Матфей Бедняк (Матта Эль-Мескин) — один из духовных лидеров Коптской Церкви ХХ века. В 1949 г. он, преуспевающий фармацевт, услышал призыв Господа полностью посвятить свою жизнь Богу, и, пожив немного в монастыре, ушел в пустыню на 12 лет. Постепенно к нему присоединились и другие братья, а в 1969 г. тогдашний глава коптской Церкви призвал эту общину восстанавливать монастырь св. Макария, который впоследствии стал центром духовного возрождения всего Египта. О. Матфей широко известен как богослов и духовный наставник, был одним из кандидатов на престол Коптской Церкви. Размышления о. Матфея о чтении Писания доступны в блоге Колледжа (см. «Как читать Библию»).
Данная статья представляет собой перевод главы 7 «Покаяние» из книги о. Матфея «Общение любви». На русском языке публикуется впервые. Перевод подготовил Сергей Сарвадий, студент Колледжа «Наследие».
Покаяние это вторая победа веры, новое свидетельство и исповедание
Человечество уже в первые века ощутило радость веры, а затем через свидетельство мучеников наполнилось новой жизнью и в вере утвердилось. Но если говорить об эпохе покаяния, то она ещё только ожидает нас. Несомненно, эта духовная эпоха будет одной из самых плодоносных. Она будет не менее радостной и плодоносной, чем прежние, если покаяние будет осуществляться должным образом.
Покаяние это не что иное, как вторая победа веры, и само по себе оно является новым свидетельством и исповеданием. Когда человек возвращается к вере, которую когда-то имел, то по сравнению с её первым обретением это приносит ещё большую радость. Посмотри, как радовалась вдова, когда нашла потерянную драхму (Лк. 15:8–10). Посмотри, как радовался пастырь, когда нашёл единственную заблудшую овцу (Лк. 15:4–7): о ней он радовался больше, чем об остальных девяноста девяти, про которых знал, что они в овчарне. Господь учит нас, что для Него возвращение кающегося в Его объятия по своей силе и славе равноценно радости хозяина, когда вся его овчарня (вся Его Церковь) собрана вместе.
Бог удваивает славу кающегося, удваивает его счастье, наслаждение и радость, чтобы грешник, возвращаясь в объятия Христа, не был подавлен или смущен, чтобы слава Креста восторжествовала над позором греха, и чтобы в итоге явилась слава кроткого Бога, готового оправдать нечестивого. Мир едва ли заметит раскаявшегося грешника, но Библия говорит, что небеса с радостью встречают его покаяние и веселятся о его оправдании. Словно покаяние это самый великий труд, которым люди могут гордиться. Ведь кающийся это тот, кто откликнулся на силу Божьего прощения и оправдания, и таким образом через страдания получил плоды Креста и освящение от Господа. Видишь, какую радость может доставить сердцу Господа и всем небесам один раскаявшийся человек!
Когда святые поняли, какая слава открывается через покаяние и сожаление — слава, изначально предназначенная грешникам, блудникам и лентяям — они тотчас «украли» её и стали хитро и ловко подчинять себя суровой дисциплине покаяния, как если бы они сами были лентяями. А люди, глядя на них, могли подумать, что покаяние и сожаление — это работа лишь для святых и праведных!
Что же до нас, несчастных, мы думаем, что именно наша праведность представляет нас перед Богом, и наши добродетели, благочестие, ученость, служение и усердие делают нас достойными общения с Отцом Небесным. Мы не понимаем, что «всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13), что у нас нет ничего доброго, с чем мы могли бы приблизиться к Господу: «нет праведного ни одного» (Рим. 3:10), и что «вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис. 64:6).
Если бы мы только поняли, что Христос пришел «оправдать нечестивого» (Рим. 4:5), назвать «не возлюбленную — возлюбленной» (Рим. 9:25). Если бы мы смогли увериться в этом, мы немедленно отрешились бы от всей нашей праведности, от всякого ложного благочестия и самодеятельности, и сразу предстали как нечестивые, не считая ни грех свой слишком великим, чтобы он мог быть омыт Кровью Христа, ни нечистоту нашу слишком тяжелым бременем для Его любви.
Оправдывать нечестивого вовсе не наша забота — мы не можем этого сделать. Это действие Бога, Его сверхъестественная способность, непостижимая для нас. Это богатство небес, изливающееся вместе с Кровью Христа в наши сердца. Это богатство предложения и абсолютной щедрости. Это доброта Бога вперемешку с ошеломляющим состраданием и любовью — любовью такой великой, что в своем стремлении она перешагнула через себя. Такой великой, что она отказалась быть милосердной к себе самой и предала себя на крест ради страдающих грешников.
Оправдание нечестивого это Божья тайна, одна из глубочайших тайн спасения. Для нас было бы достаточно даже простой веры в саму способность Бога оправдать нечестивого. Такая вера уже сама по себе вменилась бы нам в праведность. А если бы мы пришли к Богу как люди нечестивые, но верующие в то, что Он предназначил нам быть оправданными в Его способности оправдывать и освящать… Если бы мы так сделали, это сразу привело бы нас в самое сердце непостижимой тайны спасения: Иисус Христос пришел в мир спасти грешников!
Грешников! Да, грешников, которые словно состоят из мерзости, смешанной с похотью, злобой, тщеславием и болезненным опытом распутной жизни. Грешник, который отвратителен и для других людей, и для себя самого — он и есть главная причина пришествия Христа в мир.
Грешник, который из-за греха чувствует внутри себя абсолютную пустоту, полное отсутствие святости, чистоты и торжественной радости, грешник, который ощущает себя в кромешной тьме, который отрезан от надежды на спасение, от света жизни и от общения святых — он и есть тот друг, которого Иисус пригласил на трапезу, которого искали по дорогам и изгородям, которого попросили быть другом на Его свадьбе. Он и есть наследник Божий. Бог обещает не вспоминать ни одного из его грехов, но предать их забвению, чтобы они исчезли, как летнее облако под яркими лучами солнца.
Разве не за него распялся Христос и претерпел страдание и отвержение?
Христос открывает нам Бога, как Искупителя, любящего даже до смерти. Эту удивительную Его силу невозможно иначе понять или испытать, кроме как через личность грешника, поверженного на землю и презираемого всеми людьми.
Без грешника невозможно постичь любовь Христа, невозможно измерить её глубину, да и сама она не может явить себя в действии и тем самым раскрыть высшее свойство Божьей любви. Мы замечаем масштабы Божьей любви, когда ощущаем её снисходительность к нам, в нашем падении и страдании.
Ради грешника открылись тайны Божьей любви, и нам явилось богатство Христа. То богатство, которое предлагается просто так, а не за серебро и золото. Как же прекрасна бедность грешника! Ведь именно эта глубокая его нищета тянется к богатству Христа и насыщается от Него с таким же доверием и простотой, как это делает голодный ребёнок, насыщаясь молоком от материнской груди.
Христос никогда не обогащает того, кто богат. Он не насыщает того, кто уже пресытился. Он не оправдывает того, кто праведен. Он не искупляет того, кто полагается только на свои силы. Он никогда не учит того, кто и так всё знает.
Его богатство только для нищих и нуждающихся, для отверженных, презираемых и для тех, кто и самому себе кажется никудышным. Его богатая трапеза — для голодных. Его праведность — для грешников. Его правая рука протянута оступившемуся. Его учение предназначено детям и тем, кто умалился в собственных глазах.
Всякий нищий, голодный, грешный, оступившийся, отверженный и забытый — он гость Христа!
Христос сошёл с небес, оставив славу Своего Царства, чтобы просить за тех, кто оказался на самом дне, за тех, кто погрузился в глубину страдания, гибели и ужасающей тьмы, за тех, кто внутри себя потерял всякую надежду. Именно в них являет себя Его свобода и Божественная власть, когда Его истерзанная любовь приходит, чтобы вытащить грешника из болота, из навозной жижи, чтобы Святой Кровью окропить и омыть каждого, очистив его от скверны. Именно в этих людях праведность Бога является во всей славе. В них Он находит пространство, чтобы явить Своё сострадание, милость и нежность, и именно в душе тех, кто всеми отвергнут и презираем, Его смирение находит утешение, потому что в снисхождении к ним Он может раскрыть Свою кротость.
Если бы грешник только знал, что он Божье творение и радость Его сердца: “Мы Его творение” (Еф. 2:10). Если бы грешник уверился в том, что его ценность в глазах Бога всегда была первостепенной заботой Всемогущего и особой милостью, определённой ему от вечности, и что всё это время Бог только и думал о его возвращении, и что все небеса замерли в ожидании его возвращения — он бы никогда не стыдился себя, не считал бы своё возвращение невозможным и не медлил бы с ним.
Если бы грешник только познал, что все его прегрешения, проступки и слабости были не чем иным, как точкой встречи с Божьим милосердием, помилованием и прощением, и какими бы тяжкими и страшными они ни были, они никогда не смогут отвратить от него сердце Бога, погасить Его милость или сковать Его любовь даже на единый миг. Если бы грешник только познал это, он никогда не цеплялся бы за свой грех, не пытался бы, словно под покрывалом, спрятаться от Бога, чтобы скрыть, насколько ему стыдно взглянуть на лицо Христа, Который зовет его и всё делает, чтобы показать Свою любовь к нему!
Грех больше не может отделить грешника от Бога!
«Придите же и рассудим! — говорит Господь. — Если даже багровы ваши грехи, чистыми сделаю вас, белыми, как снег, и пускай они черной крови подобны — Я вас, как шерсть, добела отмою. (Ис. 1:18)
Таков Бог. Он всегда очень снисходителен к нам, Он знает, как грех истощает сердце человека и приводит грешника в состояние, когда тот испытывает смертельный стыд и хочет спрятаться. Грех тем самым пытается удержать его от обращения к Богу, чтобы он никогда не имел жизни. Но Бог настойчиво зовет грешника и приглашает вместе обо всём подумать и рассудить.
Грешник думает, что из-за грехов он не может обращаться к Богу и искать Его. Но именно ради этого Христос и сошел — чтобы просить за человека! Разве Он не облекся во плоть, чтобы исцелить язвы человека, искупить его от греха, который властвовал над ним, и воскресить его от проклятия смерти? Грех больше не может отделять грешника от Бога, после того как Он послал Сына Своего и заплатил цену — полную цену — на кресте. Только уныние, стыд, заблуждения и самообман не дают грешнику взглянуть на пронзённое тело Христово, в Котором весь мир мог бы очиститься многократно!
Грех уже не имеет права существовать и более не живёт в нашей новой природе; теперь он как пятно на одежде. Когда грешник приходит к покаянию и ищет лица Божьего, это пятно немедленно удаляется — не успеешь и глазом моргнуть.
Грешнику не следует, озираясь по сторонам, искать иной независимой силы или средства, кроме Крови Иисуса Христа, чтобы прийти к Богу и обрести прощение и искупление, иначе тем самым он опечалил бы Божью любовь и Его невообразимое милосердие или пренебрёг бы Его всемогуществом, Его добротой и состраданием. Но при этом он может обрести поддержку Церкви, всех Её святых и кающихся. Ведь все мы видели и слышали, и свидетельствуем, что высота Божьего избавления, полнота Его прощения и Его способность освятить грешника не достигнут своей предельной силы и величия, если только кающийся не достигнет своей предельной беспомощности.
Грешники бывают и ложными. Они называют себя выдающимися грешниками и говорят о своих бесчисленных прегрешениях, хотя внутри они по-настоящему своих грехов не ощущают. Грех не вызывает в них никакой скорби или уколов совести.
Для такого человека не существует покаяния, хотя у него каждый день могут быть тысячи благодеяний и молитв. Ведь Христос очень проницательный врач, Который различает настоящих больных и тех, кто таковыми лишь притворяется.
Христос пришел не с одной лишь водою и не для того, чтобы просто смыть грязь с человеческого тела. Но Он пришел с водою и кровию, чтобы в первую очередь омыть кровоточащие раны греха, которые раздирают сердце и совесть всего человечества, и затем влить в него Своею пречистую и животворящую Кровь, чтобы люди могли очнуться от смертельного обморока, воскреснуть и жить.
Когда пророк Исаия описывает наши грехи и говорит, что они как пурпур, он на самом деле говорит о кровавых ранах греха, который окрашивает жизнь человека в цвет смерти! Эти раны всегда приводят человека в состояние отчаяния и страха, как если бы кто-то вонзил нож в его сердце или как если бы он сам был убийцей, руки которого покрыты кровью. Имеющие такие грехи, люди с кровоточащей, отягченной, опечаленной и жаждущей совестью — они и есть те, кого Исаия призывает погрузиться в глубину Божьего прощения и милосердия. Ради этих людей Христос нисходит от Отца, чтобы на Голгофе созвать их. Взгляни на Него: Он распростёр на кресте Свои руки, чтобы раскрыть широту Своего сердца, Он просит обо всех заблудившихся и изгоняет уныние из сердец отчаявшихся.
Христос пришёл просить за настоящих грешников, падающих под ударами сожаления и отчаяния. Он не обращает внимания на лжецов, которые объявляют о своём покаянии и публично осуждают себя, чтобы своим смирением снискать большую славу и стать известными, благодаря своему покаянию, хотя оно и не является таковым.
Даровать пленным освобождение — ради этого Христос и пришёл. За ними Он следует во тьму, в её глубочайшие тайники. Но если ты до сих пор не ощутил, как пленяет грех, не испугался его темноты, не очнулся от его удушающего ужаса, как же ты из такой глубины докричишься до кого-нибудь? Если ты не кричишь, не взываешь о помощи, скажи: как Спаситель услышит твой голос и как Он узнает, где ты?
Христос пришёл дать зрение слепым. Если ты ещё не осознал слепоту своего сердца и не почувствовал себя лишенным божественного света, а вместо этого, будучи слепым, пытаешься открыть глаза другим, ответь: как же Он сделает тебя зрячим и где Он даст тебе свет?
Сущность покаяния — это осознание греха, это крик, наполненный болью от содеянного преступления, это ощущение полного отсутствия света.
Покаяться — значит просто упасть в руки Бога!
Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу (Рим. 7:18)
Есть такое ужасное препятствие, которое многим людям помешало сделать шаг и погрузиться в глубину покаяния. Грешник останавливается у самых дверей покаяния, собирая свою волю в кулак, но обнаруживает, что её слишком мало: её не хватает даже для того, чтобы просто начать делать что-то хорошее. Затем он начинает сравнивать себя с теми, кто уже ощутил милосердие и получил прощение. Он теряет бодрость духа и тонет в пучине уныния и скорби, и вот, покаяние видится ему слишком тяжелым и утомительным делом.
Это уловка врага. Кто сказал, что покаяние это собирание воли или героический поступок, или что для покаяния требуется колоссальная сила или бурная деятельность? Разве покаяться не означает просто упасть в руки Бога и к Его ногам — с обмершей волей, с израненным сердцем, истекающим кровью и сожалением, с перебитыми грехом руками и ногами, не имея никаких сил, чтобы подняться, кроме силы Божьего милосердия?
Христос описывает кающегося, как путника, который в чужой стране угодил в лапы разбойников. Они сорвали с него одежду, ограбили его, унизили, изранили и бросили без признаков жизни. Кающийся похож на человека, с которого дьявол сорвал одежду его славы: его волю словно выставили голой на посмешище, а над телом надругались. Дьявол украл у него его сокровище — ясность мысли, свет прозрения и действие совести. Он унижен, его падение вскрылось, и его воля раздроблена. Вдобавок дьявол ещё и глубоко ранит этого человека, страстно желая поскорее отнять его жизнь. В конце концов он бросает его как мертвое тело, как не имеющий жизни труп. И вот, добрый самарянин не тратит время на неуместные вопросы или упреки, но немедленно принимает его на свои руки.
Добрый самарянин в притче (Лк. 10:30-37) — Христос, и это очень меткое сравнение, потому что Он не укоряет этого человека, не призывает его что-то сделать, но приходит именно к нему, на то место, где он упал, склоняется к нему в Своей любви, омывает и врачует его раны Своими собственными ранами, пролитием Своей собственной крови останавливает его кровотечение, и возливает на него масло Своего сострадания и Своей жизни, несёт его на руках Своей милости, отправляется с ним в гостиницу, в Свою Церковь, просит ангелов Своих служить ему и расходует на него из Своей благости, пока он не поправится.
Таков кающийся — несчастный человек, который упал на своём пути после внезапного нападения, который на себе испытал жестокость людей и озлобленность дьявола, и который больше ничего не может сделать. После того как у него отняли его силу, он находит место в доме Великодушия, в Его сердце, находит место в Его объятиях, на Его ослике и в Его Царстве.
Христос похитил грех из сердец грешников!
Пришло время младенцам на свет появиться, но нет у матерей сил родить! (Ис. 37:3)
В таком же состоянии пребывает и грешник, когда он стоит перед вратами покаяния и тяжко мучается, надеясь на спасение и обновление жизни. Когда он оборачивается и смотрит на своё прошлое, которое он осквернил, он плачет. А когда устремляет взгляд в будущее, которого так желает, он падает в обморок: он обнаруживает, что беспомощность наполнила всё его существо, и что он больше не может вытягивать сам себя из болота, целиком охваченный этой слабостью. Всё происходит, как если бы грех был болезнью увядания, которая поражает растение и не оставляет его до тех пор, пока мрак смерти не окружит его со всех сторон. Это в точности и есть природа греха, который заполняет всё существо человека, чтобы изгнать из него дух жизни.
Грех не просто лишил нас сил. Он уже убил нас. И когда Христос приходит, Он знает, что мы “мёртвы по преступлениям и грехам нашим” (Еф. 2:1). Умерщвлённый грехом человек зачат в беззаконии, и скоро муки смерти настигают его. Само рождение греха — это уже приговор и настоящая смерть, ощущаемая грешником внутри себя. Христос похитил грех из сердец грешников и таким образом искупил нас от неизбежной смерти. Туда, где раньше обитал грех, Он входит Сам — во утробу, в сердце, и Сам становится предельно глубокой частью нас самих. И мы становимся обновленным творением. Раньше над нами властвовала смерть, а теперь жизнь царствует в нас, и муки смерти превратились в радость жизни и избавления. Христос прошёл через смерть, чтобы нас от смерти спасти, и Он всё ещё продолжает свою спасительную работу.
Действительно, невозможно поверить, что человек праведный должен умереть вместо согрешившего. Но Бог не как человек. Всё невероятное и невозможное Бог делает, когда “Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Рим. 5:8).
Таким образом, грех человека, его крайний стыд из-за этого греха, таящийся у него глубоко внутри, и запах смерти, наполняющий всё его существо из-за беззакония его прежней жизни — всё это Бог измеряет в Своей глубочайшей любви и находит решение в том, что Сын Его нисходит и принимает плоть от Пречистой Девы, чтобы чрево Её произвело плод — плод жизни, а не плод греха, который зачинается человеком. Вместо беспомощности смертных мук, о которых Исаия говорил, что человек не может избежать их, сила Всемогущего Бога осеняет чрево Девы, чтобы дать рождение человеку. Но какое это рождение?! Ведь рождается Бог!
Грешника просят лишь увериться в трудах Христа, которые осуществляются в Его рождении и в Его крестных страданиях в уплату за грехи человека, за его крайнюю слабость и смерть. От грешника ничего не требуется. Нужно только протянуть руку, как страдавшая кровотечением женщина (Лк. 8:43), и прикоснуться к одежде Спасителя. Тогда он ощутит, как сила Господня исходит, чтобы пребывать в нём. Течение крови останавливается, слабость оборачивается силой, а смерть бежит перед лицом жизни!
Неужели ты не протянешь руку свою, чтобы получить свою долю силы, чтобы перестать быть слабым или мертвым? Помни об этом, когда вместе со всеми ты поешь на Страстной неделе: Господь — сила моя и песнь, Он сделался моим спасением (Исх. 15:2, Пс. 117:14).
Если хочешь знать, как сила Божия могла бы влиться в тебя, вспомни Иерихон. Вспомни, как его стены обрушились не от меча и не от войны, но от победного крика во имя Господа. Вспомни также, как Красное море расступилось под ногами священников [1]. Та же сила Господня всегда рядом со всяким ослабевшим, скорбящим, запутавшимся и угнетённым.
Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся. (Ис. 40:28-31)
Нет иной помощи, кроме той, что приходит свыше
Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих… Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня… Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя… (Иона 2:3-7)
В таком состоянии пребывает тот, кого терзают мысли сожаления о содеянных грехах, но кто по-прежнему сомневается в милосердии Бога. Он словно утопленник. Ему не за что ухватиться, и далеко уносит его река беспорядочных образов и представлений. Как только он пытается выплыть на поверхность, чтобы вдохнуть дыхание жизни, тяжёлые волны духовной тьмы накатывают на него и отбрасывают его ещё дальше от надежды. Его душа, таким образом, словно погружается всё глубже в нескончаемое беспокойство. Отчаяние начинает давить на него как бушующая стихия, и тоскливые безнадежные мысли устремляются на него со всех сторон. Сомнения, горечь и скорбь опутывают его разум, как морские водоросли опутывают шею утонувшего, и закрывают от него средства к избавлению, словно никакого спасения вовсе нет.
Это мучительная война для грешника, который тонет под тяжестью многих своих грехов. Когда он думает о спасении, демоны тьмы восстают, чтобы отомстить ему. Грешнику не помогают ни острота собственного ума, ни рассудительность, ни чтение книг, ни мудрые советы. Потому что это война разума, а разум его пленён и поражён тяжелым недугом. Нет никакой другой помощи, кроме той, которая приходит свыше. Эта помощь за гранью разумного. Она приходит оттуда, от Бога, Сущего на небесах. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе (Иона 2:7).
Для спасения таких кающихся и скорбящих, мы предлагаем стих, который может стать своеобразным якорем. Доверие к этим словам вытягивает душу из бездны погибели и приводит её в мир света, надежды и покоя в тихой радости глубокого покаяния. Всякий грех и хула простятся человекам (Мф. 12:31). Благословен Бог живой, который прежде познал и измерил всякую скорбь, через которую мы должны пройти, и всякую войну, замышляемую против нас. Он всегда преклоняет ухо Своё к голосу плачущих, чтобы слышать даже самые первые намёки на просьбу о помощи. И молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего (Иона 2:7). Кто ещё кроме Бога нашего может быть так близок к нашей молитве и к нашим просьбам? Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах (Пс. 46:1).
Уверенность во Христе должна быть совершенной как Христос!
К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой… И я сказал: отринут я от очей Твоих. Увижу ли я снова святый храм Твой? …но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада… А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! (Иона 2:2,4,6,9)
Когда враг досаждает нам и заявляет, что мы должны погибнуть за все наши нанесённые Богу оскорбления, мы вспоминаем слова Господа, что Он пришел взыскать и спасти погибшее. Как только враг говорит, что у нас нет надежды на спасение, потому что грех обитает в сердце и в теле нашем, мы вспоминаем, что Христос умер за грешников: “Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха” (1 Ин. 1:7). Когда враг упрекает нас, говоря, что мы крайне осквернились и превратились в чудовищных грешников и нечестивцев, и в делах зла набили руку, мы хватаемся за обетование: “Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых” (Рим. 5:6).
Рассуждения сатаны всегда вывернуты наизнанку. По логике отчаяния, которую он проповедует, выходит, что мы должны умереть, потому что мы нечестивые грешники. Логика же Христа состоит в другом: всякий грех и всякое нечестие умерщвляет нас, и поэтому Он спасает нас Своею Кровию!
Именно отсюда проистекает уверенность кающегося грешника во Христе и здравомыслие, которое остаётся непобеждённым и непоколебимым. Однако эта уверенность в том, что Христос способен спасти нас из состояния глубочайшего отчаяния, должна быть полной и чистой уверенностью в Нем Самом: без попыток самостоятельно искать аргументы и спорить с дьяволом, без оглядки на слабость нашей воли и плоти, и без оценки возможных потерь и затрат. Уверенность во Христе должна быть такой же совершенной как Христос, такой же решительной как Христос, и такой же верной как Христос.
Если Христос пришёл спасти нас, то Он обязательно сделает это. Невозможно, чтобы Он не смог спасти нас, потому что спасение это труд Христов. Невозможно, чтобы Христос обитал в нас и при этом в нас не трудился. Основа нашей веры требует и включает в себя веру в то, что мы спасены и что мы становимся Его кающимися. Ведь мы утверждаем, что Христос пришел спасти грешников. И поскольку мы исповедуем, что мы и есть самые страшные грешники, мы неизбежно станем и первыми плодами среди искупленных кающихся. Когда мы каждый день так каемся перед Ним, мы каемся не как праведные и сильные, но как нечестивые и слабые.
Он пришел взыскать погибшее. Это мы — погибшие, нуждающиеся в Нём, мёртвые, припадающие к Его жизни.
Он отдал Себя в услужение немощным
Я как сосуд разбитый… отовсюду ужас (Пс. 30:13, 14)
Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне (Иов 7:16)
Грех растлевает волю, отравляет личность и ослабляет внутренние связи души. Мы больше не можем противостоять тирании страсти и очарованию греха.
Маленькая мышка лишь попадётся на глаза коту и тотчас оказывается в его цепких когтях. Точно так же всё сопротивление грешника тает перед малейшим намёком на соблазн. Сердце антилопы замирает при одном взгляде на льва, и она тотчас падает замертво под его мощными лапами. Точно так же и грешник пленяется злыми помыслами.
Когда он решает сопротивляться, он спотыкается. Когда он обещает больше не возвращаться к прежнему, он возвращается и больше уже не имеет никакой уверенности в себе. Его способность делать доброе становится такой, что он и сам смотрит на нее с презрением, как на разбитый сосуд.
Его надежда на Бога тает, и все его возможности в этом отношении исчезают и становятся как мякина, возметаемая ветром. Он остаётся без надежды, один во всём мире.
Так порой происходит, что враг завладевает душою и сковывает её страхом — страхом перед тем же самым грехом — и ведёт её, как пожелает, от одного греха к другому. Душа, не имея возможности воспрепятствовать, следует за ним. Её воля сломлена, честь поругана, чувства повреждены, а совесть отягощена. Она не ощущает в себе сил, чтобы подняться, и не испытывает наслаждения от падений.
Ах! Бедная душа! Разве ты не помнишь славу Создателя твоего и твою славу, когда Он впервые сотворил тебя? По Своему образу Он создал тебя в мужестве, истине, святости и праведности.
Но знает ли Бог на самом деле, что происходит с грешником, терпящим такую боль и скорбь? Давайте услышим ответ от Него Самого: “Дух бодр, плоть же немощна” (Мф. 26:41). “Женщина! никто не осудил тебя? …и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши” (Ин. 8:10,11). “Хочешь ли быть здоров?” (Ин. 5:6).
Выходит, что наша слабость и нищета были известны Ему от вечности, и Он пришёл Сам и поставил Себя в услужение немощным и отчаявшимся грешникам. Он Духом Своим Святым хранит их души, трудясь день и ночь, чтобы изгнать ужас и страх из сердец грешников и превратить их сердца в храм и место Своего пребывания.
Личность, когда-то разбитая грехом на куски, теперь собирается снова Духом Святым. Душа, прежде терпевшая унижения от дьявола, который надругался над ней и растлил её волю, теперь чувствует прикосновение благодати Христовой и таким образом воскресает, обновляется и укрепляется.
Всего один взгляд Христа помог Петру преодолеть немощь и поражение перед лицом рабов и служанок, помог взять себя в руки и вернуть свою волю, когда она разбилась, как глиняный сосуд, а душа растаяла от страха. Взгляд Христа даровал ему возможность покаяния, в котором он вернул себе целостность.
Христос всё ещё странствует среди грешников, исцеляя всякую слабость и всякую немощь души. Дух Святой всегда готов даровать робкому силу от Всевышнего. Благодать является каждый день, чтобы поддержать дрожащие руки и укрепить немощные колени. И любовь Христа, когда зажигается в покаянном сердце, меняет его и из трусливого сердца творит сердце свидетеля Христова. Как часто покаяние превращает немощь, поражение и капитуляцию в исповедание, свидетельство и возвещение истины Евангелия. Воспоминания о прежних страданиях души, её отчаянии и поражении становятся свидетельством Христовой милости. Ужас — движущая сила грехов и страстей — испаряется, как дымка, а рабское подчинение тем, кто зовёт в собрание развратителей, превращается в наставление и благовестие.
Так грешник сбрасывает с себя образ тления, и Христос Своими руками облекает его в образ новый. И вот, немощный, трусливый, робкий, разбитый и всякий, кто потерял контроль над самим собой, слышит обетование из уст Всемогущего:
И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною… Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей… Не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен (Иер. 1:18, Нав. 1:5,6)
Сила покаяния — в упорной борьбе за обретение Духа жизни во Христе Иисусе!
Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! (Рим. 7:23,24)
Пёс возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи (2 Петр. 2:22)
Когда проснусь, опять буду искать того же (Притч. 23:35)
Множество забот и беспокойства одолевают душу, когда перед ней открывается упорство, упрямство, высокомерие и наглость греха. Волны печали вперемешку с угнетающим отчаянием вливаются в душу, когда после бессчётных попыток она обнаруживает всю тщетность клятв и обещаний, трудов покаяния, сожаления и множества пролитых слёз.
Ведь в них нет никакой пользы! Тут действует закон святости, запечатлённый рукой Бога в сердце каждого человека и непрестанно обращающийся к глубинам души: нигде не найти утешения и покоя, кроме как в целомудрии, и нигде не обрести радости и мирного духа, кроме как в отказе от греха. Любое отклонение от этого закона немедленно порождает тяжелый разлад с совестью, противодействие самой жизни, противление Духу, отпадение от цели творения, блуждание в помрачении разума, недостаток здравомыслия в суждении о природе вещей, бунт против правды и, таким образом, противостояние Автору закона.
И всё равно так происходит. Человек вдруг резко начинает — с безрассудным энтузиазмом — напрямую бороться с грехом. Увы и ах! Как печально, когда он обнаруживает, насколько он сам изувечен, и насколько сильна власть греха. Пока он сходит с ума от своего энтузиазма, он снова и снова пытается что-то сделать. Его ждет глубокое потрясение, когда он вдруг видит, что за всеми его грехами таится призрак сатаны и скрыто обитает в его членах, безраздельно властвуя над ними, последовательно и уверенно управляя свойствами души человека и движениями его плоти. И всё это действие было запланировано и начато настолько давно, что уже пустило в нас корни и обрело законный статус. В конце — да, уже в самом конце — когда человек истощил все свои силы и испытал на себе все уловки и козни врага, он убеждается, что легче удержать воду в решете, поймать руками ветер или пешком дойти до небес, чем усилием воли победить закон греха или повлиять на силы зла, действующие глубоко в его членах!
И именно тогда начинает действовать сила Христова. Христос в одиночку осудил грех во плоти. “Потому что закон Духа Святого в жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2).
Именно в упорной борьбе за обретение Духа жизни во Христе Иисусе лежит сила покаяния. В ней плоть освобождается от закона греха силой благодати. Причастные благодати, мы можем до последней капли крови бороться с грехом, будучи уверены, что по благодати мы станем больше чем победителями: Ибо я знаю в Кого уверовал (2 Тим. 1:12).
Целью покаяния не является наше оправдание перед Богом посредством сожаления и внешнего подавления греха делами покаяния и усмирением плоти. Цель покаяния — чтобы мы стали освящены внутренне Духом Христовым и чтобы посредством того греховное тело упразднилось (Рим. 6:6), и мы освободились от самого греха в глубинах совести. Тогда власть греха растает, и страх перед ним исчезнет. Благодать сама будет водительствовать движениями нашей совести, сдерживая проявления плоти, контролируя рождение помыслов, направляя наши усилия, разбавляя собою излишнюю строгость и даруя в сожалении глубину радости.
Всё действие благодати внутри человека не сводится к одному лишь прощению грехов. И такое прощение вовсе не главная цель нашей веры во Христа. Хранить члены наши от греха, чтобы власть его перестала существовать в нас и чтобы закон греха исчез из нашей природы — это цель покаяния и веры, и всё это знаки великого владычества благодати.
И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши (1 Ин. 3:5).
На кресте из пронзённого ребра излил Христос воду и кровь ради всех верующих и приходящих к Нему. Воду — чтобы смыть нечистоту греха. И кровь — чтобы упразднить его власть.
Благословен тот день, когда Христос взошел плотью на крест, чтобы грешник обрел в Нем праведность, святость и искупление!
[1] Очевидно, здесь смешаны сразу два эпизода: переход через Красное море (Исх. 14:21–30) и переход через Иордан (Нав. 3:7–17).