Дорогие братья и сестры!
Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия. Чтобы самому немного передохнуть, я не писал на сегодня новых комментариев, а переставил тексты из рассылки «100 ключевых текстов Библии». В них больше пояснений, но я надеюсь, вы справитесь.
***
Сегодняшний отрывок о подготовке к Рождеству Спасителя написан евангелистом Лукой.
Лука внимателен к деталям — его рассказ наполнен историческими подробностями. Также он мастер выстраивать параллели: событиям Ветхого Завета соответствуют Евангельские события, а им будут соответствовать события из жизни ранней Церкви (в Деяниях). В частности, в сегодняшнем отрывке явны аллюзии на рассказы о рождении великих спасителей Израиля, а рождение Иоанна Крестителя увязывается с рождением Иисуса. Параллели помогают увидеть, в чем Иисус похож на всех, кто был до Него, и чем Он выделяется среди остального человечества.
1:1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
Евангелист подчеркивает, что существует много версий рассказов об Иисусе, но не все они истинны, потому что не все основаны на верных свидетельствах. Лука постарался записать свое Евангелие со слов тех, кто сам был очевидцем указанных событий; древние комментаторы считали, что первые главы он мог записать со слов Марии, матери Иисуса.
Сегодня версий происхождения Иисуса, вариантов трактовки Его образа отнюдь не меньше, чем в древности. Многие пытаются оспорить и чудесное рождение Иисуса, и Его рождение в Вифлееме – оспорить и Его богочеловечество, и историчность Евангелия…
Четвертый стих в этом смысле бросает нам вызов, кому мы больше верим: современным рационалистам и скептикам, — или все-таки евангелисту.
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
Лука всегда характеризует героев повествования кратко, но емко. Захария и Елисавета праведны, стремятся исполнять заповеди во всем. Но Бог почему-то не торопится благословлять их потомством: Елисавета бесплодна. Здесь вы уже сами можете увидеть параллели с историями героев Ветхого завета.
8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а все множество народа молилось вне во время каждения, —
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Территория Храма была поделена на три части: двор народа, где совершались жертвоприношения, двор священников, где стоял светильник с жертвенником кадильным, и святое святых, куда раз в год входил первосвященник для очищения грехов всего народа. Все священство (а потомков Аарона к этому времени было больше 20 тысяч) было разделено на 24 череды, и внутри каждой череды бросался жребий, кто будет служить. Могло статься, что потомственный священник так никогда и не удостаивался чести служить в Храме.
Таким образом, Захария получает двойное благословение: он может исполнить свое призвание (на него выпал жребий), и он удостаивается Божьего посещения. Конечно, Бог мог послать своего вестника Захарии в любом месте, но явлением в Храме как бы удостоверялось, что Откровение о рождении Мессии появляется не в сектантских кругах, а внутри наиболее традиционной среды священства, в цитадели ортодоксального иудейства, Храме.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
Подобные пламенеющему огню (Пс. 103:4), ангелы, посланцы небес, совсем не похожи на ренессансных купидонов. В их присутствии человека охватывает священный трепет. Кстати, это свойственно Божьему Откровению в принципе: человек, получающий настоящее Откровение, чувствует пропасть, которая разделяет его с Небом, и вместе с тем – радость и безмерную благодарность за то, что Господь снизошел до того, чтобы говорить с ним. И здесь, и в книге Деяний Лука постоянно подчеркивает, что именно такое сочетание – трепета и радости – было характерно и для членов ранней Церкви.
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
Ребенок должен быть назореем, подобно Самуилу и Самсону, но Его задача – не избавлять Израиль внешним образом, а менять сердца людей, обращая их к грядущему Мессии.
Сегодня некоторые люди также берутся обращать людей, — и образ Иоанна Предтечи очень актуален.
- Во-первых, необходима великая трезвость, чтобы в своей проповеди, своем служении не погрешить против истины (и это касается не только опрометчивых суждений о других и собственных ересей, но и чрезмерной суровости или, напротив, попустительства).
- Во-вторых, для руководства другими людьми недостаточно только книжных знаний, необходим опыт духовной жизни, богообщения, руководства Духом Святым.
- В-третьих, его целью не может быть ни что иное, кроме приведения людей к послушанию, покорности Богу (ни благополучие, ни душевный комфорт, ни самореализация слушателей не являются первостепенными для призванного к благовествованию).
- Наконец, такой человек ведет не к себе, а только к Богу, и это значит, что в его сердце нет места ревности к другим служителям, стремления привязать к себе, а только любовь ко Господу и радение о том, как лучше помочь человеку подготовиться к встрече с Ним.
18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
Если бы Захария не молился о рождении наследника (см. ст. 13), вопрос был бы логичен. Если бы до Захарии не было Авраама, который стал отцом в столетнем возрасте, вопрос был бы извинителен. Если бы Захария встретил простого человека, вопрос был бы уместен. Но Захария, столько молясь, имея примеры праотцев, точно зная, что перед ним Божий посланник, сомневается и просит знамения. Что ж, знамение ему и дано, и какое! Это не наказание, а милость Божия – на нем сбываются пророчества Авв. 2:20, Зах. 2:13. Вместе с тем, Захария — пример не только сомнений, но и надежды, ведь рождение ребенка — ответ на его молитвы.
Было ли вам что-то обещано от Господа, в чем вы впоследствии стали сомневаться? Может быть, в таком случае вам также необходимо утихнуть, помолчать и подождать? А где вам нужно сохранять надежду и не прекращать молитвы?
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
Еще один шаг к Воплощению. Можно ли молчание Елисаветы понять в том смысле, что, когда обещанное Господом начинает сбываться, не стоит делать из этого шоу? Вместе с тем, сказано, что о делах Божиих объявлять похвально… Как же это совместить?
И, наконец, мы переходим к Благовещению, событию, которое прославляется в Церкви как «начало нашего спасения».
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Ангел приходит в скромное жилище невесты плотника, но говорит с ней так, будто она – величайшая из женщин. По его словам, Мария удостоена чести стать матерью Мессии (слова о бесконечном Царстве показывают, что родившийся ребенок, хоть и связан с царской династией Давида, будет гораздо значительнее всех, кто был до него). Неоднократное упоминание девства показывает, что в этом исполняется пророчество Ис. 7:14: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына».
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Образ рождения как осенение Божиим Присутствием заимствован из Исх. 40:35, только там Божиим Присутствием наполнялась Скиния, а здесь – Мария.
От этого диалога зависела вся история спасения человечества. Что если бы Мария отказалась? Ведь забеременеть, не зная мужа, — это пойти на риск позора и сурового наказания: как минимум она могла остаться незамужней на всю жизнь, а, если бы ее проклял собственный отец, ей пришлось бы жить подаянием или даже торговать собой, чтобы добыть средства к существованию.
Мария недоумевает, но, в отличие от Захарии, даже не просит знамений. Ее доверие и послушание Богу удивительно. Очевидно, Бог не ошибся в выборе той, кому предстоит стать мамой и воспитывать Иисуса, передавая Ему все лучшее, что вызрело в человечестве, в избранном народе.
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
И все же Ангел неслучайно рассказал о Елисавете, и Мария отправляется к своей родственнице. Некоторые события невозможно переживать в одиночку, а, как показывает параллельное повествование Матфея, Иосиф пока не готов к тому, чтобы принять это (Мф. 1:18-19).
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
Елисавета повторяет почти в точности приветствие Ангела, добавляя уже благословение и младенцу. Но что побудило ее к этому? Просто толчки плода? Просто совпадение сроков беременности? Чудо в понимании Луки — это не что-то очевидно сверхъестественное.Чтобы понять, что происходит чудо, нужно быть причастным Духу Святому, чтобы увидеть чудо Божие, Его Промысл, нужно иметь глаза открытыми, — как бы говорит евангелист.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
Хвалебная песнь Марии во многом повторяет хвалебную песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 2:1-10). Но попробуйте положить рядом два текста (можно – в современных переводах) и найти, что объединяет, а что является уникальным в этих двух песнях.
Находится ли в вашей жизни место для того, чтобы воздать подобающую честь Марии, матери Иисуса?
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
Иоханан означает «Бог милостив». Как удивительно: в появлении этого грозного пророка, обличителя греха и неправды, сокрыта милость Божия. Как вы думаете, почему так?
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
И вот уже Захария пророчествует, вдохновенно продолжая славить Бога словами пророка Исайи (Ис. 9:2) и образами Малахии (Мал. 4:5-6). Действительно, во тьме и сени смертной появляется заря нового дня, и весь сегодняшний отрывок как будто исполнен тихим светом.
Что вдохновляет вас в том, о чем говорится в гимнах этой главы? За что вы могли бы славить Бога?
Но самому Иоанну нужно подготовиться к своему служению, и он отправляется в пустыню, по-видимому, к ессеям, где его должны были воспитать в верности Закону и в надежде на скорое вмешательство Бога в мировую историю.
А во второй главе речь пойдет о том, что в позднейшем богословии получило название Боговоплощения. Святитель Афанасий Александрийский через три века будет размышлять о том, как это событие изменило саму нашу человеческую природу, исцелив ее греховную поврежденность. Но пока до такого богословия далеко.
Луке важнее подчеркнуть, что младенец Иисус есть свет к просвещению всех народов, Он дан всем людям, и свидетелями этого становятся и простецы-пастухи, и мудрый Симеон, и молитвенная Анна.
2:1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
Снова мы видим чудесное совпадение: перепись вынуждает святое семейство прийти в Вифлеем (вероятно, у Иосифа там оставалась собственность, подлежащая налогообложению), и таким образом невольно исполнить пророчество Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2 и дал.). При этом путь из Назарета в Вифлеем для беременной женщины был отнюдь не легким. Чудо, свидетелями которого мы являемся, требовало и человеческого усердия.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Иисус был первенцем. По Закону это означает, что Он и по-человечески наследовал особое благословение и был предназначен для служения Всевышнему (до заключения Синайского Завета первенцы выполняли в своих семьях функции священнослужителей, но и после они получали двойное наследство и должны были выкупаться – см. Исх. 13:1-2, и здесь ст. 24).
Но трудности продолжаются. Считая рождение одним из самых важных моментов в жизни ребенка, сегодня мы готовимся к нему, не жалея средств, с особой тщательностью выбираем роддом, стараемся обеспечить лучшие условия, вплоть до отдельной палаты. Но Ребенку, Который был предназначен стать Царем Царей, суждено родиться в пещере, где держали скот, — значит, там было грязно, темно, холодно, и плохо пахло… В своем рождении Иисус спускается до самых обездоленных, нищих, становится одним из множества бездомных…
И первыми посетителями Иисуса будут не величественные мудрецы-князья Востока, как можно было бы предположить, читая Евангелие от Матфея, а самые простые люди, — пастухи. Лука особо подчеркивает, что Иисус пришел именно к тем, кто беден, у кого нет крова, кому труднее и хуже всего.
Отсюда берет свое начало замечательная традиция в Рождественскую ночь проявлять особое внимание к бездомным, устраивая для них рождественское угощение, — вплоть до того, чтобы, наготовив бутербродов и горячего чая, встречать Рождество вместе с ними.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Третий раз в повествовании мы встречаем явление Ангела. На этот раз его появление сопровождается сиянием славы Господней, и среди темной ночи вдруг расцветает свет Божественного Присутствия. Это и удивительно, но и есть от чего испугаться! И снова страх должен смениться радостью, потому что рождается Спаситель. Является небесное воинство, славящее Бога.
Греческий текст ангельского славословия имеет два варианта. Можно понять его как «Слава Богу в вышине небес, мир и благоволение людям на земле», или «мир на земле – для людей доброй воли». В первом чтении подчеркивается, что в Рождестве Бог являет людям Свою благую волю, иначе говоря, что Бог любит нас и хорошо к нам расположен, во втором – что это благоволение могут воспринять не все, а только те, чье сердце расположено принять радостную весть. Какой вариант больше отзывается у вас?
Хотелось бы услышать, как ангелы славили Бога! Мне еще с уроков английского памятен искрящийся радостью и прекрасными словами гимн Joy to the World: The Lord is Come. Совсем иначе мне представилось это славословие, когда я стал верующим и услышал рождественские песнопения Праздничной минеи. А потом были рождественские кантаты Баха, с которыми нас, православных, познакомил дорогой о. Петр Мещеринов.
Безусловно, вся рождественская музыка на свете – лишь небольшое отражение того, что пережили пастухи. И все же как это прекрасно! Интересно, а с чем у вас больше всего ассоциируется ангельское славословие?
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
Первое Рождество праздновалось без специальной подготовки со стороны людей. Не было сценариев, организационных встреч, репетиций. Даже подарков – не было. Но было – Присутствие Младенца, к Которому все было обращено. Были – рассказы свидетелей. Было стремление сохранить чудо в памяти сердца. И было желание поделиться тем, что пророчества исполнились, в мире зажглась надежда.
21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
Обрезание означало, что ребенок входит в Завет, заключенный на Синае. Иисус – не просто родился о Иудее. Он – полностью иудей, сын своего народа, наученный любить и чтить Закон. Те, кто считают, что им не нужно изучать Ветхий Завет, довольно и Нового, рискуют слишком вольно интерпретировать сами Евангелия и односторонне смотреть на Иисуса, лишив Его человеческой истории, памяти и наследия поколений родных и предков.
Имя Иисус, Иешуа – означает «Ягве спасает». После это имя практически вышло из употребления. Иудеи не называли так своих детей, чтобы не напоминать лишний раз об Иисусе Назарянине, христиане – из особого благоговения.
22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Как первенец Иисус изначально посвящен Богу. Животные-первенцы должны были приноситься Богу в жертву или выкупаться, дети – выкупаться. Родители были настолько бедны, что не смогли предоставить в жертву барашка, и принесли голубей.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
Существует предание о том, что Симеон был одним из участников проекта по переводу Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык, но Евангелие об этом умалчивает. Луке важнее показать, что этот человек вел праведную жизнь и был исполнен Духа Святого. Он не прославился как пророк для народов и царей, или как автор священных книг, он даже не стал отцом пророка как Захария – никаких видимых достижений. Но того, что ему открылось в последние минуты жизни, оказалось достаточно, чтобы оправдать всю его длинную, исполненную терпения и надежды, жизнь.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
Первый аккорд пророческой речи Симеона обращен не к родителям, а к Самому Богу и Богомладенцу.
Он благодарит, что Бог дал ему быть свидетелем исполнения древних обещаний (ср. Ис. 49:6). Мир будет спасен – и от неправды, несправедливости среди людей, и от неведения Бога…
Сегодня, обозревая двадцативековую историю человечества после воплощения, можно констатировать: действительно, спасение не принесли ни структуры и институты, ни проект Просвещения, ни социалистическая революция. Не стоит надеяться и на современные технологии. Люди остаются людьми, и продолжают завидовать и соревноваться, гордиться и самоутверждаться, вожделеть и использовать. Сердце человека остается прежним, и технологии дают только больший простор для манипуляций другими.
И только те, кто отдают свое сердце Иисусу, меняются. Действительно, ни в ком ином нет спасения.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, —
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
Отношение к Иисусу будет разделять людей – на верующих и скептиков, на открытых и подозрительных, на любящих и ненавидящих. Позднее, как покажет Лука в Деяниях, это же отношение будет распространяться и на учеников Христа: одни и те же люди будут вызывать восхищение и критику, благодарность и злобу. Это касается и нас – но дай Бог, чтобы это действительно было связано с тем, что в нас от Христа, что связано с нашим следованием Ему!
Часто упускается из виду другая часть пророчества, о переживаниях Самой Божией Матери. Ее труды не оканчиваются Рождеством. Сердце матери всегда будет со Своим Сыном. И у нас есть свидетельства, что она также, как и Он, будет сопереживать простым людям и ходатайствовать перед Иисусом за других (см. Ин. 2:1-5).
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
В лице Симеона и Анны, как бы говорит нам Лука, Иисус оказывается принят как Мессия самыми верными служителями Бога – знатоком пророчеств и великой молитвенницей (образ Анны сближает ее с Иудифью).
39 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
Сороковой стих служит несомненной параллелью к 1:80, где говорится о возрастании Предтечи в пустыне. Только Иисус незаметно живет со Своими родителями. И все же Он оказывается совершенно необычным ребенком. Нет, он не совершает показных чудес, как то описано в подложных евангелиях-апокрифах. Всего один эпизод оказывается запечатленным Лукой, да и то он относится к моменту, когда Иисусу исполнилось двенадцать лет. Обычно в это время мальчики проходили специальный обряд бар-мицвы (становились «сынами заповеди», т.е. признавались совершеннолетними и полностью ответственными за свои поступки перед Всевышним).
41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43 Когда же, по окончании дней [праздника], возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
Обычно паломничали большими группами, и потеряться среди большого количества родственников, соседей и друзей было довольно легко. Но где можно было бы найти современного подростка, по своей воле оставшегося в мегаполисе?
46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
Иисуса находят в Храме, на так называемых Учительных ступенях, которые сейчас раскопаны и доступны для посещения в археологическом парке «Центр Дэвидсон». Там собирались виднейшие учителя Закона, чтобы разбирать Писание, вести ученые диспуты о применении той или иной заповеди. Но что там делает Иисус? Он задает вопросы, выслушивает ответы, — а потом дает свои собственные! И все дивятся, поскольку мальчик явно говорит не из внешней образованности.
48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50 Но они не поняли сказанных Им слов.
Нам дана уникальная возможность посмотреть на родителей Иисуса, на пример их воспитания. Родители, скорее, удивляются тому, чем занят Иисус. Мария не обвиняет Его, а, скорее, делится с Ним своим переживанием скорби… Если в Ее словах и слышен упрек, то насколько мягкий этот упрек по сравнению с тем, что она пережила в эти три дня!
Иосиф же вообще молчит. Другой бы наказал, припомнив, что «кто жалеет розги, ненавидит своего сына», — но Иосиф не таков. Во всем повествовании Луки о Рождестве Иосиф как будто на вторых ролях, вообще не присутствует, — но, в таком случае, откуда то благородное мужество, которое будет отличать взрослого Иисуса?
И все же Мария и Иосиф не смогли понять того, что сказал им Иисус. Как понимаете это вы?
51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
Впервые Лука дает характеристику Самому Иисусу. И на первом месте то, что Он послушен родителям. Послушание – одна из важнейших тем Евангелия. А дальше – и мудрость не по возрасту, и любовь – т.е. дела, в которых Он являл Свое отношение к окружающим.
Что больше всего вам запомнилось из Рождественского повествования Луки, какие герои показались достойными того, чтобы постараться в чем-то быть на них похожими? О чем вам хотелось бы молиться в связи с описываемыми событиями?
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
Как прочту эти слова — так хорошо на душе становится, а почему — не могу себе объяснить.
Может, потому, что нет в них ни капли печали или страха. Только умиротворение и облегчение, как у человека, который наконец-то уходит домой после долгого рабочего дня.