21:1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
Только в 13 веке Библия была разделена на главы епископом Стефаном Лэнгтоном. С благодарностью воспринимая это (ведь действительно ориентироваться стало удобнее), все-таки отметим, что лучше бы этот отрывок включить в предыдущую главу. Здесь — очередное противопоставление у Луки: чванливые и сребролюбивые руководители противопоставляются простой и бедной вдове.
Мы уже говорили, что вдова превосходит Закон. По Закону это она как бедный человек могла претендовать на пожертвования. Вместе с тем, через ее поступок виден важнейший принцип жертвы-дара: не в том дело, сколько ты жертвуешь, а в том, что это для тебя значит. Так и в деньгах, и в служении (время, бескорыстность), и в отношениях (без ожиданий услуг в ответ).
И я уверен, что вдова при этом была счастлива.
5 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:
6 придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.
Лука повторяет эсхатологическую речь, которую мы уже дважды читали у других евангелистов. Но попробуем теперь посмотреть на Писание так, как в древности смотрели на него, выделяя небуквальный смысл.
Что происходит с городом, происходит и с отдельным человеком. С каждым из нас это когда-то произойдет. Энергии станет меньше. Знания устареют. Доходы снизятся. Из тех, кто заботится, мы перейдем в категорию тех, о ком заботятся. А когда-то придет и наш час. Что останется, что не подвержено тлению? Во что стоит сейчас вкладываться?
7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?
8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;
11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.
12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
13 будет же это вам для свидетельства.
14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,
15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
Лука дважды повторяет в своем Евангелии эту важную мысль: Не заботьтесь, что говорить, когда вас призовут к Ответу. Дух Отца будет свидетельствовать через вас. Это не проблема, а возможность!
Я знаю одного человека, которого уже в наши дни вызвали в общественную приемную ФСБ. Он не знал причины вызова, и очень боялся, выслушав по телефону предложение встретиться. Братья молились, и диакон открыл наугад Евангелие, чтобы утешить словом. Оказалось, что он попал именно на это место. Но тревога не утихала. И что вы думаете? На следующий день богослужебное чтение включало в себя Лк. 12:11-12, где почти слово в слово это повторяется. Встреча прошла хорошо, ничего против веры и доброй совести не требовали, и действительно, нашлось даже место для свидетельства. Так Бог утешает и укрепляет тех, кто служит Ему. Правда, как это повлияло на сотрудника Лубянки, мы не знаем.
16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
18 но и волос с головы вашей не пропадет, —
19 терпением вашим спасайте души ваши.
«А как же массовые гонения нашего времени, в которых уж точно люди гибли?» — спросят некоторые. Один из вариантов понимания этого слова заключается в том, что ничего, что претерпевают избранные Божии, не бывает напрасным. И в самом эпицентре страданий Бог все равно — вместе с человеком, дает ему внутренний мир, уверенность в том, что ничто не отлучит его от любви Божией.
20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:
24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
Лука уточняет сказанное у Марка и Матфея. Если там картина разрушения Иерусалима переплетается со вторым Пришествием, то у Луки присутствует дополнение — Иерусалим будет попираем язычниками до определенного времени.
Некоторые считают, что это время окончилось в середине ХХ века, когда вновь было создано израильское государство, и Иерусалим снова стал священным городом. Но не будем спешить.
25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26 люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
Пока это не свершилось. Хотя нынешние научные эксперименты с материей и энергией, наращивание ядерного вооружения делают мир все ближе к описываемым событиям.
Вместе с тем, для христиан это повод не для уныния, а для возобновления надежды!
28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;
33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Разрушение Иерусалима произошло при жизни первого поколения учеников Иисуса. Но оставшимся словам еще предстоит сбыться. И это — повод к повышенному трезвению:
34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого.
34, 36 стихи мне хочется распечатать и повесить на видное место — пока не запомню. В них есть и предупреждение от отягчения сердца (и едой, и всем, что входит в нас), и освобождение от тревог и многозаботливости, и очень простое указание, чем же это можно заменить.
37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.
22:1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
5 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
Интересно, что сатана и уловленные им, задумывая свое дело, боятся огласки, народа. Впрочем, не народа вообще, а людей, с которыми у Иисуса установились личные отношения, которые узнали Его любовь, и которые знают друг друга и готовы действовать вместе.
Насколько крепки наши связи друг с другом? Что нас объединяет, и можем ли мы друг на друга рассчитывать в трудной ситуации?
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца],
8 и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
Марк упоминает о жертвенном агнце мимоходом, Лука делает на этом акцент. Он хочет, чтобы мы увидели связь между агнцем и Иисусом, который Сам становится Агнцем.
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
«Возлег» означает, что Иисус лег на бок, опираясь одной рукой, а голова ближайшего ученика оказалась у Него около груди. Другой лег так же, и так далее по кругу. Есть в этом что-то очень простое и доверительное. Так могли возлечь только члены религиозного братства, хабуры (в современном иврите хавер — друг).
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
Только Лука говорит нам о первой чаше, которой открывался Пасхальный ужин.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
Слова Иисуса указывают на грядущие искупительные страдания.
Он также призывает своих учеников творить это в Его воспоминание. «Вспомнить» на языке Ветхого Завета означает больше, чем просто воссоздать в сознании образ. В уставе Песаха (Пасхальной агаде) сказано: «В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Господь при исходе моем из Египта». Не только наших предков вызволил Всесвятой, благословен он, — и нас также вызволил вместе с ними, как сказано: «И нас Он вывел оттуда, чтобы повести нас и дать нам землю, о которой Он клялся нашим предкам»».
Точно также, когда Иисус говорит творить Вечерю в Его воспоминание, это означает, что не только ученики были за той Вечерей, но и мы были с ними, и не только ради них Он предал тело Свое, но и ради нас. Настоящее воспоминание — это соучастие в тех событиях тех славных и страшных часов.
21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
Именно после этих слов Иуда уходит. Получается, он участвовал в Евхаристии, и ему это вовсе не помешало предать!
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Ученики как будто вовсе не понимают трагичности момента, затевают споры о том, кто больше…
Как часто мы оказываемся поразительно глухи и слепы к тому, что происходит рядом — думаем о каких-то высотах, — тогда как рядом с нами оказывается тот, кому мы нужны, и кого мы можем тоже не очень слышать и замечать.
31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
Лука смягчает хвастливое утверждение Петра, переданное нам самим апостолом. Как вы помните, у Марка он говорит: «Если и все соблазнятся, но не я» (Мк. 14:29-31). У Луки Петр не сравнивает себя с другими, только готов к жертве, причем в случае, если он будет с Иисусом, а их разлучили…
Возможно, на Луку повлияло то, что он, вероятно, знал Петра уже изменившимся человеком, и ему было трудно представить, что Петр может произнести такое?
35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
Как с закваской (Лк. 12:1), они Его не понимают…
39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,
42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.
43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
Нам хочется, чтобы молитва доставляла удовольствие. Но в жизни могут быть моменты, когда нужно так молиться — бороться, при том, что никакого моментального эффекта не будет чувствоваться. Но эти-то молитвы оказываются самими главными.
45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали
46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
Многие задавались вопросом, почему Иуда выбирает именно поцелуй в качестве условного знака. Предлагались разные версии. Поцелуй — довольно частое приветствие на Востоке, в темноте именно поцелуй точно укажет, Кто же из группы именно Иисус. Но, быть может, дело и в том, что человек, задумавший недоброе, часто становится преувеличенно вежливым. Ему как бы неудобно за себя…
Заметим еще, что Синодальный перевод здесь неточен. Лука различает греческие термины лаос — народ, и охлос — множество, толпа. Народ, лаос (Лк. 21: 38) всегда положителен. Это те люди, которые слушают Иисуса, следуют за Ним. Толпа, охлос, переменчива. Иногда это вовсе не толпа, а сброд, как здесь, когда все порядочные люди готовятся к Пасхе.
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
Лука подчеркивает этот эпизод, чтобы сказать: Иисус даже в такой момент думает о других, милосердствует.
52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
Господи, не попусти нам такое время.
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.
55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.
56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!
59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.
61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.
62 И, выйдя вон, горько заплакал.
В церкви 4 века возник спор: можно ли принимать в общение тех, кто отрекся от Христа, а после гонений снова захотел войти в Церковь. Были те, кто не хотел причащаться вместе с такими людьми (донатистский раскол). Ревности в них было много. А вот любви?…
Конечно, никто из нас не проходил то, что проходит Иисус в это время. И все же в нашей жизни тоже могли быть люди, которые нас вероломно предавали, как Иуда, или отрекались, как Петр. Простили ли вы их?
63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;
64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?
65 И много иных хулений произносили против Него.
Когда мы оказываемся с теми, кто, как кажется, в чем-то провинился, и кто по положению слабее нас, наша личность проявляется иногда очень неожиданно.
66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион
67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;
68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите [Меня];
69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.
70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.
71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.
Ваши комментарии
Татьяна писала к параллельному месту: Раньше я пыталась бороться и противостоять совершению греха, назвав его у себя в голове за пару секунд до того, как согрешу. Или хотя бы уже после, — но сразу, чтобы осознать, что я делаю. И чем дольше оттягиваешь покаяние в соделанном, тем сложнее и сложнее обратиться ко Христу за прощением…
Читая сегодняшний текст, заметила на примере Иуды и Петра, что Христос как бы обращает их внимание на совершаемое ими, для того чтобы человек сам смог осознать, остановиться и покаяться. Уже во время ареста Христос говорит Иуде: «друг, для чего ты пришел?» По моим ощущениям, будто бы Христос даже сейчас готов простить Иуду, если он остановится и раскается. То же и с Петром. Петух кричит, Петр внезапно осознает, как бы просыпается и понимает, что он делает. Далее уже дело за человеком. Понимая, осознавая свой грех, исповедуем и раскаемся в нем перед Господом, или …?
Спасибо, Татьяна!
Владимир и Дмитрий, спасибо вам. Для меня(61 год) это начало пути и чтение Евангелие впервые. За это время пережила всю свою жизнь без БОГА заново. Слава Богу, за все!
Владимир и Дмитрий, спасибо вам за помощь в прочтении Евангелии. Начинала много раз, прочла впервые. Благодарю за ваши коментарии, которые заставляли задуматься. Спасибо за труд ваш! Храни вас Господь! Помощи вам в ваших делах!
Огромное сердечное СПАСИБО Вам — впервые в этот Пост прочла все Евангелие -конечно суета жизни продолжается, но хочется остановиться, задуматься, вникнуть и как можно дольше, хоть в мыслях пребыть со Словом Божиим, вобрать, сохранить в себе!!!
Храни Вас Бог!
Не получается почему-то сделать пожертвование — в конце приходит отказ в связи с системой безопасности…