(2Тим.3:15)
Программа педагогического семинара
Религиозное образование, воспитание и развитие детей — все это важные, но далеко не простые задачи, стоящие перед любым христианским педагогом. В современном мире вопросы духовного развития человека приобрели особую остроту и противоречивость.
Как приобщить детей к духовной культуре человечества, ввести в православную христианскую традицию, помочь обрести свой путь в жизни? Как объяснить им в доступных понятиях, что библейские образы обращены к нам сегодняшним? Как показать людей и события Священного Писания, чтобы они стали интересными, привлекательными, созвучными современному молодому человеку? Как ответить для себя на вечные вопросы педагогики? Почему именно в детстве душа может так пытливо и без всяких сомнений обращаться за поиском ответов на «вечные» вопросы? В чем смысл и своеобразие самого детства? Как по-настоящему понять своего ребенка, услышать его вопросы, признать в нем неповторимую и не во всем зависящую от родителей личность?
Все, кто заинтересован в поисках ответов на эти вопросы, — родители, педагоги, кто просто неравнодушен в общении с детьми, — приглашаются к участию в педагогической обучающей программе «Ты из детства знаешь священные писания» (с использованием дистанционных технологий для интерактивного общения).
Программа предполагает:
• рассмотрение ключевых тем христианской педагогики,
• ознакомление с библейскими текстами, помогающими увидеть педагогическую парадигму в чтении Священного Писания,
• приобщение к опыту воспитания и образования, учитывающему как современные достижения детской педагогики и психологии, так и вековые традиции передачи непреходящих человеческих ценностей.
В программу включены тематические лекции с вопросами и обсуждением. Семинар будет транслироваться в онлайн режиме вебинаров для городов России и СНГ; запланированы два выездных семинара продолжительностью 2-3 дня и 7 дней, в которые входят теоретическая часть и практические занятия.
В качестве подготовки к каждой теме для чтения и размышления предлагаются отрывки из Священного Писания и соответствующие тематические материалы.
В подготовке и проведении лекций и семинаров принимают участие ведущие специалисты Москвы и Санкт-Петербурга, авторы книг и учебников, ученые, преподаватели, практические педагоги, священники.
Организаторы программы:
Миссионерская комиссия при Епархиальном совете г.Москвы,
Библейский колледж «Наследие» (г.Москва),
Исследовательский педагогический центр им. Я.А.Коменского (г.Санкт-Петербург),
Центральная городская юношеская библиотека им. М.А.Светлова (г.Москва),
Благотворительный фонд и интернет-портал «Предание».
Основные темы и ориентировочные сроки
1. Религиозное образование в современном мире. Что такое религиозное образование? Как не надо учить религии? Современная ситуация в России. (январь, лекция с обсуждением)
2. Цели и задачи христианской педагогики. Экскурс в историю церковной педагогической традиции. Содержание и особенности христианской педагогики, ее место и задачи в жизни Церкви. Основные исторические и смысловые вехи в церковной педагогической традиции христианства. (февраль, лекция с обсуждением)
3. Духовное образование, воспитание и особенности возраста ребенка. Феномен детства. Понятие о воспитании, обучении и развитии. Основные психофизические закономерности развития ребенка и особенности его духовной жизни в различные возрастные периоды. (март, лекция с обсуждением)
4. Практические вопросы религиозного образования в современной школе. Вопросы формирования у школьников целостного миропонимания, включающего в себя как научные, так и христианские представления, смыслы и ценности. Нивелирование надуманного «конфликта науки и религии», утверждение школьников в мысли, что научная и религиозная картины мира могут и должны быть едины. Примеры учебных программ и методик, способствующих становлению целостного мировоззрения с использованием культурологического и историко-научного подходов (апрель, лекция с обсуждением)
5. Вопросы коррекционной детской психологии. Учет возрастных потребностей и психофизических возможностей детей в процессе воспитания. Подходы, выработанные специальной психологией и специальной педагогикой. Примеры практических ситуаций. (май, лекция с обсуждением)
6. Игра в христианском воспитании. Роль и значение игры в период детства, коррекционные возможности игры в решении многих проблем ребенка. Знакомство с разнообразными подвижными играми для разного возраста. (июнь, выездной двухдневный семинар-тренинг)
7. Чтение Священного Писания с детьми. Основные принципы и подходы к чтению Священного Писания с детьми. Особенности чтения библейских текстов в группах разного возраста. (август, в рамках выездного недельного семинара)
8. Детская литература и разговор о христианстве. Детское чтение и «вечные» вопросы человека. Роль детской литературы в религиозном образовании. Христианский контекст литературного произведения. (август, в рамках выездного недельного семинара)
9. Изобразительное творчество как важная часть духовного образования ребенка. Знакомство с программами творческих занятий с детьми: театр, танцы, рисование и проч. (август, в рамках выездного недельного семинара)
10. Формы организации христианского воспитания. Работа над составлением практических программ деятельности. Особенности воцерковления детей нашего времени, возможности, проблемы. Значение устроения среды для воспитания в ней подрастающего поколения. Разнообразные формы организации воспитания в этой среде: скауты, воскресная школа, семейное движение, общинная жизнь, гимназии, клубы и кружки, и т.п. (август, в рамках выездного недельного семинара)
Программа рассчитана на январь-август 2013 года и в дальнейшем может быть продолжена. Для участия в программе нужно заполнить электронную форму и, для желающих участвовать в очном режиме, пройти собеседование.
Участие в лекционной части программы возможно за добровольное пожертвование, в выездных семинарах — с самостоятельной оплатой проживания и питания.