Продолжаем вместе читать по две главы из Евангелия от Луки. Буду рад вашим мыслям и откликам.
17:1 Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
3 Наблюдайте за собою.
Случалось ли вам мечтать о том, чтобы соблазны кончились, чтобы жизнь стала тихой, безмятежной, и грешить не было ни смысла, ни желания? Мне так иногда этого хочется! Иногда мы даже можем чувствовать себя виноватыми из-за того, что внутри нас идет борьба: кажется, были б мы святыми, нас бы ничего не задевало.
Но Господь отрезвляет: соблазны будут всегда. И дело не в том, чтобы их не было, а в том, чтобы на них не попасться, и чтобы, не дай Бог, самому не стать источником соблазна для других (это еще хуже, ведь погибаешь не только ты, но другие люди из-за тебя).
Кто-то в прямом смысле этого слова соблазняет на грех (посплетничать, изменить в браке, пойти вместе на преступление).
Кто-то, греша, ищет себе оправданий, и пытается привлечь на свою сторону («я развожусь потому, что нашел настоящую любовь», «все берут, и я, разве проживешь на зарплату» — «пожалейте меня, не судите!»). И другие из «сострадания» или по наивности начинают поддерживать человека, — и соблазн множится. Так и мы, не замечая того, можем стать источником соблазна, ведь даже обсуждение греха как варианта нормы для кого-то неокрепшего может стать соблазном!
Часто человек сам не отдает себе отчета в том, что он делает, какие помыслы он распространяет или принимает.
Потому Господь и говорит: наблюдайте за собой.
А иногда грех можно даже остановить:
Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.
Что вам труднее, решиться выговорить или прощать по многу раз? А легко ли сказать «каюсь»? Почему?
5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
Они говорят «умножь», а Он отвечает: «у вас и капли веры нет». Но это не упрек. Как и в случае с хананеянкой (Мф. 15:22 и дал.), Иисус побуждает таким образом учеников осознать свое истинное состояние. Какова моя вера?
Исполнилась ли молитва учеников? Да, мы знаем об этом из книги Деяний. Но молитва об умножении веры — опасная молитва. Чтобы вера укрепилась, апостолам придется пройти через испытания — крушение всех своих надежд в Распятии, и вновь обретение их во Встрече с Воскресшим Господом.
Готовы ли мы к тому, что молитвы могут привести в неожиданным последствиям?
Может быть, апостолы вдохновились этим образом веры, совершающей чудеса, стали уже мечтать о себе. И Господь их тут же «приземляет». Одной веры мало, вера проявляет себя в делах, в отношении. Вера вам будет дана, но не для того, чтобы вы ей гордились, а для того, чтобы вы смиренно совершали то, на что вас определил Господь:
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
Евангелист на протяжении всего повествования ясно подчеркивает важность смирения. Все начинается с Благовещения, когда прозвучало: «Се, раба Господня». Затем мы встречаем многочисленные притчи, где звучит слово «раб», т.е. человек, всецело преданный Богу, отдавший свою жизнь в Его распоряжение. Наконец, важность смирения подчеркивается в притчах о мытаре и фарисее, о блудном сыне. Не думать о себе, думать о том, как исполнить волю Божию, — вот к чему нас призывает Господь, по Луке. (Марк добивается того же, но более жестко. Вместо проповедей он показывает на примере учеников: вот как бывает, когда с треском проваливают экзамен на смирение).
11 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Что изменилось в этом человеке, что Иисус говорит о его спасении? Он славит Бога, это стало основой его новой жизни. Но его жизнь теперь — не про болезнь, не про себя самого — а про Бога.
Есть ли у меня поводы славить Бога, и какое место в моей молитве занимает чистое славословие?
И снова Лука подчеркивает, что спасение может прийти даже к не-члену народа Божия, — если он искренен в своем вопрошании. Кто бы это мог быть сегодня?
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
Фарисеи спрашивают о будущем, Иисус отвечает о настоящем. В Литургии мы слышим: «Царство Твое даровал нам еси будущее» — уже даровал! Как? В Духе Святом (об этом нужно читать в Деяниях и Посланиях).
А вторую часть высказывания Господа с греческого можно перевести и понять двояко.
1. Царство Божие «внутрь вас». Т.е. не ждите внешних изменений в мире, открывайте Царство Божие в себе. Это — об изменении ума, о стяжании Духа. И пути здесь — молитва, Таинства, впитывание Слова Божия.
2. Царство Божие «среди вас». Такой перевод подразумевает, что Царство мы можем пережить только вместе. Здесь путь — общинная жизнь, и дела милосердия к ближним, «малым сим».
Какое понимание вам ближе, и какое — труднее?
Есть и третье понимание: Царство Божие присутствует среди вас, и это сам Иисус. Но так будет не всегда, — продолжает Господь.
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь,
24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.
25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
32 Вспоминайте жену Лотову.
33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;
35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;
36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.
37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.
Господь предсказывает Свои страдания и Свое Второе Пришествие.
Его Пришествие ни с чем не спутаешь — как молния, это будет очевидно всем, хотя и будет совершенно неожиданно. (Как этого не поняли последователи Виссариона, Муна, Марии Дэви Христос, и спутали с их с Господом? Но это предостережение. Люди верили своим учителям больше, чем внимали Слову Божию).
Когда же придет Господь, тогда произойдет окончательное разделение — даже внутри семейной пары, даже внутри одного домохозяйства, как среди женщин мелющих, так и среди мужчин, трудящихся на поле. Итак, семейные связи не помогут, общие дела не помогут. Один возьмется (вероятно, чтобы встретить Господа во славе), другой оставится. Участь оставшихся будет незавидной. Они уподобляются трупу, который рвут хищные птицы (ср. Иез. 32:1-6, 39:17:21) — что для иудеев было знаком проклятия (Втор. 28:26).
Бодрствование — не пустое слово.
18:1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Это притча о том, чтобы никогда не падать духом, не терять надежды. Проблема не в том, что Бог не отвечает на молитвы. Проблема в том, что человек сам иногда не верит в то, что нечто может осуществиться.
Что эта притча говорит вам? О чем нужно так молиться?
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
«Тайна христианства заключается в том, что людей нельзя сравнивать», — повторяет И.Я.Гриц вслед за патр. Афинагором. Фарисей не согрешил в том, что поступал хорошо. Он всего лишь начал сравнивать свои добродетели с грехами других.
Что же, совсем не сравнивать? Один мой верующий друг-спортсмен, у которого на редкость здравая самооценка, как-то сказал, что одиночные виды спорта хороши тем, что учат сравнивать только себя с собой же, но вчерашним. А если это применить не к спорту, а к духовной жизни? Здесь можно поблагодарить Бога, что Он от чего-то избавил, что-то дал сделать. Здесь будет повод и для покаяния, просьб о помощи, особенно, если подумать, какими бы нас хотел видеть Бог (собственно, это и делает мытарь). Поводов для гордыни не будет, если сравнивать себя с собой.
Нам всегда есть в чем расти.
15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им.
16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
А может, нужно вовсе не расти, а умаляться? Вообще не смотреть на себя, (ведь у детей слабо развита саморефлексия), — а учиться доверять Богу, как дети?
Но, оказывается, это довольно трудно:
18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Античные учителя философии нередко проверяли так кандидатов в ученики: сумеешь отказаться от богатства — будешь учеником. Здесь дело не только в богатстве, но и в готовности слушаться. Что или кто владеет твоим сердцем?
Но от чего-то отказаться все же придется, каждому — от своего.
28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
Если отказ — ради Бога, если мы точно знаем, что Бог этого от нас ждет, — действительно так и происходит. Отказываешься от чего-то дорогого, но получаешь больше, еще более драгоценное и важное.
Кстати, иногда таким дорогим может быть и соблазн, — ведь, кажется, откажись от него, что останется? Но Бог всегда дает больше, всегда дает то, что несет, а не забирает жизнь.
(Впрочем, бывает, что отречений от нас требуют люди (даже якобы во имя Божье), или мы сами почему-то решаем, что от нас они требуются, — а Бог этого не требует. К примеру, девушка, только обратившись, забросила любимую специальность, перестала за собой следить, и теряет квалификацию и годы возможной семейной жизни на низкооплачиваемой работе-послушании, где об нее разве что ноги не вытирают. Это совсем другое, и ничего, кроме разочарования, такое отречение не принесет).
Здесь требуется рассудительность, различение.
Но если ученики отказываются от материального, то что сказать об их Учителе, Который отказывается от самой жизни?
31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,
32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,
33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
34 Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.
…
35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Почему слепого заставляли молчать? Скорее всего, потому что считали, что такой, как он — слепой, грязный, нищий, — Иисусу не важен.
Думаю о Дмитрии Иванине (авторе предстоящих заметок к Евангелию от Иоанна) и его группе, которые занимаются кормлением бездомных. Они что-то важное поняли, чего даже шедшие с Иисусом тогда не понимали.
Еще думаю о тех, кто ждет исцеления, а мир им говорит, — замолчи.
Приведу вам напоследок стихотворение тяжело больного психически человека, Бориса Левина (из сборника стихов здесь):
* * *
В ожидании чуда
Протекает вся жизнь.
Всё, что мерзко и худо,
Что светло и прекрасно,
Ничего не напрасно,
так что, парень, держись.
Притча о судье неправедном.
Помню до сих пор проповедь одного батюшки. Он говорил, что Бога нужно просить, не теряя надежды, и Он подаст просимое… через год… два. .. десять лет… какая разница — ведь у Него вечность как один день…
И я тоже просила об очень важном — и получила. Через 16 лет.
Только ведь дело в том, что если тонешь, если ситуация критическая, то ждёшь помощи, избавления — скорого! Тогда и один день ожидания кажется вечностью. ..
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Молитва слепого. Он кричал, пока Христос не подозвал его. Молитва сирофиникиянки и блудницы — они сами припадали к Нему. Молитва прокаженного. Он просто стоял поодаль, и умолял «если хочешь, исцели…» и Христос ответил «хочу» и подошёл Сам.
Чувствую себя ближе к последнему. Размышлять о Евангелии уже трудно. Хочется просить:»потерпи меня, Господи…очисти, если хочешь…»