В прошлой статье отец Матфей Бедняк (Матта Аль-Мескин) размышлял о том, как мы можем каждый псалом сделать частью нашей жизни. Сегодня разговор будет более глобальным. Для чего христианам вообще нужен Ветхий Завет и Псалмы в частности? Каково наше отношение к ним? Как Псалмы связаны с действием Духа Святого? Как Псалмы раскрывают смысл литургии? Новые вопросы требуют новых ответов.
Новый перевод статьи коптского монаха подготовил студент Колледжа «Наследие» Сергей Сарвадий. На русском публикуется впервые. Все проповеди и статьи отца Матфея, переведенные нашими студентами можно найти здесь
Братья, давайте продолжим наши размышления о Псалмах. Есть одна идея — весьма распространенная среди тех, кто предпочитает размышлять лишь мозгами, а не сердцем, и кто к учению Отцов и к духовным вопросам относится с пренебрежением. Эта идея требует ответа. Мне следует упомянуть о ней в нашей беседе, чтобы немного разгрузить ваш пытливый разум. Люди рассуждают так: если Псалмы относятся к канону Ветхого Завета, а мы живем уже в Новом, значит, Псалмы не представляют особой ценности для нашего духовного опыта. На это я отвечу, что Ветхий Завет остаётся ветхим лишь в том случае, если мы читаем его без Христа. Узнав Христа, мы начинаем видеть его в совершенно ином свете. Для тех, кто ещё не принял Христа — например, для иудеев — Завет остается прежним: он прочно связан с реалиями скорее древнего мира, нежели современного. Но когда открывается Христос — исполнение всего символизма Ветхого Завета — тогда и сам символ меняется от прежней жизни к чему-то живому и новому.
Когда Ученики пребывали с Господом нашим на земле, из их вопросов о Царстве было ясно, что они не понимают подлинный смысл Божьего спасения. В ветхозаветный период народ Израиля видел спасение, как историю, которая разворачивается прямо здесь — во времени, в нашем мире. Например, после перехода через Красное море весь народ возносит великолепную хвалебную песнь, которую мы все прекрасно знаем (Исх. 15:1–18). Они только что добрались до берегов Синая, и в этот момент Мириам, сестра Моисея, берет в руки тимпан и начинает петь и танцевать. Песня получилась нестройной, нескладной, но она точно стала одним из самых великих хвалений во всей Библии. Народ радостно подхватил её — просто потому что они достигли Синая. Спасение для них означало свободу от рабства, а мысль о духовном спасении и вечной жизни с Богом была им еще незнакома. Когда же Христос пришёл, чтобы возвестить им об этом, они оказались неспособны понять Его. Они предпочли остаться со своими прежними земными представлениями и отказались поверить в духовное спасение.
А наше с вами состояние сегодня должно быть другим. Утром мы с вами радостно пели песнь Моисея (Пс. 89)[1]. Наверно, наша радость была не такой сильной, как у них: в тот день они танцевали с барабанами и бубнами в руках. Но мы поём хвалу, понимая духовную суть этой песни. На самом деле, смысл спасения в Ветхом Завете и в Новом один и тот же — это Сам Христос. Вы помните, что говорил апостол Павел? «Пили они все от из одного духовного источника, из скалы, которая сопровождала их, — скалой же той был Христос» (1 Кор. 10:4)[2]. Эта скала была для них величайшим спасением, но лишь как источник воды — ведь они умирали от жажды. Так перед нами, возлюбленные отцы, открывается вся мелочность человека. Ради глотка воды человек готов петь, танцевать и каждый год в честь этого события устраивать праздник.
Но что сегодня? Мы знаем духовный смысл всего этого. Знаем, что скалой был Христос. Что пьющий воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек (Ин. 4:14). Что он будет не только пить, но сам станет источником воды живой. И, несмотря на причастность к этим великим тайнам, мы даже не шелохнемся — мы не пускаемся в пляс, как это делал народ Израиля в прежние времена. А когда нам случается увидеть другого монаха — чуть более выразительного и усердного в своем хвалении, — мы бурчим себе под нос и говорим: “Ну зачем столько эмоций?” Ну что же… Попробуй для начала поискать ответ среди тех тайн спасения, которые были открыты именно тебе. Когда Мириам пела, она не думала о том, что делают другие — просто душа её восхваляла Бога.
Вот разница между нами и народом Израиля. И это прискорбно. Народ Израиля кричит от радости, потому что обрел спасение на земле. Как же великолепно их хваление! А затем они словно передают его нам, говоря: «Дети, примите от нас эту песнь и молитесь в духе!» Но мы явно не дотягиваем до их уровня. Можно ли еще более наглядно явить нам нашу немощь? Я пытаюсь показать вам, какой слабой стала Церковь.
Но так было не всегда. Изначально Церковь[3] была пропитана хвалениями. Вспомните песнь Пресвятой Богородицы: “Прославляет душа моя Господа, и дух ликует и радуется Богу, Спасителю моему” (Лк. 1:46,47). Это стройный, ритмичный псалом на библейском иврите, который Матерь Божья произнесла, исполнившись Духом Святым. И песнь Захарии (Лк. 1:67–79), воспетая им в Духе — это псалом. Эти молитвы и все остальные, похожие на них, тоже являются псалмами. Кстати, было бы неверно говорить, что у нас есть всего лишь сто пятьдесят псалмов. Мы себя обманываем. К ним необходимо причислить не только песнь Богородицы и молитву Захарии, но и первую главу Евангелия от Иоанна. Почти никто не замечает, что Евангелие от Иоанна начинается с псалма. Это настоящая поэма. Послушайте:
В начале было Слово,
И Слово было с Богом,
И Слово было Бог.
Оно было в начале с Богом,
Все чрез Него возникло,
И без Него ничто не возникло, что возникло.
В Нем была жизнь,
И жизнь была свет людям.
И свет во тьме светит,
И тьма его не познала.
Вы чувствуете поэзию? А ведь это только перевод. Если бы мы взяли оригинальный греческий текст, то поэтическая составляющая стала бы более очевидной. А если мы обратимся к книге Откровения, то обнаружим в ней от двадцати до тридцати различных псалмов.
Простите, что повторяюсь, но мы — монахи — сегодня не только разучились правильно читать Псалмы, но ещё и ворчим, что они трудны для понимания: “Я не понимаю их, Авва, и не вижу в них никакой красоты”. Мы не можем достичь даже той земной радости, которой Израиль радовался в день своего чудесного спасения. А ведь нам дано гораздо больше — нам дано вечное спасение и Кровь, которая очищает нас. Всё это даровано нам вопреки нашему упрямству.
Помните, как раньше матери водили детей мыться в баню в конце недели? Наверное, сейчас так никто уже не делает, но в те времена, если ребёнок не хотел мыться, мать задавала ему хорошую трепку. Она хватала его и вела мыться, несмотря на крики и нытьё. Мне представляется, что и Дух Святой действует таким же образом. Он погружает нас в крещальную купель, чтобы мы очистились в водах вечности, несмотря на наши крики, и в дальнейшем продолжает очищать и исправлять нас, а мы в это время стонем и причитаем.
Итак, наша жизнь наполнена действием Духа Святого, и при этом мы совершенно не ценим псалмы. А ведь слова псалмов и их отзвуки должны постоянно наполнять Церковь. Я не говорю, что Церковь должна сочинять псалмы, потому что их невозможно сочинить — нет таких методов. Каждый раз они рождаются спонтанно по вдохновению от Духа. Именно поэтому во многих псалмах нет четкой структуры и привычных для нас рифм, но при этом в них ощущается лирическое или музыкальное движение. Когда-то и коптские гимны в нашей Церкви создавались подобным образом.
Таким же вдохновением были наполнены и слова евхаристической молитвы. Сегодня священник должен помнить их наизусть, но раньше они никогда не заучивались. Более того, они никогда не записывались! И самое удивительное — каждый раз они произносились по-разному! Раньше было так: епископ вставал и в евхаристической молитве свободно приносил всё, что открывал ему Дух. Постепенно отбирались и записывались самые красивые и возвышенные слова, которые и были установлены в качестве официальных. Всё это происходило подобно тому, как псалмы собирались в одну книгу: когда-то люди свободно молились в Духе, но когда общение между человеком и Духом замедлилось, нам пришлось обратиться к сокровищам отцов наших и снова начать молиться их словами, но уже от своего имени.
Если человек искренне возносит слова хваления, его дух будет возрастать. Следует уделять пристальное внимание тем словам, которые произносишь. Более того, к ним нужно прибавлять ещё и слова из своего сердца. Это по большей части относится к твоему личному правилу, когда ты молишься один у себя в келье. Пропев написанный стих, ответь на него своим собственным — и это будет точным выражением того, что рвется из твоей души. О преподобном Макарии Великом говорили, что к его келье вела тропинка, и он, идя по ней, повторял двадцать пять молитв, которые сам же и сочинил. Августин пишет, что его молитвы были, как стрелы, пущенные прямо в небеса. Этими же стрелами был уязвлен и попаляем дьявол. Видите? Так раньше жила вся Церковь и её монахи — они жили псалмами изо дня в день. А тут мы — в конце времен только-только начинаем изучать, что же написано в книге Псалмов!
Полагаю, теперь нам должно быть стыдно называть Псалмы ветхозаветной книгой. Слово Божье не истощается и ветхим не становятся. Великий план Божьего спасения охватывает все книги Библии, новые и старые, и пути Его значительно превосходят ожидания и представления человека. В Послании к Евреям апостол Павел приводит обзор различных мест из Писаний Ветхого Завета и показывает, как они преображаются в новозаветную истину. Он говорит о жертвах, о крови, о священстве, о том как служение множества смертных первосвященников сменяется служением единого бессмертного Первосвященника нашего. И так Павел практически весь Ветхий Завет превращает в книгу Нового Завета. Кто не чувствует вкуса к Ветхому Завету или думает, что не в силах разобраться в нем, пусть прочтёт Послание к Евреям.
Как-то раз один человек спросил меня: «Авва, можешь ли ты открыть секрет, как стать святым? Как всегда быть в Божьем присутствии?» Я сказал ему, что мой ответ будет предельно прост, но над ним нужно внимательно подумать, чтобы осознать всю глубину. Секрет святости состоит в том, чтобы среди множества прочих вариантов всегда выбирать Бога. Выбирать Бога! В какой бы ситуации ни оказался человек, он всегда оказывается перед выбором: Бог или мир, Дух или плоть, жизнь по Его заповедям или жизнь по законам века сего — это противостояние неизбежно. Поэтому секрет святой жизни сводится к одному: Что ты выбираешь? На чьей ты стороне? Невозможно выбирать иногда так, а иногда иначе. Ты не можешь сегодня выбрать правильный путь, а завтра — неправильный, а затем, споткнувшись, сидеть в луже и ждать, что тебе откроется тайна святости. Нет. Это союз. Это обещание — требующее напряженной внутренней борьбы — всегда избирать путь Божий. Неважно, какова цена. Даже если это будет стоить жизни. В этом весь секрет пребывания в Божьем присутствии.
Каждый раз, когда возникает желание молиться псалмами, нам открывается возможность войти в Божье присутствие. Единственное, что требуется, это отбросить покрывало, которое когда-то было на очах Израиля и которое мешало им обратиться к их Богу. Оно и на нас сегодня лежит. Что же это было за покрывало? Это было не что иное, как стремление Израиля к материальным благам. Богатство, власть и почести — вот что было им по сердцу, и в своих желаниях они больше руководствовались этими земными вещами, а не духовными принципами. Их свадьбы и похороны были долгими и зрелищными. Их постоянно влекло к плотскому. И всё их общение с Богом сводилось к вещам сугубо материальным. Они бежали к Нему за благополучием, за чадородием, за успехом в делах. Ах, если бы с наших глаз это покрывало просто свалилось! Тогда Псалмы стали бы для нас звуками небесной музыки, от которой воспарил бы дух наш.
Ты скажешь мне: “Ну хорошо, Авва, это всё очень красиво звучит. Но не мог бы ты привести какой-нибудь пример, чтобы нам лучше понять тебя?” Пожалуйста, вот он. Представь, что священник во время литургии вышел бы и прочитал Евангелие, не прочитав сперва псалом[4]. Что произошло бы дальше? Все диаконы хором обрушились бы на него, говоря, что сначала надлежит прочитать псалом. Если священник ответит: “Неважно, я сразу начинаю с Евангелия!” — они скажут ему: “Нельзя читать Евангелие, не прочитав псалом!” Псалом выступает в качестве торжественного марша, объявляющего о приходе Царя, ведь в псалмах нам таинственно открывается Христос. Как только прозвучал псалом, священник сразу дает мессианский возглас: “Благословен Грядущий во имя Господне!” И всё это созвучно словам: Поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь славы (Пс. 24:9).
Теперь вы видите, как тесно переплетены между собой псалмы и Евангелие. Ранняя Церковь утвердила за Псалмами первое место среди всех книг Писания, предсказывающих приход Христа. Когда вы будете читать Отцов, которые размышляли о рождении Господа — неважно, будет ли это Афанасий Великий, Кирилл Александрийский или кто-то ещё — вы обнаружите, что три четверти всех приводимых ими пророчеств составляют цитаты из псалмов.
Псалтирь — это книга, которая требует, чтобы читающий или молящийся был настойчивым. Да, настойчивым! Стучите, и отворят вам (Лк. 11:9). Но в какую дверь мы стучим? Это дверь Единого Благого и Милосердного, Который никогда не откажется отворить. Это дверь милости, и она всегда открыта для того, кто просит по-настоящему. Я по себе это знаю. Ни разу в жизни моей не было такого — Господи, услышь свидетельство мое — чтобы библейский стих, который не дает мне покоя и к которому я приступаю, испрашивая у Господа благословения и милости, в конце концов не открылся бы мне по неотступности и настойчивости. И наоборот: если человек открывает Библию с сердцем беспечным и равнодушным и просто глазами пробегает псалмы без серьёзного размышления над ними, то его урожай будет скудным.
Я повторю ещё раз: качество наших отношений с псалмами не зависит от нашей учености и знаний. Оно зависит от настроя нашего сердца в отношениях с Господом. Если какие-то знания оказываются полезными, я использую их — в основном для того, чтобы обеспечить более широкий простор, в котором сердце может прокладывать свой путь. Сами по себе знания и библейские исследования никакой ценности не имеют. Но сердце чистое, крепко прилепившееся ко Христу — вот наша главная ценность. Если меня раздирают обиды, то невозможно мне как прежде ощущать действие Духа. А если я ощущаю преграду между мной и Духом, то невозможно мне как прежде возрастать в добродетелях. Я могу пребывать в самых блистательных глубинах созерцания, но если я раздражаюсь или злюсь на кого-либо, в тот же миг мое духовное видение запинается, и вот — я ни слова не могу написать и подумать ни о чём не могу. Тогда я закрываю перед собой Книгу и предаю себя Господу Богу. Сознание мое — ясное, и знания мои — все при мне, но Духа я не слышу.
Таким образом, у нас нет оправдания, если мы отворачиваемся от Бога. Представьте, что у вас есть друг — прекрасный человек, открытый, дружелюбный, порядочный, воспитанный, культурный, образованный… Конечно, вы будете относиться к нему с должным вниманием. Вы будете ценить дружбу с ним, и он для вас будет самым дорогим другом. Всё ваше общение с ним будет наполнено взаимным уважением. И если однажды вы сделаете что-то не так или ляпнете что-нибудь неуместное и вдруг заметите тень огорчения на его лице, вы сразу же пожалеете о сделанной глупости и постараетесь никогда снова не совершать таких оплошностей.
Возлюбленные, то же самое касается и наших отношений с Духом. Дух требует, чтобы наши отношения с Ним были глубокими. Он хочет, чтобы мы осознавали великую ценность этой дружбы, осознавали необходимые от нас послушание и открытость к Его действию. Он желает, чтобы мы были внимательными в исповедании наших неправых деяний и неустанно возвращались на путь истины. В противном случае единственными, кому от этого будет горько, становимся мы сами. Мы очень много потеряем, и нет нам в этом прощения.
Я скажу, что нам следует высоко ценить и наши отношения с Псалтирью. Эти отношения определяются не количеством выученных наизусть псалмов и не количеством прочитанных толкований. Наши отношения зависят от нашего постоянства — как часто мы обращаемся к Псалмам в течение дня и ночи. Практически не бывает такого, чтобы человек изо дня в день снова и снова молился некоторым псалмом, и при этом не получил хоть какого-нибудь благословения. Необходимо лишь быть последовательным и искренним.
Позвольте мне ещё раз повторить, что псалмы предназначены вовсе не для безразличных людей, но для тех, кто готов воспринимать их серьёзно. Мы готовы? Не многовато ли это для нас? Духом Святым вы можете прямо сейчас погрузиться в их глубину, если вы, отказавшись от прежней жизни и прежнего образа мысли, встанете на колени перед Богом со словами: “Господи, я хочу начать всё заново”. Но это возможно для начинающего. А что касается человека опытного, уже ходившего этим путём, то его ждут суровые последствия.
Кстати, мне нужно предостеречь вас. Когда человек только начинает свои отношения с Богом, его дела идут достаточно гладко. Но если он уже некоторое время идёт по этому пути и всё равно совершает ошибку, он получит хорошую трепку. Уж поверьте. Не нужно думать, что жизнь — это легкая прогулка, и что человеку, получившему множество духовных Даров, всё будет сходить с рук. От всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк. 12:48). Но одновременно с этим, Дух с кротостью и нежностью заботится о душе трепетной, о несчастном грешнике, который падает ниц в раскаянии и сожалении перед лицом Божьим. Прежде чем он успеет подняться с колен, Отец заключит его в Свои объятия. Прежде чем он начнет свой плачь, Отец отрёт всякую слезу его. Прежде чем он попросит, Отец даст ему больше, чем он просил.
[1] Устав большинства монастырей в Коптской церкви включает чтение Пс. 89 в число молитв Первого часа
[2] Аллюзия на Исх. 17:1–7. Чтобы напоить народ в пустыне Моисей по слову Господа ударил жезлом в скалу, и из нее потекла вода
[3] В том числе и ветхозаветная Церковь
[4] В Коптской литургии перед Евангелием обязательно читается псалом. Он служит пророческим и лирическим основанием для дальнейшего чтения Слова Божия. Псалом и Евангелие составляют нераздельную литургическую единицу.