В Библии есть целая группа текстов, которую принято относить к «Писаниям» — это Псалмы, книги Екклезиаста и Иова, Притчи, Песнь Песней. Их тема — путь человека пред Богом, отношение к тому, что происходит в жизни, молитва как диалог в самых разных ситуациях. В рамках нашего обзора мы познакомимся с несколькими псалмами и притчами.
Прежде, чем мы начнем наш разговор о первом псалме (Пс. 1), я предлагаю вам поразмышлять. Собственно, сегодня я сначала буду предлагать вопросы, и прошу вас попробовать отвечать, — и потом уже я буду давать возможные ответы, чтобы вам было с чем сравнить. Попробуем?
Итак, первый вопрос: с чего нужно начать книгу, чтобы ее не закрыли сразу? Она должна удовлетворять какую-то важную потребность человека.
А чего хотят все и всегда, чего хотите вы? Успеха в делах, любви в семье, мира с Богом.
Возможно ли совместить счастье – и праведность? Автор псалма считает, что это возможно. В самом начале книги он обещает нам рецепт счастья, и к тому же объясняет, как можно его достичь и в нем укорениться. Кажется, это хорошее начало для книги.
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром.
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
О чем этот псалом? О двух путях. Один из них – к блаженству, жизни. Другой путь – в пустоту.
Что составляет отличительный признак пути к жизни? На самом деле, таких признаков два: не делать плохого, и делать хорошее.
Что автор псалма рассматривает как плохое? Общение с несколькими категориями людей.
Кто они, чем отличаются друг от друга? Нечестивые — не чтят Бога (не молятся Ему, не славят Его, живут так, будто Его нет). Грешные знают заповеди, но грешат. А насмешники насмехаются над другими, особенно, праведниками, и совращают других на грех.
Как можно представить себе это общение? Это общение в самом широком смысле – и получение от них советов, и общие дела, и просто внимание к таким людям, влияние их слов, присутствия (например, через новости).
Ходить, стоять, сидеть — это некоторая динамика. Ты думал только зайти к кому-то за советом, и идти дальше за Богом, но вот ты уже остановился, и, более того, скоро уже сидишь, делишь жизнь с таким человеком. Если вдуматься, не общаться с такими людьми — для нашего же блага, это защита от падений и от неприятных сюрпризов, которых можно ожидать с такими людьми. Трудность только в том, что полностью избежать общения с такими людьми не получится…
Что же делать? Некоторые ответы можно найти в Новом Завете (см., например, Мф. 6:13; 1 Кор. 5:9-11, 1 Ин. 4:4).
А что же нужно делать в качестве доброго, хорошего? Мы могли бы здесь ожидать упоминание дел милосердия, или призыв к ревностному труду. Но автор псалма говорит, что важнее всего – согласование своей воли с волей Божией, постоянное размышление о Его Законе (в первую очередь, для автора, — углубление в Пятикнижие). Вот сегодня было ли у вас время поразмышлять над Писанием, обратиться к Богу за руководством?
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
Что мог означать для первоначального читателя образ дерева? Для человека, живущего среди пустынь, древо при водах — это образ жизни, изобилия. А для внимательного читателя здесь еще встают библейские ассоциации – с Эдемом (Быт. 2:10), с обетованием Духа (Ин. 7:37-39), с Новым Иерусалимом (Откр. 22:1-2).
Попробуем разобраться, почему в этом стихе использовано так много уточняющих слов, — ведь можно было выразить основную мысль проще. Человек, живущий, как описано, приносит свой плод (соответствующий его дарам) во время свое (не сразу), и лист его не вянет (жизнь в нем не уменьшается). И за что он ни возьмется (по воле Божией) – во всем будет успешен.
Что может подразумеваться под плодами? Плоды, о которых говорит Писание, — это не только результаты нашего труда, но и наши дети и ученики (Пс. 126:3), их зрелость во Христе (Гал. 4:19), а также наши качества личности (Гал. 5:22-23, Еф.5:9), и само спасение, жизнь вечная (Рим. 6:22). Обратите внимание: плоды дерево приносит не для себя; это – то, чем могут пользоваться от нас другие.
Нашли ли вы, где можете принести свой плод для других? Хватает ли вам терпения, или, напротив, стоит приложить больше сил, чтобы не упустить время? Ощущаете ли вы энергию, жизнь? А если вы неуспешны, с чем это может быть связано?
4 Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром.
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Этот псалом часто исследуют на предмет того, что значит быть праведником, или же рассматривают его как прославление праведника, поскольку блажен можно перевести и как «славен». Есть ли в вашем окружении такие люди, которые достойны славы?
Полезно поставить вопрос, а что делает и не делает нечестивый и грешник? В чем его плоды отличаются от праведника? Не говорится, что нечестивый лишен благ и успеха в этой жизни. Он может быть очень успешен – но на время. Если он попадет в собрание праведных – ему будет трудно, он будет чувствовать себя чужим; а на суде Божием и подавно не выстоит, потому что Господь знает все о каждом человеке. В оригинале употреблен глагол, который также означает любить, т.е. Господь не просто отстраненно наблюдает и судит, но Он любит праведного.
А есть ли человек, который бы в полноте жил по этому псалму? Чтобы он не только не был подвержен влиянию дурных, но под его влиянием дурные делались бы праведными? Чтобы он не просто внешне изучал закон, но весь был проникнут им, жил волей Божией как дышал? Чтобы жизни в нем было столько, что хватало всем?
Я знаю только одного такого Человека. И Тебе, Господи Иисусе, слава. И помоги быть с Тобой, в Твоем Присутствии. Открывай нам волю Отца. Учи Закону, давай силы на все по-настоящему важное. Слава Тебе.
Конечно, книга Псалмов содержит не только хвалебно-учительные тексты. Здесь есть место и покаянию, и размышлению, и гневу, и надежде.
Особыми темами псалмов выступают Храм, Сион и Мессия. Храм как место Божьего Присутствия. Сион как гора, на которой стоит Иерусалим и Храм. Мессия как Помазанник Божий, через Которого осуществится Божественное правосудие, и мир снизойдет на землю.
Одни псалмы должны исполняться хором, другие индивидуальны, даже интимны. Но главное – что все псалмы, в отличие от просто хорошей поэзии (а псалмы – это великая поэзия), все псалмы — это беседа с Богом, перед Богом, и о Боге. Псалмы – лучший учебник молитвы, и, хотя научиться этой молитве непросто, оно того стоит.
Дополнительные материалы о Псалмах вы можете найти в нашем блоге.