главе говорится о восходящих на храмовую гору эллинах, которые не могли видеть Иисуса, и Иисус с волнением говорит, что, когда он будет вознесён над землёй, вот тогда уже привлечёт к себе всех, полное число людей. В 21 главе ученики не могли вытащить рыбу, пойманную в Тивериадском море, а Пётр по просьбе Иисуса поднялся на борт и вытащил сеть на землю, и она наполнена рыбой. Как о пришедших эллинах лучше говорить, что они «восходят» в Иерусалим, точно так же и слова о пошедшем Петре можно воспринимать, как если бы он «взошёл», то есть забрался в лодку у берега, чтобы вытащить сеть на землю. Земля в иудейском контексте противоположна морю. Если море – это язычество как народы, живущие за морем, и смерть как бездна, то земля символизирует обетованную землю, наследие и принадлежность к народу Божьему. Слова «привлекать» и «вытаскивать» – это переводы одного и того же греческого слова. Совпадающие ключевые слова вносят смысловые связи. И символом того, что Иисус, прославленный Богом в воскресении и прославивший имя Отца, привлекает к себе всех людей, служит рыба, вытянутая в изобилии уже учеником Иисуса, а не самим Иисусом.
Однако прежде Пётр проходит своё крещение в море и приходит к Иисусу. Наиболее очевидной связью обоих рассказов является повторение фразы, ранее сказанной об Иисусе, а теперь относящейся к Петру:
«Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Пётр прославит Бога» (Ин. 21:19).
Если после смерти и оживления Лазаря Иисус говорил о предстоящей своей смерти на кресте, то теперь, по собственному воскресению, он тот же путь прославления Бога прочит ученику, говоря, чтобы он следовал за ним. Мы видим знакомый тезис повторения пути Иисуса учениками.
Мы уже обращали внимание в первом разделе на параллелизм 12 и 20 глав, в котором иудеям, ослепившим свои глаза, противопоставляются ученики, увидевшие и исповедовавшие воскресшего Христа на примере истории Фомы. Евангелист подчёркивает, что блаженны не видевшие, но верующие, говоря это, в первую очередь, для слышащих или читающих Евангелие. Однако есть смысл рассмотреть ещё шире текст, связанный с этой темой, захватывая 20 и 21 главы, поскольку она касается и других учеников.
Если в 12 главе Евангелия рассуждения о пребывании Христа вовек и о том, кто может, а кто не может видеть его, выливаются в утверждение, что видящий Иисуса видит пославшего его Отца, то в 20 главе теперь уже Христос посылает учеников, увидевших его воскресшим:
«Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:20-21).
В 20 главе тема видения и веры разворачивается на всём протяжении. В рассказе о Марии Магдалине, женщина обернулась и увидела воскресшего Иисуса. Иоанн, прибежав к гробнице, увидел пелены, упавшие в сложенном виде, как если бы тело Иисуса не было развёрнуто, но исчезло из-под оборачивающей его ткани, и поверил. Далее ученики, исключая Фому, видят Иисуса и радуются. Позже и Фома присоединяется к свидетелям, приняв Христа.
В 21 же главе тема пребывания, видения и веры снова приобретает особенный оборот, привычно связанный с миссией учеников Христа, а не только с ним самим:
«Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, … Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21:20-21)
Пётр обернулся, как ранее обернулась Мария Магдалина. Но теперь он видит следующего за ним ученика, в то время как Мария увидела Иисуса. Выходит, что видеть Иисуса, видеть пославшего его Отца и видеть его ученика – это об одном, о том, что Христос, а за ним и ученики являют Бога. Однако кому-то уготовано явить Бога, следуя за Иисусом и повторив его путь страдания, а кто-то будет являть Бога и Христа, пребывая в мире и свидетельствуя о Боге и о Христе в книгах. Если Христос пребывает вовек, то ученики Христа призваны являть его, пока он не придёт, чтобы поверившие через них увидели Бога.
В начале 13 главы Евангелия Иисус, зная, что имеет всю власть, что он от Бога послан и что это последний его день, встаёт из-за трапезы, складывает свою одежду и препоясывается полотенцем, чтобы служить друзьям. В 21 главе же Петр сам опоясывается и бросается в море. Как Христос, имея полноту власти, опоясал себя, так и Петр делает это сам ради Христа. То, что опоясаться – это путь страдания, понятно по тому, что Христос знает, что к Богу идет. Для Петра это становится ясно из пророчества Христа, что другой опояшет Петру руки. Пелены для погребения Лазаря и Иисуса в предшествующих рассказах имеют тот же символ. Это то, что сковывает и что предстоит наконец разорвать. Говорят, что «прострёшь руки твои и другой препояшет тебя» – это пророчество о распятии Петра, потому что при распятии вытянуты руки, и человек привязан к столбу. Вероятно, и этот символ тут присутствует. Однако кажется, что «препояшет» в данном случае значит свяжет вытянутые руки, потому что следующее действие – «поведёт, куда не хочешь» – не сочетается с уже исполненным приговором.
5. «Любишь ли ты меня?»: суд у Пилата и 21 глава
Теперь черёд рассмотреть центральный эпизод последней V части Евангелия. Эта часть тянется с 12 главы до конца Евангелия, и центральный её эпизод приходится на суд, распятие и погребение Христа. Центр V части является ключом, раскрывающим путь Христов, пройдя который, он привлекает к себе всех.
Рассмотрим сначала, что происходит в центральном эпизоде. В начале 18 главы Иисус с властью держится при собственном аресте. Перед ним отступают и падают ниц воины, а он настаивает на аресте, спрашивая: «Кого ищете?» Иоанн несколько раз в Евангелии подчёркивает, что цель Иисуса в том, чтобы ни один из его учеников не пострадал, и тут он распоряжается, чтобы их не трогали, а арестовали его одного. Его связывают и уводят. Здесь то же слово «связывать», что и о связанном по рукам и ногам Лазаре с повязанным на лице платком. Также это слово используется для «обвитого» пеленами при погребении Иисуса. Однако это не те слова «подпоясаться» и «препоясать», которые используются в 21 главе по отношению к Петру. Вероятно, разница имеет свой смысл, Иоанн склонен выверять все слова, но это связанные друг с другом символы.
Далее евангелист рассказывает о троекратном отречении Петра, последнее из которых происходит у костра, пока Иисус находится во дворе Анны и затем у Каиафы. После суда у первосвященника Иисуса ведут в преторий к Пилату и требуют предать смерти. Иудеи не входят на территорию Пилата, потому что было утро после пасхальной трапезы, и они не хотели оскверниться от язычников. Таким образом, Пилат судит в претории, но ему приходится выходить к иудеям и объявлять решение. Пилат допрашивает Иисуса и задаёт вопрос: «Что есть истина?» В иудейском прочтении этот вопрос ключевой для любого суда. Но для Пилата с его языческим воспитанием этот вопрос является риторическим, философским, а это значит, что Пилат вовсе не компетентен в качестве судьи. Тем не менее, Пилат не видит вины Иисуса и пытается освободить его в честь праздника, на что иудеи не соглашаются.
На следующем витке суда Иисуса бьют и одевают как пародию на царя. Пилат снова выходит к иудеям и отдаёт избитого Иисуса приведшим его иудеям. Вероятно, слова Пилата: «Се, человек», – попытка передачи Иисуса иудеям: «Вот вам этот человек». Это значит, что он не увидел вины и считает, что этот вердикт окончательный.
Но не тут-то было. Пилата вынуждают поменять своё решение, говоря, что Иисус называл себя Сыном Божьим, что должно задевать кесаря и, соответственно, опасно для самого Пилата. Пилат в третий раз пытается судить, но очевидно, что в этом эпизоде судьёй является сам Иисус. Иисус рассуждает о том, кем дана власть Пилату («свыше» можно понять двояко: либо кесарем, либо Богом), потому Пилат подневолен в своих решениях, а вину Иисус возлагает на тех, кто привёл его сюда: на иудеев и иудейских первосвященников.
Пилату нравятся эти слова. Это унижение иудейской верхушки, и оно вполне соответствует тому, как он сам только что унизил их, сделав из Иисуса карикатуру царя иудейского. И он, ещё более провоцируя иудеев, опять выводит Иисуса в «царском» одеянии, сажает его перед ними на трон на возвышении и спрашивает иудеев, распять ли их царя. Вознесение Иисуса как царя Иудеи связывается с вознесением на кресте. Трижды выходящий и входящий Пилат является результатом локальной кольцевой структуры, но это позволяет описать прения с первосвященниками. Первосвященники, только что не желавшие оскверниться, отрекаются от такого царя, а заодно и от Бога, говоря, что у них нет царя, кроме кесаря. Ведь исторически иудеи считают Бога единственным своим царём и ждут царства Божьего.
Итак, Пилат, сам того не ведая, играя и противостоя с иудеями в прениях, совершил знамение коронования Иисуса над Иудеей. В 12 главе Иисуса встречали и благословляли как предречённого грядущего царя от Господа. Теперь же Иисус воцарился, воссел на судейском троне и произвёл суд над первосвященниками, отрёкшимися от Бога. Тут необходимо упомянуть, что со сценой суда у Пилата структурно связан в глобальной кольцевой структуре рассказ в начале Евангелия об очищении храма как суде над храмовым служением, не оправдывавшим своё предназначение, и Иисус снова подтверждает приговор. Далее будет распятие, погребение и явление воскресшего Христа.
Каковы же параллели с 21 главой? Во-первых, в 13 главе Иисус предрекает, что Петр трижды отречётся от него, потому не может теперь последовать за ним. Затем в центральном эпизоде мы видим детальный рассказ об исполнении этого пророчества. А в 21 главе следует разрешение этой ситуации. Воскресший Иисус, опять же у напоминающего об отречении костра, реабилитирует Петра, трижды добиваясь его исповедания в любви к нему и поручая пасти его стадо. Видна тройственная связь с пророчеством, исполнением и разрешением проблемы по благодати. Сразу после этого Иисус говорит Петру: «Иди за мной». Благодаря искупительной жертве и воскресению Христа ученик сможет теперь последовать за Иисусом.
Во-вторых, в центральном эпизоде Иоанн видит в том, что Иисус предан на суд язычнику Пилату, исполнение пророчества, сказанного в 12 главе:
«Да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Ин. 18:32).
А в 21 главе похожая фраза употребляется уже и в отношении Петра. Иисус обозначает, какой смертью умрёт Пётр, следуя на ним и прославляя Бога. Таким образом, здесь снова есть треугольник, говорящий о пророчестве Иисуса о себе, исполнении этого пророчества и затем о подобной миссии ученика Христа. Следуя за Иисусом, Петру придётся пройти путь до конца, до смерти за овец Иисуса Христа.
Если в начале V части Иисус въезжает в Иерусалим на осле как судья и говорит, что ныне суд над миром, а в центральном эпизоде производит суд над иудейскими начальниками, то в 21 главе подчёркивается его власть не только над Иудеей, но и над язычниками, рыба выловлена из Тивериадского озера. Происходит суд над всем миром, и каждому будет воздаяние. Виновный будет осуждён, а тот, кто от истины, – оправдан. Интересно, что именно сцена суда является центром V части, а вовсе не крест и не воскресение Иисуса. Тем самым подтверждается важность суда для воцарения Иисуса над Иудеей. Однако суд происходит в претории, на языческой территории, чтобы исполнилось пророчество, какою смертью умрёт Иисус, и весь мир был причастен к этому суду, Бог был прославлен в мире и привлёк к себе всех людей.
6. «Взял хлеб, также и рыбу»: насыщение 5000 и 21 глава
Рассказ о насыщении 5000 человек в 6 главе Евангелия от Иоанна очевидным образом связан с 21 главой, о чём упоминалось выше. Он непосредственно предшествует центральному рассказу Евангелия о переходе Иисуса через море в той же 6 главе. А в целом, 6 глава повторяет историю исхода евреев из Египта: она упоминает приближение пасхи, а затем описывает трапезу, переход через море и, наконец, рассуждает о Хлебе с неба с упоминанием манны. Таким образом, начало 6 главы сравнивается с пасхальной трапезой. Интересно то, что в кольцевой структуре Евангелия этот рассказ и рассказ о трапезе с воскресшим Христом в 21 главе принадлежат конечным эпизодам II и V частей. Это не самая типичная связь, однако такой замысел нередко различим и в локальных последовательностях поэтических структур.
Необходимо сказать об особенностях рассказа о насыщении у Иоанна в сравнении с рассказами синоптиков. В других Евангелиях можно выделить два дополняющих друг друга насыщения. Первое иудейское насыщение охватывает 5000 человек, возлежащих в порядке построения воинства 100×50. Число 5 связано с законом Пятикнижия Моисеева, а 1000 – это символ воинства, таким образом 5000 символизирует иудеев, воинство народа Божьего, сохранившего почитание закона. Их насыщение имеет результатом 12 наполненных кусками еды иудейских коробов, символом полного числа восстанавливаемых Христом колен Израиля. Эллинское насыщение происходит на другом берегу после выхода из Иудеи через море, охватывает 4000 человек, символизирующих народы с четырёх сторон света, и имеет результатом 7 полных собранных эллинских корзин, как полноту творения, собранного под руку Божью. Знаменательно также, то, чем насыщается народ. В 5 хлебах без труда угадывается закон, и есть 2 рыбки, которые интерпретируют по-разному. Так как число 2 является символом верного свидетельства по закону, то хорошей интерпретацией можно считать свидетелей Божьих, пророков. Если свидетельствуют двое, то намёк может быть на Моисея и Илию, недаром Иоанн Креститель схож с Илиёй, а Христос приходит как новый Моисей. Да и в разных местах Нового завета пророки упоминаются вместе. В частности, при преображении Христа с ним говорят Моисей и Илия, передавая ему бразды своей власти. Также и у самого Иоанна в Откровении две маслины, два свидетеля имеют признаки Моисея и Илии. Итак, народ Израиля много веков вскармливался законом (5 хлебами) и пророками (2 рыбками), другими словами, словом Божьим. Что касается язычников, то они питались всем, что взращено Богом на земле (7 хлебов), а также вестью некоторых пророков, посылаемых к ним Богом. Все евангелисты считают символы этих насыщений важными знамениями Христа. Даже в рассуждении об опасности фарисейского и саддукейского учения как о закваске евангелист Матфей устами Христа ещё раз напоминает о том, сколько хлебов было и сколько полных коробов и корзин с остатком пищи было собрано при обоих насыщениях.
Иоанн в своём Евангелии считает излишним говорить о двух насыщениях, он использует символы иудейского насыщения, однако добавляет и другие. Он переносит действие сразу за Галилейское море, усиливает это упоминанием Тивериады, символизирующей язычников, и включает в рассказ упоминание учеников с эллинскими именами, Андрея и Филиппа, которые позже вместе присутствуют и в описании прихода к Иисусу эллинов. Таким образом, в устах Иоанна символы народа Божьего расширяются, открываясь и распространяясь на язычников.
В рассказе начала 6 главы есть детали, которые сыграют свою роль в дальнейшем в сопоставлении с 21 главой. Иисус спрашивает у Филиппа, где бы приобрести хлеба для пришедшей толпы. Филипп в недоумении отвечает, что для этого не хватило бы и 200 динариев. Однако у одного мальчонки находятся 5 хлебов и 2 рыбки, о чём сообщает Андрей. Мальчик подчёркнуто маленький, и его рыбка тоже не велика в сравнении с описаниями у синоптиков. Один из комментариев предлагает понимать под мальчиком самого Моисея, несущего на своих плечах закон и пророков для народа Божьего. Две рыбки у Иоанна занимают особое место, что будет понятно в 21 главе. Далее Иоанн, как и синоптики, считает важным упомянуть, что в том месте, где возлегли люди для трапезы, было много травы. Когда все поели, оставшиеся куски собрали, чтобы ничто не пропало. И, в итоге, понимая, какому знамению Христа стали свидетелями, люди решают идти на Иерусалим и поставить Иисуса царём. Но он успешно скрывается от них.
В 21 главе есть ряд повторов ключевых слов из 6 главы и развитие заданной в ней темы. Действие происходит также на берегу Тивериадского моря. В противовес тому, что Иисус в 6 главе скрылся от народа, собирающегося поставить его царём, в 21 главе он является ученикам. Вопрос Иисуса, есть ли у рыбаков какая пища, можно связать с вопросом из 6 главы к Филиппу, где купить хлеба. Иисус называет учеников детьми. Это параллель с ребёнком, у которого в 6 главе есть хлеб и рыба, у учеников же без Христа еды не оказалось. По слову Иисуса сеть заброшена по правую сторону лодки, как по правую руку, что свидетельствует о власти действовать, данной ученикам. Вот теперь рыба поймана. Прозрение учеников, что перед ними Господь, сравнимо с признанием Иисуса народом после насыщения как очевидного знамения того, что он пророк, которому надлежит прийти в мир. Затем Пётр бросается в море, а остальные ученики подходят к берегу на лодке, подтягивая за собою сеть, так как рыба была поймана совсем рядом с берегом. Да, в 6 главе и 200 динариев не хватило бы, чтобы пойти в ближайшие селения и купить еды на всех, это огромная сумма, а здесь далеко ходить не нужно, рыба поймана всего в 200 локтях от земли.
У самого Иисуса на берегу оказываются хлеб и рыба, печёная на костре, он будет питать учеников. Однако он просит принести и что-то из той рыбы, что они поймали. Пётр вытаскивает на землю сеть, полную рыбы. И ничто не теряется, сеть не прорывается. Конечно, это коррелирует с повелением Христа собрать остатки пищи, чтобы ничто не пропало, и ими оказываются полны короба. Интересно, что в другом евангелии есть рассказ о ловле рыбы с прорывающейся сетью, но вряд ли есть задача обсуждать это здесь. Итак, в сравнении с 6 главой, где было всего 2 небольших рыбки, теперь в сети 153 крупных рыбины. Пора порассуждать, что они могут означать. Ранее мы говорили о том, что слова о вытянутой Петром рыбе структурно связаны со словами Христа о том, что он всех привлечёт к себе в контексте прихода к нему эллинов. Если две рыбки – это ветхозаветные пророки, свидетельствующие о Боге народу Израиля, то великое множество людей, привлечённых Христом и из других народов, теперь становятся свидетелями Христа. Есть основание считать, что Иоанн использует 153 как треугольное число (1 + 2 + 3 + … + 17 = 153), поэтому в нём нужно усматривать символы, содержащиеся в числе 17. В некоторых комментариях предлагается рассматривать его как сумму 10 и 7, которые сочетают символ полноты творения (7 дней) и символ праведности (10 заповедей закона). Таким образом, общий символизм говорит о привлечении всех людей к Богу и наполнение всего мира праведностью Божьей. Иоанн сквозь свои книги противопоставляет числу 153 число 666, также являющееся треугольным, однако это тоже выходит за рамки исследования.
Иисус подходит и даёт ученикам хлеб, также и рыбу. Построение фразы такое же, как в 6 главе. То, как он это делает, напоминает ученикам о том, что он это делал раньше в 6 главе. Это свидетельство, что перед ними воскресший Иисус.
Рассказ о поручении Петру пасти овец Христа, в котором используется глагол, означающий фактически «кормить», сочетается с возлежанием народа на траве в 6 главе. Символ травы в Библии используется в двух основных значениях: либо как тленность плоти и неизбежность увядания, либо как забота Бога, потому что слово трава используется и как пастбище, и как корм, и как кормление кого-либо, необязательно даже травой. Иисус кормит народ, это его овцы, он хороший Пастырь. То же дело он поручает Петру, который также будет не наёмником, но хорошим пастырем, готовым положить жизнь за овец.
Итак, Бог вскармливал свой народ среди других народов словом, переданным через закон и пророков, как манной в пустыне. Иисус пришёл, чтобы восполнить, восстановить народ Божий, дабы ничто не пропало, и привлечь к Богу всех, став истинным Хлебом для всех народов. Эту задачу он поручил своим ученикам. Они привлекают к Иисусу великое множество людей, полное число праведных свидетелей из всех народов, которых он собирает под руку Божью.
7. «Многое и другое сотворил Иисус»: эсхатология 21 главы
Не секрет, что Евангелие от Иоанна в первом его стихе вторит книге Бытия, рассказывая, что было в начале. И было бы странно, если бы, сказав А, автор не постарался дойти до Я. Пролог Евангелия (Ин. 1:1‑18) в некотором смысле представляет собой синопсис или оглавление Евангелия, соотнося фразы с темами, поднимаемыми в эпизодах произведения. Последние слова в прологе гласят:
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
Значит, можно ожидать, что в конце Евангелия мы явно увидим в Иисусе Бога. Помимо этого, мы замечали, что в конце 1 главы евангелист отождествляет Сына человеческого с Богом Авраама и Богом Исаака из рассказа о лестнице Иакова в книге Бытия.
В 1 главе и в начале 2 главы Евангелия изложение идёт последовательно по дням, в которые Иисус творит себе учеников, подобно дням сотворения мира в книге Бытия, и эти дни также можно воспринимать как расширенный синопсис. Таким образом, всё Евангелие с первого его стиха является отражением завершённых дней творения. Наконец, в последних эпизодах Евангелия, являющегося кольцевой структурой, снова ожидаемо упоминаются дни. Глава 20 начинается с обозначения времени в первый день недели ранним утром, когда было ещё темно, и следует рассказ о свидетельстве воскресения Христа, которого автор ещё в начале Евангелия и в 12 главе называл Светом. Дальнейший рассказ 20 главы упоминает вечер того же дня. Всё это напоминает первый день творения в начале книги Бытия, где говорится о тьме, затем о появлении света, отделении ночи от дня и сотворении вечера и утра. Помимо этого, в 20 главе описываются события на восьмой день. И это должно говорить о том, что по завершении семи дней творения за порогом воскресения Иисуса Христа начинается новый эсхатологический круг дней творения в новом восстанавливаемом мире. Также восьмой день связывают с днём обрезания младенцев, это тоже может символизировать рождение нового мира.
Для того, чтобы лучше проследить замысел евангелиста, связанный с сотворение нового мира, придётся захватить в рассмотрение не только 20 и 21 главы со свидетельствами воскресения Христа и явления его ученикам, но также и часть 19 главы, начиная с крестной смерти Иисуса. Мы обнаружим во всех этих рассказах большое количество отсылок к началу книги Бытия, включая дни сотворения мира и историю Адама и Евы в райском саду. При этом очевидно, что в этих ссылках история творения будет разворачиваться за некоторым исключением в обратном порядке.
Иисуса распяли на кресте в середине, а по обе стороны были два других креста. Некоторые комментаторы справедливо видят в этом параллель с посаженным Богом в середине рая деревом жизни и другим деревом – познания добра и зла как двух противоположных сторон. Иисус, будучи на кресте, поручил свою мать Марию любимому ученику. Возможно, это уже подготовка к тому, что при рассказе о женщине, ставшей свидетельницей воскресшего Христа, будут параллели с историей Евы, матери всех людей. В конце крестных мук Иисус сказал: «Совершилось!» – и, преклонив главу, предал дух. И это, конечно, сочетается с тем, что Бог завершил к седьмому дню дела Свои и почил. Иисус сотворил всё необходимое для преобразования этого мира.
Воины, задача которых была перебить голени распятым, увидели Иисуса уже умершим, и один из них пронзил Ему «ребра». Голени перебивать уже не стали, в связи с чем евангелист ссылается на Писание: «Кость Его да не сокрушится». В книге Бытия этот рассказ перекликается ключевыми словами с сотворением женщины. Когда Адам уснул, Бог взял одно из «ребер» его и создал ему жену, о которой Адам сказал, что это «кость от костей» его. Из раны истекли кровь и вода, как из Эдема река для орошения рая.
Далее выясняется, что на том месте, где Иисус распят, был сад, там его тело и «положили». Становится всё очевиднее связь с райским садом, в котором Бог «поместил» (в Септуагинте использовано то же слово) человека. В том же саду будут разворачиваться и первые события, связанные с воскресением. И это последнее место, где Иисус как человек каким-либо образом сравнивается с Адамом. Параллели описания воскресшего Христа будут связаны уже с самим Богом в книге Бытия!
Начинается 20 глава. Вот утро воскресного дня. Мария Магдалина, пришедшая ко гробнице, не находит тела Иисуса. Воскресший Иисус спрашивает её: «Кого ты ищешь?» – а она думает, что это садовник. Если в Бытии Адам и Ева прячутся от Бога, и Бог спрашивает: «Адам, где ты?» – то здесь Мария сама ищет Господа. Курьёз заключается в том, что она не сильно ошибается, назвав Иисуса садовником. Мария предстаёт пред нами в качестве пророка. Ведь в Бытии Бог гуляет в прохладе дня по саду, который он сам насадил. Именно с воскресения Иисуса история начинает разворачиваться в обратную сторону. Параллельные места в Бытии начинаются с окончания пребывания Адама и Евы в раю и продвигаются назад к самому началу творения.
Мария, наконец, узнаёт Иисуса. Но Иисус просит её «не прикасаться» к нему, то есть не удерживать, а пойти и поделиться радостью с учениками, которых он называет братьями. Что она и делает. Верность Марии противопоставляется тому, что сделала Ева. Бог заповедовал не есть плодов от дерева в середине рая и «не прикасаться» к ним, но Ева ела и поделилась с Адамом. Таким образом, Мария Магдалина своей верностью восполняет неверность Евы.
Когда воскресший Иисус явился ученикам, он «дунул» и сказал: «Примите Духа Святого», что является общепризнанным образом того, как Бог, сотворив человека, «вдохнул» в него дыхание жизни, чтобы человек стал душой живою. Христос посылает учеников в мир для его преобразования, не оставив их, но дав им Святого Духа. Фома же, называемый Близнец, получает свидетельство, побудившее его к вере, в следующем рассказе. И упоминание перевода его имени «близнец» с еврейского может являться параллелью сотворения Богом человека по образу и «подобию» своему. Фома признаёт в Иисусе Бога и Господа, теперь он поистине близнец Христа, потому что будет отражать его в своей жизни.
В конце 20 главы евангелист говорит, что описывает всё это для того, чтобы мы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, «имели жизнь» во имя Его, в противовес тому, что согрешивших Адама и Еву Бог отделил от райского сада, чтобы они не имели возможности есть также от дерева жизни и «жить вечно». Здесь и в дальнейшем повествовании 21 главы мы, судя по всему, снова откатываемся в новых параллелях к концу истории Адама и Евы в саду, однако основная линия всё равно приведёт нас к началу сотворения мира.
В центре рассказа теперь предстаёт Пётр, и его можно сравнивать с Адамом. Пётр и другие ученики Иисуса пошли на лодке ловить рыбу, но не поймали в ту ночь ничего. Без Христа человек в поте лица будет есть хлеб свой. Иисус в этом рассказе снова явился утром и дал ученикам власть поймать рыбы в изобилии.
Когда Пётр понял, что это Господь, он «опоясался», ибо был «наг», и «бросился в море», чтобы плыть к Господу. Для сравнения, Адам и Ева после того, как съели плод с дерева познания добра и зла, сделали себе «опоясания» и «спрятались» от Бога, потому что узнали, что «наги», и испугались. Противопоставление Петра, стремящегося к Господу через море, покрывает поступок Адама, желающего спрятаться от Бога.
Пётр по слову Иисуса «взошёл» на борт и вытащил «на землю», сеть «полную» «больших рыб». В книге же Бытия во 2 главе пар «поднимался от земли» (либо по-другому источник «восходил из земли») и орошал «всю землю». Таким образом, Иоанн связывает источник, что орошает всю землю, с тем, что Христос привлекает всех, а ученик вытаскивает полную сеть. А в 1 главе книги Бытия Бог также создал «больших рыб», правда, используется другое слово, больше подходящее для китов. После трапезы Иисус поручил Петру «пасти» овец, причём используется два разных слова, означающие «кормить» и «обходить кругом» (или «окружать заботой»). Параллелями может быть то, что, создав животных и человека, Бог дал им в пищу «зелёную траву», а человека поместил в рай, чтобы он «возделывал» и «хранил» его. Ещё одной параллелью Бытию могут являться слова о том, какою «смертью Пётр прославит Бога», противопоставляемые заповеди Бога, что в день, в который Адам вкусит от дерева в середине сада, он «смертью умрет». Смерть за Христа становится приобретением, прославляющим Бога, противопоставлением смерти за грех.
Миссией любимого ученика является пребывание в мире, чтобы свидетельствовать о Христе в написанной книге. Евангелие заканчивается словами о том, что «и многое другое сотворил Иисус», и «самому миру не вместить бы написанных книг». Ещё бы! Это потому что «в начале сотворил Бог небо и землю». Ключевым словом здесь является «сделал» по отношению к Иисусу, вторящее переводу «сотворил» в первом стихе книги Бытия. Новое творение создаётся Христом. Через него начало быть всё, что начало быть.
Итак, столь очевидные параллели Марии Магдалины, которой «Садовник» заповедует не прикасаться к нему, с Евой в Бытии и Симона Петра, услышавшего о Господе и опоясавшегося, ибо был наг, с Адамом в Бытии в паре практически не оставляют сомнений в том, что Иоанн в конце своего произведения помещает развязку темы, заданной первым стихом книги, связывающим Евангелие Иисуса Христа с сотворением мира. Воскресший Иисус предстаёт в образе Бога, начинающего дни творения нового мира, а ученики Христа покрывают и разрешают проблему греха, допущенного людьми ещё в раю. В конце Евангелия мы приходим к завершению эсхатологического обновления Христом всего творения. И параллель последних стихов Евангелия от Иоанна с самым началом книги Бытия подчёркивает то, что Иисус Христос явил Бога Отца, Творца вселенной. Да будет Бог всё во всём.
«И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось!» (Откр. 21:5‑6)