Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия.
19:1 Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Сегодня многие смущены масштабами коррупции, поразившей нашу страну. Мы негодуем, узнав об очередном случае незаконного обогащения. Но вот перед нами Закхей. Он не просто обирает своих сородичей. Он еще фактически работает на оккупантов! Его можно осудить за это, и это будет справедливо.
Но задача Христа — не осуждение, а воссоединение с Богом, спасение. И то доверие и принятие, которые Иисус оказывает этому человеку, творят настоящее чудо. Посмотрите, как разительно он отличается от богатого юноши из предыдущей главы! Он действительно приносит свой «плод покаяния».
А десятый стих многие считают ключевым стихом этого Евангелия. Интересно, почему?
Легко ли вам дается такое отношение к людям? Был ли в вашей жизни кто-то, кто явил к вам такую любовь?
11 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.
12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22 [Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
Мы подробно разбирали с вами притчу о талантах по Евангелию от Матфея.
Лука добавляет подробности, которые позволяют нам увидеть, как была составлена эта притча. Ее основой послужил реальный исторический факт. Архелай, сын Ирода Великого, отправился в Рим, чтобы утвердиться в наследовании своей части отцовской империи, и за ним отправились люди, которые не хотели этого. Также и Иисус, готовясь к воцарению через страдания, встречает оппозицию со стороны своего же народа…
В целом же притча — это разговор о том, как мы употребляем данные нам возможности. Мы говорили в прошлый раз о способностях. Но одна из главных возможностей, один из главных даров нам, — это время. Как мы его тратим? И каковы плоды?
Стали ли мы за время своего пребывания в Церкви добрее, милостивее, готовы ли потерпеть, простить и благословить? Увеличивается ли в нас любовь к Богу и людям?
А люди вокруг нас в какую сторону меняются?
28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.
29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
34 Они отвечали: он надобен Господу.
Этот ослик врезался в память учеников не только из-за мессианских ассоциаций, о которых говорит нам Матфей.
Так мы вспоминаем детали последних светлых дней дорогих нам людей.
35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его.
Каким здесь предстает Иисус?
Он все заранее знает, и я поражаюсь Его спокойствию.
Он не дает в обиду учеников и не признает права других людей «регулировать» проявления живой веры.
Он патриотичен, до слез любит Иерусалим, и как пророк — или даже как Создатель этого города — видит его судьбу на десятилетия вперед.
Он принципиален в вопросах чистоты и святости веры, и, видя нечестие в Храме, не пытается уйти от этого в пустыню, как ессеи, а дерзает очистить Храм.
Собственно, это и подтолкнет Его противников к действиям.
20:1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
Иисус благовествует, и от Его слов душа радуется. Мы это чувствуем даже сейчас, даже просто читая Его Слова, даже в самом простом переводе.
Но им это не важно, только бы уловить на слове. К сожалению, так бывает, что слушатели настроены не услышать, а найти ошибку, указать на неточность. Говорить становится труднее.
Интересно, как Господь будет реагировать?
Иисус не просто не позволяет им навязать свои вопросы, но и задает свои, рассказывает свои притчи, — чтобы уже они были размышляющими и отвечающими, а учеников предупреждает от того, чтобы слишком сближаться с такими людьми.
Единственное, нужно заметить, что Господь действует так, руководствуясь не каким-то набором принципов и приемов, а исполняя волю Отца.
И далее идут поучения, которые мы уже разбирали, читая Марка. Увидите ли вы в них что-то, что не заметили раньше?
3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?
6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
7 И отвечали: не знаем откуда.
8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Если вы не хотите всерьез слушать Иоанна, про которого все очевидно, зачем мне говорить о Себе?
Иисус отворачивается от начальников и обращается к народу:
9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
Это «да не будет» можно понять двояко. Народ в ужасе от рассказанной аллегории надеется, что она никогда не осуществится в действительности. Руководители же, понимая, что разговор идет о них, утверждают, что их-то никакое возмездие не постигнет.
17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
Кажется, я уже писал, что эта цитата из псалма содержит игру слов. Эбен — по евр. камень, бен — сын. Уже в древности этот псалом прилагали к Давиду, сыну Иессея, которого братья просто не замечали. Здесь же Иисус прилагает его к себе как к Сыну Отца.
19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
А как вы думаете, что мы должны государству, а что — Богу?
27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
32 после всех умерла и жена;
33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
Некоторые из этого делают вывод, что в жизни будущего века брак ничего не будет значить. Ничего подобного. Как можно разделить тех, кто стал «единой плотью»? Прекратятся лишь те формы общения, к которым мы здесь привыкли. Не будет нужды жениться или выходить замуж для продолжения потомства (в этом цель обычая левиратного брака, о котором говорят саддукем). А любовь, согласно ап. Павлу, только приумножится (см. 1 Кор. 13:8).
37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
Верите ли вы в это?
39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
Апостол Павел ответил на этот вопрос в Рим. 1:3-4, утверждая, что Иисус был сыном Давида по плоти, и открылся Сыном Божиим по Духу святыни, через воскресение из мертвых.
45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.
Почему Иисус говорит: остерегайтесь? Потому что такое отношение заразно. Это и есть тот соблазн, который может подточить служение, — когда ты начинаешь служить Богу не ради Него Самого, а ради одобрения окружающих, ради прибыли, роскоши. Я видел, как один человек, придя в дело, организованное православными христианами, привнес туда дух наживы и самоутверждения. От этой заразы пострадали все, и пострадало дело.
Иногда нам кажется, что общение с влиятельными людьми может чем-то помочь. Но, как выясняется, цена такой «помощи» может быть слишком высокой.
Здравствуйте, Владимир! Спасибо вам за рассылку и возможность ее обсуждения и, кстати, с возвращением! 🙂
Вот что пришло на ум…
«Господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок». Это же очень интересная деталь — «завернув в платок»… То есть скрыл от глаз, чужих и своих и ждал, пока вернется господин. Просто ждал. Не приумножал, как добрые рабы из той же притчи, не растратил, как, например, блудный сын (а ведь в конечном итоге это заставило его почувствовать нужду и вернуться и своему отцу и господину), а просто ждал… Так и я часто живу в состоянии ожидания. В повседневной жизни жду выходных, жду лета, жду когда придет вдохновение для работы, но и в духовной жизни, получается, тоже жду…. Жду Пасхи, жду более «удачной» недели, чтобы подготовиться как следует к Причастию, а потом..? Опять жду… Но ведь единственное, что у меня есть — это сейчас.
Елена, спасибо за эти мысли! Это правда, часто ждем чего-то, а действовать и жить нужно — сейчас…
Спасибо за за раскрытие трёх образов в Евангелии от Иоана. Мне ещё нравится как Иоан говорит о «свете» , может ли свет также быть таким образом, так как он часто упоминается у евангелиста, и имеет определенную смысловую нагрузку. Мне кажется , что свет подразумевает образ самого Христа, поправьте меня , если я не прав.
Спасибо за такой глубокий и ёмкий комментарий.