Мы продолжаем чтение Евангелий Страстного цикла.
39 И, выйдя, Иисус пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
У подножия горы располагалась оливковая роща «Давильного пресса», по-еврейски, Гат Шеманим, Гефсимания. Туда и направился Иисус.
40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Если поразмышлять, окажется, что это слово относится не только к той ситуации. Всякий раз, когда мы теряем связь с Богом, мы рискуем ошибиться, поступить неверно – в духовной жизни, в деловой сфере, в отношениях с людьми…
Но что за искушение ожидало учеников?
Немного раньше (Лк.22:31-34) Иисус предупреждал Петра: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я моилился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих».
Образ взят из пролога книги Иова, где сатана просит разрешения подвергнуть Иова испытаниям, чтобы доказать поверхностность его веры. Просеять учеников как пшеницу и означает – перетрясти их чрезвычайными событиями и доказать, что их вера, верность Иисусу подобна мякине, сдуваемой ветром. Молитва была нужна ученикам, чтобы внутренне подготовиться к грядущей трагедии и остаться верными.
41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
Если сравнить повествования евангелистов, окажется, что Лука дает самую мягкую версию Страстей.
У Марка молитва выглядит так: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». У Марка – убеждение, упрашивание: «Все возможно Тебе», доходящее до стона, крика: «Пронеси!» У Луки – деликатное пожелание, «о если бы».
Читая Марка, понимаешь, что молитва Иисуса оказывается услышанной только наполовину… Как такое может быть, что Отец как будто не слышит Сына?! Неудивительно, что Лука это смягчает. А между тем, ведь так и бывает, что наши молитвы оказываются как будто неуслышанными… Иисус пережил абсолютно все, даже это.
43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
И опять сравним с Марком. По Марку, Иисус начал «ужасаться и тосковать», и обращаясь к ученикам, сказал: «Душа Моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте». Лука снова не осмелился написать такое о Богочеловеке, слишком пронзительно это выглядело, слишком уязвимым и слабым предстает в таком случае Иисус, настолько слабым, что теперь Он сам нуждается в присутствии своих учеников. Поэтому Лука заменил это описанием борения до крови, включил сцену с укреплением от ангела…
Безусловно, Иисус получил помощь свыше, и безусловно, он боролся и победил. В целом Лука вполне достоверно передает эту сцену. Но давайте мы будем помнить о деталях, какой ценой это далось Иисусу. Не зря один из русских богословов начала ХХ века писал, что все самое главное свершилось именно в Гефсимании. Здесь было принято решение, сделан выбор, явлено полное послушание.
45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Не будем осуждать учеников. Большинству из нас, слава Богу, не дано пережить того мрака, что пережили они. А те, кто проходит через такое испытание, даже если вам кажется, что вы проходите его плохо, утешитесь. Все это уже было. И любовь Божия остается к вам неизменной, как она осталась неизменной к ученикам и Петру.
47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
Лука здесь употребляет странную конструкцию «называемый Иуда», «некто Иуда». Таким образом он показывает, что отныне этот человек недостоин быть героем повествования. Бывают поступки, которые определяют всю дальнейшую судьбу, и Иуда совершил его.
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
Ученики, не дожидаясь ответа Иисуса, начинают действовать с бессмысленной жестокостью. Это наглядно показывает, что они оказались не готовы. А вот Иисус и в такой ситуации не изменяет Себе, напоминая, что Он пришел не губить, а спасать людей.
52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
Час, о котором мы читали, наступил. Иисуса взяли. Ученики разбежались. Осталось, чтобы отрекся Петр.
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.
55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.
56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!
59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.
61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.
62 И, выйдя вон, горько заплакал.
Петр любил Иисуса, но под воздействием страха отрекается от Учителя и Господа. Отречение – это не предательство, тем более, это не сознательный поступок, и все же…
Златоуст считает, что Петр слишком понадеялся на себя. Малым утешением Петру могло служить то, что Иисус заранее знал об этом, и это не изменило Его отношения, не поколебало доверия.
Перечитайте еще раз Евангельское повествование – по Луке, или по Марку. Вглядитесь в две картины — Архипа Ивановича Куинджи и Николая Николаевича Ге, приведенные здесь.
Что события Гефсимании говорят вам? О чем предупреждают? Каким вам теперь видится Иисус, Бог, молитва и собственная жизнь перед Богом?
2 комментария
Добавить комментарий
Для публикации комментариев Вам необходимо авторизоваться.
Здравствуйте! Спасибо Вам огромное за эти чтения.
Возник вопрос. Как Вы думаете, почему у учеников был с собой меч? Было ли это общепринято тогда носить с собой оружие? Или же они изначально думали не сдаваться без боя и умереть с Учителем?
Мне думается, это слово нужно рассматривать в параллели с Лк. 9:3, где Иисус говорит ничего не брать с собой — ни сумы, ни посоха, ни денег, ни еды. Вряд ли это нужно было понимать буквально — скорее, таким образом Иисус указывал на принцип: тот, кто идет проповедовать, должен надеяться на Бога и на расположение слушателей. Так и здесь. Меч — это, скорее, образ того, что их ожидает вражда и в Гефсимании, и в принципе в дальнейшем.
Второй способ взглянуть на дело — посмотреть на его плоды. Оружие у учеников привело лишь к ненужному кровопролитию.
Наконец, в дальнейшем ап. Павел будет призывать в качестве меча брать Слово Божие (Ефес. 6:17).