Редактор Блога
Запись блога пользователя «Редактор Блога»
Алексей Цветков
Суть моего доклада состоит в попытке реконструкции событий так называемого Антиохийского инциндента (АИ) и влиянии, оказанного им на христианство I-го века.
Однако в начале позвольте вам представить обстоятельства произошедшего.
- Источники
До нас дошли два источника первого века, имеющие отношение к АИ.
- Отрывок из Послания ап. Павла Галатам (2.11-14), прямо говорящий о происшествии в Антиохии.
- и 15-я глава Деяний, упоминающая ряд событий в Антиохии.
- Что же произошло в Антиохии в конце 40х годов?
Ответ на этот вопрос волнует христиан уже не первый век. АИ был важен и интересен для христиан первых веков. Позже интерес ослабевает, чтобы вновь возникнуть во времена Лютера и Кальвина. В современной библеистике АИ оживленно обсуждается, но научный консенсус пока не достигнут. Присутствуют мнения по всему спектру: от попыток показать, что мир между апостолами был сохранен, до попыток постулировать полный разрыв отношений.
Волнения христиан относительно антиохийского происшествия понятны. Ведь дело касается напряжения, возникшего между первоверховными апостолами Петром и Павлом, а, следовательно, и между стоящими за ними группами христиан.
По свидетельству послания Павла к галатам события разворачиваются так:
Петр, находясь в Антиохии, участвует в общих трапезах с христианами не евреями, потом приходят люди от Иакова и Петр прекращает участие в трапезах. Павел же обвиняет Петра и прочих в лицемерии и в отхождении от истины Евангельской.
К сожалению, это единственное свидетельство очевидца АИ, дошедшее до нас.
- Вопросы
При изучении обстоятельств АИ возникает ряд вопросов:
- Кто пришел в Антиохию, т.е. кто эти люди от Иакова?
- Почему Петр поменял отношение к трапезам с христианами не из народа Израильского?
- Как связаны АИ и АС, на котором решались вопросы, возникши во время АИ?
- Какие последствия вызвал АИ в Церкви?
IV. Ключевым вопросом является отношение АИ и АС.
Ведь на АС, как известно, решался вопрос о том необходимо ли христианам не из народа Израильского обрезываться, а также вопрос о степени соблюдения ими Закона, и в частности степень соблюдения пищевых запретов.
Лука в Деяниях 15.29 свидетельствует о решении собора не требовать обязательности обрезания при вхождении в Церковь, но «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите».
Таким образом, согласну Луке оба вопроса были решены на АС. Однако Павел в Гал. 2.1 и далее, описывая, очевидно, именно АС упоминает исключительно о не обязательности обрезывания в качестве решения собора, плюс «чтобы помнили о нищих» (2.10). О проблеме, связанной с нечистой пищей, Павел не упоминает.
Однако, видимо, именно проблема участия христиан из евреев в трапезе с христианами не из евреев вызвала проблему.
Ряд ученых полагают, что АС был созван в результате АИ. В таком случае проблема АИ возникла из-за недоговоренности относительно трапезы с христианами-неевреями. По этой же причине Петр, сначала учувствовавший в этих трапезах, стал уклоняться от участия. Причиной же уклонения могло послужить свидетельство «некоторых от Иакова» об искусительности действий Петра для евреев Иерусалима. Вряд ли, стоит подозревать Петра в страхе, более вероятной выглядит гипотеза об опасении Петра за миссию евреям. Ведь, согласно Гал 2.9 Петр проповедовал обрезанным, а Павел необрезанным. Слух об участии Петра в с сомнительной трапезе мог сильно осложнить миссию среди евреев.
Полной уверенности в выводах относительно возможности или невозможности совместных трапез с язычниками быть не может, так как свидетельств относительно исследуемого периода у нас недостаточно. Однако библейские и парабиблейские тексты свидетельствуют о невозможности совместного вкушения единого хлеба и единой чаши между иудеями и язычниками. Против разделения единого хлеба и единой чаши свидетельствуют Книги Иудифи; Товита; Даниила; Деяния Апостолов; Книга
Юбилеев; Послание Аристея; Апокрифическая часть книги Есфирь, а также Книга Иосиф и Асенеф (См приложение 4).
Считалось, что, разделяя хлеб и вино с язычниками, иудей мог оскверниться и даже оказаться участником идолослужения. Трапеза с соблюдением пищевых запретов для евреев была чрезвычайно важна не только в религиозном, но и в социальном плане. Без нее они могли просто раствориться в окружающих народах. В связи с этим, к пищевым запретам относились чрезвычайно внимательно. Раввинистическая литература по этому вопросу высказывается неоднозначно: согласно одной традиции разрешается приходить на языческую трапезу, но со всем своим (в том числе слугами) (Авода Зара 5.4-7 см. приложение 5.а); другая традиция запрещает любое участие в языческой трапезе (даже приход на языческий праздник рассматривается как нарушение Закона) (Авода Зара 4.6 см. приложение 5.б). (Впрочем, и сами язычники относились к "приходящим со своим" отрицательно. см. приложение 6).
Таким образом, несмотря на некоторые разночтения в раввинистических традициях, все они высказываются категорически против участия еврея в трапезе с язычниками в полном смысле этого слова, т.к. общая трапеза в отличии от раздельной связана с употреблением именно одного хлеба и одного вина.
Следовательно, именно забота о миссии евреям могла заставить Петра отказаться от сомнительных трапез.
Однако на вопрос о связи АИ и АС мы так и не ответили. Основной проблемой является хронология событий.
Если АС произошел после и вследствие АИ, то почему на АС обсуждается не только тема АИ - трапезы, но и вопрос необходимости обрезания?
Если АС имел место до АИ, то почему, казалось уже решенный вопрос трапез, вызывает такие сложности в Антиохии?
Можно было бы предположить, что АС был до АИ и стороны просто не поняли друг друга. Павел упоминает о вопросе обрезания, стоявшем на АС и подчеркивает, что решили «только помнить о нищих», т.е. о бедствующей иерусалимской церкви. Возможно, на АС действительно ничего больше не звучало, но даже и такое решение можно было понять по разному. Очевидно, Павел предлагает буквальное понимание «помощи». Но Иаков и прочие могли подразумевать соблюдение пищевых запретов, как само собой разумеющееся, и не соблюдение их на должном, с точки зрения Иакова, уровне вызвало неодобрение со стороны иерусалимских братьев.
Однако, как в таком случае понял решение АС Петр? Вряд ли, стоит подозревать его в незнании галахи, следовательно предположение, о том, что Петр придерживался точки зрения Павла относительно АП, а с приходом людей от Иакова изменил свою точку зрения, не стоит рассматривать. В таком случае, стоит предположить, что Петр не лицемерил и не менял точку зрения, но стремился к четко определенной цели - проповеди Евангелия евреям.
Если на АС было принято четкое решение относительно пищевых запретов, то почему Петр прекратил участие в трапезах? Нет причин подозревать Петра и Иакова в отходе от принятых на АС решений. Следовательно, видимо, решений относительно пищевых запретов к моменту АИ еще не было.
- Проблему хронологий решает гипотеза двух соборов (собраний).
Следует помнить, что АС представлял собой обычное собрание. Такой собор сильно отличается от Вселенских Соборов, подразумевающих собрание епископов почти из всех уголков экумены. Собрать АС было гораздо проще. Все участники жили в одном городе, их было не очень много. К ним присоеденились Павел и еще несколько человек из Антиохии, и начался собор. Ничего не мешало иерусалимской церкви собрать сначало одно собрание относительно обрезания (которое упоминает Павел), а после АИ собрать другое собрание, которое приняло решение относительно пищевых запретов, сведя их к уровню заповедей Ноевых. Лука возможно знал суть окончательных итогов, и знал, что это решение принято в результате собора, а из скольких собраний состоял этот собор и когда они проводились он мог и не знать, или просто не предавать этому большой важности. Поэтому в тексте Деяний оказалось одно Апостольское Постановление и один Апостольский Собор.
- Реконструкция.
Переходя к собственно реконструкции, стоит заметить, что к сожалению, для полной реконструкции АИ у нас слишком мало информации. По сути, мы имеем лишь 4 свидетельские строки Павла в Послании Галатам. Однако, тема столь важна, что мы не можем ограничится лишь констатацией скудности информации. Теперь представим вашему вниманию собственно реконструкцию, при этом отдавая себе отчет, что она носит лишь вероятностный характер.
Общая картина такова. Первый Собор постановляет, что язычникам необязательно обрезываться, достаточно помнить о нищих. Петр и другие иудеохристиане участвуют в общих трапезах с языкохристианами. Затем приходят посланцы Иакова и сообщают, что от такой практики страдает иерусалимская церковь: иудейские собратья недовольны. Петр и прочие возвращаются к более строгой галахе, надеясь на понимание со стороны языкохристиан, которые отныне должны также ориентироваться на более строгую галаху, т.е. придерживаться практике больших ограничений. Павел видит в таком подходе измену принципам благовестия. В результате устрожения галахи у языкохристиан могли серьезно обостриться отношения с окружающими. Однако, по-видимому, победа остается на стороне Петра. (На сторону Петра переходит Варнава и прочие Галл 2.13, Павел расстается с Варнавой Деян. 15.39, Павел начинает самостоятельную миссию Деян 16 и далее). Сочтя такой поворот нарушением "истины Евангельской" и умалением значения миссии язычникам, Павел расстается с Варнавой и уходит из Антиохии, начиная независимую миссию среди язычников. Он потерпел "поражение" в АИ, однако это "поражение" было весьма локальным, ведь именно благодаря усилиям Павла появились церкви на территории Малой Азии, Греции и южной части Европы. Затем происходит второй собор (собрание), на котором уточняется понимание выражения "помнить о нищих" - принимается обязательность заповедей Ноевых для языкохристиан. Павел не участвует в этом соборе (собрание) и, возможно, даже не считает его вполне легитимным. Отзвуком событий в Антиохии являются проблемы в церкви Галатии и недоброжелательные отзывы Павла об апостолах.
Таким образом, в АИ главной задачей Петра была забота о евреях, приходящих ко Христу, а задачей Павла - забота о язычниках, входящих в Церковь. Общая трапеза между христианами из евреев и языкохристианами вызывала настороженность у евреев и препятствовала вхождению их в Церковь. Поэтому Петр, заботясь о спасении Израиля, идет даже на отказ от общих трапез. Но при таком подходе возникают не менее серьезные проблемы.
Петр и прочие рассчитывали на понимание и на принятие определенных ограничений языкохристианами ради сохранения мира. Кажется, что достаточно было языкохристианам перестать пить нечистое вино и есть нечистую пищу, и наступил бы мир. Ведь не так сложно ограничить себя и покупать вино, сделанное евреями. Однако при этом языкохристианам пришлось бы отказаться не только от употребления вина "сомнительного" происхождения, но и от участия в общественных трапезах. Если такая трапеза происходила в доме семьи языкохристианина, то он ради соблюдения пищевых запретов должен был бы отказаться от участия в трапезе, поставив под сомнение свое членство в семье и выразив неуважение к остальным её членам.
Павел прекрасно понимал важность миссии евреями и страдал за них. Об этом говорят слова Рим 9.3 (см. приложение 7). Однако он видел, что наложение пищевых запретов на языкохристиан приведет к потере их для церкви. И он, будучи сам евреем, вступает в спор с Петром и прочими ради сохранения языкохристиан для церкви.
Ситуация осложнялась еще и тем, что не может быть двух чаш. Ранний христианский источник "Дидахе" говорит нам только об одной чаше и об одном хлебе (Дид.9.1,5). Установительные слова Рим 10.16,17 также говорят только об одной чаше и одном хлебе. Следовательно, ситуация АИ, т.е. отказ от трапезы с единой чашей и хлебом мог привести либо к вхождению языкохристиан в жизнь по-иудейски, либо к уходу языкохристиан из церкви, либо к разделению церкви на иудеохристианскую и языкохристианскую.
Павел не мог допустить ухода языкохристиан из Церкви, поэтому он и выступил в их защиту. Вариант перехода всех языкохристиан в "жизнь по- иудейски" вел к их уходу из семьи, что далеко не для всех было возможным. Конечно, существовал еще один вариант - отказ Петра и прочих от исключительных пищевых требований, но он вел в итоге к отказу от "жизни по-иудейски", и как следствие, от миссии евреям. К тому же такой вариант превращал уже пришедших ко Христу евреев в неевреев. С этим явно не мог согласиться Петр.
Следовательно, оставался только третий вариант: разделение на две группы - языкохристиан и христиан из евреев.
Петр и Иаков с одной стороны, Павел с другой пытаются не допустить такой вариант. Петр, Иаков и иерусалимская община, видя стремительный рост церкви языкохристиан, делают решительный шаг - принимают Апостольское Постановление, согласно которому христианам из язычников достаточно соблюдать Ноевы заповеди. Такой уровень является минимальным для евреев и естественным для любого человека. Однако АП в силу сложившихся причин оказалось не эффективным для языкохристиан и их семей с одной стороны и для строгособлюдающих закон иудеохристиан с другой. Об этом говорит позже Павел в Послании к Римлянам 9.3. Предвидя распространение и господство языкохристиан он выражает готовность быть отлученным от Христа за братьев по плоти: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (Рим. 9, 3).
Таким образом, антиохийский инцидент не привел к полному разрыву между Павловыми церквами и иерусалимской церковью. Петр и Иаков сводят условия участия в трапезах языкохристиан до минимума, а Павел продолжает "помнить о нищих", прилагая беспрецедентные усилия к единству Церкви.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: ОБСТОЯТЕЛЬСТВА АНТИОХИЙСКОГО ИНЦИДЕНТА ПО ГАЛ 2.11-14 (ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ)
I. Описание антиохийского инцидента
Послание к Галатам 2.11-14
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по- иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
II. ότε δέ ήλθεν Κηφας εις Άντιόχειαν, κατα πρόσωπον αυτω άντέστην, ότι κατεγνωσμένος ήν.
- προ του γαρ έλθεΤν τινας άπο Ιακώβου μετά των έθνων συνήσθιεν- ότε δέ ήλθον ύπέστελλεν και άφώριζεν έαυτον φοβούμενος τους έκ περιτομης.
- και συνυπεκρίθησαν αύτω και οι λοιποι Ιουδαίοι, ώστε και Βαρναβας συναπήχθη αύτων τη ύποκρίσει.
- άλλ' οτε είδον ότι ούκ όρθοποδοΰσιν προς την άλήθειαν του εύαγγελίου, είπον τω Κηφα έμπροσθεν πάντων- εί συ Ιουδαίος ύπαρχων έθνικως και ούχι 'Ιουδαϊκως ζης πως τα έθνη άναγκάζεις ίουδαίζειν
1 Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.
2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.
4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.
5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.
6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.
10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?
11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.
14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23 написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы'.
30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.
31 Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении.
32 Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.
33 Пробыв там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к Апостолам.
34 Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим.)
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8 [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников],
9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
3. Апостольское постановление Деяния Апостолов 15
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы.
4. Библейские и парабиблейские тексты свидетельствуют о невозможности разделения одного хлеба и одной чаши вина между иудеями и язычниками
"И приказал вести ее туда, где хранились серебряные сосуды его, и велел ей пользовался пищею от стола его и пить вино его. Но Иудифь сказала: не буду есть этого, чтобы не было соблазна, но пусть подают мне то, что принесено со мною" (Иудифь 12.1-2 и дал.).
"И сказал ей Олоферн: пей же и веселись с нами... И она брала, ела и пила пред ним, что приготовила служанка ее". (Иудифь 12.17,19).
"Когда я отведен был в плен в Ниневию, все братья мои и одноплеменники мои ели от снедей языческих, а я соблюдал душу мою и не ел".
"Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему".
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
"Отделись от народов, и не ешь с ними..., ибо дела их нечисты и все их пути суть скверна, и мерзость, и нечистота".
"... Бог наделил способностями к познанию всего, огородил нас частоколом, которого нельзя прорубить, и железными стенами, чтобы мы ни в чем не смешивались с другими народами.." (Арист 139).
"Поэтому, чтобы мы ни с кем не смешивались и, имея общение с порочными, не испортились, всюду оградил нас законами о чистоте, в пище, питье, прикосновениях, в том, что мы слышим и видим" (Арист 142).
"Я не ела за столом Амана, не радовалась на пиру царском и не пила вино возлияний".
"И вступил Иосиф во дворец Потифера и сел в кресло. И омыли ноги его, и приготовили ему стол особо: ибо Иосиф не ел с Египтянами, считая осквернением вкушать с ними" (Иос.Асен. 7.1).
Не подобает поклоннику Божию... целовать жену иноплеменную, благословляющую своими устами мёртвых и немых идолов, вкушающую с жертвенника их удавленину, и пиющую с жертвенников их из чаши вино обмана." (Иос.Асен. 8.5-8).
5. Отношение раввинистической традиции к трапезе с язычниками
А) Еврей может ходить к язычникам на трапезы, но со своими слугами, яствами, напитками.
,,.если идолопоклонник помогает иудею перенести кувшин с вином с одного места на другое, и процесс переноски находится под контролем, то иудеи потом могут пить это вино. Но, если вино не находилось под постоянным присмотром иудеев, и язычник мог, улучив момент, открыть кувшин и совершить возлияние своему богу, то вино не может быть использовано иудеями" (Авода Зара 5.4-7).
Б) Еврей даже со своими слугами, яствами, напитками оскверняешься при посещении язычника.
Рабби Симон бен Элиазар сказал:
"Израильтяне вне земли могут оказаться служителями идолов. Как? Если нееврей готовит свадебный пир для своего сына и приглашает евреев в свой город, то, даже если у них есть своя еда, свои напитки и свои слуги, все равно они служат идолам. Ведь сказано "[.как бы не связать тебе себя обязательством. когда они приносят жертвы своим богам]" и когда они приглашают тебя, ты вкушаешь их идольские жертвы"
(Исх. 34.15) (Авода Зара 4.6).
6. Отношение язычников к «приходящим со своим...»
"Они ни с кем не делят ни пищу, ни ложе, избегают чужих женщин, хотя до крайности преданы разврату и в общении друг с другом позволяют себе решительно все; они и обрезание ввели, чтобы отличать своих от всех прочих" (Тацит, «История» 5.5.2).
«Теперь, когда мы были приглашены на пиры, мы взяли то, что было перед нами; если же кто-либо достал бы и поставил перед собой свою рыбу или пирог, то был бы сочтен эксцентричным человеком(άτοπος)»(Эпиктет «Руководство морали» 2.9.20).
7. Важность Израиля для ап. Павла
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.