Это небольшое размышление — подарок всем участникам Библейско-богословской школы Иверского Валдайского монастыря на Преображение, после Причастия.
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. 3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. 4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. 6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. 7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. 8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! 10 Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. 11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. 13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? 14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. 15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его — к воплю их. 17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. 18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. 19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. 20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. 21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. 22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
С первого взгляда может показаться, что здесь соединены два текста:
1-11 стихи представляют собой славословие, а 12-23 – назидание. Однако псалом как раз невероятно целен: каждая новая строфа начинается с очередной буквы еврейского алфавита. Значит, его составление стало плодом сознательного труда псалмопевца.
Надписание связывает его с 1 Цар. 21:10-15 (но эта история не особенно много добавляет к пониманию самого псалма).
2-4 Первые три стиха представляют собой хвалебный гимн, и неслучайно этот псалом распевают и на богослужении.
Как часто можно благословлять и хвалить Бога? Оказывается, ПОСТОЯННО! Интересно, что будет, если попробовать хвалить Бога в трудных обстоятельствах?…
Более того, псалмопевец приглашает включиться в хвалу и своих ближних, кто кроток сердцем, т.е. укротил свою волю и послушен Господу. Зачем это ему? Хочет ли он усилить свою радость, или хочет поделиться ей с окружающими? А, может, он действует по вдохновению от Господа, и это своего рода – служение?
Псалмопевец подчеркивает, что будет хвалиться не собой, не своими достижениями, а Господом. Это – важный критерий распознания подлинного служителя Божия: кто в центре его служения – Господь или он сам. Когда мы слышим, как наш ближний хвалит Господа, рассказывает о том, как Бог ему помог, какой Он заботливый, надежный, — и в нашем сердце рождается веселье. Кто же в нашем окружении – такой человек, хвалящийся Господом?
5-8 эти стихи построены по принципу хиазма (т.е. начало и конец параллельны друг другу). Речь об избавлении идет в 5 и 8 стихах, а что же в центре, сердцевине хиазма? Наблюдение, что те, кто обращаются к Господу, не остаются в стыде, но, напротив, на их лицах начинает сиять свет славы Господней (подобно Моисею), и избавление обязательно приходит. Действительно, люди, прошедшие через испытания, и сохранившие верность Господу, часто выглядят иначе, как будто имея даже на лицах печать Господа.
9-11 стихи используют метафору пищи. Голод молодых львов (хищников, которые привыкли надеяться на себя) противопоставлен насыщению, которое Господь дает боящимся, надеющимся на него. Разумеется, именно поэтому псалом и читается по Причащении, хотя в монашеской традиции этот стих больше связывался с Писанием, которое хорошо бы научиться читать так, чтобы можно было сказать: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим!» (Пс. 118). Понимая, что у каждого из нас своя степень веры, псалмопевец предлагает попробовать – довериться Господу – и посмотреть, что из этого будет. Если мы будем стоять и смотреть, интеллектуально взвешивать, — мы так и останемся в сомнениях. Сам автор из опыта знает, что поиск Бога приносит блаженство, т.е. ощущение благословения и счастья.
12-15 стихи представляют собой научение, и основная тема – страх Господень. Уже ранее сказано, что Бог избавляет человека от страха опасности (ст. 5) – но это для того, чтобы в человеке остался один лишь страх Божий. Речь идет даже не о чувстве священного трепета, как можно было бы ожидать, а о правильном поведении: 1) хранении уст (запрет говорить плохо о людях, тем более коварно общаться с человеком якобы любезно, а на самом деле желая ему зла), 2) уклонении от зла, 3) доброделании, и 4) поиске мира (это и прощение, и поиск примирения, того, что объединяет, а не разделяет). Уклонение от зла и творение добра включают в себя все заповеди, почему же отдельно выделены хранение уст и поиск мира? Может быть, потому что в этих вещах и выражается наше отношение к ближнему, наша любовь к нему?
16-23 стихи описывают участь праведников. Они не избавлены от скорбей (их, как раз, может быть много), но Господь их хранит, они не погибнут, тогда как грешники будут уничтожены собственным злом так, что даже память о них не сохранится.
Обратим внимание на 19 стих, в нем сказано, каким должен быть человек, чтобы Господь его услышал: «Сокрушенный сердцем и смиренный духом». Это – не заниженная самооценка, не униженная позиция перед другими людьми. Это понимание, что без Бога мы ничего по-настоящему не можем, даже самые великие дела без Него остаются как бы нецельными, и мы нуждаемся в Нем – как в воздухе, постоянно.
А что означает, что праведники не погибнут? Такая уверенность псалмопевца может реализоваться, только если есть Воскресение.
С Праздником! «Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе!»
Ваш во Христе, В.
Преображение Господне, 2019 г.