Наследие - колледж библейских основ подготовки к церковным служениям
Блог сайта
Дорогие братья и сестры!
От души поздравляю вас с Пасхой Христовой!
Всю эту неделю вместо обычного молитвенного правила принято петь стихиры Пасхи. Не читать, а именно петь.
Пусть всего на неделю, но покаянные тексты уходят, чтобы дать место исключительной радости.
По-хорошему, такой в итоге должна стать вся наша жизнь.
В образах святых, например, преп. Серафима, мы это улавливаем: в любое время года он встречал гостей словами "Христос воскресе, радость моя!"
Эта радость - не только позитивный настрой, не просто душевное чувство или ощущение удовлетворения (хотя это и важно).
Это что-то большее, это - иная реальность.
Это твердое знание, что Любовь Божья сильнее смерти, что Господь Иисус жив, Он слышит нас, и что нас ничто не может сокрушить, пока мы идем за Ним.
Это также и надежда на личную Встречу лицом к лицу, как встречали Его ученики по Воскресении...
Эта надежда, этот опыт любви в свое время взорвали вселенную, и вера маленьких людей неожиданно покорила себе варваров и ученых, женщин и мужчин, рабов и царей.
Когда мы смотрим на историю христианства, создается впечатление, что временами эта вера выдыхалась, но потом неожиданно вспыхивала заново и проникала в те сферы, о которых раньше никто и не мог помыслить.
Одни люди впереди видят одну апостасию, уклонение и падение.
Другие не боятся будущего, надеясь, что история христианства только начинается, что христиане могут вновь стать больше окружающего их мира, что и сегодня можно отыскать радость единства, и вместе двигаться к исцелению и преображению жизни.
Таковы свидетели Божии наших дней - о. Александр Мень, владыка Антоний, Жан Ванье.
Мне тоже хочется верить, что впереди у человечества - и у нас - еще есть свет, еще есть надежда.
И наш Колледж свою вносит малую лепту в то, чтобы эта надежда не гасла: каждый раз, когда человек с верой и молитвой открывает Писания, он может причаститься этой веры, этой надежды - встретиться с Господом, с Его Словом.
Многим хотелось бы методик, которые бы мгновенно дали ответы на волнующие жизненные вопросы, помогли бы решить стоящие перед нами проблемы - семейные, профессиональные, бытовые. Это все важно, и этим нужно заниматься.
Но ценность Слова - в другом.
Преп. Серафим не сразу стал таким, каким мы его знаем по житию. Этому предшествовали годы молитвы и регулярного, ежедневного изучения Писаний.
Как пишет брат Энцо Бьянки, молитвенное чтение Писания отражается на жизни не столько в смысле совершения одних определенных действий вместо других, сколько в том смысле, что оно проливает и сохраняет тот уникальный свет, в котором вся деятельность верующего становится свидетельством и благовествованием людям: "Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного" (Мф. 5:16).
Это как малая закваска, которая квасит все тесто. Как соль, которая предохраняет от гниения и придает вкус пище. Как пение птиц в вышине, предвещающее рассвет.
В одиночку бывает сложно внимательно вчитываться в Слово в нашем раздерганном мире.
Вместе мы можем в этом держаться и помогать друг другу вставать, обращаться и идти вперед - за Христом и к Нему.
Все мы станем в глубине души по-настоящему счастливы, если Колледж будет для нас таким пространством Встречи.
А для этого давайте держаться вместе.
Христос воскресе!
Христос воскресе!
Христос воскресе!
---------
Владимир Стрелов,
от лица преподавателей и сотрудников Колледжа
4 заповедь Декалога
В.С. Стрелов
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Есть блуд труда и он у нас в крови.
О. Мандельштам
Существуют две редакции этой заповеди – здесь и в книге Второзакония, 5 гл. Там она заканчивается иначе: «15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]».
Текст Исхода отсылает нас к творению мира, тогда как Второзакония – к освобождению из рабства.
Суббота – это последнее из творений Божиих, день, который Господь особо благословил и освятил (Быт. 2:3). Как Бог в день седьмой пребывал в покое, озирая все сотворенное и радуясь ему («Вот, хорошо весьма»), так и человек, созданный по образу Божию, призван к тому, чтобы в день седьмой отложить заботы и обратить свое внимание на мир, сотворенный Богом, возблагодарить за него, - а также подвести итог своим трудам, проверить, хорошо ли то, чем он занимался предыдущие шесть дней.
Также человек призван к тому, чтобы освободиться от дел, забот и тревог, от всего того, что пытается держать его в плену, освободить и других, кто от него зависит, и почувствовать подлинную свободу в Боге. Возможно, именно этот день, в который вы откажетесь от интернета или телевизора, от погони за покупками и прибылью, станет вашим первым шагом к свободе.
Когда римляне познакомились с иудеями, три момента вызывали у них удивление: Храм, самый большой в мире, в котором нет никаких изображений Бога, море, в котором невозможно утонуть, и отношение к субботе, когда весь народ не делает никакой работы, даже не защищается от врагов.
Этот день предназначен для празднования.
Современные иудеи именно так относятся к субботе. Накануне субботы они надевают лучшие одежды, зажигают свечи и идут на совместную молитву, чтобы, вернувшись, насладиться трапезой, где вино переливается через край (символ полноты Божиих благословений). Субботу же они проводят в беседах о толковании Торы, и в Израиле не позволяют себе никакой работы (за исключением того, что касается спасения жизни) – в том числе, чтобы не соблазнить остальных.
Если обратиться к Евангелиям, мы увидим, что Господь Иисус соблюдал субботу, а многочисленные споры, которые мы встречаем в Евангелии, касаются понимания нюансов исполнения этой заповеди, отделения главного от второстепенного, смысла заповеди (ради единения Бога и человека) от преданий старцев – но сама заповедь при этом остается. Когда Иисус говорит, что Он больше субботы, Он не отменяет субботу, но таким образом показывает свое достоинство Сына Божия, Господина Субботы.
Также и церковные каноны 1-3 веков подтверждают необходимость христианам праздновать субботу (христиане до Константиновой эпохи пребывали в покое в субботу, затем, собравшись на трапезу-вечерю любви и ночную молитву, праздновали Воскресение Господа и шли работать). После воцерковления империи воскресение становится нерабочим днем, но это не умаляет значения субботы – она также выделяется и в богослужебной, и в постовой практике (пост в субботу запрещен); впрочем, стремление отмежеваться от иудейских корней вскоре приводит к забвению изначального смысла празднования субботы.
Большинство христиан сегодня считают, что суббота теперь просто перенесена на Воскресение. Но, во-первых, далеко не все из них празднуют даже Воскресный день как субботний, позволяя себе любые дела в этот день. Во-вторых, Воскресение имеет самостоятельное значение, когда мы празднуем именно победу нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа над смертью, и в таком случае изначальный смысл субботы может теряться. Перед этими верующими стоит вызов – заново осмыслить то, что вложено в текст заповеди.
Другие буквально воспринимают эту заповедь (мессианские евреи, адвентисты и пр.), и действительно, остаются в покое в течение субботы, работая в воскресный день. Иногда эти группы, однако, резко критикуют тех, кто празднует именно воскресение, забывая о том, что пишет ап. Павел: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:6-10).
Третьи говорят о том, что эта заповедь предполагает выделение в принципе времени для Бога, когда ты не занимаешься ничем другим. В перспективе, как они считают, все ваше время, а не только один день, должны быть посвящены Богу. На практике же, увы, это зачастую ведет к тому, что вера человека становится его личным делом, он попросту не участвует в литургическом собрании, да и слова о том, чтобы все свое время, а не только одну субботу, посвятить Богу, остаются благим пожеланием.
Тем не менее, эта идея может принести добрый плод. Можно посмотреть: как, через что я лучше всего чувствую себя в Божием присутствии (для кого-то это может быть вечерняя прогулка в молитвенном одночестве, для кого-то - служение бедным)- и расширять это в своей жизни. С другой стороны, особенно для тех, кто занимается церковным служением, пик которого приходится на воскресный день, такой подход с выделением какого-то другого дополнительного дня для отдыха и времени наедине с Богом кажется вполне оправданным.
Как же лучше понять эту заповедь?
Помни день субботний, чтобы святить его
Если Храм – это святилище в пространстве, то суббота – святилище во времени. Святить – означает выделять, посвящать Богу и никому иному. Этой заповедью Бог желает от человека времени, посвященного именно Ему. Это не просто день для себя, для своей пользы и выгоды – это день, принадлежащий Богу.
шесть дней работай и делай всякие дела твои,
Без полноценного труда не может быть и полноценного отдыха. Труд был в замысле Божием – но труд творческий, ведущий не к расходованию, но к собиранию сил. Это в предназначении человека – возделывать и хранить сад Едема. Однако после грехопадения характер труда изменился, труд стал тяжек для человека, и воспринимается как проклятие. Тем не менее, Книга Притч неоднократно говорит о важности труда. Господь Иисус освящает труд своим примером, и по его образу делает это и ап. Павел. Средневековые готические строения, где декор верхних этажей не может быть виден никому, кроме Самого Бога, или современная сельскохозяйственная революция в Израиле (сделать из пустыни цветущий сад) наглядно показывают, каким прекрасным может быть труд.
суббота Господу, Богу твоему
Одна пожилая и мудрая монахиня, живущая в Иерусалиме, определяет субботу как "медовый месяц с Богом". Как супружеским парам необходимо проводить друг с другом время наедине, - так это и в отношениях с Богом. Отсюда понятно, что субботствовать - это не просто отдыхать.
А день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих
Заповедь поистине революционна: она освобождает от труда не только свободных людей, но и рабов, и скот, полагая пределы человеческой жадности, стремлению к прибыли. Если кто не хочет ее соблюдать – он свободен, но пусть идет в другое место, с народом Божиим в одних жилищах ему не быть. Соблюдение этой заповеди дает возможность людям, животным восстановиться. Как показывают современные исследования, от непрерывного труда без перерывов и входных производительность оказывается ниже, чем с разумным отдыхом, люди могут даже умереть. Кстати, в традиции Ветхого завета есть и седьмой год, когда отдыхает вся земля, аннулируются все долги и возвращается утраченная свобода, и юбилейный год, когда даже земля, отданная в аренду (как правило, из-за бедности), возвращается к своему исконному владельцу.
В субботу нельзя было собирать дрова, манну – за нарушение человек карался смертью. Доверяй Богу, Он даст вдовое накануне. Более того, даже ради строительства Скинии, Святилища Божия, нельзя прерывать покой субботнего дня!
Но что подразумевать под делом, работой? Ученые иудейской традиции сначала провели параллель с 39 видами работ, которые предполагались при постройке Скинии, а потом расписали их в подробностях. Спаситель обличал в этой мелочности своих оппонентов, и сегодня у ультраортодоксов это доходит порой до смешного – нельзя работать лифтам, потому что может проскочить искра, а искра – это высекание огня, что запрещено. Но ревность, с которой они стараются выполнить эту заповедь, может быть укором для тех, кто относится в ней с холодным безразличием.
Один из современных богословов определяет работу как то, что делается ради пользы, выгоды, - а не потому, что это приносит радость. Вычитывать книгу и править ее для публикации – работа, но можно читать в радость. Заниматься огородом, чтобы восстановить связь с творением – совсем не то же, что трудиться ради урожая. Если же говорить об идеале, который дает нам Сам Спаситель, то для Него суббота – это время исправления Творения: Он учит, исцеляет, прощает грехи, воскрешает – дает новую жизнь и доводит ее до совершенства. Только дела для Господа Бога, направленные к славе Его, являются делами, достойными субботы, и именно жизнь со Христом вводит нас в подлинный покой (Евр. 4 гл.).
Листовка к Пасхе
Любой праздник, который установлен Церковью, можно справлять для себя, радуясь в одиночку, а можно его сделать параздником для других, временем благовестия. Ниже вам предлагается текст листовки в html и word (можно сложить в буклет и допечатать в пустых местах предложение встретиться в вашем храме или молодежном клубе, дать свои координаты) для раздачи на Пасху. Текст написан совместно С. Пучковой и В.Стреловым.
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех,
и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Дорогие друзья, братья и сестры! Поздравляем Вас с Пасхой Христовой!
Праздник Пасхи имеет древнюю историю. Еще за пятнадцать веков до рождения Иисуса Христа Бог решил освободить народ Израильский от несправедливого египетского плена и спасти от начавшегося геноцида (об этом повествуется в книге Исход). Для вразумления поработителей Он посылал на Египет стихийные бедствия; поскольку же фараон упорствовал, Бог позволил ангелу-губителю истребить всех первенцев этой земли. Чтобы избежать ужасной участи вместе с египтянами, евреи должны были принести в жертву барашка (агнца), и его кровью помазать косяки дверей, – тогда ангел-губитель проходил мимо, не забрав ничьей жизни.
Благодаря этому событию евреи добились свободы. Еврейское слово «Песах» и означает «проходить мимо». Этот праздник для каждого читающего Ветхий Завет напоминает о том, что Бог – это Тот, Кто спасает – от деспотов и тиранов, от бедствий, спасает от самой смерти, которая проходит мимо.
Но и после Исхода из египетского плена люди продолжали умирать.
Когда умирают наши близкие, или мы сами оказываемся между жизнью и смертью, мы осознаем это как жесточайшую несправедливость:
«Почему смерть?! Разве может любящий Бог позволить нам разлучиться навсегда?»
Бог смерти не сотворил. В Его замысле человек должен жить вечно, преображаясь от славы в славу. Грех – вот что является причиной смерти. Начавшись еще в Эдемском саду, грех распростер свои щупальца на все человечество. Именно грех разлучает нас с Богом – Подателем жизни; грех несет смерть. И нет ни одного человека, который прожил бы жизнь, ни разу не согрешив.
Человечество всегда искало средства преодолеть смерть и воссоединиться с Богом. Собственно, именно этим поиском и заняты религии – через многочисленные жертвы, ритуалы очищения и освящения.
Но у Бога – Свой путь спасения. Он выбирает самый верный, но и самый трудный способ: Сам становится человеком, чтобы принести жертву искупления за каждого. «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира», - скажет о Нем Иоанн Креститель. И история Пасхи повторится. Только теперь вместо барашка – живой человек, осужденный безвинно, преданный всеми, страдающий самым ужасным страданием.
Брошусь на землю у ног Распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста…
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту. (Б.Пастернак)
В начале третьего дня действительно происходит нечто странное: женщины, пришедшие помазать тело Иисусово, не находят Его, но встречают ангела, который говорит им, что Христос жив, Он воскрес.
Эта Весть распространяется по всему Израилю, выплескивается за пределы избранного народа, чтобы достичь самых отдаленных уголков земли. Сам Господь является своим ученикам, укрепляет их и воодушевляет.
Смерть стала лишь образом сна, за которым последует радостное пробуждение. «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? - воскликнет вслед за ап. Павлом свт. Иоанн Златоуст. - Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь!»
Бескрайний океан света изливается от Воскресшего тела Спасителя.
Православное христианство – радостное. И Пасха – самый радостный праздник – празднуется сорок дней, до Вознесения Господня. Пасхальная радость – не в том, чтобы побольше поесть, не в куличах и яйцах, а во встрече с Живым Богом, в прославлении Его Воскресшего, и в заботе о близких. «Просветимся торжеством, и друг друга обымем; рцем «братие», и ненавидящим нас простим вся воскресением», - поется в пасхальном песнопении. Простим ради воскресшего Христа обидевших нас, тех, кто когда-то причинил нам зло. Обнимемся, скажем «братья» - то слово, которое почти не употребляется сейчас. Пустим Христа в нашу жизнь.
Радость невозможно припрятать куда-нибудь подальше и быть ее единственным обладателем. Радостью нужно делиться, тогда она только приумножится. Поделимся же пасхальной радостью с теми нашими ближними, кто так нуждается в этом: с одинокими или больными, с нищими или страдающими - тогда радости, света и добра на земле станет больше.
И будем ждать Его снова во втором и славном Пришествии. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Тропарь, глас 5-й:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Кондак, глас 8-й:
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
На сайте http://nasledie-college.ru/ вы можете записаться на онлайн обучение основам веры, там же узнать о поступлении на трехгодичное обучение. Это действительно изменит вашу жизнь!
Источник: Жан Ванье. Община - место прощения и праздника
ГЛАВА IX. ПРАЗДНИК
1. В сердце общины — праздник
В сердце общины — прощение и праздник. Это две стороны одной медали, одной реальности, реальности любви. Праздник — общий опыт радости, песня благодарности. Мы славим Бога за то, что мы вместе, и благодарим Его за дар, который нам дан. Праздник питает сердца, возвращает надежду и вселяет мужество, чтобы пережить страдания и ужасы повседневной жизни.
Чем беднее народ, тем больше он любит праздник. Я всегда удивляюсь, когда вижу как в Индии или в Африке самые бедные люди отмечают праздники иногда в течение многих дней. Они используют все свои сбережения, устраивая грандиозные обеды, занимаясь пошивом или приобретением красивой одежды. Они делают гирлянды цветов и искуственные огни (эффекты огня и взрывов составные части праздника). Эти праздники почти всегда связаны с годовщиной божественного или религиозного события; тогда у них священный характер. Конечно, они выполняют свою роль, помогая пережить повседневные страдания; это отдушина. Но считать их единственно увёрткой или наркотиком — значит лишить себя возможности углубиться в человеческую реальность. Каждый человек и, прежде всего, бедные живут повседневностью со всеми теми тяготами, которые она включает в себя: дни походят друг на друга: всё пачкается, всё чистится, земля вращается, засеевается и убирается урожай и всегда в неуверенности. Но человеку нужно другое. Его сердце превосходит пределы повседневности. Он жаждет счастья, которого, кажется, невозможно достичь на земле. У него есть вкус к бесконечному, к вселенскому, к вечному, к чему–то, что придаёт смысл человеческой жизни и однообразной повседневности. Праздник подобен знаку той потусторонности, которая есть небо. Это символ того, к чему стремится человечество: опыт общения.
Праздник выражает и выявляет осязаемым образом конечное предназначение общины. Итак, это существенный элемент общинной жизни. На празднике напряжённости, рождённые повседневностью, отметаются; забываются мелкие ссоры. Экстатический аспект (экстаз означает выход из себя самого) праздника объединяет сердца; течёт поток жизни. Это момент удивления, когда радость тела и чувств связана с радостью духа. Это наиболее человеческий момент и также самый божественный общинной жизни. Литургия праздника, включая в себя музыку, танцы, песни, приведённые в согласие со светом, плодами и цветами земли, — тот момент, когда мы общаемся с Богом и между собой благодаря молитве, взаимоучастию, но также благодаря хорошо приготовленной пище. Трапеза на празднике важна.
Чем повседневность тяжелее, рутиннее, тем более сердца нуждаются в том, чтобы иногда собраться всем вместе, поблагодарить друг друга, попеть, потанцевать, отведать чего–то особенного. Каждая община, как и любой народ, вырабатывает свою литургию праздника.
Праздник — это подкрепление, обновление. В его ходе высвечивается конечное предназначение общины. Как таковой, он пробуждает надежду и придаёт новую силу, чтобы с ещё большей любовью принять повседневную жизнь. Праздник — признак воскресения, придающий нам силу нести крест каждого дня. Прославление и крест связаны интимными узами.
Напротив, я удивляюсь тому печальному тону, с которым справляются годовщины политических событий. Нет ни танцев, ни праздника, но военные парады, над которыми парят реактивные самолёты. Это показ мощи, на который люди смотрят с эмоциональным возбуждением, но не праздник. Во Франции, даже в нехристианских кругах, заметно ощутимое различие между нежностью и кротостью Рождества, когда люди говорят, как то и принято, «С Рождеством», и национальным праздником 14 июля, исполненным грусти, когда люди стоят перед монументом павшим, приветствуют Республику, а затем выпивают стакан кофе. Когда–то в кафе танцевали, но теперь это происходит значительно реже.
Праздник — время благодарения, когда мы воздаём хвалу Богу за то историческое событие, когда проявилась сила Его любви к человечеству, народу или общине; он также признание того, что Бог всегда присутствует и заботится о Своём народе и о Своей общине как Отец, любящий детей. Праздник — это благодарение не только за дела прошедшие, но и за нынешнюю действительность.
Для еврейского народа Пасха — великий праздник, напоминающий тот момент, когда ангел Яхве прошёл и освободил народ свой. Этот народ благодарит Яхве, продолжающего оставаться его путеводителем, пастырем, защитником и Отцом, любящим его.
Община должна уметь отмечать свои годовщины согласно своей истории, своим традициям, годовщину того момента, когда Бог призвал общину к жизни или особенного события, когда рука Божия очевидным образом защитила её. Она воздаёт хвалу Богу, отмечает его благодеяния. Этот исторический момент даёт нам понять, что это Он призвал нас жить вместе, что он ведёт нас и руководит нами, чтобы мы трудились ради Царства Небесного.
Евангелие усеяно праздниками. Первое чудо Иисуса произошло на свадьбе в Кане; он претворяет воду в вино, чтобы праздник был более прекрасным; часто именно в момент праздников Иисус появляется в храме и возвещает красочным образом Благую Весть. Он умер на праздник Пасхи.
В сердце праздника находится бедный. Если самые малые исключаются, это больше не праздник. Речь идёт о том, чтобы найти танцы и игры, в которых могли бы участвовать и самые бедные люди общины, дети и старики, все самые слабые. Праздник должен всегда быть и праздником бедных.
Я вседа поражаюсь, когда вижу посетителей, ошеломлённых радостью, царящей в «Ковчеге», поражаюсь, потому что знаю, сколько страданий приносят некоторые мужчины и женщины нашим общинам. Нужно спросить у себя, не исходит ли эта радость отчасти от страданий и жертвы. Живущие в уюте и уверенности, те, которым кажется, что у них есть всё, в чём они нуждаются, могут ли они иметь радость? Праздник — хорошая возможность проверить это. Я уверен, что бедные могут быть радостными, в момент праздника они разражаются радостью. В эти моменты их страдания и их неудовлётворённость словно превозмогаются. Они переживают момент освобождения; бремя повседнесности неожиданно исчезает, а их сердца пляшут от радости.
Один из самых больших праздников человеческой жизни — это, несомненно, свадьба. Это время, когда религиозный и человеческий факторы сливаются в радости, в которой взор, исполненный божественности, кажется, встречается со взглядом, исполненным человеческого: «Царство Небесное подобно брачному пиру…». Праздник — признак вечного праздника и любой маленький праздник в наших общинах должен быть признаком праздника небесного.
Праздник весьма отличен от спектакля, в котором некоторые авторы или музыканты развлекают и забавляют зрителей. На этом празднике все являются авторами и все зрителями. Каждый должен играть и принимать участие, а если нет, то это не настоящий праздник.
На земле в празднике всегда присутствует элемент тоски; нельзя устроить праздник, не намекая на это. И так происходит именно потому, что на земле есть люди, которые не устраивают праздников, это люди, пребывающие в отчаянии, в рассеянности, в тоске, голодные, исполненные траура. Именно поэтому каждый праздник, если он подобен великой алелуйе и песне хвалы, всегда должен завершаться молчанием, в котором он несёт Бога всем тем, у кого нет праздника.
Есть праздники, которые вся община празднует не только для себя самой, но и для всего человечества. Вместе славятся Рождество за рождение Иисуса, Пасха за Его Воскресение, а на Пятидесятницу явление Духа Святого. У общины есть и свои собственные праздники: годовщина основания, святого покровителя или праздник конца года, когда община благодарит и радуется всему тому, что она получила. А затем есть маленькие праздники, дни рождения одного или другого члена общины, браки, рождения; тогда следуют праздники каждого конкретного человека по очереди: признаётся его уникальность, его особенне место и его дар. Каждая община отмечает различные праздники согласно со своей традицией; у каждой своя собственная литургия, особая евхаристическая служба, свой способ украшать Часовню, устраивать обед, свой способ накрывать на стол, украшать зал, в котором едят, ставить свечи, гирлянды, цветы, одежды, выбирать песни, одежду и танцы.
Существуют также маленькие ежедневные праздники, совершающиеся в час обеда или спонтанно порождающиеся встречей. Когда отец вновь обретает блудного сына, он говорит слугам.
Живей! Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги.
И приведите откормленного телёнка и заколите: станем есть и веселиться,
ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся! (Луки 15, 22–24).
Ставшие богатыми общества потеряли чувство праздника, потеряв чувство традиции. Праздник коренится в семейной и религиозной традиции. Как только праздник теряет связь с традицией, он становится искуственным и для того, чтобы оживить его, нужны такие стимулирующие средства как алкоголь. Это больше не праздник.
Нашей эпохе присуще чувство «party» [35], то есть встречи, на которой пьют и едят; организуются танцы, но часто это вопрос супружеской четы, а то и прямо совершенно индивидуальное дело. Наше время любит спектакль, театр, кинотеатр, телевидение, но потеряло чувство праздника.
Очень часто сегодня у нас есть радость без Бога или Бог без радости. Это последствие многих лет янсенизма, согласно которому Бог представал как Суровое Всемогущее Существо; радость оторвалась от божествеенного.
Праздник, напротив, это радость с Богом. Каждая культура и любая традиция выражает эту радость своим образом — более или менее очевидно, более или менее собранно.
В «Ковчеге» мы можем праздновать со взрывами смеха и радости, а затем сразу же войти в молчание и в молитву. Не должен ли каждый праздник оканчиваться молитвой в молчании, праздником личной встречи с Богом?
В наших общинах происходит как в Африке, в которой все члены принадлежат различным культурам: каждый развлекается и отдыхает согласно обычаям своей культуры. Канадец любит выпить пива; кто–то из Альто Вольты любит посетить другого в квартале; для третьего хорошо закрыться в комнате и читать книгу. Тогда развлечения разделяют: все расходятся по своим занятиям. Праздник не просто момент расслабления в определённой культуре, момент, когда напряжения ослабляются, момент «для себя» — но хорошо приготовленная в радости и удивлении встреча по ту сторону разделения культур.
Удивительно как Церковь сохранила чувство праздника. Каждый день — праздник; существуют великие литургические праздники и праздники небесных друзей, годовщина различных святых. А затем в самый разгар дня служится Месса. Меня всегда удивляют произносимые на Мессе слова: восхваление и праздник, присутствие, общение, пища и жертвоприношение, Евхаристия и благодарение.
Эти слова хорошо выражают общинную жизнь. Нужно, чтобы мы на самом деле жили друг для друга, общаясь между собой, чтобы войти в общение с Иисусом. Именно тогда совершается праздник и служение Богу. Это общение, это служение Богу — время, которое питает; мы становимся хлебом друг для друга, потому что Бог стал хлебом для нас; это пища в сердце общины. Жертвоприношение всегда находится в центре общинной жизни, потому что речь идёт о том, чтобы принести в жертву собственные интересы ради интересов других, как и Иисус принёс в жертву Свою жизнь, дабы мы восприняли Духа. Праздник начинается с просьбы о прощении и завершается благодарением.
Месса существует не только для того, чтобы подпитывать наше личное сострадание. Она — служение и делание всей общины ради всей Церкви и всего человечества. Совершение Евхаристии — одна из высших точек общинной жизни, в которой мы наиболее едины; всё предложено Отцу в Иисусе.
2.Трапеза
Трапеза — это маленький ежедневный праздник, на котором все мы собираемся за одним столом, чтобы поесть и разделить друг с другом свою жизнь и радость. Она даёт особенное наслаждение телу и чувственности. Поэтому не нужно слишком торопиться закончить её под предлогом наличия более важных или более духовных дел. Это важное событие в жизни общины, которое следует хорошо приготовить и сполна пережить. Трапеза — время, когда радость хорошо поесть и попить соединяется с радостью встречи. Это удивительным образом действительно человеческая действительность. Связь между трапезой и любовью берёт своё начало в то время, когда ребёнок в первый раз принимает пищу. Для матери кормить дитя — это жест любви, выражающийся во взаимном присутствии, радости и игре; ребёнок, не вскормленный любовью, а механически получавший свою бутылочку с молоком, испытывает трудности с пищеварением. Человеческая личность не ест как животные, каждый в своём закутке. Дружба и любовь служат для того, чтобы придать человеческий облик этой столь материальной реальности.
Именно по этой причине нужно любой ценой избегать агрессивных споров и слишком серьёзного и поучающего отношения за столом; даже деловые обеды существуют не для того, чтобы внушать мужество. Трапеза это место, где расслабляется тело и дух. Смех очень хорошо сказывается на пищеварении. Серьёзные вещи, споры и т. д. рискуют вызвать язвы и кишечные расстройства. У некоторых детей обнаруживаются известные нарушения, если они питаются в атмосфере напряжённости. Что касается меня, я знаю, что напряжения за столом лишают меня аппетита и что мой желудок возмущается им!
В ходе трапезы каждый человек, сидящий за столом, должен был бы встретить остальных, пусть через самый простой жест: «Хотите ещё картошки?». Это становится естественным моментом общения, позволяющим некоторым людям выйти из своей изоляции. Они не могут оставаться за забором своей депрессии, когда им что–нибудь нужно: «Не передадите ли соль?». Потребность в пище побуждает нас к взаимному общению.
Самое плохое из изобретений этого рода — это самообслуживание: каждый со своим подносом, своей бутылочкой вина, своим пакетиком сахара, а то и соли и перца, как в самолёте. Отвратительно заставлять каждого есть и пить одно и то же количество и делать это одному. Насколько более человечно поставить на стол большую бутылку, чтобы каждый пользовался ей согласно своим потребностям, будучи внимательным к тому, чтобы и у другого было то, что ему нужно, готовым оставить лучшую порцию соседу. Тогда трапеза больше не акт одиночества, эгоизма и грусти, но становится временем, когда каждый даёт, уделяет другому часть своей жизни и любит.
Хозяйка дома знает, что для хорошей трапезы нужно аккуратно приготовить пищу, нужно проработать меню для закупок продуктов, варить, приготовить тарелки, накрыть на стол. Нужно подумать обо всём: качество вина, цветы, места за столом…
Нужно также уметь подготовить оживления для стола, беседы, которые можно будет провести. Хорошо, что во время трапезы соседи могут поговорить между собой. Но нужны также моменты единства, когда все могут принимать участие в беседе об общих интересах и, прежде всего, вместе смеяться.
Если приготовление трапезы требует столько забот, то же самое относится и к празднику и к общинной деятельности. Не нужно думать, что всё нужно отдать на самотёк. Нужно, чтобы небольшая группа людей готовила её с заботой, в первую очередь осознавая поставленную цель. Не нужно злоупотреблять с импровизацией; именно в рамках хорошо обдуманного плана можно дать место спонтанности, изменениям, эволюции. Нужно всегда уметь достигнуть и продлить на празднике или за трапезой момент, может быть и неожиданный, который может стать моментом особенного единства, временем благодати и сосредоточенности, временем удивления, когда поток жизни проходит через реку радости.
Если праздник не приготовлен хорошо, можно быть уверенными, что кто–то воспользуется этим, чтобы настоять на «своём» плане, навязать «свою» точку зрения, быть в центре действа, добиться аплодисментов; или всё окрасится скукой, не будет единства деятельности, не будет праздника.
После любой деятельности в общине (какого бы рода она ни была) нужно время оценки, когда мы можем спросить себя, достигли ли мы поставленной цели или нет. Нужно признать собственные пробелы, ошибки, чтобы в следующий раз всё удалось лучше.
Бог дал нам разум, память и воображение, чтобы сделать это. Американцам очень нравится оценивать и часто слишком материально, и именно поэтому они лидируют в области коммерции. Французам не нравится слишком много оценивать. Нужно всегда пытаться оценивать наши дела квалифицированно.
Есть Святой, я верю, Святой Луиджи Гонзаг, который на каждый день готовил анекдоты, чтобы рассмешить своих братьев во время досуга. Он не был особенно одарён в этой области и может быть по своему вкусу он предпочёл бы оставаться в тени; но из любви к братьям, он пытался внести радость в их свободное время. Не нужно всегда пускать дела на самотёк, потому что спонтанность часто вопрос чувственности и прихоти момента.
Для некоторых это на самом деле долг — учиться оживлять праздники, обновляя свои творческие способности: учиться новым песням, более весёлым, более смешным, более подходящим, историям или интересным сведениям, которыми можно поделиться. Если они хорошо подготовлены, трапеза и деятельность в общине могут стать поразительными моментами взаимоучастия, праздника, передачи новых сведений, с открытостью духа, которую он подразумевает. Слишком многие люди подходят к трапезе единственно как потребители. Они не отдают себе отсчёта в той роли, которую она могла бы иметь в созидании общины.
В наших общинах «Ковчега» в конце трапезы, когда подают апельсины в качестве фруктов, тогда мы начинаем чистить кожуру. Все принимают в этом участие. Однажды, после такого вечера, один англичанин спросил у меня, французская ли это традиция; я не думаю, что это традиция, но знаю, что для некоторых людей — это момент исхода из своей изоляции и самовыражения в радости, прежде всего, если они не могут общаться словами. Некоторые несчастные люди не могут принимать участия в интересных беседах, но они могут принимать участие в играх жестами. Когда они принимают кожуру от апельсина на кончик носа, они успокаиваются, отсылая её назад.
Я объяснил этот способ служения на одном собрании в Новой Зеландии, на котором я выступал перед генеральными настоятелями различных религиозных орденов. В последний вечер у нас была трапеза–служение в присутствии епископа. И случайно среди фруктов оказались апельсины! Было удивительно видеть как серьёзнейшие матери провинциалки, сдержанные вплоть до последнего момента, немного пасуют друг другу кожуру от апельсина на глазах у поражённого епископа… который не присутствовал на встрече. Было необходимо, чтобы ему дали некоторые объяснения!
Способ накрывать на стол важен, как и способ располагать людей. Когда известно, что один немного нервозный, не нужно садить вокруг него некоторых людей. Всё, что нужно сделать, подсказывает любовь. Таким же образом, когда один печален, ему подносят тарелку, которая ему особенно нравится. Трапеза может быть местом множества проявлений чуткости и нежности.
Есть и пить — не значит тратить много денег. Можно готовить превосходные блюда с очень маленькими тратами. Это вопрос творческих способностей, находчивости, определённых кулинарных навыков. Также важны соусы! Спагетти без соуса, это что–то невозможное! Соус подобен жесту бескорыстности. Община, которая ест только мучное, потому что оно «меньше стоит и закупается оптом», никогда не будет достаточно весёлой общиной.
Некоторые трапезы, совершаемые в молчании, при свете свеч и с гармоничной музыкой как фоном, могут создать человеческую и общинную атмосферу. В монастырях нормально, что трапезы проводятся в молчании; впрочем, нет необходимости перечислять множество событий, чтобы питать общение; молчание благоприятствует сосредоточенности и росту внутренней жизни. Это молчание, однако, не исключает некоторого общения и невербальной чуткости, которые иногда лучше слов придают форму единству общины.
3. Создавать праздник
Некоторые люди иногда отказываются оживлять праздник, чтобы уступить место другим и не иметь репутации заводил компании. Но если это их дар, зачем отказываться от него? Может быть, они могли бы научить других оживлять праздник? Можно было бы сказать то же самое о всех видах искусства, о театре, о танцах, о пантомиме. Любая художественная деятельность может стать носительницей вести, способной тронуть человека и заставить биться сердца в унисон с этой вестью. Не нужно пренебрегать искусством, и любая община должна найти свои особые способы самовыражения. Всё то, что присуще природе человека, может быть обращено на службу божественному и любви. И каждый должен использовать свой дар для того, чтобы созидать общину.
В общине песни обладают первоочередной важностью. Члены общины Бундеена в Австралии сказали мне, что некоторое количество людей из их общины никак не могли заставить себя читать Священное Писание. Тогда они переложили на музыку некоторые отрывки, чтобы Слово Божие могло более глубоко проникнуть в душу людей. Св. Луи–Мари Гриньон де Монфорт пользовался народными мелодиями, чтобы сопроводить ими слова молитв и хвалы. В настоящее время у меня появляется впечатление, что в «Ковчеге» мы всё более продвигаемся к грустным песням, может быть, озаботившись сосредоточенностью. Нужно приложить усилие, чтобы найти немного более весёлые молитвенные песни. Всё это включает в себя искусство определять, какую песнь петь и в какой момент. Есть песни, которые побуждают к молитве и сосредоточенности. Другие более благоприятствуют и побуждают продвигаться вперёд. Большое число людей из наших общин должны бы размышлять и специализироваться в этой области. Часто мы слишком сильно полагаемся на спонтанность и на прихоть момента. Нельзя выбрать песню потому, что она нравится заводиле или соответствует его состоянию души, но потому, что эта песня адекватна данному случаю.
Воль Вольфенсбергер сказал мне однажды, что следовало бы придумать всеобщие танцы, простые для заучивания и исполнения и сопроводить их словами. На наших праздниках мы всегда танцуем фарандолы, но потому, что мы не научились ничему другому. Определённо, есть танцы, в которых отсталые люди могли бы принимать участие.
Очень часто из страха выставить себя на всеобщее обозрение мы говорим, что не обладаем таким даром. Но мы можем попросить у Бога дать нам некоторые дары, прежде всего, если они будут ради братской любви, ради созидания общины. Любая реальность жизни важна, и иногда нужно трудиться и прилагать усилия, чтобы участвовать в ней как можно лучше и творить окружение радости и сосредоточенности более благоприятствующей этой деятельности.
На праздниках, как на беседах и на общих молитвах, те, которые говорят, должны всегда делать это таким образом, чтобы все слушали и понимали. Это означает, что они должны говорить громко и чётко. Некоторые встречи, на которых люди из робости бормочут про себя, так что только ближайший сосед может слышать, нежизнеспособные встречи. Когда говоришь на собрании общины, нужно думать о том, кто сидит дальше всех, и если необходимо, говорить стоя. Не нужно пытаться вставить слишком много идей в одну и ту же фразу, но всегда ставить себя на место всей аудитории. Лучше, чтобы она получала одну или две легкодоступных идеи, чем смешение мыслей. Нужно также помнить, что весть трогает сердца не столько тем, что произносится, сколько тем, с какой верой и энтузиазмом это говорится. Важно, чтобы люди умели сообщить словом весть, которую они хотят донести.
Подкреплениями для общины являются те моменты, когда целая община осознаёт поток жизни, который объединяет её. Это времена благодати и дара, когда она живёт в радости пребывания вместе: служа, проводя праздник, молясь.
Помню один вечер в нашей общине, который только что начался. Я пошёл есть с остальными: трапеза была исполнена печали, каждый говорил с соседом; за столом не было единства. Поев, мы все вместе уселись в зале. Кто–то взял гитару и затянул песню. А затем один за другим все начали хлопать в ладоши, отбивая ритм ложечкой по стакану, каждый своим случайным инструментом. Чувствовалось, что жизнь продолжается. Лица начали светиться, это было подобно моменту благодати. Мы на самом деле были вместе, сердца, руки и голоса начали биться в унисон. Но это не продолжалось долго. Были и раненые люди, которые не хотели чувствовать себя слишком счастливыми и комфортными. Они таили в себе ещё много гнева, обязанного своим появлением ненормальному поведению в их семье. Иногда нужно ждать долго для того, чтобы устроить праздник, в котором все приняли бы полноценное участие.
4. «Приглашённые на свадьбу»
Мне понравилось слово Царя к рабам, когда он говорит им идти искать бедных, калек:
Приглашайте их, приглашайте всех, кого встретите на брачный пир! (Матф. 22: 9).
Мы не созданы для того, чтобы пребывать грустными, чтобы всегда трудиться в поте лица, чтобы серьёзно слушаться закона или бороться. Все мы приглашены на брачный пир. И наши общины должны быть знаками радости и праздника. Если они ими являются, всегда найдутся люди, готовые включиться в их жизнь. Грустные общины стерильны; они представляют собой скучное зрелище. Конечно, на земле мы не сможем обладать радостью во всей её полноте, но наши праздники являются маленькими знаками вечного праздника, того брачного пира, на который все мы приглашены.