С трепетом я берусь за размышления над Страстным циклом. Это не те тексты, где можно позволить пространные дискуссии. Время дискуссий прошло. Все предельно концентрировано, речь идет о жизни и о смерти. Как помочь это понять, почувствовать? Господи, помоги.
1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
5 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
В Пасху иудеи вспоминали об освобождении из Египетского плена. Празднование длилось неделю, во время которой можно было употреблять только пресный хлеб. Очищение дома от квасного напоминало и о необходимости нравственного очищения верующих.
Но в эту Пасху все как будто переворачивается. Первосвященники и книжники оскверняют себя замыслом убийства, и вынуждены действовать не в богодарованной свободе, а в страхе, тайно, навлекая на себя проклятие Второзакония: «Проклят, кто тайно убивает ближнего своего» (Втор. 27:24). Иуда и вовсе открывает свое сердце для явного зла – предательства.
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца],
Время подошло, но где же агнец? Ни у одного из Евангелистов животное не фигурирует. Между тем, ученики должны были помнить странные слова, произнесенные Иоанном об Иисусе: «Вот Агнец Божий, который берет (на Себя) грех мира» (Ин. 1:29).
8 и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
Была ли эта встреча заранее обговорена, или являлась чудом прозорливости, мы не знаем. И ученики не спрашивают, просто идут и делают так, как им сказано. Но почему столько таинственности: место не указано, человек с кувшином не назван по имени? Есть мнение, что Иисус не хотел, чтобы его взяли на вечере, не дав попрощаться.
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
На востоке принято трапезничать полулежа на коврах. Обычно пасхальная трапеза состояла из агнца, салата с горькими травами, хлеба и вина. За трапезой поднималось несколько чаш с благословением Бога. Такие трапезы, как правило, делили между собой близкие духовно люди, а сама трапеза считалась священной, с определенного момента вход на нее ограничивался. В этой трапезе участвуют двенадцать учеников, т.е. в том числе и Иуда. Иисус мог бы с легкостью избавиться от него. Но даже зная о его замысле, Иисус не оставляет попыток спасти Иуду, допуская его присутствие. Терпеть рядом вставшего на путь предательства — тяжко, но, быть может, хоть что-то тронет его сердце?
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
Пасхальная трапеза исполнена прославлением Бога за Его заботу и промысл, за спасение, дарованное в Исходе. «Благословен Ты, Господи, Бог наш, Царь Вселенной, произрастивший плод виноградной лозы», — звучит первое благословение, о котором упоминает евангелист. (Кстати, благодарить по греч. звучит как эвхаристо. Отсюда название этой трапезы – Евхаристия).
Иисус превращает трапезу в прощальную, делая особый акцент на близости, единстве со своими учениками. Символом этого единства становится общая чаша. В древности христиане даже оставляли центральное место у престола незанятым, как бы обозначая, что Сам Христос участвует в Евхаристии.
Когда же придет Царство Божие, о котором говорит Иисус? Сам Иисус входит в него через смерть и воскресение (ср. Лк. 24:26).
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
Вознося хлеб с молитвой благодарения, Иисус преломляет его и добавляет, что это Его тело, которое предается за всякого верующего. В очень простых словах Он показывает, что собирается умереть ради людей. Из этого вырастет все богословие искупления, замещения, спасения через Крест. Об этом богословии спорят, кому-то оно даже кажется несовременным и неточным. Но факт остается фактом: Сам Иисус говорит об искупительном значении своей смерти. Он предает Себя, Свою жизнь за нас. Символом этого является преломляемый хлеб.
Участвуя в Трапезе Господней, Евхаристии, христианин не просто приводит на память прошлое. Когда человек вспоминает о Боге, Бог сразу же отвечает Своим Присутствием: в Духе Святом, и в освященном Им хлебе.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
Как Синайский завет заключался с кроплением народа жертвенной кровью, так и завет Христов заключен не без крови. На Синае Бог обещал сделать иудеев Своим народом и обитать среди них. Иисус обещает Своим ученикам прощение грехов, усыновление Богу и дарование Духа. Пия от чаши, христианин призван вспоминать об этих новых отношениях и возобновлять завет.
21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
Иисус специально говорит так, не называя имени, давая Иуде шанс одуматься.
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
Евангелист Иоанн (Ин. 13:1-20) сопровождает эту тему рассказом о том, что Иисус, опоясавшись, умыл ноги ученикам, наглядно показав, что значит быть начальником, учителем. Начальник – это тот, кто всем служит.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Это славное обещание должно было утешить учеников. Но еще больше их должны были утешить слова, которые сохранил для нас только Иоанн, и к которым мы обратимся в следующем чтении.
Как вы думаете, что самое главное во всем прочитанном нами? Что хотел донести до нас евангелист?
Что для вас означает участие в Евхаристии в плане общения с Господом? Друг с другом? В отношении себя?
Что может помочь вам не превращать участие в Евхаристии в обычный ритуал, а каждый раз переживать глубину происходящего?
Как бы вы отнеслись к человеку, который раньше был вам близок, а теперь таит зло против вас? Что вам говорит пример Иисуса?
PS Если вы только начинаете знакомство с богослужением, Евхаристией, обратите внимание на труды протопресв. А.Шмемана и архим. Киприана Керна, посвященные Евхаристии. Они помогут понять, что означает каждый жест, каждый возглас, каждая молитва.