Редактор Блога
Запись блога пользователя «Редактор Блога»
3 заповедь
В.С. Стрелов
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Имя
Эта заповедь ставит в центр Имя Божие. Имя необходимо для обращения, диалога личностей. Имя выделяет человека и превращает толпу в коллектив (напротив, в концалегрях людей обезличивают, лишая имени). Творение без имен не завершено, и Бог поручает Адаму дать имена всему живому – это величайшее творчество. Дать имя означает нечто понять, обрести власть и определить назначение (термин в науке, диагноз болезни). В книге Откровения есть видение, как Бог каждому дает уникальное имя (Откр. 2:17). Грех же меняет имена (клички в банде, революционные переименования; Ева получает имя, когда теряет единство с Адамом).
Имя Господа
Открыть другому свое имя означает довериться. Бог доверяет Свое Имя человеку. Это Имя, состоящее из букв йод-хе-вав-хе (в русской Библии передаваемое как Яхве, или Иегова), сложно переводится на другие языки, и означает оно Того, Кто был, есть и будет, Того, Кто обладает подлинным бытием, является источником всякой жизни. Очень приблизительный русский эквивалент этого имени – Сущий. Имя Бога в Ветхом Завете считалось настолько святым, что не произносилось никем, кроме первосвященника, да и он мог произнести Имя всего лишь раз в году, находясь в Святая Святых Храма в День трепета.
В Ветхом Завете Имя Божье одно, а именований много. Вот эти именования: Господь (Адонай), Всевышний (Эль Эльон), Бог воинств небесных (Саваоф), и др. В дальнейшем Бог открывается как Эммануил (С нами Бог), Иешуа, или Иисус по греч. (Ягве спасает), Отец.
Напрасно
Как исполнять эту заповедь? Напрасно – т.е. лживо, безрезультатно, всуе.
Возьмем молитву или разговор на богословские темы. Если они проходят без страха Божия, просто ради того, чтобы что-то прочесть или занять время, - это нарушение заповеди. А молитва, которая противоречит истинным намерениям жизни? Тоже.
Использование имени Божьего как средство получить желаемое без встречи с самим Богом (любые формы заговоров, амулеты и прочие формы магического отношения к Его Имени) – это также нарушение заповеди.
В практике древних обществ было скреплять договоры клятвой с упоминанием имени божества. Если ты не собираешься исполнять договор, не примешивай к этому Бога, как бы говорит заповедь. Отсюда, когда верующие христиане хотят подчеркнуть свою искренность, они могут сказать: «Говорю перед Богом, не лгу, свидетель мне Бог».
А как можно?
Отсюда – мост к новозаветному пониманию этого. В некоторых текстах ап. Павла имя Иисус – самое часто встречающееся, и это не грех – просто он так живет Богом, что не может о нем не говорить. Западный святой Средневековья Бернар Клервоский писал: «Пиши или говори что угодно, - я не придам этому никакого значения, пока не услышу сладчайшее имя Иисуса. Иисус – мед на губах, музыка в ушах, сладость в сердце». Еврейский философ ХХ века Мартин Бубер считал, что говорить о Боге в третьем лице – кощунство, с Ним можно только на Ты (Ата). Имя – это как незримый ковчег Присутствия Божия.