В прошлый раз отец Матфей Бедняк (Матта Аль-Мескин) говорил об огромном значении псалмов в нашей жизни. В этот раз — о том, как мы можем прожить каждый псалом. Как молиться псалмами? Как слышать в них голос Христа? Ответы на эти вопросы ищем вместе с коптским подвижником.
Новый перевод статьи коптского монаха подготовил студент Колледжа «Наследие» Сергей Сарвадий. На русском публикуется впервые. Все проповеди и статьи отца Матфея, переведенные нашими студентами можно найти здесь
Псалмы в Церкви
Если говорить об использовании псалмов в Церкви, то нужно сразу отметить несколько важных для молящегося принципов: мы стоим в присутствии Божьем в духе Христа, мы обращаемся к Богу устами Христа, мы просим Бога во имя Христа, и, наконец, мы входим в обновленные — или даже заново сотворенные — отношения с Богом благодаря обновлению наших отношений со Христом. Я пою хвалы со Христом, разделяя Его уверенность. Благодаря Его вечной жертве я обретаю дерзновение — Христос становится Посредником, чтобы мое хваление было принято Отцом. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю (Ин. 14:13). Он даёт нам имя Свое как знак этого посредничества. И поскольку уста Его — то же, что и имя Его, они тоже становятся знаком посредничества, чтобы мы могли приносить молитвы Богу. Если я возношу хвалы во имя Христа, значит, я делаю это Его устами. Так хваление дарует нам великую меру дерзновения перед Богом. Поскольку Христос Сам молился псалмами, такое дерзновение становится нашим неотъемлемым правом. Другими словами, у меня есть законная привилегия и право предстоять перед Отцом во Христе, через Христа и со Иисусом Христом.
Тогда с учетом всего этого могу ли я утверждать, что в Библии место псалмов строго ограничено их положением между книгой Иова и Притчами? Ведь я нахожу их в Откровении, в Евангелиях, в Посланиях. Выходит, я не могу сказать, что Псалтирь это книга лишь Ветхого Завета. Все остальные книги Ветхого Завета — да, принадлежат Ветхому Завету, но не Псалтирь.
Христос молился псалмами в ночь Тайной вечери вместе с учениками. После трапезы они взошли на гору Масличную, воспев 117 псалом. Он начинается со слов благодарности [1], то есть, с евхаристии. В нем говорится: вяжите веревками жертву, ведите к рогам жертвенника. Какой таинственный псалом! Они славят Бога по дороге на гору Елеонскую, и Господь возглавляет этот хор. Он поет хвалы, и ученики отвечают ему. Из псалмов Он составляет самую настоящую литургию. Но что это за литургия? Она даже не ангельская. Она всецело божественная! Боже мой! Какое высочайшее значение обретают псалмы! Когда я размышлял над 117 псалмом, он превратился в моих глазах в псалом о божественном замысле. Для меня он стал молитвой, внушающей трепет, и теперь я со страхом перечитываю его.
[1] Ивр. hodu – славьте, хвалите, благодарите
Услышать голос Христа
Мы должны открыть для себя голос Бога, звучащий в псалмах, но такое открытие не может быть сделано без Христа, ведь Он — живой и сияющий — стоит в центре каждого из них. Если псалом посвящен благодарению, то Христос в Евхаристии и есть источник этого благодарения. Если главная тема псалма — это просьба, то Христос, раскинувший руки Свои на Кресте, и есть источник этой просьбы. Не забывайте: псалмы не свалены в кучу без разбора. Все они разделены по темам: благодарение, молитва, свободное хваление, божественная тайна и т.д. Нет ни одного псалма, в котором Христос не был бы источником его содержания и сути.
Например, слова Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих… (Пс. 50:3) ничего не стоят без Креста. Милость, о которой здесь просит автор, изливается на нас только из раскинутых на Кресте рук. Могу ли я принести песнь новую, кроме как в свете Воскресения и его радости? Может ли какая хвала быть новой, кроме как во имя Господа Иисуса? Поэтому я и говорю: Христос стал сутью и основанием каждого псалма. Без Христа псалом лишается царственных одежд — своего значения, своей силы и того личного откровения, которое нам предназначено.
Я говорил прежде, что в псалмах мы слышим голос Божий благодаря посредничеству Христа: в самом центре псалма мы открываем Его — живого и сияющего, и Его свет помогает нам найти себя в этом тексте. Псалом становится нашим собственным и глубоко личным богослужением, литургией нашей собственной жизни, которую мы каждый день приносим Богу. И это значит, что я приношу в жертву часть самого себя, часть моей жизни. “Разреши мне удалиться, Авва” — говоришь ты. Я отвечаю: “Куда ты идёшь?” “Я иду принести жертву”. “Жертву? Какую?” “Я иду молиться псалмами девятого часа”. Это жертва хваления, и она исполнена таинством. Приносимая мною жертва — это содержание всей моей жизни от момента, когда я был соткан в утробе матери, и до нынешнего часа.
И когда я встаю молиться псалмами, я не только приношу Богу свою собственную жизнь, но снова открываю для себя всю искупительную историю Израиля, а в нем одновременно вижу образ себя самого и всей Церкви. В псалмах я проживаю Исход. Я проживаю переход через Красное море. Я проживаю распятие Христа на Кресте. Через всё это я узнаю о моём спасении. Все Заветы Бога с человечеством отражены в псалмах, и я молюсь ими. В них вся история человеческого служения, принесенного Богу, и история Божьей милости, открывшейся перед человеком. Я живу этим спасением и становлюсь его участником. А кто участвует в спасении, тот содействует и его всецелому осуществлению.
Как думаешь, возможно ли, чтобы некий человек совершенно не содействовал спасению мира? Только в том случае, если он сам в своем спасении не участвует. Следующий вопрос: а если всё же участвует, может ли он при этом никак не влиять на спасение других? Это невозможно. Когда я стою в молитве и тружусь ради своего спасения изо дня в день, это будет влиять на спасение других, как и на спасении всей Церкви. Представь на секунду, что в Церкви нет ни одного человека, который бы спасался. Могли бы мы сказать, что в такой Церкви обитает спасение? А теперь представь, что каждый человек в Церкви хотя бы частично, но воплощает своё спасение. Такая Церковь наполнилась бы спасением! Видишь? Когда ты воплощаешь в жизнь своё спасение в прилежных молитвах и верности своему служению, ты взращиваешь свою собственную душу и одновременно наполняешь спасением всю Церковь!
Псалмы и Таинства
Если в Новом Завете псалмы составляют основу литургии, значит, они помогают раскрыть, каким образом Таинства действуют в нас и наполняют нас силой. Не может быть иной Евхаристии, кроме той, что заканчивается хвалением и псалмами. И это не моё личное мнение, а часть нашей традиции. Например, наша традиция запрещает служить Литургию, когда в храме хотя бы один человек сидит и плачет на задних лавках. Случилось, что я сильно поссорился с одним монахом, и он очень обиделся на меня. Люди причащались Святых Христовых Тайн, а он в это время так запел, словно началась Страстная седмица. Я сказал ему: “Перестань!” Он ответил: “Нет, так положено”. Я сказал снова: “Прекрати. Мы в молитвах говорим: Исполнились радостью уста наши, и язык наш — веселием! [1]” Я не потерплю такого скорбного и безрадостного пения в то время, когда приносится Жертва.
Также непозволительно, чтобы и после Литургии кто-то пребывал в печали и тоске. Это означает, что человек неподобающе причастился. Если ты должным образом принимаешь Святое Причастие и полностью позволяешь ему действовать в тебе, то едва ли ты сможешь сдержать свою радость. Ты даже улыбку не сможешь скрыть. Ты выйдешь из храма в состоянии восторга, волнения и радости. Ты будешь радостно вопить: Sotis! Amen! [2] Тебя по ошибке могут даже принять за протестанта, когда ты с такими воодушевлением будешь кричать о своем спасении. Как жаль, что во время литургии мы не можем произносить эти слова с ещё большей радостью!
Хваление, которое я возношу после принятия Причастия, это естественное выражение той перемены, того действия, которое Евхаристия производит внутри меня. Если же я вижу человека, возносящего хвалу, но который не участвовал в Евхаристии, я так же естественно спрошу его: А почему ты хвалишь Бога? Если хочешь славить Его как подобает, то сначала подойди и прими Причастие. Было когда-то время, когда монахи пропускали Причастие всего лишь для того, чтобы первыми подняться на солею и первыми начать что-то петь во весь голос. Слава Богу, такое больше не происходит. Мы действительно живём в благодатное время, и дух подлинного понимания проникает в нас. Знает Господь, как отчетливо я ощущаю силу и действие Святого Духа среди нас. Такое поведение, которое я описал выше, никогда не будет работать! Можешь ли ты по-настоящему радоваться, не участвуя в Евхаристии? Самые красивые хваления, какие я когда-либо слышал, произносились в алтаре во время литургии.
Если Таинство действует в нашей жизни, то и псалмы будут действовать в наших устах. Когда человек говорит мне, что он не чувствует “вкуса” к псалмам, я отвечаю, что ему, видимо, нужно заново креститься и отречься от сатаны. Особенно страшно мне от монахов слышать, что псалмы для них “безвкусны”. Повторюсь: псалмы делают явным действие Таинства, происходящее в нашей душе, и позволяют глубоко ощутить переполняющую нас силу Таинства.
Иными словами, сила Таинства достигает максимума через псалмы. Например, если монах приходит и говорит мне: Aвва, когда я принимаю Святое Причастие, я чувствую, как по мне разливается пламя. Как бы я хотел навсегда сохранить его в себе! Я отвечаю: Ты можешь — с помощью псалмов.
Если прибегнешь к словам этих возвышенных хвалений, то никогда не потеряешь той силы, которой сочетаешься в Таинствах. Звучит очень просто, но в этом есть глубокая тайна. Надеюсь, однажды ты сам почувствуешь это и поймешь, о чем я говорю, потому что на словах у меня никогда не получалось передать это.
[1] одна из молитв после Причащения в Коптской Церкви (см. Пс. 125)
[2] букв. Спасен! Аминь! Возгласы во время литургии в Коптской Церкви
Хвалите Бога во святых его
После принятия Причастия мы начинаем петь: Хвалите Бога во святых его [1]. Что это значит? Эти слова указывают на наше наследие: и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и каково богатство славного наследия Его в святых [2]. Есть такое толкование этих слов о наследии святых, которое меня сильно смущает. Оно исходит от нескольких очень уважаемых отцов, но совершенно переворачивает их истинный смысл. Они говорят, что Христос получает Своё наследие в святых. Но всё наоборот. Это означает, что мы можем получить наше наследие только посреди святых. Иными словами, лично я должен встать в ряды святых, чтобы получить свою долю наследия во Христе. Вне Церкви нет спасения [3].
Слова «хвалите Бога во святых Его» означают, что мы не можем хвалить Его в одиночку. Такое хваление не взойдёт перед Богом, не вознесется перед Ним, как сладкий дым кадильного ладана. Но если мы находимся среди святых и молимся, осознавая, вместе с кем мы это делаем, то тогда все наши общие хваления достигнут Господа.
Каждый псалом — это лестница, достигающая неба, и одновременно путь, нисходящий от Бога в наше сердце и во внутренние глубины нашего существа. Псалмы меняют и обновляют всё, что истлевает и распадается в нас. Когда ты стоишь на молитве, ты можешь внезапно почувствовать, как тебя охватывает пламя. И в тот же миг всё, что ты за целую жизнь не смог изменить в себе, несмотря на все твои труды, меняется в один момент без всякого усилия. Спасение, которому мы начинаем приобщаться в молитве хваления — в борьбе, в слезах, в терпении — Бог в конце концов делает севершенным, открывая Свое утешительное присутствие и даруя мирный дух. Обращаясь в молитве к Духу Святому, мы называем Его Защитником и Утешителем. Можно задаться вопросом: а каким образом Он утешает? И я отвечу: Он даёт нам почувствовать нашу Близость к Богу и свидетельствует о том, что наше спасение ближе к нам, чем тогда, когда мы впервые уверовали. Дух дает нам ощутить, что мы пребываем в Божьей любви и милости. Он свидетельствует о том, что мы идем по пути спасения.
[1] поется сразу после Причащения в Коптской Церкви (Пс. 150:1). В LXX, Копт. и ЦСЯ переводах — во святых. В Син. — во святыне.
[2] Еф. 1:18 — в греч. стоит предлог в, среди, между. В Син. использован предлог для. Примерно такой же смысл вкладывает в эти слова о. Матфей
[3] слова сщмч. Киприана Карфагенского
Что посеем, то и пожнем
Часто бывает так. Мы встаем на молитву и чувствуем себя при этом изможденными и обессиленными. Мы устали, ноги гудят, нервы на пределе. Несмотря на это, мы стремимся исполнить наше молитвенное правило. А в конце мы вдруг обнаруживаем, что душу и тело охватывает пламя, наполняющее нас силой. Желание присесть совершенно отступает от нас. Когда мы всё-таки присядем, созерцая это пламенное горение души, мы искренне удивляемся нашему начальному нежеланию молиться! Господи, даруй мне слова, чтобы уязвить всякую леность души! Ведь по ту сторону нас ждет разгорающееся пламя, и Дух, Который немедленно придет на помощь, если только мы будем настойчивым.
Что посеем, то и пожнем. Иногда мы молимся псалмами сквозь слезы. Мы приходим и начинаем стонать: Авва, мы так устали. Да и времени нет. Темно уже. Ночь на дворе, а ты говоришь нам зажечь огонь. Даже спичку зажечь сложно. Где мы найдем светильник? Да, как я говорил, сквозь слезы мы молимся псалмами. Но вдруг… Какая радость открывается, когда псалом прорастает прямо в нашем сердце! Во всём мире нет такого растения, которое будучи посеянным, могло бы уже через пару часов принести плод. На такое способны только псалмы.
Насколько неизменно мы побуждаем себя к молитве, настолько же неизменно Бог изливает на нас Свою благодать. Если мы всё же решаемся молиться, несмотря на отсутствие вдохновения, настроя и внутреннего мира, Господь никогда не допустит, чтобы наша молитва оказалась пустой тратой времени. Поразмысли как-нибудь над этим духовным законом. Когда ты молишься, прилагая усилия, вопреки усталости, ты тем самым незримо призываешь Духа Святого. С каким постоянством ты это делаешь, с таким же постоянством и Он дарует тебе утешение. Его постоянство сочетается с твоим.
Дух Святой постоянен и потому утешает, укрепляет и вдохновляет нас. И более того — Он исцеляет нас. Как часто бывает так, что человек начинает молитву, будучи физически больным, а когда заканчивает ее, оказывается здоров. Я знаю одного человека. Однажды его ужалил в шею скорпион, и его шея раздулась. Ты знаешь, насколько опасны укусы именно в область шеи, ведь это очень близко к мозгу. Он вошел в свою келью, чтобы помолиться, и сказал: Господи, Податель всякого блага! Неужели вправду Ты не дашь мне даже помолиться? Он зажал рукою воспалившееся место и начал свое обычное молитвенное правило. А когда он закончил, то не смог найти ни шрама от укуса, ни даже ранки от него.
С чего начать?
Молитву же нужно начинать так: встань ровно, в подобающую позу. Не следует молиться, скрестив ноги или прислонившись к стене, или опершись на какой-нибудь стульчик. Если без стула я упаду, то тогда, конечно, нужно опереться. Но лучше без него обойтись, если возможно. Наша поза должна выражать благоговение, почтение и определенный трепет. Подобающее положение во время молитвы позволяет мне услышать ответ или даже ощутить незримое действие Духа. Если стоять в беспечности, толку не будет.
Возлюбленные отцы, я рассказываю вам об этом не для того, чтобы устрашить или опечалить, или усложнить вам жизнь. Поймите, что Духу невозможно действовать в сердце человека, если он становится на молитву в беспечности или в негодовании, или в озлоблении. Сердце наше должно быть полностью очищено. Когда мы приветствуем друг друга лобзанием святым — aspazeste — например, готовясь к Евхаристии, мы должны помнить, что это лобзание истинной любви, которую имеем между собой. Это не шутка и не пустой обряд. Мы с братом не просто жмем друг другу руки. Это настоящее святое целование, которым мы повергаем врага нашего под ноги наши. Между мной и братом моим должно быть полное взаимопонимание.
Если ты встаешь на молитву пред Богом, и сердце твое пребывает в мире со всеми людьми, и свободно от всякой горечи, то Дух Святой совершенно точно дарует тебе утешение, и благословит, и поведет тебя дальше, чтобы ты возрастал день ото дня.
Скажи мне, почему бывает так, что хваление начинается и заканчивается без результата? Это происходит от безразличия, лени и желания прислониться к стеночке. Как только молитва заканчивается, ты вдруг снова полон энергии. Почему так? На молитве ты чувствуешь себя сонным, выжатым, переминаешься с ноги на ногу, но как только заканчиваешь, ты выходишь из кельи и с легкостью можешь целый час проболтать с братом! Послушайте, дорогие отцы. Бывшие до нас учили, что внимательное стояние ведет к вниманию сердечному, а внимание сердечное ведет к видению действия Духа Святого в нас.
Я попробую показать это на примере. Господи, дай мне мудрости! Это как лампочка, которая не горит. Я прошу отца Сильвания пойти и посмотреть, что с ней, а он возвращается и говорит, что у нее мощность не та. В нашей электросети напряжение 220 В, а лампочка рассчитана на 110 В. Я спрашиваю отца Сильвания, почему это так важно. Он отвечает, что сеть обеспечивает лампочку энергией, чтобы светить. Если мощность лампочки не соответствует, подаваемая энергия будет тратиться на тепло и теряться. Спираль в лампочке перегорит и станет бесполезной.
Так же и грех разъедает спираль нашего сердца. Что происходит с душой, отягощенной, например, обжорством? Спираль делается негодной: по ней плохо течет ток, и подаваемая энергия теряется. В итоге свет не светит. Именно так, возлюбленные, происходит и с таинственными трудами Духа Святого в сердце человека. Если сердце правильно настроено и правильно воспринимает энергию, подаваемую Духом Святым, оно будет источником света и тепла для других. Но если сердце человека не рассчитано на такую мощность Духа Святого, как он вообще сможет что-либо воспринять? Лампочка подключена, но она не светит. Ты можешь сказать, что это перебои в сети, или с генератором проблемы. Но я отвечу, что генератор работает нормально. Сунь палец в розетку и сам это поймешь. Просто лампочка не рассчитана на такое напряжение.
Это не просто забавная аналогия, а настоящий духовный закон. Если хочешь, я могу выразить его более простыми словами: на молитву надо становиться с вниманием, с чистым и бдительным сердцем, и чтобы душа была в мире со всем творением. Святой Исаак Сирин говорит, что человек должен примириться со всяким творением, пресмыкающимся по земле. У тебя не должно быть и тени неприязни даже к самой маленькой букашке. Если между нами и какой-либо частью творения есть вражда, то через лампочку нашего сердца никакой ток течь не будет. Попробуй сам. Если ты стоишь на молитве, и тебя донимает назойливая муха, размахнись и прихлопни её. Посмотрим, сможешь ли ты после этого молиться. Твоя злость на муху лишит молитву жизненной силы. Странно, не правда ли? Но когда сердце, разум и тело пребывают в трепете, Дух Святой не встречает препятствий на Своем пути. Им просто неоткуда взяться. Ты обязательно почувствуешь действие Духа Святого в тебе, обретешь в Нем радость и будешь рассказывать о Нем другим.
Найти свое место в каждом псалме
Повторюсь, необходимо понять, что Псалмы не просто одна из книг Ветхого Завета. В них отражение всех Божьих заветов с человечеством во всех поколениях. Поэтому мы обнаруживаем цитаты из псалмов по всей Библии. Воистину, Псалтирь не имеет границ. Духом Святым собраны в единое целое все эти молитвы, просьбы и хваления. Осознав это, мы поймем, что просто обязаны уделять самое пристальное внимание псалмам и использовать Псалтирь для изучении всей Библии.
Одной из причин моей глубокой увлеченности Псалтирью была её глубокая связь с остальными книгами Библии. Хотя человеку, который не так близко знаком с псалмами, они покажутся чем-то незначительным. Чтобы полностью охватить всю глубину и широту псалмов, их нужно изучать параллельно с остальными книгами. Если у вас есть Библия с параллельными местами, следуйте по ссылкам и смотрите, куда они вас приведут. Так вы сможете открыть для себя эти связи самым простым способом из всех возможных. Начинающему монаху я бы не советовал пользоваться Библией без параллельных мест. Без их помощи вы просто будете терять время — дни и годы — и множество сил потратите впустую. Когда вы начнете понимать, откуда взялся каждый псалом и с какой целью он написан, Псалтирь обретет больший вес и ценность в ваших глазах.
Найди свое место в каждом псалме. Помимо того, чтобы соотносить псалмы с конкретными библейскими событиями, соотноси их с собой. Пусть через них раскрываются события твоей собственной жизни. Тогда ты сможешь подняться выше. Я показал бы это на примерах, но сделаю это позже, когда будем исследовать каждый псалом детально. Пока мы ограничимся лишь общими сведениями.
Итак, я предложил вам эти основные рекомендации для чтения Псалмов. С их помощью сердце ваше наполнится радостью, а душа найдет себе пищу — именно это меня больше всего заботит. Как я уже говорил, я не проповедник и не профессор. Я всего лишь странник на этом пути. Я указываю тропы, по которым и сам хожу, и я говорю: «Пойдем! Вместе пойдем ходить теми путями, которые нам показали Отцы!»
Такое духовное странствие сегодня стало редкостью. Еще прежде пророка Малахии было сказано: Слово Божье было редким в те дни. Редким, драгоценным, желанным… Но разве сегодня к слову Божьему относятся как к драгоценности? Библейские исследования и их преподавание сегодня раздуты до абсурдных размеров. Абсолютно любой человек сегодня может учительствовать и писать комментарии. Но где же странствие? Мы действительно идем след в след за Христом по этой Божьей тропинке? Вот это настоящая редкость в наши дни.
Молю Господа даровать нам время мирное и спокойное, а мне сил повторять такие же встречи как сегодня. Положите эти слова в сердце ваше и обратите их в молитву, чтобы вам внимательнее относиться к своему спасению, чтобы нам внимательнее относиться к нашим ежедневным трудам и служениям, и чтобы всем нам возрастать в любви друг ко другу.
Матфей Бедняк, из книги «Слова для нашей жизни» , 1973 г.