Запись блога пользователя «Редактор Блога»

для всего мира

Опыт церковного паломничества: на что обратить внимание

В.С. Стрелов

 

Паломничество – это духовное путешествие. Мы отправляемся в него, чтобы укрепиться в вере, что-то пережить опытно.

Путешествовать можно в одиночку, а можно сообща. И тот, и другой способ имеет свои плюсы и минусы. Скажем, с группой чаще удается более насыщенно и интересно провести время, потому что разрабатывают маршрут знающие люди, становятся возможны некоторые встречи, места, до которых в одиночку не доехать;  но, вместе с тем, с кем-то в группе может быть непросто, да и свободы меньше, придется выполнять общие требования, может быть, брать на себя ответственность – готовы ли вы к этому? Напротив, если ехать в одиночку, вы ни от кого не зависите, однако должны очень четко понимать, чего вы хотите и как этого достичь, как все спланировать – на подготовку уйдет достаточно много времени. Итак, если вы выбираете ехать так или иначе, почему вы это делаете?

Хорошо бы изначально определиться с целями паломничества. Что вы хотите от него, чего ожидаете?

Многие люди воспринимают паломничество как экскурсию, причем в первую очередь стремятся узнать побольше информации. Но настоящее паломничество – это  духовное путешествие. В нем мы можем:

  • Просто что-то посмотреть, узнать,
  • Познакомиться с опытом других,
  • Что-то пережить самим,
  • Лучше увидеть себя перед Богом и ближними,
  • Учиться любви друг ко другу,
  • Восстановить силы,
  • Стремиться еще к чему-то вами придуманному.

Важно правильно распределить время между всем, что отвечает этим целям. Обычная ошибка - чрезмерный акцент на информационной стороне, деятельности в ущерб общению, молитве и восстановлению сил.

Паломничество – это не отдых, а сосредоточенная жизнь. Неделю или две можно прожить очень насыщенно, так что будет казаться, что прошел значительный период жизни. Однако для этого требуется хорошая подготовка и готовность к тому, что потребуется быть достаточно организованным.

Паломничество, где не было никаких трудностей, вряд ли поможет человеку вырасти. Но эти трудности должны быть посильными. Часто именно опыт совместного преодоления трудностей становится тем, что объединяет. Но есть трудности объективные (скажем, что-то пошло не так с погодой, транспортом, сбились с маршрута), а есть субъективные: нам не нравится то или иное, те или иные люди. Часто открывается, что в обычной жизни мы слишком привыкли к комфорту, к своему образу жизни, к привычному кругу людей, а здесь приходится утесняться: в пище, в условиях проживания, в том, чтобы принимать людей, не похожих на нас. Что это родит в нас: благодарение, молитву, или ропот, уныние, взаимные обвинения? Тесная совместная жизнь в течение нескольких дней вскрывает многое, о чем в себе не подозревал ранее, и в этом смысле совместное паломничество – это духовный путь к самому себе, конечно, если человек готов это именно так воспринимать.

Хорошо организованное паломничество придает сил, а не лишает их. Устать могут организаторы, которым следует заранее подумать о полноценном отдыхе и восстановлении сил, заложить минимум три дня на это после, а в самом паломничестве чередовать дни активности, общения с группой и отдыха.

Подготовка к паломничеству

К паломничеству необходимо готовиться – как организационно, так и духовно. Важно заранее понять для себя: мы не туристы, мы христиане. Зрелый христианин не может все свалить на руководителя, а сам устраниться.

Чем мы можем помочь?

Скажем, в Карсаве у о. Виктора Мамонтова принято совместно мыть посуду, колоть дрова, носить воду, готовить еду… Кстати, это невероятно сближает! И не важно, что в каком-то монастыре сестры готовы все сделать сами – почему бы нам не взять это на себя, дать и им отдохнуть? Готов ли я служить другим как ответственный? Или без всякой официальной роли взять на себя заботу о более слабом участнике группы, помогать ему? Вносить в группу маленькие радости, атмосферу празднования?

В организационном плане необходимо, чтобы были выбраны или назначены ответственные по следующим направлениям:

  1. Руководство. Главная ответственность – за людей и принятие важных решений: кого пригласить и брать, как составить программу, встречи. За ним – принципиальные договоренности по транспорту, проживанию, питанию, экскурсиям. Ему необходимо отдельно встречаться со всеми ответственными по направлениям до начала нового дня. Если люди ему доверяют как духовному лицу, то возможно, его главная задача - просто общение по душам с участниками, слушание их.
  2. Проживание и экскурсии. Если программа требует больших перемещений и проходит в не очень известном месте, стоит распределить ответственность по поиску мест проживания. Здесь лучше начинать с совета с опытными людьми и рассмотреть возможность работы с турфирмой.
  3. Деньги. Собирает деньги, ведет учет, выдает под расписку.
  4. Маршрут. Продумывает детали перемещений, готовит карты, ориентируется на местности и готов объяснить, как куда добраться, всегда с телефоном и планом.
  5. Расселение и питание. Продумывает, кого с кем поселить, ведет учет проживания и питания, взаимодействует с принимающей стороной. Также по необходимости составляет график дежурств.
  6. Молитва. Можно заранее подготовить молитвы, песни – в электронном или печатном сборнике. Можно выбирать новых ответственных на день – за форму молитвы, предстоятеля на утрене и вечерне, поручить сказать проповедь. В автобусе оставляется свободное место у микрофона.
  7. Режим, сбор группы. Напоминает о времени, пересчитывает группу.
  8. Здоровье группы. Узнает о медицинских особенностях участников, смотрит, все ли одеты как надо, напоминает о требованиях в поездке (например, носить с собой кепку от солнца, крем от загара или комаров, регулярно пить).
  9. Руководители малых групп. Лучше, если большая группа ходит не толпой, а разделившись на малые группы, в каждой из которых свой более подготовленный ведущий: он знает программу, маршрут, следит за тем, чтобы никто из его группы не потерялся, со всеми вопросами участники обращаются в первую очередь к нему. Хорошо, если он сам может быть в качестве гида, но не обязательно.

Иногда, если ответственный справляется на 80 процентов, что-то не доделывает, необходимо назначать двоих, чтобы другой покрывал остальные 20.

Важно, чтобы участники знали этих ответственных и с ними решали большинство вопросов, только с принципиальными шли к общему руководителю (и желательно в специальное время, не лишая его возможности спокойно обедать, к примеру).

Встречи подготовки

Подготовка к паломничеству начинается заранее, хорошо бы месяца за три. Важно не искать общность на месте и тем более не решать там оргвопросы, а уже туда ехать готовыми.

Для этого проводятся несколько встреч с участниками, ведется дополнительное информирование через интернет. Если кто-то регулярно не может прийти на встречи подготовки – это повод предупредить, что человека могут и не взять. Пропуская подготовку, чаще всего человек уже на месте создает дополнительные трудности себе и другим вовремя не проясненными вопросами, а то и несогласием с общим ходом паломничества. Люди могут сомневаться, получится ли у них фактически участвовать (по деньгам, из-за обстоятельств жизни), но если они хотят участвовать, пусть приходят на общие встречи-обсуждения. Запись участников, соответственно, должна иметь свой дедлайн. Руководитель объявляет это, и после указанного времени принимать кого-то стоит только в виде исключения. Иногда ограничения связаны не с датами, а с размером группы – например, автобус на 19 человек, или место для проживания на определенное число людей. В таком случае новеньких можно поставить в лист ожидания.

Первая встреча. На первой встрече можно попросить участников немного рассказать о себе  с точки зрения участия в церковной жизни, об их духовном образовании, служении, интересах. Чего они хотят от поездки? Также можно поставить прямой вопрос: каковы ваши сильные стороны и слабости в общении, в путешествии, есть ли особенности здоровья, которые нужно учитывать. На первой встрече можно предложить распределить ответственность, или предложить дать ответ ко второй встрече.

У всех необходимо собрать контакты; если поездка за границу, предложить вариант того, как будет осуществляться связь – и собрать иностранные контакты также заранее. До начала поездки у руководителя должен быть полный список телефонов, равно как и у участников – список телефонов ответственных и мест проживания.

Важно начинать молиться о поездке с первой встречи.

Хорошо бы определить место (переписка, группа в соцсети или форум), где будет выкладываться актуальная информация о поездке, и договориться о том, чтобы регулярно (не реже раза в неделю за месяц и каждые два дня в последний месяц) смотреть его. Если кто-то не может, просит, чтобы его информировали отдельно смс. Можно поручить размещение информации там отдельному человеку.

Вторая встреча. Примерную программу с учетом пожеланий первой встречи стоит иметь уже ко второй встрече, и заранее послать ее всем для обсуждения. На второй встрече должно окончательно стать понятно с ответственными. После детального обсуждения программы можно составить примерную смету расходов и выслать общую сумму на человека как можно раньше, особенно, если поездка предполагает значительные траты. Необходимо заложить 30% на орграсходы и непредвиденные нужды. Сразу необходимо собрать минимальный взнос, часть из которого удерживается, если участник отказывается без уважительных причин (болезнь, что-то с родственниками и пр.) накануне. Можно этот взнос повышать по мере того, как приближается дата поездки. Если поездка за границу, заранее стоит  предупредить о валюте сборов. Уточненную смету нужно выслать участникам не позднее 2 недель до начала поездки.

По всем контрагентам (турфирме, проживанию) – необходимо связываться предварительно как с можно большим количеством участников, чтобы не быть заложником одного варианта. Если паломничество приходится на время туристического бума, подготовку в этом вопросе необходимо начинать за полгода.

Далее встречи с ответственными, и накануне поездки – общая встреча-молитва, последние прояснения.

Программа

Программа паломничества может включать в себя:

  • посещение определенных мест (необходимо узнать стоимость посещения и рабочее время, адрес),
  • встречи с людьми или группами для обмена опытом (здесь также важно узнать возможное время и подумать о подарках, взять все контакты),
  • моменты общей жизни (время молитвы, еды, обсуждений, отдыха или празднований),
  • время общения не в группе, а тет-а-тет,
  • свободное время (на прогулки в одиночку, магазины и пр.).

Важно, чтобы люди заранее получили программу с расписанием, особенно это касается времени приема пищи – кому-то необходимо дробное питание, не просто утром и вечером, и он должен сам об этом заранее позаботиться.

Турфирмы, если с ними связываться, будут стараться предложить максимум своих услуг. Организаторы паломничества должны четко понимать, что они не могут сделать своими силами, и только на это и соглашаться. В частности, у турфирм могут быть спеццены на проживание, свой транспорт, знающие гиды. Вместе с тем, они могут не знать обо всех церковных гостиницах, их гиды могут не вполне понимать нужд группы. Необходимо понимать, что и от организованных экскурсий требуется отдых.

По бюджету и отчетности

Необходимо заранее составить и распечатать следующие таблицы учета, чтобы к вечеру заносить все в компьютер.

  1. Списки с контактами и проживанием (они должны быть у всех ответственных).
  2. Сдано (приход).
  3. Выдано (траты).
  4. Отметки о проживании, еде и участии в мероприятиях.
  5. Расчет на каждого участника: траты, приход, долг.

По непосредственной жизни в паломничестве

Лучше всем заезжать и уезжать в одно определенное время – иначе сложно формировать бюджет, возникают дополнительные трудности с тем, как встретить, особенно, если кто-то хочет заехать в незнакомое место или ночное время.

В группе попадаются люди, которые не привыкли к дисциплине: они сразу должны понять, что в таком случае они сами лишают себя части программы: «Если вас нет, и вы никак не предупредили об отсутствии своих ответственных, не взыщите, ждем 15 минут, а потом - останетесь без ужина, или просто без транспорта, будете добираться сами».

В автобусе можно делать многое: молиться, читать, обсуждать, заранее что-то разучивать. Вечерами (хотя бы раз в два-три дня) хорошо подводить итоги дня: как настроение, что получилось удачно, что хотелось бы изменить, что предложить в общую жизнь. Также вечером корректировать программу с ответственными. Непосредственное наполнение программы зависит от общей активности всех и от ведущих по направлениям.

Но программа программой, а то, что получит человек, зависит больше от его внутреннего настроя, от того, есть ли постоянная молитва в сердце, способность удивляться и благодарить, и готовность послужить тому, кто оказался рядом.

Паломничество закончено: что дальше?

Опыт совместных паломничеств сближает. Хочется потом встречаться, заново вспоминать и переживать какие-то моменты, люди лучше узнают друг друга, от простого знакомства переходят к более глубоким отношениям. Из совместного паломничества может родиться что-то новое, что будут делать вместе участники, узнав друг друга, увидев таланты и дары друг друга, найдя общий интерес.

Паломничество – это путь не только для себя.

Тем, что нам дано, можно делиться. Конечно, если это происходит часто и на бегу, какие-то впечатления могу «замылиться». Но если устроить вечер воспоминаний и пригласить тех, кто действительно хотел бы прикоснуться к вашему опыту, вы сможете не потерять, а приобрести. Здесь помогут фотографии, записи. Когда мы делимся тем, что нам открылось, мы можем заново пережить волнующие моменты.

Вы отдали - и этим вы богаты.

Но вы - рабы всего, что жаль отдать (М. Волошин)

Проверить, было ли паломничество успешным, можно лишь одним способом: спросив себя, рождается ли в сердце благодарность Богу и людям, меня окружающим.