Семинар, посвященный теме благословения, проходил в три сессии, на которых рассматривались следующие темы:
- Бог благословляет человека
- Человек благословляет Бога
- Люди благословляют друг друга
После вступительных размышлений в группах мы пытались разобраться в каждой из этих тем, опираясь в первую очередь на личный опыт и на Священное Писание.
Прежде, чем начинать разговор о конкретных формах благословений, хорошо бы определиться, что это слово означает для слушающих – представителей различных церковных традиций, что это слово означает для мирского человека. Чем благословение отличается от других похожих понятий?
Итак, что такое благословение? Как оно проявляется в нашей жизни?
На первой встрече в малой группе так вышло, что мы больше сконцентрировались на благословении человека человеком – видимо, это понятнее и привычнее. У нас получилось следующее.
Благословение – это умение промолчать, когда хочется сказать что-то злое. Но это не означает всегда просто молчать, а именно говорить добрые слова друг другу в поддержку и ободрение. Особенно это важно в семье. Однако это и не психологический прием: в настоящем благословении присутствует сила. Чтобы благословение было не пустыми словами, необходимо взять человека в свое сердце. Благословение также может отличаться от простого доброго пожелания тем, что оно произносится с призыванием Бога: «Да благословит тебя Господь». Некоторые свидетельствовали, что для них благословение предполагает и тепло человеческого прикосновения. Впрочем, не все, что приятно, ведет к благословению, а только то, что ведет ко спасению, и это м.б. связано с трудностями. Полезно задать себе вопрос: помогает ли моя деятельность быть благословением для других, является ли благословением для меня?
Для того, чтобы рассматривать тему благословения, полезно обдумать следующие пары синонимов и антонимов:
Благословение – проклятие
Благословение – хвала, прославление
Благословение – благодарение
Благословение человеком Бога
Несмотря на обилие мест Писания, где человек призывается благословлять Бога, встает вопрос о принципиальной возможности этого, ведь обычно больший благословляет меньшего (Евр. 7:7) Мы просто привыкли к таким местам, как и к местам, где сама природа благословляет своего Творца (Дан. 3:52-90). Не поэтические ли это метафоры в таком случае? Как же человек может благословлять Бога, что при этом происходит с самим человеком?
С благословения Бога в практике иудаизма и христианства
- начинается день,
- встречаются явления природы,
- открывается богослужение,
- начинается трапеза.
Формула благословения в иудаизме звучит так: Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь вселенной, сотворивший…Литургическое благословение в Православной Церкви следующее: Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков.
Иудейская традиция приумножила число внехрамовых благословений. Некоторые из них регулярны (еда), а какие-то бывают очень нечасто (солнце – раз в 13 лет)[1].
В ответ на благословение Бог умножает жизнь и реально меняет и человека, и то, над чем он произносит благословение (например, хлеб становится иным, и возникает другая эстетика – вкушения, причастия). В свитках Кумрана присутствует мысль, что, когда человек благословляет Бога, он становится подобным ангелу. По опыту, у человека благословляющего меняется мышление, отношения с людьми, сердце расширяется, он больше осознает власть Бога, ему открывается Писание, а в сердце рождается радость.
Если благословлять Бога не механически, а с благоговением, то это может изменить все отношения, в семье, на работе – наверное, и в государстве.
Из этого – новое определение человека как существа «благословляющего и благодарящего». Некоторые (И.Я. Гриц) считают, что XXI век будет временем, когда языком, объединяющим христиан, станет именно благословение и благодарение. И этому языку нужно учить всех христиан, а не только епископов.
И все же, между благословением и благодарением есть разница.
Уже по антонимам «благословение-проклятие» и «благодарение-недовольство, ропот» можно понять, что благословение – нечто более сильное, имеющее более серьезные последствия.
Благодарение – это отклик на что-то уже совершившееся, тогда как благословение устремлено в будущее, оно само является новым началом. Именно благословение – это соучастие в творческой активности Бога, в умножении жизни.
Благодарение – всегда за что-то, за какой-то дар, благословение же связано с Личностью Бога: это акт доверия (еще ничего нет, но я признаю, что Ты благ, что Ты – Господь моей жизни, и я готов жить в соответствии с этим); для некоторых благословение – это и признание в любви.
Благодарение естественно изливается из сердца (к примеру, «Спасибо Тебе за эту замечательную встречу!»); благословение же – это акт доверия, который требует усилия воли («Все непросто, Господи, мне не хочется вставать в этот день, но я продолжаю доверять Тебе и слушать Тебя»).
Если благословение предполагает чувство зависимости человека от Бога, то в благодарении Сам Бог умаляется, позволяя человеку Себя благословлять.
Когда мы благословляем Бога, мы провозглашаем Его благость, и затем принимаем все, что бы ни произошло, с молитвой и благодарением. Таким образом, существует определенная связь: все начинается с благословения, а оканчивается благодарением, и одно неразрывно связано с другим: без благодарения за прошлое как ждать благословения Божия в будущем?
Впрочем, о том, что такое Божье благословение, нам как раз и предстоит поговорить.
Бог благословляет человека
В еврейском языке существует ряд понятий, которые трудно адекватно передать на другие языки. Так, связанными с благословением понятиями являются милость, дар, благодать (у Павла благодать практически заменяет понятие благословения).
Все, что сотворил Бог – это благословение, потому что это дар жизни. Но Бог может не вмешиваться в какую-то ситуацию, и тогда благословения просто нет. Хотя молчание Бога – тоже благословение (еп. Серафим Сигрист).
Дела же человека могут стать и благословением, и проклятьем.
Насколько велико Божье благословение, показывает следующая метафора. Представим, что наши желания – это точка, а Божье благословение – площадь. Так Авраам хотел ребенка, а Бог хотел, чтобы он стал отцом народов.
Чего же мы ждем от Бога?
Как понять, что что-то является благословением, как это различить?
Чего хочет Бог, когда Он благословляет?
Как мне воспринять благословение?
Если Бог хочет нас благословить, я хочу получить благословение, в чем же проблема, если жизнь не строится?
Первое благословение Божье звучит еще при сотворении мира, это наказ человеку увеличивать жизнь:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт. 1:28).
Можно сказать, что благословение Божье – это дополнение к акту творения, или неразрывно связано с ним: оно открывает человеку его внутренний смысл, то, кем его видит Бог. В каком-то смысле мало сотворить – надо еще и сказать, зачем ты создан, каким Он тебя видит в Своем замысле. Это сообщение творению, для чего оно приведено в жизнь, чтобы не сами себе выдумывали цели. В таком случае благословение действует как цель, к которой стремишься.
Благословение забрасывает тебя туда, где ты сам быть недостоин, поставляет на служение. Ср. М.Пришвин в своем дневнике, обращаясь к жене: «Тот, кого ты любишь, лучше меня, но ты люби – и я постараюсь быть лучше».
О том, какую силу имеет Божье благословение, можно судить по жизни Авраама и избранного народа:
«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3) И далее это неотменимо, даже Валаам не может произнести проклятие на потомство Авраама, а благословляет его против своей воли. (В этом контексте важно вспомнить, что по Гал. мы также являемся чадами Авраама и наследниками его благословений!)
Из некоторых мест Ветхого Завет создается впечатление, что благословение условно (Втор. 28 гл.); с другой стороны, в книгах пророков Бог говорит, что Он пребудет верен Своему слову благословения, даже если народ неверен. Как же это примирить? Возможно, нереализованное благословение, благословение, в которым ты отказываешься творчески участвовать, становится проклятием. Или, иначе, откуда берется проклятие? Если благословение – это сотворчество с Богом, то с кем же совершается проклятие?
Обычно Бог благословляет праведника (Пс. 5:1), хотя бывают ситуации, когда разглядеть благословение бывает очень сложно, когда благословение проходит через трудности и испытания (Иов, но также и Моисей), когда оно нелинейно, и предполагает и шаги вперед, и отступления от намеченной цели (благословение Авраама).
Большинство текстов Ветхого завета рассматривают благословение как достижение личного успеха, материального богатства. Благословение превосходит обычный порядок вещей – происходят вещи невероятные. Но следует быть аккуратным: в определенный момент благословение может стать и ловушкой, когда ты удовлетворяешься полученным, и перестаешь искать Самого Бога.
Благословение может выражаться также в чувстве полноты жизни, собственной уместности, в ощущении близости Бога, сотрудничества с Ним, водительстве и поддержке в том, что ты делаешь. Просто отношения с Богом уже являются благословением.
А результаты каких-то благословений становятся видны только с позиции вечности (например, то, что Бог кого-то призывает к Себе для спасения).
Мы склонны не видеть многого, и часто осознаем что-то как благословение только постфактум.
Интересно, что и притча о Страшном Суде – это притча о благословенных и проклятых, и тогда благословение – это нечто совсем иное, а именно возможность исполнить Божью волю.
Но это если говорить о личном благословении. С другой стороны, можно видеть, как Божья благодать (солнце, дождь) распространяется и на праведных, и на грешных. В таком благословении нет акта сотворчества. И, вместе с тем, если войти в глубину даже самого общего благословения (например, созерцая природу), — это также приведет к Встрече.
Любое благословение предполагает ответственность и цену. Когда мы хотим благословения, зачастую это мысли о комфорте, а не о труде. Также и страх ответственности прекращает действие благословения. Боясь, можно пропустить благословение.
Благословение Божье не останавливается на тебе, его нужно передать дальше. Любовь, замкнутая на самой себе, перестает быть любовью. Многие Церкви – это благословение в прошлом.
Фраза «Будешь ты в благословение», помимо всего прочего, означает, что через тебя другие придут к познанию Бога. Высшая форма благословения других – это миссия, благовестие, приведение человека к Богу. И так мы переходим к последней теме.
Благословение друг друга
Люди, благословляя друг друга, подставляют друг друга под Божие благословение. Благословение – нечто, запускающее действие Божие в жизни человека. Желание благословлять означает желание передать любовь.
Будешь ли ты «в благословение»? Благословляя, нести в мир Божью жизнь – это наше право, но и колоссальная ответственность.
В Ветхом Завете благословение, которое могли произносить только священники, звучало так:
«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6:24-26)
Этот «мир» потом будет часто повторяться в Евангельских повествованиях из уст Иисуса, и именно так он научит своих учеников приветствовать хозяев дома: «Мир дому сему».
До сих пор коген в собрании благословляет именно так, как это описано в книге Чисел, при этом:
а) он должен все произнести точно; если формула не соблюдена, это рассматривается как антиблагословение,
б) он должен лично знать людей,
в) он должен быть готов лично за них пострадать.
Эту посредническую формулу можно использовать и христианам, которые все являются царственным священством (1 Петр. 2:9): «Бог да благословит тебя». Благословлять во имя Иисуса Христа означает благословлять от Его имени, как Его ученики.
Отсюда «разбрасываться» благословением – нехорошо, это можно делать только с трепетом, и только тогда, когда ты взял человека в свое сердце, когда сам готов пострадать за него. Однако благословение не должно зависеть от эмоционального настроя (любовь – не эмоции), ведь эмоции могут перемениться – неужели тогда захочется проклясть?
Чтобы это благословение оказалось действенным, необходимо остерегаться злословия (1 Петр. 3:9), и многого другого, стремясь к чистоте сердца – чтобы быть как окно света, которое надо держать протертым. Поэтому благословение святых действительно часто меняет жизни. Владыка Антоний, совершая елеопомазание, всегда сосредоточенно молился даже за незнакомых людей, ничего не делал формально.
Но, будучи образом Божиим, мы можем благословлять и напрямую: «Благословляю тебя…» Благословляя Бога, мы даем Ему свободу, признавая Его за Царя. В отношениях друг с другом, благословляя друг друга, мы должны воспринимать другого как большего (тем более, что образ Божий есть действительно в каждом).
Если ты хорошо воспринял благословение от Бога, ты можешь и лучше передать другим. И наоборот: развивая отношения друг с другом, мы развиваем отношения с Богом.
Надо заметить, что в Иак. 2:16 ожидается благословение не только словами, но и конкретной помощью, либо даром от Бога, например, здоровьем, исцелением (Деян. 3:6).
Больные люди могут быть кому-то в благословение. Просто присутствие в жизни других людей может быть благословением.
Прощение другого человека – также одна из форм его благословения, недаром Новый Завет ставит ряд вопросов относительно того, как благословлять врагов, проклинающих. Как это осуществить? Вот несколько советов из опыта: а) отвечать на зло добром, и дать Богу действовать, б) задаться вопросом: а почему человек меня проклинает? – тогда будет понятнее, что делать.
Можно предложить следующую последовательность:
- отдай отмщение Богу (но в таком случае будь готов, что и по тебе может рикошетом ударить)
- жди: Бог действует
- что-то происходит с нами, мы начинаем видеть ситуацию глазами Бога
- можно перейти к прощению и благословению.
Но если несчастье случилось не с нами, мы не имеем права благословлять. Простить и благословить обидчика может только жертва.
Благословение – это и момент суда. Митрополит Владимир Киевский перед расстрелом благословил солдат. Кто знает, что при этом делалось в их сердце? Мы знаем лишь, что плодом смерти Стефана стал Ап. Павел.
В таком ракурсе благословение также требует и ответственности принимающего.
Если ты не благословляешь, а злословишь человека, ты не можешь от него ничего получить, перенять. Враг после благословения перестает им быть, и мы этим можем изменить мир.
В Писании мы встречаем указание на то, что верующим следует благословлять родителей, детей, правительство, собственный город – чтобы долго и счастливо жить. И это работает!
Традиции благословения в современной жизни Церкви
Неправильно понятое благословение – это магия, когда человек, вместо того, чтобы решать насущные проблемы, гоняется за словами («вместо исправления документов получу-ка семь благословений от разных батюшек, авось пронесет»). На практике, к сожалению, благословение воспринимается очень по-разному. «Благословите, батюшка» – это:
а) разрешение на что-то,
б) просто форма приветствия,
в) знак «смирения» — благословите картошку почистить,
г) просто грустная шутка «Владыка благословил жезлом»
С другой стороны, для кого-то это может быть просьба о молитве, а на литургии в различной форме звучит 21 благословение Бога в прямом и точном смысле. Православный Требник является сокровищницей благословений, которые должным образом весьма редко воспринимаются.
В протестантизме благословение воспринимается в основном в материальной форме: «Бог хочет, чтобы ты поехал на семинар, вот тебе деньги, а я посижу с детьми». Впрочем, есть замечательные исключения: в интересной книге «Ежедневно благословляйте своих детей» М.Р. Своуп приводит большое количество глубоких и искренних благословений на основании Писания.
Чем старше традиция, тем более затертыми оказываются слова. С другой стороны, есть, что возрождать.
А в Лизьё есть замечательная традиция: не старшие благословляют младших, а малые дети благословляют священников и епископов, обнимая их – жизнь передается не естественным, а удивительным путем.
Напоследок
Закончить хочется двумя цитатами из одного источника:
«Когда ты влюблен, этот человек для тебя в благословение. Бог влюблен в каждого. Нам бы так!»
«Я хочу сама быть благословением – не просто отдельные слова, дела – а вся жизнь».
[1] В иудейской традиции именно благословение (а не покаяние) составляет сердцевину утренней и вечерней молитвы. Похоже, что благословение и благодарение здесь часто совпадает. Особо выделяются благословения до и после чтения Писания, изучения Закона и писаний мудрецов. В течение дня принято благословлять Бога перед едой, после еды (Втор. 8:10), за благовония и перед возжжением света. Бога благословляют, когда человек видит нечто величественное в природе или среди людей (например, мудреца), когда Господь дарует спасение (в болезни, заключении, при катастрофе и пр.), когда человек успешно завершает свой путь или оказывается на месте чудесных благодеяний Господа. Следует благословлять Господа, когда человек слышит как хорошие новости, так и дурные (тогда Бог благословляется как Праведный Судия). Также принято благословлять Бога за рождение среди избранного народа, за землю Израиля, за восстановление Иерусалима. Специально благословляются важнейшие события в жизни: приобретение дома или ценных вещей, свадьба, рождение сына, встреча старого друга. Вместе с тем, при трауре разрешено опускать благословение. Бога благословляют при виде сильных мира сего — за дарование славы людям, чтобы напомнить себе о славе Всевышнего, при виде увечных или красивых людей — с надеждой на преображение. Существует особое благословение перед исполнением заповеди: «Благословен Ты, Господи, Бог наш, Царь мира, освятивший нас своими заповедями и заповедовавший нам…» (составлено на основании Сидура, трактата «Брахот» Мишны и «Руководства по благословениям» р.Шнеура-Залмана из Ляд – В.С.).
3 комментария