Сегодня нас ждет небольшой и хорошо знакомый сюжет, ведь Крещение в России отмечается весьма широко. Правда, купания в проруби и очереди за святой водой имеют довольно опосредованное отношение к Евангелию. Иоанн приходит не за тем, чтобы люди являли другим свою молодецкую удаль или обсуждали чудесные свойства крещенской воды.
Своей проповедью Иоанн пробивает панцирь самоуверенной праведности, требует, чтобы мы взглянули на себя так, как смотрит на нас Сам Бог.
1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
Почти сразу за Рождеством следует Крещение, хотя в исторической реальности их разделяет около тридцати лет. Почему же евангелист почти объединил эти два события? Рождение Сына Божия – дар Бога людям. Решение креститься, начать новую жизнь – ответ со стороны человека. Первое без второго останется просто замечательным, праздничным событием, но никак не изменит жизни, не повлияет на спасение. Можно праздновать Рождество, но оставаться в великой духовной опасности погибнуть для вечности.
Нам действительно нужно покаяние.
Правда, часто покаяние понимают превратно, как самокритику, доведение себя до печали и даже уныния. Такое «покаяние» приведет разве что к неврозу. В действительности покаяние — это возвращение на пути Божиих заповедей, пути жизни, с которых людям с их неустойчивой натурой свойственно уклоняться.
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
Иоанн, в соответствие с пророчеством Исайи, призывает приготовить путь Господу. В древности перед императорами равняли дорогу, чтобы путешествие было гладким. Иоанн призывает выровнять духовные стези для принятия Мессии. Там, где добродетели не хватает, нужно приложить особые усилия и восполнить эту нехватку. Там, где присутствует превозношение, гордыня или ропот, нужно, напротив, смириться, преклонить голову перед Богом, принять происходящее с терпением. Если нас тянет в сторону от пути Божия, дорога кривится, следует вернуться на правый путь, а если духовная жизнь у нас неровная, периодами, необходимо приложить усилия к тому, чтобы она стала более равномерной, гладкой.
7 [Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Нередко считается, что принадлежность к особому сообществу (иудейскому народу или канонической православной христианской церкви), регулярное посещение богослужений почти гарантирует спасение. Иоанн ломает этот стереотип («гадючье племя!» — называет он своих соотечественников), и ставит нас перед суровой реальностью. Никакие внешние атрибуты и религиозные практики не гарантируют спасения. Только жизнь, исполненная добрых плодов, может защитить от грядущего гнева Божия.
Звучит очень радикально, не правда ли?
Каких же плодов ждет от нас Бог? Апостол Павел мог бы говорить о плодах Духа (Гал. 5:22-23), о праведности и святости. Но это – путь совершенства, а начинать нужно с самого простого.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Оказывается, самый первый шаг к праведности – это не жить только ради себя, замечать ближнего в нужде, и делиться с ним.
Требование Иоанна довольно радикально – он хочет, чтобы мы не «откупались» от неимущих подачками, а в действительности разделили с ними жизнь…
И речь не идет только о нищих; в греч. тексте стоят именно «не имеющие», т.е. просто те, кому чего-то недостает, — и таковыми, как правило, оказываются почти все наши ближние. Заметим, правда, Иоанн не требует отдать необходимое, отдать все, чтобы самим стать нищими — отдавать следует лишнее, неиспользуемое, все должно быть в меру.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Мытари, фактически, чиновники, не должны злоупотреблять своим положением. При этом Иоанн не считает, что их профессия несовместима с Евангелием. Важно, не кто ты, а как ты действуешь на своем месте.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
По мнению комментаторов, воины здесь — это, скорее, полиция, органы безопасности, вспомогательные силы для мытарей. И им Иоанн не говорит покинуть профессию, но только быть справедливыми: не применять силы, не фабриковать ложных обвинений, не пытаться обогатиться за счет своего положения.
Насколько проповедь Иоанна актуальна для любого государства, для любого времени!
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, —
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Крещение Иоанна было действием человеческим. Крещение же Того, Кого ожидает Иоанн, будет сопровождаться знамениями Божьими: схождением Духа Святого и огня.
Дух Божий, как мы видели в книге Судей, укрепляет человека на определенное служение Богу, а если Дух постоянно почиет на человеке, то Он освящает человека, как это было с пророками. Дух Божий ассоциируется с веянием прохладного ветра (в евр.языке и ветер, и Дух – одно слово, руах).
Огонь – это образ суда Божия, выжигающий все нечистое и попаляющий грешников; но одновременно это и образ Божьего Присутствия на горе Синай, в день Пятидесятницы среди апостолов, и после – образ Присутствия Бога во всех святых Его (на иконах отображается в нимбах).
Фактически, и Дух, и огонь – об одном и том же, Присутствии Божием, но только в разных своих проявлениях.
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
Чтобы отделить зерна от мякины, вымолоченную пшеницу подбрасывали на ветру, и зерно падало вниз, а солома, мякина сдувалась ветром в сторону. Иоанн говорит о том, что встреча с Иисусом выявит, имеет ли человек в себе что-то доброе, или подобен пустой соломе.
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого,
20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
Свойство подлинного человека Божия в том, что он не взирает на лица, и говорит правду и простым людям, и власть имущим, не только утешает, но и обличает, заставляет совесть гореть. Людям он может казаться «непатриотичным», как Иеремия, и «антигосударственным», как Иоанн. Но, конечно, он не просто злой критик, желающий сам заполучить влияние и власть. Все это он делает именно потому, что любит вверенный ему народ и желает ему процветания и спасения. Увы, обличаемые часто не видят этого, и такая правда нередко оборачивается обидами и скорбями.
————————
Давайте подведем некоторые итоги по отрывку.
Есть ли в вашей жизни что-то, что нуждается в исправлении? Попробуйте честно посмотреть на свою жизнь, конкретно наметить, что необходимо восполнить, где – смириться, проявить послушание и терпение, что исправить, и как уменьшить амплитуду спадов и подъемов.
Подумайте, кто и в чем нуждается из того, что есть у вас, что вы можете без ущерба для себя и семьи разделить с другими. Не думайте, что это касается только материальных вещей. Ваши способности, знания, умения сюда также относятся.
Если вы обладаете властью, силой, не злоупотребляете ли вы ими?
Ищите близости с теми, кто говорит вам правду, пусть и неудобную, — и при этом в чьей любви вы действительно уверены.
И сами, помолившись, не бойтесь говорить правду тем, кого вы действительно любите.
Очень понравились Ваши слова, Владимир: «Рождение Сына Божия – дар Бога людям. Решение креститься, начать новую жизнь – ответ со стороны человека. Первое без второго останется просто замечательным, праздничным событием, но никак не изменит жизни, не повлияет на спасение. Можно праздновать Рождество, но оставаться в великой духовной опасности погибнуть для вечности.» Действительно, мало знать о Боге, нужно еще и жить с Ним.
Читая это письмо из рассылки, подумал о том, что, в основном всегда в первую очередь живешь для себя. для своего блага, забывая о том, что каждый ближний всегда нуждается — в простом внимании, в добром взгляде, в слове поддержки. И ведь подчас это — так просто, не требует больших усилий — всего лишь оторваться от себя, посмотреть вокруг, заметить…
Еще одно — что к Иоанну приходили и мытари, и воины (или полиция, как говорится здесь). Как актуальны эти строки для нас сейчас, в том смысле, что сталкиваясь с нашей повседневной реальностью и вынося какие — то выводы и оценки, совсем «отнимаешь» у людей, облеченных властью и положением, возможность покаяния, какого — то движения души в эту сторону, какого — то изменения. Но Евангелие говорит, что — все не так.
Добрый день, Сергей!
Да, проповедь Иоанна Крестителя — кажется, такая простая, и в то же время такая актуальная…