Вадим Щербаков
Эта статья является продолжением двух предыдущих «Унываете? Не списывайте все на пандемию» и «Практика преодоления уныния и депрессии». В них автор настаивает на том, что уныние или депрессия, если исключить биологические причины, возникает от отсутствия значимых целей в жизни. В данной статье он предлагает несколько способов выбрать реальную и достижимую цель, и не сломаться на пути к ее осуществлению.
Радостная жизнь с розовыми слониками, хорошее настроение в животе или даже простое житейское “нормальное самочувствие” – это не противоположность депрессии или унынию. Состояние, которое, на мой взгляд, можно назвать антиподом депрессии – это:
Состояние постоянного движения к осознанным и осмысленным жизненным целям на всех уровнях человеческого бытия.
Осознавая и следуя целям на физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социальном и духовном уровнях, мы бьемся с апатией, главной проблемой депрессивных состояний.
Каждый отдельный уровень жизни, который мы включаем в процесс целеполагания, в нужный момент даст поддержку и опору для тех уровней, где мы ощущаем спад. В каждом просвете, который возникает после особо сильного нападения уныния, мы должны отдохнуть и, набравшись сил, немедленно обратиться мыслями к будущему и его целям.
Однако, постановка целей и движение к ним, при всей их полезности для жизненной структуры, является одной из самых сложных и даже, в некоторой степени, опасных затей, которые вы только можете предпринять. И вот почему.
Цель – это воспринятый идеал
Допустим, я увидел здоровенную статую Давида в музее и решил, что моей целью является тело, такое же худое и подкачанное, как у этой статуи. Здраво рассудив, что я вполне способен дойти до такой цели, я воспринимаю этот идеал, как свой. Так образуется цель (в данном случае связанная с моим физическим уровнем существования) — через восприятие идеального образа.
Однако, каждый воспринятый идеал имеет два лица. Первое, зовущее и манящее лицо, открывается в самом начале. Идеал обращает на себя внимание, зовет нас и привлекает чувство. Что-то очень глубокое в нас жаждет стремления к этому лицу идеала.
Тем не менее, у идеала есть и второе лицо – осуждающее. Этот взгляд судит, критикует нас, уничтожает нас в нашем несовершенстве. Каждый раз, стремясь к идеалу, мы сталкиваемся потом с его осуждающей стороной, и от того, как мы выдержим осуждающий взгляд Давида, зависит, сможем ли мы смотреть в будущее в контексте наших целей.
Мне печально иногда наблюдать, как многие люди борются с этим осуждающим взглядом идеала. Одни, чтобы избежать осуждения, настолько погружаются в уподобление идеалу, что это больше начинает походить на манию и одержимость. Другие проводят инфляцию идеального, пытаются изгнать идеальные образы из своих голов, считая, что если их не будет, то не будет и суда, который производит над ними идеал.
Если уж мы взяли пример со статуей Давида, то первый образ, образ одержимости идеалом – это бодибилдер, который идет на курс гормонально-заместительной терапии для роста мышц. Второй образ – это образ активиста “бодипозитивного” движения, отвергающий идеал и пытающийся принять себя “как есть”.
Суть обеих позиций одна – избежать любой ценой осуждающего взгляда идеала.
Но это две крайности. Основная масса людей защищается от идеалов неосознанным, но настойчивым размытием собственных образов будущего. Будущее в их сознании не формируется в конкретные цели, а когда формируется, то такая цель кажется то мелкой, то слишком недосягаемой, то не соответствующей им эмоционально, то слишком навязанной обществом, и поэтому вскоре отвергается.
Человек внутри себя понимает, что если идеал выявится и будет воспринят четко, явно и конструктивно, то, в случае провала затеи, будет крайне сложно это выдержать.
Умение выдерживать безудержный суд идеала – не отворачиваясь от него, не превращая жизнь в сплошную одержимость и не размывая в сознании образы своего идеального будущего, – это главный навык того, кто хочет думать о конкретном будущем, т.е. ставить цели и идти к ним.
Теперь вы понимаете, что я имел в виду, когда говорил об опасности, заключающейся в самом процессе постановки целей.
Если вы чувствительны к негативным эмоциям, если адаптировались к уничтожающей критике не самым лучшим образом, если понимаете, что вам гораздо легче отвергнуть идеал (и вместе с ним осознанное будущее на всех уровнях своей жизни), если знаете, что можете слишком увлечься — то вы в опасности провалиться в новый круг своего уныния непосредственно в процессе самой постановки целей на будущее.
Идеал – целебный яд, нужно быть крайне осторожными. Но также нужно понимать, что другого пути к осмысленной жизни и движению вперед — нет. Желаемое будущее не формируется без своего желаемого образа.
Несколько хитростей
У меня есть несколько хитростей, которые помогают справиться с осуждающим действием идеала, я опишу их ниже. Они, действительно, могут помочь, однако подозреваю, что такие методы индивидуальны, и каждому человеку нужно разрабатывать их самостоятельно. В целом, можно сказать, что само понимание двуликости идеала некоторым образом уже помогает совладать с последующей неизбежностью самокритики.
Итак, первое и самое очевидное, чем я занимаюсь в периоды обострившейся самокритичности – это пытаюсь понять адекватность уже воспринятых идеалов. Рынок идеалов весьма дикий, и, выбирая для себя образ собственного будущего, я всегда рискую нарваться на подделку. Абстрагированность от этого рынка и навыки самостоятельного мышления никогда не помешают.
Вторая хитрость, не менее важная, это осознание промежуточных целей. Возможность оглянуться назад и обозреть свой путь, понимание, что это достигнутое ведет вас к глобальной цели, а не непонятно куда – это невероятно мощная эмоциональная поддержка.
Мне кажется, что наиболее сильные и здоровые позитивные эмоции нас ожидают именно здесь, во время осознания движения к цели, а не когда мы достигаем самой цели. Причем работает это даже в том случае, если достижения очень небольшие, главное, чтобы они не были спонтанными, а стремились к осознанному идеалу.
Осознание того, что я не стою на месте, а нахожусь в движении, пусть и не быстром, к собственному идеалу – одно из самых насыщенных и великолепных переживаний, которые я когда-либо испытывал. Даже достижение самой цели не дает такой прекрасной эмоциональной поддержки.
И последняя хитрость – микрошаги. Даже в самые хмурые дни, когда ничего не хочется, и сил практически нет, я могу попросить себя сделать один маленький шаг в направлении своего идеала. Помыть хотя бы одну тарелку, небольшую, хотя бы с одной стороны, хотя бы плохо, из горы грязной посуды. Удивительно, но это помогает либо втянуться в позитивную сторону деятельности, либо дает ощущение, что все зависящее от вас вы сделали, и позволяет со спокойной душой предаться нормальному отдыху.
Как найти именно свои цели и идеалы – немного о выборе идеалов
Наверное, каждый задавался вопросом о том, к тем ли целям он стремится. Что лучше – купить квартиру или дом? Родить ли ребенка или сосредоточиться на карьере? Все эти и подобные им вопросы видятся муками выбора, хотя мне кажется, что в случае подобных дихотомий может помочь не выбор, как таковой, а прояснение, кристаллизация идеального образа, который вы видите в своем будущем, и тщательное рассмотрение этого образа. Неясность этого образа провоцирует мнимые муки выбора.
На мой взгляд, чтобы идеал будущего был настолько захватывающим, чтобы вы были увлечены им, настолько притягательным, чтобы вы начали тянуться к нему и следовать за ним, настолько явным, что у вас не осталось бы сомнений, такой идеал должен соответствовать некоторым критериям:
1. Идеал должен расширять вашу зону ответственности. Если ваш идеал будущего ничего не требует от вас самих, а вы находитесь только в роли потребителя какого-то блага – такой идеал не будет поддерживать и звать вас.
2. Идеал должен исправлять, хотя бы в малой степени, зло несправедливости или отчужденности этого мира и, разумеется, не приумножать существующее зло. Если верить Виктору Франклу, человек не может найти смысл только лишь внутри себя самого. Смысл всегда направлен на более широкий контекст, чем вы сами. Смысл выходит за рамки нас и является нашим личным ответом миру на его проблемы, запросы и чаяния. Идеал, не уменьшающий энтропию мироздания, не призовет вас к себе, и вы забудете о нем в скором времени, ведь такой идеал не имеет никакого смысла.
3. Идеал не должен многого требовать от других. Например, чтобы люди начали правильно сортировать мусор и заботиться о нашей планете, не загрязняя ее – в случае, если вы видите в своем идеальном будущем нашу планету зеленой и цветущей. Такой идеал опасен тем, что неподконтролен вам, задает тон пропаганды.Это не значит, что нельзя доносить свои идеи до других людей, но, на мой взгляд, опасно делать это центром вашего идеала.
Идеал, соответствующий этим правилам, сможет привлечь к себе. Он сможет поддерживать вас в трудностях и укреплять в периоды отчаяния. Подумайте о том, что в вашей жизни могло бы потребовать от вас ответственности, борьбы с несовершенством нашего мира, и что из этого зависит от вас лично? Вполне вероятно, что, хорошенько поразмыслив об этом, вы внезапно обнаружите, что совершенно точно знаете, что делать или, по крайней мере, к чему можно попробовать стремиться.
Итак
— Целеустремленность – состояние противоположное унынию и депрессии.
— Чтобы следовать целям, необходимо формулировать и прояснять собственные идеалы на всех уровнях своего существования. На физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социальном и духовном уровнях у нас могут присутствовать разные идеалы и, следовательно, цели.
— Сформулированный идеал и стремление к нему, как к цели, является основным инструментом, дающим человеку здоровые положительные эмоции на достаточно продолжительном отрезке времени.
— Необходимо понимать, что любой идеал не только влечет к себе, но и судит нас таких, какие мы есть сейчас, несовершенных. Наша задача — не отворачиваться от идеалов в их критической фазе и не потерять собственную волю, поддавшись сокрушающей критике идеала.
— Идеал, а следовательно и цели человека, могут быть патологически инфантильными. Нам необходимо всегда задаваться вопросом о том, ведет ли нас наша цель к большей ответственности за мир, близких и не является ли она попыткой манипуляции другими.
PS от Владимира Стрелова. Со всем сказанным можно согласиться — это весьма разумно. Мне как верующему человеку хотелось бы добавить, что я свои цели рассматриваю по отношению к главной цели — Богу. И тогда, как сам Вадим мне в свое время указал, не столь важно, где я Ему служу, и как. Главное, что в принципе я стараюсь служить Ему.
Здравствуйте, уважаемый автор!
У меня в связи с написанным вопросы.
1. Любая земная цель (выраженная в самом факте своего присутствия здесь, на земле) она конечна, а следовательно и является и является тем сам и недостижимым и ложным «иделалом»? Глобально считаю, что практически все земные цели (за исключением помощи и милосердия к ближним, и всего из этого вытекающего, включая детей, семью и пр. — это крайне важно) — они бессмысленны, даже если могут быть реализованы.
Что Вы думаете по этому поводу?
2. Может ли являться такой целью, таким «идеалом» Нагорная проповедь для падшего и несовершенного человека? Она, в принципе, во всей полноте, ведь не может быть нами достижима здесь на земле по причине нашего огромного несовершенства?
>Любая земная цель она конечна, а следовательно и является и является тем сам и недостижимым и ложным «иделалом»?
Любая цель конечна, вопрос не в ней, а в целовеке, который за ней идет. Такой человек, как можно предположить, не является «конечным». Для «вечного» человека слелование «конечным» целям — вполне душеспасительно. Любое следование к цели меняет самого человека, а следовательно причастно нетленному.
>Может ли являться такой целью, таким «идеалом» Нагорная проповедь для падшего и несовершенного человека?
Не может. Нагорная проповедь — это не цель, а принципы. Вы можете сформулировать цель, которая соответствует принципам нагорной проповеди, тогда она будет конкретна и объективна. Сами по себе принципы нельзя использовать как цель, они слишком неконкретны в приложении к конкретной ситуации. Мы берем принципы и уже на основании их ищем конкретную цель.
Спрашиваю, потому что в свое время много увлекалась и занималась вот этой самой постановкой целей (они тогда казались нужными и важными) и даже их достигала, но сейчас спустя время пришла вот к этому — конечности и ненужности практически большинства целей, которые мы здесь, на земле себе ставим, за исключением «Возлюби Господа Бога» и «Возлюби ближнего». Но как раз именно этого мы (я конкретно) мы и не можем (или можем, но как-то не правильно).
Заметьте, я нигде не писал, что именно достижение цели ведет к чему-то хорошему. Ведет к хорошему следование цели. Суть в том, чтобы постоянно идти, а не сесть на добытое и забыть обо всем.
>«Возлюби Господа Бога» и «Возлюби ближнего»
Это общие абстрактные принципы. Им еще предстоит превратиться к конкретную, адекватную цель.