Редактор Блога
Запись блога пользователя «Редактор Блога»
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
В.С. Стрелов
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Мф. 5:6
Правда на суде и социальная ответственность
В прямом смысле эта заповедь касается судов. Согласно ветхозаветному судопроизводству, для вынесения судебных решений требовалось минимум два или три свидетеля; одного свидетеля было недостаточно (Втор. 17:6-7), причем свидетели должны были пользоваться хорошей репутацией. Свидетели должны были наложить руки на преступника и первыми бросить в него камень (никакого обезличенного судебного процесса, все предельно прозрачно!) Если выяснялось, что свидетель лжет, он должен был понести наказание соответственно тому ущербу, который он хотел нанести (Втор. 19:16-20). Вместе с тем, эта заповедь предполагала и сообщение о преступлении, чтобы истребить зло в народе Божием. Грех, которому потворствуют, покрывая его молчанием, может погубить и общину, и государство, и церковь.
Свидетельство веры
Но свидетельство, безусловно, предполагается не только в уголовных делах. Противоположный случай – свидетельство о своей вере. История Церкви знает целые эпохи, когда христиане расплачивались свободой и жизнью за то, что не лгали о своей вере. Собственно, греческое слово martus, свидетель, также переводится как мученик. В разной форме христианам первых веков предлагали сделки с совестью: просто кинуть ладан на алтарь местных богов, наступить на крест, подписать бумаги с отречением. В первые два века за отречение от веры в любой форме человек до конца жизни отлучался от Причастия, только позже канонические нормы смягчаются из сострадания к павшим. В книге Деяний свидетельство о вере становится призванием каждого ученика Христова: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Это прощальные слова Господа, согласно евангелисту Луке.
Жить не по лжи
Итак, недопустимость лжи и исповедание веры в Бога – вот главные составляющие этой заповеди. Но вглядимся в нее чуть пристальнее. В двадцатом веке, известном своими тоталитарными режимами, война уже шла не только против веры, но против правды, человечности. Иногда даже не требовалось ничего делать, просто молчать, когда рядом провозглашается ложь, оговаривается и судится невиновный человек... Но находятся те, кто мужественно свидетельствуют о правде, зная, что могут сами пострадать и наверняка пострадают.
Заповедь о лжесвидетельстве сегодня становится демаркационной линией порядочности и правды. Ее исполнение проявляется и в великих, и в малых делах: дома, на работе, в Церкви, в государственных делах. Живешь ли ты, как учишь, как твои слова соотносятся с твоими делами? Так можно было бы сформулировать вопрос, который апостол Павел еще в первом веке задает своим читателям в послании к Римлянам, 2 гл. И это касается не только того, чтобы «чисто исповедоваться», ничего не утаивая. Ложь как стиль жизни и последствия этого прекрасно описаны в трагическом романе А. Кронина «Древо Иуды».
Можно по-разному относиться к А.И. Солженицыну, но, безусловно, он действовал как пророк, выступив с призывом «жить не по лжи». Эта правда жизни касается не столько мелких вещей, сколько вообще жизненной позиции человека: бывает, что человек просто боится жить по большой правде, и, хотя ничего дурного не совершает, жизнь его правдивой не назовешь. Примеры стояния за правду всегда западают в память, и неважно, какой религии придерживался исповедник этой правды. Каждый знает Сократа, М.Ганди, М.Л.Кинга, Я.Корчака, А.Д.Сахарова и Д.С.Лихачева…
Стукачество, слухи и просто болтливость
Коммунистическому строю удалось настолько изменить сознание людей, что, к сожалению, наследие прошлого не изжито до сих пор. Часто привычки советского прошлого привносятся и в Церковь. Так, с древних времен к заповеди «не лжесвидетельствуй» относили и повеление из книги Левит: «Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь» (Лев. 19:16). Буквально это означает: не передавай слухи, пусть они умрут в тебе, не говори что-то против ближнего, иначе помни о суде Божием. «Об отсутствующем брате не должен он ничего говорить с намерением очернить – это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо», - повторяет свт. Василий Великий (Письма к разным лицам, 22). Но сегодня многие даже церковные люди совершенно не чувствуют своей ответственности, передавая слухи об отдельных людях, церковных общинах, очерняя кого-то в их отсутствие – даже не будучи знакомыми с теми, кого очерняют.
В Евангелии описывается, как поступать, если кто-то грешит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-16). Сегодня же часто принято сразу идти и докладывать начальству, даже не попытавшись по-честному разобраться в ситуации.
Между тем, «сплетник находится в Сирии, а убивает в Риме», - говорит Талмуд. Иудейские мудрецы выделяли три вида злой речи: намеренная клевета, просто передача порочащих сведений, хотя бы сказанное было и верно, а также и просто неразумное открытие дел других. Если с первыми двумя мы разобрались, то как может повредить третье? Представим, что мы хвастаемся, что нас пригласили на день рождения, а нашего собеседника – нет. Что он подумает? Поэтому молчать всегда удобнее. «Много раскаивался я о своих словах, а о молчании – никогда» - говорил Арсений Великий. «Должен заметить, что моя застенчивость не причиняла мне никакого вреда, кроме того, что надо мной иногда подсмеивались друзья. А иногда и наоборот: я извлекал пользу из этого. Моя нерешительность в разговоре, раньше огорчавшая меня, теперь доставляет мне удовольствие. Ее величайшее достоинство состояло в том, что она научила меня экономить слова. Я привык кратко формулировать свои мысли. Теперь я могу выдать себе свидетельство о том, что бессмысленное слово вряд ли сорвется у меня с языка или с пера. Я не припомню, чтобы когда-либо сожалел о сказанном или написанном. Благодаря этому я оградил себя от многих неудач и излишней траты времени. Опыт подсказал мне, что молчание — один из признаков духовной дисциплины приверженца истины. Склонность к преувеличению, замалчиванию или искажению истины, сознательно или бессознательно, — естественная слабость человека, молчание же необходимо для того, чтобы побороть эту слабость... Моя застенчивость, в действительности, — мой щит и прикрытие. Она дает мне возможность расти. Она помогает мне распознавать истину». (М. Ганди. «Моя жизнь»).
«Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет. Ни другу, ни недругу не рассказывай и, если это тебе не грех, не открывай; ибо он выслушает тебя, и будет остерегаться тебя, и по времени возненавидит тебя. Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая - от младенца. Что стрела, вонзенная в бедро, то слово в сердце глупого. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего» (Сирах. 19:6-18).
Домыслы и принятие слухов
Нередко бывает, что кто-то приписывает другим определенные мотивы, «прозорливо» читая в их сердце. Зачастую при этом другим приписывается то, к чему склонен сам человек, т.е. он судит по себе. Безусловно, это тоже связано с лжесвидетельством.
Также мы видим, что эта заповедь касается не только передачи слухов, но и их принятия. «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?» - восклицает Давид. «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего» (Пс. 14:1-4).
Вред слухов
О том, насколько большой вред может принести необузданный язык, говорится и в послании ап. Иакова, брата Господня (3 глава). Мы же приведем притчу из книги р. Иосифа Телушкина «Слова, которые ранят, слова, которые исцеляют».
По небольшому восточноевропейскому городу ходил человек и клеветал на раввина. Как-то, почувствовав внезапное раскаяние, он пришел к раввину и попросил о прощении, а для искупления греха выразил готовность снести любую епитимью. Раввин велел ему взять перьевую подушку из своего дома, разрезать ее, разбросать перья по ветру и потом прийти к нему. Сделав как было наказано, человек вернулся к раввину и спросил:
– Теперь я прощен?
– Почти, – ответил раввин. – Осталось сделать еще одно дело. Пойди и собери все перья.
– Но это же невозможно, – запротестовал человек. – Их уже разнесло ветром.
– Совершенно верно, – ответил раввин. – Несмотря на то, что ты действительно хочешь исправить совершенное зло, уничтожить вред, нанесенный твоими словами невозможно, как и невозможно собрать разнесенные ветром перья.
Бывает ли ложь во спасение?
Часто задают вопрос, бывает ли ложь во спасение. Здесь нужно быть очень аккуратным, чтобы не заниматься самооправданием. Скажем, если нарушена супружеская верность, и об этом не знает никто, кто самого прелюбодея, будет ли спасительным скрывать это, «щадя» чувства другого? Это будет отравлять отношения. Совсем другое дело, когда не говорится вся правда не ради собственной выгоды, а по любви к ближнему. Выдать фальшивые справки о крещении, чтобы спасти евреев от газовых камер, отвечать «не знаю» на вопрос о членах кружка верующих в Советском Союзе или борцов за свободу во время войны – это не ложь, а мужественный поступок. Выжившему в катастрофе могут не говорить о смерти родственников до той поры, пока он не поправится настолько, чтобы выдержать это известие, - в этом любовь, а не ложь.
Правда без тоже любви может убить, да и будет ли она правдой? В «Отечнике», собрании монашеских историй, рассказывается о том, как из Скита в Келии пришел монах, которому оказал гостеприимство некий старец. Но скитянин быстро стал популярен, и старца стала мучить зависть. Тогда он послал своего ученика к скитянину с тем, чтобы тот прогнал его. Ученик же, придя, спросил: «Старец волнуется за твое здоровье, как ты?» Скитянин благодарил за заботу, а старцу ученик сказал, что скитянин просит чуть подождать, он скоро уйдет. Так продолжалось трижды, наконец, старец, не выдержав, взял палку, чтобы выгнать скитянина. Ученик же, забежав вперед, сказал, что старец идет выразить свою любовь и почтение. Скитянин вышел навстречу и начал столь усердно благословлять Бога и старца, что старец пришел в себя, обнял скитянина и пригласил на трапезу. Узнав же, как действовал ученик, старец пал к ногам ученика и сказал: «С этого дня ты—мой отец, а я — твой ученик, потому что Христос избавил и мою душу и душу брата от греховной сети при посредстве твоего благоразумия и действий, исполненных страха Божия и любви».
Мы живем в мире, где каждый день, каждый час, каждую минуту количество лжи растет. «Ложь успевает обойти полмира, пока правда одевает штаны», - говорил У. Черчилль. Но мы, верующие, можем жить иначе. Ведь мы знаем, что, Истина – это Сам Христос (Ин. 14:6), и пребывающий в Нем может ходить в правде и не грешить (1 Ин.). Мы также верим, что, когда Он придет во второй раз,
«Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» (Пс. 84:11-14).